Бюджет и бюджетирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

юджетная система основывается на взаимосвязи бюджетов всех уровней, что происходит при помощи использования регулируемых доходных источников, создания целевых и региональных бюджетных фондов, их частичного перераспределения. Это важное положение реализуется через систему налогов, которые регулируют объемы поступлений финансовых ресурсов, между государством и его регионами, а также в целом по территории России. Необходимость такой системы возникает в результате того, что в рамках страны существует разница в финансовой обеспеченности регионов как последствие ряда объективных причин, связанных с их экономическим и географическим положением. Независимость бюджетов обеспечивается присутствием источников доходов и правом выбирать направление их использования и затрат.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.36 Кб (Скачать файл)

Завершающим этапом составления системы  бюджетов является формирование прогноза бюджета прибылей и убытков и  прогнозного баланса основной деятельности. 

При составлении прогноза прибылей и убытков сводятся в единые показатели затрат и выручки из других бюджетов: данные о доходах берутся из бюджета  продаж, а затраты — из соответствующих  бюджетов и группируются по статьям  калькуляции или по экономическим  элементам.

Заключительным шагом является составление прогнозного баланса  статьи которого должны быть агрегированы с целью лучшей обозримости и  выделения наиболее значимых позиций  для проведения сравнительного анализа.

 

Сводные бюджеты в виде прогнозного  финансового результата и прогнозного  баланса имеют существенную значимость для руководителей высшего уровня управления организацией:

•  во-первых, они используются для окончательной проверки математической корректности и взаимосвязи всех бюджетов;

•  во-вторых, позволяют выявить  узкие места в обеспечении  ресурсами, появлении непредвиденных обстоятельств и других неблагоприятных  ситуаций, заранее разработать мероприятия  по их устранению;

•  в-третьих, позволяют рассчитать прогнозные значения коэффициентов  ликвидности и провести прогнозный финансовый анализ деятельности организации.

2.3.Бюджетный анализ

Управленческий учет и контроль всегда сопровождает анализ. В зависимости  от видов бюджетного контроля различают  три вида бюджетного анализа: перспективный, оперативный и ретроспективный.

Перспективный (прогнозный,предварительный) бюджетный анализ изучает экономические  явления и процессы с позиций  перспективы их развития и использования  при формировании бюджетов.

Основные цели данного анализа  — всесторонне проанализировать информацию о возможных способах достижения обозначенной стратегии  и тактики предприятия, оценить  реалистичность тех или иных решений  по формированию бюджетов и их соответствие внутренней логике развития бизнеса.

Основываясь на изучении закономерностей  развития экономических явлений  и хозяйственных процессов, а  также на анализе данных о настоящем  и прошлом организации, предварительный  анализ позволяет выявить наиболее эффективные пути развития предприятия, формируя базу для бюджетного планирования и контроля. В предварительном  бюджетном анализе широко используются прогнозные методы.

Оперативный бюджетный анализ используется непосредственно при исполнении бюджетов при осуществлении хозяйственной  деятельности предприятия. Цель оперативного анализа — оценка отклонений фактических  показателей от намеченных бюджетом. Инструментом достижения этой цели служит комплексное, оперативное выявление  и измерение причинно-следственных взаимосвязей бюджетных отклонений. В связи с этим можно сформулировать основные задачи оперативного анализа  бюджетов следующим образом:

•  систематическое выявление  уровня выполнения бюджетных показателей  по центрам ответственности;

•  оперативное определение  и расчет влияния факторов изменения  показателей от заданного уровня;

•  систематизация позитивных и  негативных причин отклонения.

 Оперативность в анализе  бюджетов означает прежде всего  своевременность выявления и  исследования краткосрочных изменений  деятельности центра ответственности,  которые либо могут вывести  его из заданного бюджетом  направления развития, либо сигнализируют  о появлении дополнительных возможностей, позволяющих перевести его на  более эффективный режим функционирования. При этом всегда необходимо  учитывать время, в течение  которого действуют причины, порождающие  отклонения от бюджета. В противном  случае результаты оперативного  анализа будут бесполезны, так  как возникает новая экономическая  ситуация с новыми причинно-следственными  взаимосвязями и новыми экономическими  последствиями.

В связи с этой особенностью оперативного анализа вряд ли может  быть однозначный  ответ о периодичности его  проведения. Это зависит от ряда обстоятельств: во-первых, от содержания контролируемых и анализируемых  показателей и их взаимосвязи  с осуществляемыми процессами, во-вторых, от необходимости предвидения отдельных  предстоящих изменений в производственных процессах и их экономических  последствиях, в-третьих, от учета временного фактора, позволяющего провести анализ и выявить причины, выработать и  исполнить оперативные решения  по своевременному регулированию производственных процессов или показателей бюджетов. В любом случае критерием при  проведении оперативного анализа должен быть принцип покрытия затрат предстоящей  выгодой. В первую очередь при  этом необходимо осуществить оперативный  анализ главных индикаторов появившихся  проблем в исполнении бюджетов.

Отклонения можно классифицировать:

•  по характеру воздействия  на производственную систему: благоприятные  и неблагоприятные;

•  по структуре: простые и комплексные. У простых отклонений причина  и последствия однозначны, комплексные  — имеют сложную

цепь причинно-следственных связей и нескольких виновников возникновения;

•  по связи с деятельностью  центра ответственности: зависящие  от деятельности центра (контролируемые) и не зависящие от деятельности центра (неконтролируемые);

•  по степени влияния на процесс  производства: устранимые и не устранимые;

•  по степени персонификации виновников: персонифицированные и обезличенные;

•  по степени отражения в  учете: учтенные и неучтенные. Существенным недостатком неучтенных отклонений является невозможность

 во многих случаях установить  причины, виновников и обстоятельства  их возникновения, что не всегда  позволяет эффективно использовать

 полученные о них данные  в управлении;

•  по степени важности для управления: существенные и несущественные.

Для обеспечения эффективности  контроля и организации управления по отклонениям важно определить порог существенности. Чаше всего  для этого используют критерий существенности, принятый в финансовой отчетности и  равный 5%, т.е. выделяют и анализируют  только те показатели, которые превышают  данный предел. Несущественные отклонения не рассматриваются до тех пор, пока они не приобретут повторяющегося характера  или не повлекут потенциальных осложнений в работе.

В некоторых случаях важность отклонения может выражаться в стоимостных  или количественных показателях. Основания  для определения важности отклонения зависят от содержания выбранного элемента бюджета и его влияния на принятие решений. При определении важности отклонения могут использоваться статистические методы. Обычно задается допустимый диапазон отклонений, и в рамках которого возможны различные уровни их значимости.

Если отклонения находятся внутри допустимого интервала, не требуется  никаких шагов по устранению недостатков. В случае, когда отклонение не выходит  за минимальную границу, но постоянно  приближается к предельному значению, необходимо привлечь внимание вышестоящего руководителя к данному отклонению. Его причиной может быть либо неадекватно  рассчитанный бюджетный показатель, либо неточный учет затрат, требующий  проверки операций по контролю.

Если отклонение выходит за допустимые пределы, необходимо повысить эффективность  деятельности или сформулировать новые  бюджетные показатели. Значительный выход отклонений за допустимые пределы  свидетельствует о том, что используется неверная модель принятия решений или  постановки цели, поэтому необходимо разработать более адекватную модель.

Ретроспективный анализ исполнения бюджетов проводится на основе итоговых результатов  деятельности центров ответственности  за период, установленный бюджетом. Ретроспективный анализ проводится преимущественно по документированным  источникам информации на базе бухгалтерской  и статистической отчетности. Это  позволяет типизировать процедуры  анализа. Для повышения эффективности  такого анализа широко используются единые методики, включающие разнообразные  по форме и содержанию математико-статистические методы. Компьютерная техника позволяет  существенно сокращать сроки  проведения анализа, более полно  учитывать влияние выявленных факторов на результат производственно-хозяйственной  деятельности, заменять приближенные или упрощенные расчеты более  точными вычислениями, ставить и  решать многомерные задачи.

В основе определения целей ретроспективного бюджетного анализа лежит принцип  исследования хозяйственной деятельности на основе выполнения бюджетных показателей. С помощью ретроспективного анализа  должна быть дана оценка напряженности  и обоснованности бюджетных показателей, установлены причины отклонений от бюджетных показателей и проведена  оценка деятельности менеджеров, структурных  подразделений и всего предприятия  в целом.

Для анализа обоснованности сформированных бюджетов можно использовать методы оценки напряженности плановых заданий, поскольку последние лежат в  основе бюджетного планирования. Обычно для этого используют коэффициентный метод оценки напряженности плана  по темпам роста к предыдущему  периоду, метод оценки напряженности  плана с точки зрения нормативного использования производственных ресурсов, метод оценки статистических критериев  качества планирования.

 

Традиционной задачей ретроспективного анализа является выявление факторов бюджетных отклонений и количественная оценка их влияния. Важно не только выявить сам факт отклонения, но и установить его причины, исследовать  прямые и косвенные связи, изучить  явные и скрытые зависимости  между анализируемыми показателями.

 

Заключение

 Концепция финансового планирования  представляет собой прошедший  проверку временем взнос систем  централизованного планирования  в практику и теорию составления  бюджетов. Финансовое планирование  направленно на создание адекватного  моста между производственными  планами и их финансовыми последствиями.  Планирование в условиях экономики  с централизованным планированием,  как правило, проводилось в  рамках пятилетних и годовых  планов, причем годовые планы,  в свою очередь, составлялись  на основе ориентации на материальные  балансы, в соответствии с которыми, связи межу разными отраслями  анализировались в понятиях материальных  факторов и полученных объемах  производства. Задания государственного  сектора в этом процессе рассматривались  преимущественно в материальном  виде и излагались в финансовых  категориях. Однако не все стороны  деятельности государства переводятся  в наличность, поскольку некоторые  операции могут не включать  определенной выплаты наличности, а вместо этого в баланс  вносились соответствующие коррективы.

 

Основой для финансовых оценок послужили  цели, поставленные планом в материальном выражении. Для каждого сектора  налогов задавались ориентиры относительно стандартов (норм), которые обозначены в материальной форме. Эти нормы  потом преобразовывались в “нормы в финансовом выражении”, которые  просто были следствиями перевода материальных норм в денежное выражение при  расчетах по ценам, которые назначались  правительством. Такие нормы проводились  для всей экономики, а “бюджетные нормы” относились к расходам, которые  финансировались из бюджета. Затраты, полученные на основе этих норм, назывались нормами затрат хотя они относились в основном к выплатам наличностью, а не к полученным расходам. Эти  затраты относятся к поточной деятельности, а также к строительным объектам, причем они рассчитывались, утверждались и реализовывались  такими центральными учреждениями, как  Госплан и министерство финансов. 

На основе вышеприведенных норм относительно нужд страны, в широком  смысле готовились проекты планов, ведомства получали указания относительно этих планов, и начиналось формирование бюджета всех уровней.

Остановимся несколько подробнее  на самостоятельности бюджетов. Здесь  вполне можно согласиться с мнением  ряда видных российских экономистов, которые  указывают на то, что принцип самостоятельности  может быть полностью реализован лишь в условиях функционирования такого механизма разграничения доходных источников между органами власти разного  уровня, при котором на любом уровне управления обеспечивается соответствие доходов финансируемым расходам и стабильность условий поступления  денежных средств в бюджет.

 


Информация о работе Бюджет и бюджетирование