Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 15:18, курсовая работа
Целью работы является рассмотреть государственное регулирование и поддержку предпринимательской деятельности в создании благоприятных правовых, организационных и экономических условий для развития предпринимательской деятельности, что является и необходимой и объективной целью государственной поддержки.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность государственного регулирования цен………………….................5
Ценовая политика государства……………………………………............5
Нормативно-правовая основа государственного регулирования цен
тарифов в РФ……………………………………………………………..............10
2. . Анализ текущего состояния государственного управления ценами и доходами………………………………………………………………………….14
2.1 Анализ и принципы регулирования цен на федеральном и региональном уровне…………………………………………………………………………….22
2.2. Результаты и основные направления деятельности Федеральной службы по тарифам РФ на 2010-2012гг………………………………………………….32
3. Возможности и перспективы государственного регулирования цен на предприятии……………………………………………………………………...39
3.1 Государственное регулирование цен на предприятии…………………….39
3.2. Возможности и перспективы государственного регулирования цен……45
Заключение……………………………………………………………………….48
Список использованной литературы………………………………………...…51
Все методы государственного
регулирования, несмотря на их определенное
разнообразие, как показывает анализ
мирового экономического опыта, можно
разбить на следующие группы: административное
(и правовое) регулирование, прямое
и косвенное экономическое
К административным методам
регулирования относятся
Государственное правовое регулирование осуществляется на основе хозяйственного законодательства через систему устанавливаемых им норм и правил.
К прямому экономическому
регулированию относятся
Увязывая интересы различных
уровней и субъектов
На стыке административных
и прямых экономических методов регулирования
находятся такие адекватные современной
смешанной экономике формы государственного
регулирования как программно-целевой
подход, проектное финансирование и кредитование.
Реализация общих и специальных целевых
программ и проектов, намечающих ориентиры
развития в какой-либо области, наряду
с применением административно-
К «косвенным формам» экономического
регулирования относится
По настоянию премьер-министра в среднесрочную программу социально-экономического развития страны было включено положение о снижении НДС с 18% до 13%. Минфин согласился снизить НДС с 2009 г. до 15% при условии ликвидации льготной 10%-ной ставки. Однако было решено отказаться от реализации этого предложения из-за возможных социальных последствий.
Дискуссия о замене налога на добавленную стоимость (НДС) налогом с продаж (НСП) не затихает. Центр исследования проблем налогообложения при Финансовой академии по заказу администрации Президента РФ подготовил доклад, в котором обосновывается возможность подобной замены. Доклад был презентован руководителем экспертного управления администрации Президента РФ Аркадием Дворковичем, который высказывал эту идею еще в 2004г. Минфин продолжает выступать категорически против замены НДС налогом с продаж.
Экспертное управление Президента утверждает, что в результате реформы выпадающие доходы госбюджета составят 250 млрд. руб. Аналитики называют и более высокие цифры – до 800 млрд. руб. (в 2005 г. профицит бюджета составил 1,6 трлн. руб.).
Опыт развитых стран свидетельствует,
что далеко не все функции, необходимые
для нормального протекания воспроизводственного
процесса и обеспечения полноценной
жизни общества, реализуются посредством
рыночных отношений, так как механизм
свободного (неуправляемого) рынка
оказывается зачастую недостаточным
для обеспечения
Особенность общественных благ такова, что государство должно контролировать и регулировать процессы производства, распределения и обмена соответствующих товаров. Таким образом, рыночный механизм в значительной степени следует дополнять системой государственного вмешательства. Применение различных форм государственного регулирования не означает замены рыночных отношений административными, поскольку в национальной экономике действует специфический хозяйствующий субъект – государство. Его аппарат призван решать экономические функции строго в рамках средств, имеющихся в его распоряжении.
Ко второй форме участия
государства в управлении общественным
производством можно отнести
формирование решений, непосредственно
затрагивающих структуру
И, наконец, третья форма
влияния государства на хозяйственную
деятельность – это выработка
системы регуляторов для
Разумеется, соотношение
между обозначенными тремя
Таким образом, в целях
создания эффективной системы
Причем, важно подчеркнуть,
что государственное
2.1. Анализ и принципы
регулирования цен на
Различают регулирование цен на макро- и микроуровне. Регулирование цен на микроуровне основывается на теориях цен и к настоящему времени исследовано достаточно полно, регулирование же на макроуровне, хотя и освещается в той или иной степени в общеэкономических теориях, требует дальнейшего изучения.
Основанием для разграничением полномочий в регулировании цен на макро- и микроуровнях являются: характер решаемых задач; объекты ценообразования; механизм формирования цен, условия хозяйственной деятельности. На макроуровне решаются национальные, общественные задачи, на микроуровне – частные задачи самостоятельного хозяйствующего субъекта.
В экономической литературе отсутствуют критерии выбора объектов государственного регулирования цен. На практике такими объектами чаще всего становятся стратегические виды ресурсов и продукция, имеющая особое социально-политическое значение. Государство принимает на себя функцию установления правил, методов и порядка ценообразования в стране в целом, на отдельных территориях, а в некоторых случаях и по отдельным товарам.
Самостоятельные товаропроизводители, ориентируясь на установленные правила, методы и порядок, применяют их в своей деятельности и создают конкретный механизм определения цен на собственные товары. Как правило, в странах с рыночной экономикой государственному регулированию подлежат цены и тарифы на товары и услуги тех сфер деятельности, где конкуренция и рыночная система считается недостаточно эффективной.
Особенности государственного устройства России предполагают выделение в качестве уровня управления субъектов РФ. Последние являются относительно самостоятельными образованиями с законченным циклом воспроизводства, имеют свои особенности в структуре производства и потребления, специфике протекания социальных и экономических процессов.
Для эффективного, скоординированного государственного регулирования цен актуальным становится разграничение федерального и регионального уровней полномочий.
Главной предпосылкой, обусловливающей
повышение роли регионального регулирования,
является необходимость большего внимания
к решению социально-
На основании указанных различий по нашему мнению и должны основываться масштабы регулирования, конкретные формы и методы воздействия на цены в рамках региона.
Падение объемов производства,
структурные дисбалансы в экономике
и кризис государственных финансов
резко сократил и возможности
маневра в социальной политике -
в объемах ресурсов, которые
можно перераспределять между ее
отдельными направлениями. Масштабы
бедности приобрели массовый характер.
Так, по разным источникам, в 2012
г. 46-50 млн. человек, (треть населения
России) проживали за пределами прожиточного
минимума, в 1992 г. этот показатель равнялся
2,3 млн. человек. Между тем именно
уровень жизни населения
Как известно, уровень
жизни населения определяется двумя
факторами: его доходами и ценами
на приобретаемые товары и услуги,
а минимальный прожиточный
Легитимность регулирования цен определяется соответствующим законодательством. Анализ нормативно-правовой базы этого регулирования в России выявил следующее:
- существующее законодательство
допускает государственное
- установление порядка
регулирования находится в
- действующими нормативно-