Государственное регулирование цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотреть государственное регулирование и поддержку предпринимательской деятельности в создании благоприятных правовых, организационных и экономических условий для развития предпринимательской деятельности, что является и необходимой и объективной целью государственной поддержки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность государственного регулирования цен………………….................5
Ценовая политика государства……………………………………............5
Нормативно-правовая основа государственного регулирования цен
тарифов в РФ……………………………………………………………..............10
2. . Анализ текущего состояния государственного управления ценами и доходами………………………………………………………………………….14
2.1 Анализ и принципы регулирования цен на федеральном и региональном уровне…………………………………………………………………………….22
2.2. Результаты и основные направления деятельности Федеральной службы по тарифам РФ на 2010-2012гг………………………………………………….32
3. Возможности и перспективы государственного регулирования цен на предприятии……………………………………………………………………...39
3.1 Государственное регулирование цен на предприятии…………………….39
3.2. Возможности и перспективы государственного регулирования цен……45
Заключение……………………………………………………………………….48
Список использованной литературы………………………………………...…51

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЦЕНАМ.docx

— 110.75 Кб (Скачать файл)

- государственное регулирование  цен осуществляется на трех  уровнях:

федеральном, субъекта федерации, местного самоуправления.

Федеральный закон,  регламентирующий правовые основы системы ценообразования, до сих пор не принят (в период с 1992 г. было подготовлено 17 законопроектов). Между тем действующий перечень регулируемых товаров и услуг,  утвержденный постановлением Правительства  РФ в 1995г.,  к настоящему времени  значительно расширился.  К объектам ценового регулирования отнесены товары и услуги отраслей естественных монополий, оборонного комплекса,  особого социального  и жизненно важного    значения, государственного заказа,  организаций, финансируемых из бюджетов,   а также предприятий,  злоупотребляющих монопольной властью.   Во многих случаях нормативно-правовые акты носят рекомендательный характер, неясен механизм их исполнения,  в некоторых случаях законодательные акты вступают в противоречие друг с другом.

Следствием недостатков  федерального законодательства является  активная законотворческая деятельность региональных органов власти. В субъектах  РФ подготовлены и приняты законы, касающиеся вопросов ценового регулирования,  которые конкретизируют мероприятия,  определяют механизм и методы регулирования  цен с учетом особенностей региона.

Перечень товаров,  цены на которые регулируются региональными  органами управления,  формируется  преимущественно эмпирическим путем,  исходя из рекомендаций федеральных  органов.

В структуре федеральных  органов исполнительной власти функции  регулирования и контроля в области  ценообразования поделены между:

Федеральной энергетической комиссией; Министерством по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства  РФ; Департаментом цен и государственных  закупок Министерства экономического развития и торговли РФ.  Кроме  того,  отдельные вопросы в  области ценообразования распределены между отраслевыми министерствами: промышленности, науки и технологий,  сельского хозяйства,  энергетики,  транспорта,  путей сообщения  и др.  Все это позволяет  говорить об отсутствии не только единого  скоординированного подхода к ценовому регулированию,  но и методологической базы.

Ценовыми вопросами на уровне муниципальных образований  занимаются специалисты отдела экономики  или работники отдела по защите прав потребителей местных органов исполнительной власти. Наличие и численность  специалистов по ценам в городах  и районах субъектов федерации  во многом зависят от объемов, решаемых на этом уровне ценовых вопросов и  возможностей бюджетов по содержанию таких работников.

Анализ исследования показывает,  что федеральными органами управления утеряны важные функции по ведению  анализа ценообразования на потребительском  рынке, нет методологического, а  на практике и методического управления в вопросах региональной политики цен. Это негативно отразилось на деятельности органов ценообразования всех уровней. Недостатком практики регулирования  цен в масштабах страны    является отсутствие обмена опытом между  регионами и ограничения в  получении информации.  Перечисленные  недостатки исключают возможность  оперативного управления процессами ценообразования  при изменении экономической  ситуации, не позволяют давать объективную  оценку ценового регулирования.

Как на федеральном уровне,  так и в структуре органов  исполнительной власти субъектов федерации  функции по регулированию тарифов  на электрическую и тепловую энергию  выполняют специальные органы  – региональные энергетические комиссии,  однако почти повсеместно и рассмотрение проектов тарифов, и экспертные заключения по правильности их формирования проводят специалисты органов ценообразования  субъектов РФ, которые либо непосредственно  подчинены органам исполнительной власти субъектов федерации,  либо входят в состав экономических или финансовых органов управления.

Одной из основных форм воздействия  федеральных органов на процессы ценообразования стали конкурсные закупки продукции для государственных  нужд.  Что касается регионов,  то здесь конкурсные торги практически  не проводятся.

Основными причинами ограниченного  проведения конкурсных закупок на уровне субъектов РФ можно считать следующие:

-  дефицитность региональных  бюджетов,  низкая платежная дисциплина  в стране,  не позволяющая планировать    сроки поступлений и,  соответственно, расчеты бюджета с поставщиками  продукции;

-  противоречивость законодательных  актов,  отсутствие в них процедур  проведения торгов.  Принятые  нормативно-правовые акты в основном  затрагивают первый уровень управления  –  федеральный и лишь отчасти  касаются вопроса о региональных  нуждах субъектов РФ;

- отсутствие необходимой  и доступной информации о конъюнктуре  рынка требующегося товара (особенно  при отсутствии производства  в регионе);

-  кадровая проблема,  усугубляемая отсутствием методических  и учебных материалов,  ликвидацией  существовавшей ранее системы  подготовки кадров для системы  ценообразования,  исключением из  списка федерального компонента  учебной дисциплины  "Ценообразование"  в Государственных образовательных  стандартах по экономическим  специальностям  (за исключением  ГОСТа по маркетингу).

Регулирование цен в регионах,  как и на федеральном уровне может осуществляться прямыми и косвенными методами.  Выбор методов ценового регулирования, обусловлен:

Во-первых, социально-экономическими особенностями товаров и услуг.

Основными объектами государственного регулирования цен на региональном уровне являются социально значимые товары и услуги.  Анализ практики государственного воздействия на цены в рамках региона позволяет выделить три важных направления регулирования:

1. Сфера агропромышленного  производства,  где регулирование  цен на основные продукты питания  происходит в рамках формирования  регионального фонда продовольствия.

2. Сфера услуг,  где  регулируются тарифы:  а)  на  жилищно-коммунальные услуги,  что  являются составной частью реформы  ЖКХ;  б)  на услуги бюджетных  учреждений и организаций,  где  идет расширение перечня предоставления  платных услуг.

3. Лекарственные средства  и изделия медицинского назначения,  являющиеся объектом жизнеобеспечения  граждан.

Во-вторых, специфическими региональными  особенностями  (структура производства и потребления,  специфика межрегиональных  связей,  социально- экономическое  положение региона,  наличие финансовых ресурсов в региональных бюджетах);

В настоящее время в  регионах сужается круг регулируемых продуктов, регулирование цен на социально значимые продукты сконцентрировано на ограниченной группе продуктов, прежде всего хлебобулочных и молочных.

В целом система ценообразования  на рынке социально-значимых продуктов  питания в стране показывает,  что разумное сочетание рыночной конкуренции и регулирования  цен позволяет не только насытить потребительский рынок необходимой  продукцией,  но и предложить ее покупателю по приемлемой цене.

Основой реформирования жилищно-коммунального  хозяйства является переход к  полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг  (ЖКУ).

Важность регулирование  цен в этой сфере характеризуется  двумя основными моментами:

- особым социальным значением  жилищно-коммунальных услуг для  населения;

- тем,  что организации  инфраструктурного обеспечения  коммунальными услугами являются  естественными (локальными) монополиями.

Проведенные в этой сфере  исследования позволяют сделать  вывод о том, что темпы перехода к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг являются завышенными по причине  низких доходов населения и неподготовленности механизма межбюджетных отношений,  проявляющейся в следующем:

-  динамика тарифов  значительно опережает рост доходов  населения.  По нашим расчетам, с декабря 1992 по декабрь 2012 г. тариф на услуги жилищно-коммунального хозяйства в среднем выросли в 20 раз, доходы населения за тот же период  в средне увеличились в 8,5 раза;

- значительный рост числа  граждан,  обращающихся в местные  органы власти за компенсационными  выплатами вследствие повышения  расценок на оплату жилищно-коммунальных  услуг  (в отдельных муниципальных  образованиях доля таких граждан  составила более 30%  от количества  проживающих);

- потребность в жилищных  субсидиях может существенно  вырасти за счет перевода основных  льгот по оплате ЖКУ в категорию  субсидий и в случае опережающего  роста тарифов на газ и электроэнергию,  поскольку электроэнергия составляет  значительную долю как в общих  расходах по оплате жилищно-коммунальных  услуг, так и в тарифах других  коммунальных услуг;

- при переходе к 100%-ной оплате стоимости ЖКУ потребителями резко возрастет дифференциация между субъектами РФ в части потребности в бюджетных средствах на предоставление жилищных субсидий;

- существующая система  межбюджетных отношений не гарантирует,  что размер поддержки из федерального  бюджета окажется достаточным  для обеспечения бюджетных обязательств  по финансированию жилищно-коммунального  хозяйства.  Недофинансирование  бюджетами всех уровней предприятий  ЖКХ в 2000  г.  составило  20 % (59  млрд.  руб.)  от объема  необходимых средств.

Анализ практики ценообразования  в сфере ЖКУ выявил наличие  существенной дифференциации тарифов  на них как по регионам страны, так  и в границах субъектов РФ.

Указанное различие в тарифах  связано не только с объективными факторами  (географические,  климатические,  технологические особенности), возможностями  местных бюджетов,  но и с отсутствием  единого подхода к разработке и реализации мер тарифного регулирования, а именно:

-  несогласованность действий  между государственными органами,

осуществляющими регулирование, как на различных уровнях управления, так и по различным видам коммунальных услуг;

-  отсутствие взаимоувязки во времени уровня повышения коммунальных платежей и тарифов на электроэнергию, в связи с чем достаточно характерны ситуация искусственного замораживания тарифов и все более увеличивающийся разрыв между стоимостью энергоносителей,  реальными затратами на производство услуг и доходами предприятий от оплаты услуг населением.  В других случаях,  резкие увеличения тарифов на основные энергоносители вызывают  «ответную реакцию»  на местах – повышение стоимости производства и поставки жилищно-коммунальных услуг;

-  существенная недоработка  методических вопросов,  отсутствие  необходимой нормативно-правовой  базы.  Например,  деятельность  предприятий электро-,  тепло-,  газо-  и водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности и регулирующихся органами местного самоуправления,  не включена в Закон о естественных монополиях, что приводит к нарушению антимонопольного законодательства.

Количество    цен  и тарифов,  в отношении которых  осуществляется государственное регулирование  на региональном уровне,  значительно  увеличилось за счет расширения перечней платных услуг,  оказываемых бюджетными организациями всех    уровней. До недавнего времени эти услуги оказывались в дополнение к основным функциям этих структур и в очень  небольших количествах.  Расширение числа предоставляемых платных  услуг вызвано,  как правило,  недостатком финансовых средств,  необходимых для бюджетных учреждений и организаций.

В большинстве нормативных  правовых актов РФ,  разрешающих  оказания платных услуг,  нет единого  подхода к определению перечней этих услуг, порядка их предоставления, исчисления и взимания платы, отсутствует четкое разграничение видов услуг, оказываемых за счет бюджетных средств и за плату.

Применяемые ведомственные  нормативные документы не проходят государственную регистрацию в  Минюсте России,  что является нарушением действующего законодательства.

Территориальные подразделения  федеральных органов исполнительной власти, выполняя функции государственного управления и контроля, занимают на рынке платных услуг доминирующее положение.  На них не распространяется монопольное законодательство,  хотя они и являются фактическими монополистами на рынке услуг  и злоупотребляют этим в определении  и применении цен, что в конечном итоге приводит к увеличению издержек производства и росту цен.

Поскольку,  действующие  нормативные акты обязывают хозяйствующие  субъекты пользоваться услугами госорганизаций, по нашему мнению, платная деятельность федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов,  особенно связанная с контрольно-надзорными функциями, должна осуществляться только на основании регулируемых цен и тарифов.

Особое социальное значение имеют лекарственные средства и  изделия медицинского назначения,  в связи, с чем цены на эту продукцию  подлежат государственному регулированию, как на федеральном, так и на региональном уровне.  Так,  федеральные органы исполнительной власти ведут Реестр, регистрируя цены производителей,  органы исполнительной власти на своих  территориях устанавливают предельный уровень оптовых и розничных  надбавок к ценам регистрации. Анализ практики такого регулирования выявил существенные недостатки:

Информация о работе Государственное регулирование цен