Методологические основы составления местного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 04:20, дипломная работа

Краткое описание

Цель, которая преследовалась при выполнении настоящей работы состояла в том, чтобы на основе изучения, анализа и обобщения содержания ряда источников, рассмотреть механизм формирования бюджетов муниципальных образований, вскрыть основные проблемы местных бюджетов и сформулировать некоторые предложения по их разрешению.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Муниципальный бюджет – финансовая основа
местного самоуправления
Место и роль муниципального бюджета в бюджетной системе РФ 6
Структура муниципального бюджета 10
Глава 2. Методологические основы составления местного бюджета
Планирование и прогнозирование местного бюджета 18
Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального бюджета
22
Глава 3. Анализ формирования муниципального бюджета
3.1. Анализ доходной части бюджета муниципального образования 28
3.2. Анализ расходной части бюджета муниципального образования 56
3.3 Проблемы формирования и исполнения бюджета муниципального образования 62
Заключение 78
Список литературы 82
Приложение 86

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Бюджет.docx

— 227.75 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение            3

Глава 1.  Муниципальный бюджет – финансовая основа

местного самоуправления

    1. Место и роль муниципального бюджета в бюджетной системе РФ 6
    2. Структура муниципального бюджета      10

Глава 2.    Методологические основы составления местного бюджета

    1. Планирование и прогнозирование местного бюджета   18
    2. Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального бюджета

22

Глава 3. Анализ формирования муниципального бюджета 

3.1. Анализ доходной части бюджета  муниципального образования  28

3.2. Анализ расходной части бюджета  муниципального образования  56

3.3 Проблемы формирования и исполнения  бюджета муниципального образования           62

Заключение           78

Список литературы          82

Приложение           86

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Бюджетная система страны является основной финансовой базой деятельности государственных  органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих  территорий. 

Местные бюджеты осуществляют важную роль в  процессе социально-экономического развития России, обеспечивая финансирование основной сети детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений.  Изучая проблемы формирования бюджетов  муниципальных образований, выделяется два направления рассмотрения данного  вопроса:  во-первых, с точки зрения формирования бюджетов непосредственно  на местах самоуправления, а во вторых - с точки зрения органов власти вышестоящего уровня. В первом случае задачей стоящей перед местными властями является максимальный сбор налогов с целью покрытия расходов по видам деятельности, осуществляемыми  муниципалитетами в соответствии с  федеральным  и городским законодательством. Задача стоящая, перед вышестоящими органами власти – это формирование минимального бюджета муниципального образования, т.е. формирование минимальной  расходной части местных бюджетов. Поэтому важнейшим условием стабильности межбюджетных отношении является создание целостной системы формирования финансовой базы бюджетов всех уровней и особенно муниципальных бюджетов.

Говоря  о финансовых ресурсах, подразумевается, что финансовые ресурсы наряду с  человеческими, природными, средовыми, инфраструктурными ресурсами, составляют совокупность оперативных стратегических ресурсов МСУ. И успех деятельности органов МСУ во многом зависит  от того, насколько удается превратить их в объекты политической и управленческой работы. 

Актуальность  темы исследования дипломной работы заключается в необходимости решения проблем формирования бюджетов муниципальных образований, дать обоснования расходам и доходам местного бюджета. Объектом исследования является местный бюджет муниципального образования города Владивостока. Предметом исследования является выявление тенденций и закономерностей формирования местного бюджета.

Цель, которая преследовалась при выполнении настоящей работы состояла в том, чтобы на основе изучения, анализа  и обобщения содержания ряда источников, рассмотреть механизм формирования бюджетов муниципальных образований, вскрыть основные проблемы местных  бюджетов и сформулировать некоторые  предложения по их разрешению. Исходя из сформулированной цели, при выполнении работы были поставлены задачи:

  • Определить основные принципы организации местных финансов, установить источники формирования финансовых ресурсов местного самоуправления, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления;
  • Детально рассмотреть основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и с органами власти субъектов Российской Федерации.
  • Проанализировать доходную и расходную части бюджета муниципального образования.
  • Выявит проблемы формирования и исполнения муниципального бюджета.

Анализ  специальной литературы, проведенный  в процессе подготовки дипломной  работы, свидетельствует о том, что  проблемы формирования и исполнения муниципальных бюджетов вот уже  несколько лет находится в  центре внимания как российских, так  и зарубежных специалистов в сфере  местного самоуправления.

Теоретической и методологической основой при написании дипломной  работы явились нормативно-правовая база Российской федерации в области  формирования бюджета муниципального образования, публицистические материалы, а также работы различных авторов, таких как Кутафин О. Е., Фадеев В. И., Ливеровский А.А., Худяков А.И., Бродский М.А., Антонов В.Н., Шалаева Н.И.

Для реализации вышеизложенных целей и задач использовались теоретический и сравнительный анализ, моделирование.

Структура дипломной работы состоит из введения, основной части  из трех глав, заключения, использованной литературы и приложений.

Диплом выполнен на основе материалов Администрации Владивостокского городского округа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Муниципальные бюджеты  – финансовые основы местного самоуправления

 

1.1.  Место и роль муниципального бюджета в бюджетной системе РФ

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет – это  используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство  влияет на экономические процессы.

Как экономическая категория  государственный бюджет РФ представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в  процессе образования, планового распределения  и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают  между государством и юридическими и физическими лицами по поводу формирования и использования централизованного  фонда денежных ресурсов, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны, государственного управления, материального стимулирования.1

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для  успешной реализации финансовой политики государства. Бюджет является формой образования  и расходования денежных средств. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную  систему государства.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.2

До 2006 года бюджетная  система Российской Федерации состояла из трех уровней:

  • Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • Бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных, фондов;
  • Местных бюджетов.

Однако, в результате реформы местного самоуправления и принятия Федерального Закона «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года с 2006 года помимо федерального и регионального уровней прибавился уровень муниципального района и поселения.

Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.

Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения.3

Местный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование  утверждение  и исполнение,  а  также контроль за исполнением которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно. Местные бюджеты, как  и другие экономические категории, сознательно используются государственными органами власти для решения социально  экономических задач. В качестве экономического инструмента они  характеризуются: во-первых, широкой  сферой влияния, так как бюджетные отношения пронизывают все стороны территориального воспроизводственного процесса; во-вторых, высокой степенью действительности, обусловленной перераспределительной  природой данной экономической категории, в третьих гибкостью, поскольку система бюджетных методов регулирования не как заданная раз и навсегда, а как динамичная, постоянно развивающаяся система, преобразующаяся в соответствии с изменением целей и задач регионального развития.4

Объективной основой использования  местных бюджетов в качестве экономического метода регулирования является реальная возможность посредством централизации  денежных средств оказывать влияние  на процессы общественного воспроизводства, следить за течением экономических  процессов в регионе, контролировать своевременность и объемы поступления  финансовых ресурсов в распоряжение органов управления.

Органы государственной  власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов  РФ содействуют развитию местных  финансов в порядке, предусмотренном  законодательством Российской Федерации  и законодательством субъектов  РФ. В этих целях указанные органы соответственно:

1) регулируют отношения  между бюджетами субъектов РФ  и местными бюджетами, а также  между федеральным бюджетом и  местными бюджетами - в рамках  федеральных целевых программ;

2) участвуют в решении  вопросов местного значения путем  выполнения федеральных целевых  программ и региональных программ;

3) распределяют средства, выделяемые для финансирования  федеральных целевых программ  и региональных программ и  иных мероприятий, между муниципальными  образованиями, осуществляют контроль  за эффективным и целевым использованием  этих средств;

4) разрабатывают государственные  минимальные социальные стандарты,  устанавливают социальные нормы;

5) оказывают методическую  помощь органам местного самоуправления  в работе по формированию и  исполнению местных бюджетов;

6) осуществляют контроль  за соблюдением органами местного  самоуправления налогового и  бюджетного законодательства Российской  Федерации и законодательства  субъектов РФ;

7) осуществляют другие  функции в соответствии с законодательством  Российской Федерации и законодательством  субъектов Российской Федерации.

При наделении органов  местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации  и отдельными государственными полномочиями субъектов РФ им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления  этих полномочий.

Увеличение расходов или  уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной  власти Российской Федерации или  органами государственной власти субъектов  РФ, компенсируются органами, принявшими указанные решения. Размер компенсации  определяется одновременно с принятием  соответствующего решения. Органы местного самоуправления вправе принять к  исполнению решения органов государственной  власти, влекущие увеличение расходов или уменьшение доходов местных  бюджетов, в пределах средств, переданных им в качестве компенсации.5

Средства местного бюджета  можно определить как денежные средства, размещенные на счетах муниципального казначейства, а в случае, если между  муниципальным образованием и соответствующим  территориальным органом федерального казначейства заключено соглашение о кассовом исполнении местного бюджета, - на счетах федерального казначейства.

Бюджетные средства образуются и право муниципальной собственности  на них возникает с момента  зачисления денежных средств на лицевые  счета муниципального или федерального казначейства. Именно с этого момента  муниципальное образование может реализовать свои правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению бюджетными средствами.

Муниципальное образование  в лице соответствующих органов  местного самоуправления имеет право  требования по отношению к налогоплательщикам своевременно и в полном объеме уплачивать местные налоги и сборы, в том  числе обращаясь к судебной форме  обеспечения реализации своих прав.6

Информация о работе Методологические основы составления местного бюджета