Бюджетное устройство Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - раскрыть процесс формирования бюджетного устройства и бюджетной системы.
Для достижения цели курсовой работы будут выполнены следующие задачи:
рассмотрена бюджетная система РФ и принципы ее построения;
произведен анализ формирование бюджетной системы в РФ;
представлено содержание и этапы бюджетного процесса в РФ.

Содержание

Введение 4
1. Бюджетная система РФ и принципы ее построения 6
2. Анализ формирование бюджетной системы в РФ 11
3. Содержание и этапы бюджетного процесса 18
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа финансы и кредит.DOC

— 5.68 Мб (Скачать файл)

Разработка экономико-математических моделей прогнозирования бюджетов также базируется на данных консолидированных бюджетов. Для расчета финансовых ресурсов на перспективу исследуются корреляционные связи между объемами доходов консолидированных бюджетов и такими переменными, как размер ВВП, национального дохода, объемом валовой продукции промышленности, сельского хозяйства.

Основные функции управления государством возложены на центральные  органы власти. Для выполнения ими  их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд - федеральный бюджет. В Конституции РФ (ст. 71) зафиксирована, что в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения.

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

Большую роль играет федеральный  бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.6

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

1) федеральные налоги  и сборы, перечень и ставки  которых определяются налоговым  законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2) таможенные пошлины,  таможенные сборы и иные таможенные платежи;

3) государственная пошлина  в соответствии с Законодательством Российской Федерации;

К неналоговым доходам  федерального бюджета относятся:

1) доходы от использования  имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении этапов государственной власти Российской Федерации;

2) доходы от продажи  имущества, находящегося в государственной собственности, - в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации.7

Главным источником доходов  федерального бюджета являются налоговые доходы (83%). Наиболее весомые налоги - налог на добавленную стоимость и акцизы - более 35% всех доходов бюджета. Налог на прибыль составляет более 13%. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции - более 14%, среди них основное место занимают импортные пошлины.

Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам Российской Федерации выделяются дотации и субвенции.

2. Анализ формирование  бюджетной системы в РФ

 

Налоги - важнейшая форма  аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета. Поддержание эластичности налоговой системы - непременное условие сбалансированности государственной казны.

Поддержание баланса  доходов и расходов государства  неразрывно связано с проводимой в стране налоговой политикой, а в ее рамках - с рациональным соотношением между функциями налогов.

Рассмотрим, что представляет собой структура доходной и расходной статей федерального бюджета в России. В связи с постепенным ослаблением кризиса в бюджетной практике России с 2000г. ежегодно предусматривается растущий профицит (табл.1).8

 

Таблица 1

Доходы, расходы, дефицит (профицит)

федерального бюджета (в % к ВВП)

Год

Доходы

Расходы

Дефицит (-)

Профицит (+)

1992

15,8

18,9

-3,1

1993

14,9

20,6

-5,5

1994

13,4

23,4

-10,0

1995

15,1

17,9

-2,8

1996

14,9

18,6

-3,7

1997

13,9

17,6

-3,7

1998

11.9

17,2

-5,3

1999

12,9

14,0

-1,1

2000

16,0

14,6

1,4

2001

17,6

14,7

2,9

2002

19,4

17,8

1,6

2003

18,5

18,0

0,5

2004

17,9

17,4

0,5

2005

17,8

16,3

1,5


 

Из таблицы 1 видно, что  теперь поступление налогов существенно  улучшилось.

Прежде нередко ситуация складывалась очень тяжелая. Относительно объема ВВП дефицит федерального бюджета в 1994г. достиг максимума (10,0%).

Совершенно обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ).

Рассмотрим показатели сбалансированности консолидированного и федерального бюджета представлены в табл. 2-5.9

 

Таблица 2

Консолидированный бюджет РФ (в млрд. руб.)

Год

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Доходы

5,33

49,7

172,4

437,0

597,7

711,6

686,8

1213,6

2096,5

2301,2

3435

3421,4

4543,9

5478,3

Расходы

597

57,7

230,4

486,1

694,4

835,5

842,1

1258,0

1950,0

2285,4

32546

4202,9

4211,6

5200,2

Дефицит

(-), Профицит

(+)

-0,64

-8,0

-58,0

-49,1

-96,7

-123,9

-155,3

-44,4

+ 146,5

+ 157,4

+ 181 02

+118,54

+332,33

+278,1


 

Таблица 3

Федеральный бюджет РФ (в  млрд. руб.)

Год

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Доходы

3,02

25,5

81,7

232,1

320,3

343,4

325,9

615,3

1132,1

1193,5

1998,4

2417,8

2742,8

3326,0

Расходы

3,98

35,4

142,7

275,2

400,0

436,6

472,2

666,9

1029,2

1193,4

1871,9

2435,6

2659,4

3047,9

                             

Дефицит(-), Профицит(+)

-0,96

-9,9

-61,0

-41,3

-79,7

-93,2

-146,3

-51,4

+102,9

+0,1

+ 126,5

+72,2

+83,4

+278,1


 

Основная часть доходного  потенциала федерального бюджета формируется за счет налоговых доходов, за период с 2001 по 2003г. их доля достигла максимальной величины 93,4% и оставалась практически неизменной. Однако по отношению к объему ВВП картина несколько иная. Если в 2001г. налоговые доходы составляли 14,42% к ВВП, то в 2002г. они составили уже 15,45% ВВП. Затем тенденция изменилась, и они стали снижаться. В 2003г. налоговые доходы составили 14,5%, а в 2004 и 2005 гг. соответственно 13,7 и 13,4% к ВВП.

Неналоговые доходы составляют незначительную долю доходного потенциала - около одного процента. Это свидетельствует  о крайне неэффективном использовании  федеральной государственной собственности, поскольку ее доля в общем экономическом потенциале производственной сферы остается достаточно высокой - около 30%, а отдача в виде отчислений от ее использования и сдачи в аренду составляет всего лишь 2,25% от доходов федерального бюджета в 2002г. и 3,5% в 2003г.

Основные статьи доходов  федерального бюджета в 2004-2005 гг. приведены  в табл.4.

 

Таблица 4

Основные параметры  федерального бюджета на 2003-2005гг.(млрд руб.)

Параметры

2003г.

2004г.

2005г.

 

Утверждено Законом

В % к ВВП

Утверждено Законом

В % к ВВП

Утверждено Законом

В % к ВВП

I . Доходы всего

2417791,8

18,5

2686155,9

17,7

3001139,4

17,3

из них:

           

налоговые доходы

1892363,7

14,5

2083987,0

13,7

2328912,4

13,4

неналоговые доходы

145721,8

1,1

160554,5

1,1

169296,7

1,0

доходы целевых бюджетных  фондов

14066,3

0,1

13114,4

0,1

13630,3

0,1

единый социальный налог

365 640,0

2,8

428 500,0

2,8

489 300,0

2,8

II. Расходы всего

2345641,3

17,9

2591404,6

17,1

2851475,5

16,4

1.Процентные расходы

277 510,0

2,1

290164,2

1,9

302161,1

1,7

в том числе:

           

внутренние

57482,1

0,4

67 992,7

0,4

78 242,0

0,5

внешние

220027,9

1,7

222 171,5

1,5 .

223919,1

1,3

2. Непроцентные расходы (без единого социального налога)

1702491,3

13,0

1 872 740,4

12,4

2060014,4

1.1,9

3. Единый социальным налог

365 640,0

2,8

428 500,0

2,8

489300,0

2,8

III. Профицит, дефицит

72150,5

0,6

94751,3

0,6

149 663,9

0,9

IV. Финансовый резерв

   

324 340,3

2,1

474 004,2

2,7


Как видно из приведенной  таблицы, значительное снижение относительного уровня налоговых доходов федерального бюджета (в % к ВВП) прогнозируется в связи со снижением относительного уровня единого социального налога, а наибольший рост налоговых доходов федерального бюджета предусматривается за счет индексация ставок таможенных пошлин.

Единый социальный налог  стал учитываться в структуре  налоговых доходов федерального бюджета начиная с 2002г.

Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ - и предназначенный для мобилизации средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь, введен действие с 1 января 2001г.

 

Таблица 5

Основные статьи доходов федерального бюджета в 2004-2005гг.

Статья дохода

2004г. - закон (прогноз  по цене на нефть 22 долл. США  за баррель, курс - 31,3)

2005г. - проект (прогноз  по цене на нефть 26 долл. США  за баррель, курс - 30,21)

 

Млрд

руб.

%

ВВП

%

дох.

млрд руб.

%

ВВП

%

дох.

1.ЕСН

438,2

2,9

16,0

260,2

1,4

8,4

2. НДС

988,4

6,5

36,0

1094,0

6,1

35,3

3. Таможенные пошлины

532,5

3,5

19,4

739,4

4,1

23,8

4. Налог на добычу полезных ископаемых

267,9

1,8

9,8

400,2

2,2

12,9

5. Акцизы

98,5

0,6

3,6

84,7

0,5

2,7

6. Налог на прибыль организаций

164,6

1,1

6,0

235,2

1,3

7,6


 

Таблица 6

Консолидированные бюджеты субъектов  РФ10 (в млрд. руб.)

Год

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Доходы

2,67

30,1

115,6

241,0

334,9

433,4

413,5

660,8

1065,9

1107,7

1437,3

1903,6

2141,1

2486,8

Расходы

2,35

28,2

112,6

247,0

351,9

468,1

422,5

653,8

1032,1

1092

1382,8

1857,2

1892,2

2486,8

Дефицит

(-)

                           

Профицит(+)

+0,32

+1,9

+3,0

-6,0

-17,0

-34,7

-9,0

+7,0

+33,8

+15,7

+54,5

+46,4

+248,93

0,0

Информация о работе Бюджетное устройство Российской Федерации