Место государственного бюджета в финансовой системе страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 08:44, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования курсовой работы является финансовая система России, следовательно, предметом исследования выступает государственный бюджет России.
Задачи:
1. проанализировать государственный бюджет как важнейшего элемента финансовой системы общества и дать определение понятию «государственный бюджет» и его сущности;
2.изучить динамику доходов и расходов бюджетов РФ разных уровней;
4. рассмотреть теорию бюджетного дефицита и достижения его сбалансированности;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная  система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Бюджетная система страны является основной финансовой базой  деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий. Бюджетный процесс в России регулируют многочисленные нормативные акты, многие положения которых неадекватно отражают характер реальных противоречивых процессов в экономике России.

Бюджет, денежное обращение  – это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. И как бы ни доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества над экономикой в целом и финансами в частности, многотысячелетняя история государств свидетельствует об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

Все это обуславливает актуальность курсовой работы и ее социальную значимость.

Работа состоит из 3-х основных разделов, где рассматривается теоретический аспект исследуемой темы.

Государственный бюджет неотъемлемый атрибут любого государства. Без него государство не смогло бы существовать. Целью настоящей работы является теоретическое и практическое исследования роли бюджетной политики в развитии экономики страны, раскрытие сущности бюджета Российской Федерации.

Объектом исследования курсовой работы является финансовая система России, следовательно, предметом исследования выступает государственный бюджет России.

Задачи:

1. проанализировать государственный бюджет как важнейшего элемента финансовой системы общества и дать определение понятию «государственный бюджет» и его сущности;

2.изучить динамику доходов и расходов бюджетов РФ разных уровней;

4. рассмотреть теорию  бюджетного дефицита и достижения  его сбалансированности;

5. выявить наиболее значительные проблемы в функционировании бюджетного механизма и рассмотреть возможные пути их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли  не затронуть сферу государственных  финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех  экономического реформирования в нашей  стране в большой степени зависит  от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

 

  1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

    1. Место государственного бюджета в финансовой системе страны

 

В экономической теории под финансовой системой понимается совокупность финансовых отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (финансовых ресурсов). В сферу децентрализованных финансов включается финансы коммерческих и некоммерческих предприятий, а также разнообразных общественных организаций, которые не являются объектом исследования в макроэкономике. При таком подходе финансовая система прежде всего включает в себя:

  • государственный бюджет. Будучи ведущим элементом государственных финансов, он представляет собой централизованный фонд денежных средств, которым располагает правительство страны для выполнения своих социально-экономических функций: производство общественных благ, развитие фундаментальной науки, осуществление структурных сдвигов, антициклического, антиинфляционного регулирования национально экономики и др. Через бюджетную систему, а значит, через налоги и государственные расходы происходит перераспределение национального дохода для достижения большей справедливости в обществе. Иначе говоря, бюджет открывает государству возможность решения тех хозяйственных задач, перед которыми отступает механизм рынка;
  • государственные бюджетные фонды. Наиболее крупными среди них являются Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, образуемые обычно за счет специальных (целевых) налогов, займов, бюджетных субсидий. Денежные средства данных централизованных фондов денежных средств, имеющих целевое назначение и не включаемых в государственный бюджет, используется для материального обеспечения граждан в старости, в случае болезни,  полной или частичной утраты трудоспособности, потери работы и т. п. Внебюджетные фонды создают центральным и местным органам исполнительной власти дополнительные финансовые возможности реализации их социальных функций;
  • государственный кредит, на который может рассчитывать, например, правительство в случае появления в финансовой системе бюджетного дефицита, или который оно предоставляет зарубежным странам при появлении у них острых бюджетных проблем;
  • фонд страхования, в том числе социального, личного, имущественного, ответственности предпринимательских рисков и др.

Суммарный размер государственного бюджета и внебюджетных фондов соотнесенный с величиной, созданной в процессе производства товаров и услуг добавленной стоимости, то есть с объемом валового внутреннего продукта (ВВП), характеризует уровень налоговой нагрузки (налогового бремени, налогового гнета) в той или иной стране (7, 190-191).

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных  структур образуют бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.

Структура бюджетной системы той или иной страны зависит, прежде всего, от его государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (Российская Федерация, США, ФРГ) имеются промежуточные звенья – бюджеты субъектов федерации, штатов, земель.

Через бюджетную систему реализуются функции бюджета:

  1. образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);
  2. использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);
  3. контрольная.

Первую функцию выполняют  бюджетные доходы, включающие: налоги с доходов хозяйствующих субъектов (участников процесса общественного  производства – физических и юридических лиц); займы; доходы от государственной собственности (предприятий); доходы от эмиссии бумажных денег. Основной источник бюджетных доходов – получение в результате первичного распределения чистого национального продукта доходы хозяйствующих субъектов, а именно:

  • заработная плата работников;
  • доходы лиц, работающих не по найму;
  • предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей);
  • рента собственников земли;
  • ссудный процент (прибыль банков и вкладчиков).

Структура бюджетных  доходов непостоянна, она зависит  от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения связанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних отражает явный спад производства, изменение соотношения между потреблением и накоплением.

Вторая функция бюджета  принадлежит конкретным целевым  бюджетным расходах. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйстве требует бюджетного финансирования отдельных отраслей хозяйства, учреждений непроизводственной сферы, экономических районов (административных территориальных образований), различных форм собственности, отдельных хозяйствующих субъектов.

Структура бюджетных  расходов подвержена ещё более частым изменениям, чем структура бюджетных фондов. Изменение соотношения между расходами на военные и социальные нужды в пользу первых отчетливо свидетельствует о тенденции спада экономического производства.

Контрольная функция  бюджета предполагает создание условий  для осуществления контроля. Эта функция сосуществует одновременно либо с первой функцией, либо со второй. Контрольная функция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. При этом контроль и контрольная функция не идентичны (хотя и взаимосвязанные) понятия: первое отражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе – присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществления контроля.

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Содержание за счет бюджетного фонда учреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстве рабочей силы.

Кроме того, через бюджет перераспределяются доходы между административными территориями (субъектами Федерации).

И наконец, различные  хозяйствующие субъекты могут получить бюджетное финансирование. Таким образом, через бюджет перераспределяется 30-40% национального дохода (см. приложение 1).

Бюджетные доходы, сокращая долю денежных средств, остающихся в  распоряжении хозяйствующих субъектов, сдерживают экономическую активность определенных отраслей. И наоборот, бюджетное финансирование, субсидирование предоставляют дополнительные возможности для развития приоритетных отраслей в соответствии с потребностями общества. Субвенции, трансферты играют большую роль в перераспределении валового национального продукта между территориями, способствуют выравниванию уровней их экономического и социального развития.

Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджет образует центральное  звено системы финансов и выражает все ее основные качественные признаки. Поскольку финансы – это система  императивных денежных отношений, в процессе которых образуются и используются государственные централизованные денежные фонды, то и бюджет представляет собой систему денежных отношений, но более узкую. Следовательно, бюджет – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд.

Определяющая роль бюджета  в социально-экономическом развитии страны предполагает необходимость строго аргументированной характеристики сущности бюджета. Очень четко дискуссионность выявления сущности бюджета объяснена Т. А. Поздняковой: «Сложность выяснения сущности бюджета прежде всего связана с тем, что данный термин используется для обозначения различных по своей природе явления. Одно из них выражает совокупность особой сферы финансовых отношений, обусловленной существованием основного централизованного фонда страны. Другое же связано с формой практического использования бюджетных отношений, с законодательным оформлением соответствующего финансового документа, а потому относится к надстрочным отношениям».

Таким образом, бюджет необходим государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем для выполнения экономических, социальных и политических задач. Значимость бюджета в макроэкономическом регулировании предполагает особое внимание к реальному обеспечению принципов построения бюджетной системы РФ, регламентированных Бюджетным кодексом РФ, продолжению бюджетной реформы. Бюджетная реформа должна носить более системный характер, учитывать изменения, происшедшие в механизме перераспределения ВВП, осуществляемого, наряду с бюджетом, финансовым рынком и финансовыми посредниками, коммерческими банками, пенсионным фондом и другими финансовыми институтами.

 

    1. Источники бюджетных доходов и направления расходов. Теория бюджетного дефицита и достижения его сбалансированности

 

Доходы бюджета –  это денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.

Информация о работе Место государственного бюджета в финансовой системе страны