Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:51, курсовая работа
В данной курсовой работе будут проанализированы государственный бюджет, межбюджетные отношения и исполнение бюджета на примере Российской Федерации. Цель данной курсовой работы - рассмотреть и проанализировать государственный бюджет, межбюджетные отношения и исполнение бюджета, а также определить круг проблем и направлений их разрешения.
Введение …………………………………………………………………3
1.Бюджетное устройство РФ…………………………………………...6
1.1.Бюджетная система Россия……………………………………….6
1.2.Процедура разработки и принятия бюджета России…………..9
2.Характерные проблемы бюджета РФ……………………………….14
2.1.Проблемы межбюджетных отношений в РФ…………………...14
2.2.Проблемы исполнения бюджета России…………………………19
3.Пути решения проблем Российского бюджета……………………..29
3.1.Возможные варианты оптимизации межбюджетных отношений
в РФ……………………………………………………………………...29
3.2.Пути устранения недостатков в процедурах исполнения
Бюджета России……………………………………………………….. ..36
Заключение……………………………………………………………….48
Список литературы………………………………………………………52
Необходимо формирование
системы стимулирования органов
местного самоуправления к внедрению
передовых процессов в области
социально-экономического развития и
управления общественными финансами.
Для муниципальных образований
в субъектах РФ должны быть установлены
стимулы к повышению
В этих целях Министерству
финансов Российской Федерации необходимо
продолжить проведение федеральных
конкурсов в сфере
В целях предупреждения возможных негативных последствий в исполнении расходных обязательств субъектов РФ в случае существенных изменений доходной базы предполагается сохранить дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Реализация предлагаемых
мер должна обеспечить дальнейшее развитие
системы межбюджетных отношений
и способствовать повышению эффективности
бюджетной системы РФ на основе сочетания
принципов самостоятельности
2.2.Проблемы исполнения бюджета России
Важным этапом бюджетного процесса является организация исполнения бюджета.
Исполнение бюджета - это процесс, который обеспечивает полное своевременное поступление доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование организаций и учреждений в пределах, утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.
Исполнение бюджета как сложное финансовое явление охватывает 2 стадии бюджетного процесса: выполнение бюджетного закона (исполнение бюджета в узком смысле слова) и составление и утверждение отчетности об исполнении бюджета.
Проектировки бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2009 - 2011 годы основаны на сформулированных в Бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике в 2009-2011 годах» стратегических приоритетах:
· построение национальной инновационной системы за счет развития фундаментальной и прикладной науки, поддержки крупных научно-технических проектов и перспективных технологий;
· наращивание инвестиций в человеческий капитал, включая развитие образования и здравоохранения;
· развитие инфраструктуры, прежде всего, транспортной, телекоммуникационной и энергетической;
· повышение эффективности государственных институтов путем улучшения работы судебной системы и правоохранительных органов,
· реформирования государственного управления и государственной службы, поддержки институтов гражданского общества.
Реализация этих приоритетов
требует переориентации и повышения
эффективности использования
Общий объем расходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2011 году по сравнению с 2008 годом увеличится в 1,5 раза в номинальном и в 1,25 раза в реальном выражении при в целом стабильной структуре расходов, отражающей объемы финансового обеспечения основных функций и полномочий органов публичной власти.
Доля расходов федерального бюджета (без учета трансфертов бюджетам субъектов РФ) в консолидированном бюджете РФ в 2008-2011 гг., как и в предыдущие годы, составит около 52%, что соответствует основным принципам.
По данным отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации за 2007 год, доля расходов федерального бюджета в общем объеме расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность составляет 77%, социальную политику, включая трансферты внебюджетным фондам - 66%, общегосударственные функции - 62%.Возросла доля федерального бюджета в расходах консолидированного бюджета на национальную экономику. Что касается расходов социального характера, то основные расходы на здравоохранение (84%), образование (81%), культуры (78%), жилищно-коммунальное хозяйство (76%).
В соответствии с прогнозной оценкой общий объем расходов федерального бюджета в 2011 году по сравнению с 2008 годом возрастет в 1,5 раза в номинальном и 1,2 в раза в реальном выражении при тенденции, начиная с 2009 года, к сокращению их доли в ВВП до уровня 2008 года.
Общий объем ресурсов для
финансового обеспечения
Предварительная оценка объемов расходов федерального бюджета по основным функциональным направлениям представлена в таблице 1.
Таблица 1.
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. | ||||||||
Млрд. Руб. |
% к ВВП |
Млрд. Руб. |
% к ВВП |
Рост к пред. году % |
Млрд. Руб. |
% к ВВП |
Рост к пред. году % |
Млрд. Руб. |
% к ВВП |
Рост к пред году % | |
всего |
7022,0 |
16,6 |
8810,8 |
18,1 |
125,5 |
9791,8 |
17,6 |
111,1 |
10,706 |
16,9 |
109,3 |
Общегосу-дарственние вопроси |
687,9 |
1,6 |
1364,3 |
2,8 |
198,3 |
10955,9 |
2,0 |
80,3 |
1150,4 |
1,8 |
105,0 |
Национальная оборона |
1,067 |
2,4 |
1266 |
2,6 |
124,5 |
14404,6 |
2,5 |
110,9 |
1500,7 |
2,4 |
105,8 |
Национальная обязанность тельная деятельность |
827,2 |
2,0 |
1061,5 |
2,2 |
128,3 |
1158,6 |
2,1 |
109,1 |
1241,7 |
2,0 |
107,2 |
Национальная экономика |
772,9 |
1,8 |
1024 |
2,1 |
137,5 |
1175,3 |
2,1 |
114,8 |
1392,4 |
2,2 |
118,5 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
64,0 |
0,2 |
102,1 |
0,2 |
159,5 |
107,4 |
0,2 |
105,2 |
98,7 |
0,2 |
91,9 |
Охрана окружающей среды |
9,9 |
0,0 |
13,5 |
0,0 |
136,3 |
14,5 |
0,0 |
107,7 |
14,8 |
0,0 |
101,9 |
образование |
336,1 |
0,8 |
409,9 |
0,8 |
121,9 |
443,3 |
0,8 |
108,1 |
453,2 |
0,7 |
102,2 |
СМИ |
93,7 |
0,2 |
108,3 |
0,2 |
115,6 |
93,7 |
0,2 |
86,5 |
87,3 |
0,1 |
93,2 |
Здравоохра-нение и спорт |
230,0 |
0,5 |
348,2 |
0,7 |
151,4 |
408,9 |
0,7 |
117,4 |
423,0 |
0,7 |
103,5 |
Социальная политика |
276,4 |
0,7 |
302,2 |
0,6 |
109,3 |
335,6 |
0,6 |
111,0 |
304,7 |
0,5 |
90,8 |
Межбюджетные трансферты |
1036,7 |
2,5 |
1061,9 |
2,2 |
302,4 |
1095,9 |
2,0 |
103,2 |
1083,7 |
1,7 |
98,9 |
Трансфеты внебюджетным фондам |
1490,6 |
3,5 |
1748,5 |
3,6 |
117,3 |
2213,1 |
4,0 |
126,6 |
2420,0 |
3,8 |
109,3 |
Структура и динамика расходов федерального бюджета на 2008-2011 гг.
Расходы федерального бюджета примерно в равной пропорции (по 25%) распределены между социальными услугами (образование, здравоохранение, культура, жилищно-коммунальное хозяйство, межбюджетные трансферты субъектами Российской Федерации), социальной политикой (включая трансферты государственным внебюджетным фондам), национальной обороной и безопасностью при тенденции к росту доли расходов на национальную экономику. При этом основные объемы прироста расходов приходятся на долю трансфертов внебюджетным фондам, национальную экономику, национальную оборону и безопасность.
В целом за 2009-2011 годы
почти половина принимаемых в
текущем бюджетном цикле
· увеличить в 2009 году финансирование ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» на 110 млрд. руб., а с 2010 года принять новую ФЦП «Развитие транспортной системы Российской Федерации в 2010-2015 гг.» с общим объемом бюджетных ассигнований 507 млрд.рублей в 2010 году и 635,8 млрд.рублей в 2011 году, в целях перехода к содержанию и ремонту автомобильных дорог федерального значения на 2010 год предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 123 млрд. руб., на 2011 год – 155,6 млрд. руб.
· учтены бюджетные ассигнования на новую ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 гг.» в 2009-2011 гг. в размере 25,6 млрд. руб.
· внедрение передовых космических технологий в рамках ФЦП России на 2006-2015 годы,а также при реализации ФЦП «Глобальная навигационная система», финансовое обеспечение которой предлагается увеличить на 20,8 млрд.рублей в 2009 году, 21,7 млрд.рублей в 2010 году и на 19,3 млрд.руб. в году.
Основной характеристикой федерального бюджета будет оставаться его социальная ориентированность:
· в 2009 году средний размер социальной пенсии должен достигнуть величины прожиточного минимума пенсионера, что превысит уровень 2007 года в 1,7 раза. Средний размер трудовой пенсии превысит прожиточный минимум пенсионера более чем в 1,5 раза (не менее 5500 рублей);
· индексация пособий гражданам, имеющих детей, на увеличение компенсационных выплат по уходу за инвалидами, детьми-инвалидами, престарелыми гражданами;
· продолжение реализации демографической программы, а также приоритетных национальных проектов.
В составе бюджетных ассигнований учтено увеличение фондов оплаты труда работникам федеральных бюджетных учреждений, оплачиваемых по ЕТС, в 2009 году на 89,9 млрд. руб., в 2010 году на 87,8 млрд. руб. и в 2011 году на 95,2 млрд. руб. с одновременным переходом на новые системы оплаты труда, предусматривающие более тесную увязку оплаты труда с результатами деятельности работника и учреждения в целом.
Бюджетные ассигнования
на научные исследования и
опытно-конструкторские
В 2009 году в 1,26 раза возрастут
ассигнования на реализацию Программы
фундаментальных научных
Основные решения по увеличению
расходных обязательств в 2009-2011 годах
в отрасли здравоохранения
В 2009-2011 гг. продолжится реализация
приоритетного национального
Увеличена субвенция бюджетам субъектам РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан на 18,7, 21,3 и 23,7 млрд. руб. в 2009, 2010 и 2011 годах соответственно.
Предусматривается существенный рост межбюджетных трансфертов государственным внебюджетным фондам Российской Федерации, общий объем которых к 2011 году увеличится по сравнению с уровнем 2008 г. в 1,8 раза.
Политика в области государственного долга.
Наиболее удачный вариант государственного бюджета – это бездефицитный бюджет или же бюджет с профицитом, однако, на практике добиться такой сбалансированности бюджета не всегда удается. В результате возникает такое явление, как бюджетный дефицит, что в свою очередь приводит к появлению государственного долга. Разберемся в причинах возникновения этих двух явлений и способах их устранения.
Бюджетный дефицит – это превышение расходной части бюджета над доходной. При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета.
Причины дефицита госбюджета:
1. Падение доходов в
условиях кризисного состояния
экономики и уменьшения
2. Уменьшение акцизных
налогов, поступающих в
3. Увеличение бюджетных расходов.
4. Непоследовательная финансово-
Политика
в области государственного
- обеспечение
- развитие национального рынка государственных ценных бумаг;
- дальнейшее уменьшение
относительных размеров
- использование государственных
гарантий для реализации
- продолжение проведения
компенсационных выплат по
Рисунок 3. – Структура государственного долга РФ
В области
внутренних заимствований
Программа
государственных внутренних
По оценке Минфина России, в целях сбалансированности федерального бюджета в 2009 году привлечение составит 527,9 млрд. рублей при погашении 100,4 млрд. рублей, в 2010 году соответственно 867,7 млрд. рублей и 148,4 млрд. рублей и в 2011 году соответственно 1044,9 млрд. рублей и 166,5 млрд. рублей. Таким образом, в течение 2009-2011 г.г. общее «чистое» привлечение составит 2025,2 млрд. рублей при привлечении в объеме 2440,5 млрд. рублей и погашении – 415,3 млрд. рублей.
Информация о работе Проблема Российского государственного бюджета