Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 13:55, курсовая работа
юджетная система основывается на взаимосвязи бюджетов всех уровней, что происходит при помощи использования регулируемых доходных источников, создания целевых и региональных бюджетных фондов, их частичного перераспределения. Это важное положение реализуется через систему налогов, которые регулируют объемы поступлений финансовых ресурсов, между государством и его регионами, а также в целом по территории России. Необходимость такой системы возникает в результате того, что в рамках страны существует разница в финансовой обеспеченности регионов как последствие ряда объективных причин, связанных с их экономическим и географическим положением. Независимость бюджетов обеспечивается присутствием источников доходов и правом выбирать направление их использования и затрат.
Завершающим этапом составления системы бюджетов является формирование прогноза бюджета прибылей и убытков и прогнозного баланса основной деятельности.
При составлении прогноза прибылей и убытков сводятся в единые показатели затрат и выручки из других бюджетов: данные о доходах берутся из бюджета продаж, а затраты — из соответствующих бюджетов и группируются по статьям калькуляции или по экономическим элементам.
Заключительным шагом является
составление прогнозного
Сводные бюджеты в виде прогнозного
финансового результата и прогнозного
баланса имеют существенную значимость
для руководителей высшего
• во-первых, они используются для окончательной проверки математической корректности и взаимосвязи всех бюджетов;
• во-вторых, позволяют выявить
узкие места в обеспечении
ресурсами, появлении непредвиденных
обстоятельств и других неблагоприятных
ситуаций, заранее разработать
• в-третьих, позволяют рассчитать прогнозные значения коэффициентов ликвидности и провести прогнозный финансовый анализ деятельности организации.
2.3.Бюджетный анализ
Управленческий учет и контроль всегда сопровождает анализ. В зависимости от видов бюджетного контроля различают три вида бюджетного анализа: перспективный, оперативный и ретроспективный.
Перспективный (прогнозный,предварительный) бюджетный анализ изучает экономические явления и процессы с позиций перспективы их развития и использования при формировании бюджетов.
Основные цели данного анализа — всесторонне проанализировать информацию о возможных способах достижения обозначенной стратегии и тактики предприятия, оценить реалистичность тех или иных решений по формированию бюджетов и их соответствие внутренней логике развития бизнеса.
Основываясь на изучении закономерностей развития экономических явлений и хозяйственных процессов, а также на анализе данных о настоящем и прошлом организации, предварительный анализ позволяет выявить наиболее эффективные пути развития предприятия, формируя базу для бюджетного планирования и контроля. В предварительном бюджетном анализе широко используются прогнозные методы.
Оперативный бюджетный анализ используется
непосредственно при исполнении
бюджетов при осуществлении
• систематическое выявление уровня выполнения бюджетных показателей по центрам ответственности;
• оперативное определение и расчет влияния факторов изменения показателей от заданного уровня;
• систематизация позитивных и негативных причин отклонения.
Оперативность в анализе
бюджетов означает прежде
В связи с этой особенностью оперативного
анализа вряд ли может быть однозначный
ответ о периодичности его
проведения. Это зависит от ряда
обстоятельств: во-первых, от содержания
контролируемых и анализируемых
показателей и их взаимосвязи
с осуществляемыми процессами, во-вторых,
от необходимости предвидения
Отклонения можно
• по характеру воздействия на производственную систему: благоприятные и неблагоприятные;
• по структуре: простые и комплексные. У простых отклонений причина и последствия однозначны, комплексные — имеют сложную
цепь причинно-следственных связей и нескольких виновников возникновения;
• по связи с деятельностью центра ответственности: зависящие от деятельности центра (контролируемые) и не зависящие от деятельности центра (неконтролируемые);
• по степени влияния на процесс производства: устранимые и не устранимые;
• по степени персонификации виновников:
персонифицированные и
• по степени отражения в учете: учтенные и неучтенные. Существенным недостатком неучтенных отклонений является невозможность
во многих случаях установить
причины, виновников и
полученные о них данные в управлении;
• по степени важности для управления: существенные и несущественные.
Для обеспечения эффективности контроля и организации управления по отклонениям важно определить порог существенности. Чаше всего для этого используют критерий существенности, принятый в финансовой отчетности и равный 5%, т.е. выделяют и анализируют только те показатели, которые превышают данный предел. Несущественные отклонения не рассматриваются до тех пор, пока они не приобретут повторяющегося характера или не повлекут потенциальных осложнений в работе.
В некоторых случаях важность отклонения может выражаться в стоимостных или количественных показателях. Основания для определения важности отклонения зависят от содержания выбранного элемента бюджета и его влияния на принятие решений. При определении важности отклонения могут использоваться статистические методы. Обычно задается допустимый диапазон отклонений, и в рамках которого возможны различные уровни их значимости.
Если отклонения находятся внутри допустимого интервала, не требуется никаких шагов по устранению недостатков. В случае, когда отклонение не выходит за минимальную границу, но постоянно приближается к предельному значению, необходимо привлечь внимание вышестоящего руководителя к данному отклонению. Его причиной может быть либо неадекватно рассчитанный бюджетный показатель, либо неточный учет затрат, требующий проверки операций по контролю.
Если отклонение выходит за допустимые пределы, необходимо повысить эффективность деятельности или сформулировать новые бюджетные показатели. Значительный выход отклонений за допустимые пределы свидетельствует о том, что используется неверная модель принятия решений или постановки цели, поэтому необходимо разработать более адекватную модель.
Ретроспективный анализ исполнения бюджетов
проводится на основе итоговых результатов
деятельности центров ответственности
за период, установленный бюджетом.
Ретроспективный анализ проводится
преимущественно по документированным
источникам информации на базе бухгалтерской
и статистической отчетности. Это
позволяет типизировать процедуры
анализа. Для повышения эффективности
такого анализа широко используются
единые методики, включающие разнообразные
по форме и содержанию математико-статистические
методы. Компьютерная техника позволяет
существенно сокращать сроки
проведения анализа, более полно
учитывать влияние выявленных факторов
на результат производственно-
В основе определения целей
Для анализа обоснованности сформированных бюджетов можно использовать методы оценки напряженности плановых заданий, поскольку последние лежат в основе бюджетного планирования. Обычно для этого используют коэффициентный метод оценки напряженности плана по темпам роста к предыдущему периоду, метод оценки напряженности плана с точки зрения нормативного использования производственных ресурсов, метод оценки статистических критериев качества планирования.
Традиционной задачей
Заключение
Концепция финансового
Основой для финансовых оценок послужили
цели, поставленные планом в материальном
выражении. Для каждого сектора
налогов задавались ориентиры относительно
стандартов (норм), которые обозначены
в материальной форме. Эти нормы
потом преобразовывались в “
На основе вышеприведенных норм относительно нужд страны, в широком смысле готовились проекты планов, ведомства получали указания относительно этих планов, и начиналось формирование бюджета всех уровней.
Остановимся несколько подробнее
на самостоятельности бюджетов. Здесь
вполне можно согласиться с мнением
ряда видных российских экономистов, которые
указывают на то, что принцип самостоятельности
может быть полностью реализован
лишь в условиях функционирования такого
механизма разграничения