История бюджета РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Бюджет является уникальной по своей сути правовой категорией, играющем определенную роль в экономическом и социальном развитии государства. Это объясняется насыщенностью ее связей, степенью воздействия как на материальную и стоимостную основу экономики, так и на систему взаимоотношений государства с хозяйствующими субъектами и населением. В процессе реализации этих взаимоотношений возникает широкая гамма противоречий между общегосударственными, коллективными и личными интересами. Их разрешение требует создания финансово-правового института, каким является бюджетное право - как отдельная ветвь права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТ БЕЛАРУСИ КОНЦА XIX НАЧАЛА XX ВЕКА 5
2 ОБРАЗОВАНИЕ БССР И ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 11
3 БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ СУВЕРИНИТЕТА 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Вложенные файлы: 1 файл

история бюджета РБ.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

 В 1994 г. объем бюджета уже  перешагнул триллионы рублей  и по доходам прогнозировался  в сумме 6,3 трлн р., по расходам 7,2 млрд. р. Решающая часть доходов Государственного бюджета Беларуси (свыше 90 %) формируется за счет налогов и сборов, среди которых наиболее высокой была доля косвенных налогов. В 1992—1994 гг. введены такие косвенные налоги, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на топливо. Поступления от этих источников почти достигли половины всех доходов бюджета. Кроме них, в бюджет республики начали поступать и другие многочисленные налоги с юридических лиц: налог на прибыль, на недвижимость, за пользование природными ресурсами (экологический), за экспорт и импорт, чрезвычайный, платежи за землю.

 По внешним признакам доходная  часть бюджета Беларуси весьма  схожа с бюджетами развитых  стран.  Переходный период накладывает  отпечаток и на структуру расходов и их содержание. Они отражают некоторые новые тенденции в направлении бюджетных ассигнований, но по многим позициям весьма похожи на прежние статьи.

Значительная часть бюджетных  ассигнований расходуется на финансирование народного хозяйства. Среди них в 1993 г. почти 67 %, в 1994 г. — 30 % поглощали расходы на возмещение разницы в ценах и выдачу государственных дотаций предприятиям. При этом сохранены дотации на покрытие убытков жилищно-коммунального хозяйства, некоторых других предприятий. Для поддержания на определенном уровне цен на важнейшие продукты питания, некоторые другие товары и услуги огромная сумма бюджетных ресурсов используется на возмещение разницы в ценах. В трудной экономической ситуации такая мера в определенной степени снижает социальную напряженность, оказывает материальную поддержку населению в условиях безудержного роста цен. Однако эта практика с экономической точки зрения не является эффективной, тем более, что бюджетные ресурсы не передаются непосредственно производителю, а лишь промежуточному звену — перерабатывающим заводам. В перспективе в условиях развития рыночных отношений, при полной либерализации цен государственное регулирование цен на отдельные товары должно осуществляться в основном косвенными методами (через налоги) и лишь в исключительных случаях целевыми субсидиями производителям или непосредственным потребителям. Важным фактором сокращения дотаций должны стать приватизация жилья, а также предприятий и полная их ответственность за результаты своей деятельности. I

В бюджетах 1992—1994 гг. прослеживается приоритетное финансирование сельского хозяйства. Более чем 20 % всех расходов в 1993 г. и почти 28 % в 1994 г. использовалось на финансовую поддержку сельского хозяйства в виде надбавок, дотаций и т. п.

В бюджете Беларуси появились новые, более прогрессивные формы помощи некоторым субъектам хозяйствования, такие, как ассигнования в фонд поддержки предпринимательства, возмещение затрат на льготное кредитование конверсируемых предприятий, но на эти цели направлено менее 1 % всех ассигнований.

Вторыми по удельному весу (35 %) остаются расходы на социально-культурные мероприятия, включающие просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение и социальную защиту населения. В этой группе расширилось финансирование ряда программ по поддержке населения от инфляционных процессов, поддержке общественных организаций, инвалидов, молодежи, военнослужащих, развития белорусского языка и т. п. Однако в целом ассигнования на социально-культурные мероприятия существенно отстают от общего увеличения объема расходов бюджета (в среднем в 3,5 раза по сравнению с предыдущим).

В суверенном бюджете Республики Беларусь появились расходы на содержание армии, пограничных войск, обслуживание государственного долга, выпуск национальной валюты и ценных бумаг.

Быстро растут и прочие расходы, которые направляются на содержание увеличивающейся численности дипломатических учреждений за границей, взносы по квотам и проведение совместных мероприятий государств — участников СНГ, увеличение оборотной кассовой наличности и др. Отдельно выделены в доходах и расходах суммы, направленные на ликвидацию последствий чернобыльской аварии. Основным источником покрытия этих расходов является чрезвычайный налог (чернобыльский), который платят все предприятия, организации.

Расходы Государственного бюджета Республики Беларусь в 1994 г. примерно на 968 млрд. руб. превышали планируемые доходы. Как следствие негативных явлений в экономике дефицит создает серьезную угрозу для развития общества, поскольку расшатывает денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования материальной, непроизводственной сферы, социальной защиты населения. В абсолютной сумме размер бюджетного дефицита в 1993 г. увеличился более чем в 5 раз при общем росте бюджета по сравнению с предыдущим годом в 4,4 paза. В относительных величинах он достиг почти 6 % к валовому внутреннему продукту, 13 % в 1993 и 13,3 % в 1994 г. к сумме всех расходов.

В январе-декабре 2005 года, по предварительным  данным, в консолидированный бюджет поступило 30 800,9 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). Без  учета ФСЗН доходы консолидированного бюджета сложились в сумме  23 413,6 млрд. рублей.  Из них на долю НДС, налога на прибыль, акцизов и подоходного налога пришлось 51,6%. При этом четверть всех поступлений в бюджет была обеспечена за счет налога на добавленную стоимость – 25,2%. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме  31 181,6 млрд. рублей, без учета ФСЗН – на  24 463,6  млрд. рублей.  В реальном выражении это на  30%  больше, чем за 2004 год  при реальном росте доходов за этот же период на 26%. Дефицит  консолидированного бюджета без учета ФСЗН  составил  за январь-декабрь 2005 года  1050  млрд. рублей,  или  1,6%  к  ВВП,  профицит  ФСЗН – 669,3 млрд. рублей, или  1% ВВП.  В целом дефицит консолидированного бюджета в 2005 году сложился на уровне 0,6% ВВП  (за 2004 год -  профицит  - 0,9% к ВВП). 

Динамика доходов и расходов консолидированного бюджета представлена на рис. 1.

Рис. 1. Динамика номинальных ежемесячных  темпов роста доходов и  расходов консолидированного бюджета  в 2004 - 2005 гг., % (январь 2004 – 2005 гг. =  100%) 

Суть данных расчетов заключается  в том, что ежемесячные показатели доходов и расходов в январе принимаются  за 100%, а по отношению к ним  рассчитываются темпы прироста (падения) доходов и расходов ежемесячных  показателей последующих месяцев, определяя таким образом величину бюджетной напряженности. Величина бюджетной напряженности зависит от расхождения кривых доходов и расходов. Как видно из рисунка, лезвия бюджетных «ножниц» в декабре 2005 года  «раскрылись», что говорит о наличии бюджетной напряженности в конце года  -  если в ноябре 2005 года дефицит номинальных ежемесячных показателей составлял  69,4 процентного пункта, то в декабре – уже  267,4 п.п.  На графике, иллюстрирующем динамический ряд ежемесячных темпов роста номинальных доходов и расходов за период 2004–2005 гг., наблюдается ситуация, когда при незначительной (0,6%) среднемесячной инфляции в 2005 году темпы роста номинальных доходов и расходов растут значительно, в частности, начиная с мая-июня 2005 года.

Анализ выполнения доходной части бюджета в 2005 году свидетельствует о том, что высокий уровень ее исполнения обеспечен, в основном, за счет двух факторов. С одной стороны — это опережающие темпы роста макроэкономических показателей по большинству учитываемых при планировании бюджета позиций, которые вызваны улучшением общей экономической ситуации  в республике, активным увеличением объемов производства в реальном секторе экономики, ростом финансовых показателей работы организаций и повышением их платежеспособности. С другой стороны — это внесение радикальных изменений в налоговое законодательство по уплате налога на добавленную стоимость, в частности, в торговле с Россией.

Результаты экономико-статистического  анализа эластичности бюджета от индекса потребительских цен (ИПЦ)  показывают, что за 2005 год по сравнению с 2004 годом коэффициент эластичности инфляционной части доходов бюджета от уровня потребительских цен  увеличился на 0,57 процентного пункта, а расходов -  на 1,52 п.п., табл. 1. Другими словами, за январь-декабрь 2005 года прирост ИПЦ на 1% приводил к увеличению инфляционной части доходов бюджета на 1,92%. Аналогичным образом,  эластичность расходной части бюджета характеризуется более высокими показателями в январе-декабре 2005 г.: на каждый процент прироста ИПЦ  приходилось 3,7% прироста расходов бюджета. Следовательно,  инфляция – даже небольшая, вызывая рост налоговых платежей, одновременно стимулирует государственные расходы, причем, как видно из таблицы 1,  в опережающем порядке.  

 

Таблица 1 Динамика коэффициента эластичности инфляционной части доходов и расходов бюджета в зависимости от уровня потребительских цен за январь-декабрь  2001-2005 гг., % 

 

Коэффициент

эластичности

2001

январь-декабрь

2002

январь-декабрь

2003

январь-декабрь

2004

январь-декабрь

2005

январь-декабрь

- доходов

1,15

1,63

1,38

1,35

1,92

- расходов

1,40

1,75

1,98

2,18

3,70

- разрыв между темпами  роста инфляционных расходов  и доходов

+0,25

+0,12

+0,60

+0,83

+1,78


 

 

Если до сих пор мы рассматривали  темпы роста доходов и расходов консолидированного бюджета, то сейчас приступим к более детальному анализу доходов. Для сопоставимости ряда значения централизации бюджета в 2004-2005 годах  приводятся без учета доходов Фонда социальной защиты населения  Министерства  труда  и социальной защиты,  табл. 2.

Данные анализа налоговых поступлений  свидетельствуют о том, что централизация  доходов бюджета к ВВП (с учетом недоимки, но без учета ФСЗН)  в  2005 году по сравнению с  2004 годом  выросла с  33,8  до 37,2%,  или на 3,4  п.п., в основном за счет включения в консолидированный бюджет инновационных фондов.  Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП  вырос  с 33,6 до 36,8%  в  сравниваемых периодах  (рост на 3,5 п.п.), а  недоимка снизилась с  0,5  до 0,4% (падение – на 0,1 п.п.), табл. 2. По данным Министерства по налогам и сборам, удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета  (включая доходы государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, но без ФСЗН)  сократился  с  1,4%  на 1.01.2005  до  1,2%  на 1.01.2006 г.  По состоянию на 1 января 2006 года задолженность по платежам в бюджеты всех уровней составила 281,7 млрд. рублей  и  по сравнению с 1 декабря 2005 года сократилась в реальном выражении на 12,8 процента.   

 

 

 

 

 

Таблица 2 Динамика централизации доходов консолидированного бюджета

Показатели 

Ед. изм.

2001 г. 

2002 г.  

2003 г.

2004 г.

2005 г.

1. Валовой внутренний  продукт

млрд. руб.

17173,2

26138,3

36564,8

49991,8

63678,9

2. Доходы консолидированного  бюджета (с государ. целевыми фондами, без ФСЗН)

млрд. руб.

5747,1

8636,1

12210,6

16669,1

23413,6

3. Недоимка по доходам  и поступлениям

млрд. руб.

134,2

218,6

250,0

235,2

281,7

4. Уд. вес недоимки  по доходам и поступлениям  к доходам  консол. бюджета (с гос. целевыми фондами)

%

2,3

2,5

2,1

1,4

1,2

5. Общая совокупная  налоговая нагрузка (централизация)

%

34,3

33,9

34,1

33,8

37,2

 в том числе:

           

уд. вес доходов конс. бюджета  в ВВП

%

33,5

33,0

33,4

33,3

36,8

уд. вес недоимки в  ВВП

%

0,8

0,9

0,7

0,5

0,4


 

Отметим, что в 2005 году централизация ресурсов консолидированного бюджета  в  ВВП  в сопоставимой  с 2001 годом  структуре (т.е. в структуре доходов бюджета 2001 года)  составила  34,6%.  Этот  показатель свидетельствует о выполнении  параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, в соответствии с которой  уровень централизации в консолидированном бюджете к 2005 году необходимо было снизить до 35-37%  ВВП.

Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств  в ВВП является показатель энергетичности  доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за  2005 год  энергетичность доходов составила 1,106, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на  11,7 п.п.),  и,  во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более  чем на единицу (для сравнения отметим, что за 2004 год энергетичность доходов  составила  1,04).

Необходимо отметить, что если дебиторская  задолженность консолидированному бюджету на 1 января 2006 года сложилась в сумме  281,7 млрд. руб.,  то  кредиторская задолженность консолидированного бюджета составила  228,9 млрд. руб., т.е. чистая дебиторская задолженность бюджета  равна  52,8  млрд. руб.,  или  0,2% от доходов консолидированного бюджета  за  2003 г.  Для сравнения проанализируем данный агрегат за последние  пять  лет, табл. 3.

Таблица 3 Динамика  чистой кредиторской задолженности консолидированного бюджета

Показатель

2001

2002

2003

2004

2005*

Дебиторская задолженность  консолид. бюджету на конец года, млрд. руб.

134,2

218,6

250,0

235,2

281,7

Кредиторская задолженность  консолид. бюджета на конец года, млрд. руб.

312,6

243,6

227,3

171,1

228,9

Чистая кредиторская задолженность бюджета:   

-  в млрд. рублей

178,4

25,0

     

Чистая дебиторская задолженность бюджета:   

-  в млрд. рублей

   

22,7

64,1

52,8

- в процентах к  доходам 

консолидированного бюджета (без ФСЗН)

3,1

0,3

0,2

0,4

0,2

Информация о работе История бюджета РБ