Проблемы управления бюджетным дефицитом и пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является решение научной задачи совершенствования методологии управления расходами бюджетов субъектов Российской Федерации, имеющей существенное значение для развития теории управления государственными расходами и повышения эффективности использования бюджетных средств.
Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, как и расходы региональных бюджетов в любой стране, активно используются для государственного воздействия на социально-экономические процессы

Содержание

Введение…………………………………………………….………….3
Глава I. Бюджетный дефицит.……….………………………………….5
1.1.Сущностьбюджета,принцип его построения…………….........5
1.2.Структура бюджета, виды бюджета ……………………………........13
1.3. Роль дефицита бюджета в экономике…………………………..15
Глава II. Анализдефицита федерального бюджета………….........19
2.1Источники финансированиядефицита федерального
бюджета………………………………………………..….…………..19
2.2. Оценка дефицита федерального бюджета периода 2009 -2012 годов……………………………………………………………………..25
2.3. Прогноз дефицита федерального бюджета на 2013-2015 года……………………………………………………………………….33
Глава III. Проблемы управления бюджетным дефицитом и пути решения…………………………………………………………….……42
Заключение…………………………………………………………..46
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая бюджетный дефицит.docx

— 299.82 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение…………………………………………………….………….3

  Глава I. Бюджетный дефицит  .……….………………………………….5

1.1.Сущность бюджета, принцип его построения …………….........5

1.2.Структура бюджета, виды бюджета ……………………………........13

1.3. Роль дефицита бюджета в экономике…………………………..15

Глава II. Анализ дефицита федерального бюджета………….........19

2.1 Источники финансирования дефицита федерального

бюджета………………………………………………..….…………..19

2.2. Оценка  дефицита федерального бюджета периода 2009 -2012 годов……………………………………………………………………..25

   2.3. Прогноз дефицита федерального  бюджета на 2013-2015 года……………………………………………………………………….33

  Глава III. Проблемы управления бюджетным дефицитом и пути решения…………………………………………………………….……42

Заключение…………………………………………………………..46

Список использованных источников.……………………………48 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Целью курсовой работы является решение научной задачи совершенствования методологии управления расходами бюджетов субъектов Российской Федерации, имеющей существенное значение для развития теории управления государственными расходами и повышения эффективности использования бюджетных средств.

Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, как и расходы региональных бюджетов в любой стране, активно используются  для государственного воздействия на социально-экономические процессы. Степень их влияния определяется не только объемами, но и направлениями, пропорциями распределения и формами использования вовлеченных в экономику бюджетных средств. Это обусловливает необходимость создания такой системы управления расходами региональных бюджетов, которая позволяла бы принимать взвешенные и обоснованные решения на основе оценки их последствий не только для субъектов Российской Федерации, но и для социально-экономического развития любой страны.

Современные тенденции развития Российской Федерации свидетельствуют, с одной стороны, о расширении круга задач, решаемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, с другой – об усилении неоднородности экономического пространства страны. Существенное замедление темпов роста экономики Российской Федерации, корректировка налогового законодательства с целью стимулирования деловой активности сократили возможности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию доходов, адекватных существующим расходным обязательствам. В этой связи все более актуальной становится задача совершенствования механизма управления расходами бюджетов субъектов Российской Федерации в целях повышения эффективности использования бюджетных средств.

Однако сложившаяся в Российской Федерации нормативно-правовая и методическая база управления расходами бюджетов субъектов федерации не позволяет обеспечить решение обозначенной задачи. Одним их главных недостатков сложившейся системы управления расходами бюджетов субъектов Российской Федерации является отсутствие методологической основы для выбора приоритетных целей при расходовании бюджетных средств, определения  критериев оценки результативности системы управления бюджетными расходами. Остается низким качество текущего и перспективного планирования расходов бюджетов субъектов федерации, при этом планирование и финансирование расходов региональных бюджетов слабо взаимосвязаны с результатами контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, а мониторинг эффективности использования бюджетных ассигнований практически не осуществляется. У органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление расходами региональных бюджетов, получателей бюджетных средств отсутствует мотивация к достижению высоких  конечных результатов и эффективному использованию бюджетных ассигнований. Формы и методы бюджетного финансирования не предполагают оценку качества услуг, предоставляемых за счет средств региональных бюджетов, и степени удовлетворенности потребителей этих услуг.

Таким образом, в современных условиях необходимо изучение содержания, границ и инструментов управления расходами бюджетов субъектов федерации, что обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Бюджетный дефицит. 

  1.1  Сущность бюджета, принцип его построения.   

          Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира.

Основными причинами дефицита бюджета являются:

  • Спад общественного производства
  • Рост предельных издержек общественного производства
  • Массовый выпуск "пустых" денег
  • Излишне, неоправданно раздутые социальные программы
  • Большие  затраты на финансирование ВПК
  • Оборот "теневого" капитала в огромных масштабах
  • Непроизводственные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции.

Ко всем этим причинам следует также отнести такие чрезвычайные обстоятельства, как войны, стихийные бедствия, катаклизмы.

Проследим развитие дефицита бюджета в России. В СССР многие годы государственный бюджет сводился с положительным сальдо. Но во второй половине 80-х годов в связи с резким падением цен на нефть на мировом рынке, и в особенности, ввиду перестроечного популизма  и подрыва финансовой дисциплины возник дефицит государственного бюджета. Существенными факторами, повлиявшими на образование дефицита, были также чернобыльская катастрофа и землетрясение в Армении. За годы перестроечных реформ налоговые доходы государства резко сократились, что связано с сокращением налогооблагаемой базы из-за спада производства; низким внутренним спросом, массовыми уклонениями от уплаты налогов. За 1985-1989гг. дефицит бюджета вырос с 2 до 9% ВНП. Особенно пагубную роль сыграл в этом принятый в 1987 году закон «О государственном предприятии», который дал полную свободу повышения зарплаты. Рост зарплаты финансировался за счет дотаций из госбюджета и льготных банковских кредитов. До 1990 года правительство могло сдерживать эмиссионное финансирование бюджетного дефицита за счет иностранных кредитов и займов на международных рынках, что привело к увеличению государственного долга. Нереалистичное бюджетное планирование, т.е. завышенная оценка возможного уровня реального ВВП,  проводит к тому, что мнимые (завышенные) доходы распределяются по статьям расходов. На практике приходится урезать расходы по ходу выполнения бюджета, при этом происходит рост неплатежей, падение налоговой и финансовой дисциплины, а также подрыв авторитета государственных институтов. В свое время завышенную оценку бюджетных расходов при разработке и утверждении бюджета можно было считать технической ошибкой прогнозирования, вызванной высокими  и не до конца определимыми темпами инфляции, неизвестными темпами падения ВВП. Но вскоре парламент осознанно стал принимать нереальный бюджет, избегая брать на себя ответственность за политически непопулярное снижение расходов. При этом помимо всего прочего, Госдума принимает законы о повышении пенсий или минимальной оплаты труда, не обеспеченные реальными возможностями и не входящие в расходы уже принятого бюджета.

Дефицит государственного бюджета - явление неоднозначное. Современная экономическая теория рассматривает его с разных точек зрения. Например, представители кейнсианской школы склонны утверждать, что недостаточность валовых расходов приводит к увеличению безработицы, избыточность же валовых расходов порождает инфляцию. Таким образом, правительству необходимо уменьшать совокупные расходы в экономике, когда они слишком велики и наоборот, увеличивать эти расходы, когда они слишком низки. Поэтому умеренный дефицит бюджета, по мнению кейнсианцев - это благо, поскольку он дает возможность увеличить совокупный спрос путем дефицитного финансирования государственных расходов. С другой стороны, дефицит бюджета - это неудовлетворение потребностей общества, что порождает различные негативные экономические явления. Рассматривая причины возникновения дефицита, очевидно можно ответить на вопрос о желательности или нежелательности бюджетного дефицита.

Дефицит, возникающий в случаях чрезвычайных обстоятельств, а также в результате государственного регулирования экономической конъюнктуры можно назвать структурным.  Он является продуктом здравой государственной политики по стабилизации экономики и оказывает существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры. Структурный дефицит отражает влияние фискальной политики. Вместо сравнения реальных расходов и доходов бюджета, при вычислении структурного дефицита сравниваются расходы и доходы бюджета в условиях полной занятости. (Структурный дефицит иногда называют дефицитом полной занятости).

    Другой  вид дефицита возникает в результате  кризисных явлений в экономике  страны, циклического спада производства, неспособности правительства держать  под контролем финансовую ситуацию  в стране. Такой дефицит называют циклическим. Его рассматривают как нежелательное явление в экономике.

   Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда – характерен сегодня для большинства развитых стран.

В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую политику – политику бюджетного дефицита.

Признание объективности бюджетного дефицита в условиях рыночной экономики требует рассмотрения ее как объективной экономической категории и изучения законов ее развития.

Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета. С этих позиций дадим его определение. Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.

Такие дополнительные доходы образуются главным образом в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов. Это требует от правительства разработки мероприятий по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников покрытия.

Отсутствие положительного бюджетного сальдо не следует связывать исключительно с чрезвычайными обстоятельствами. Дефицит может быть обусловлен государственным регулированием экономики и отражать намерения правительства осуществлять крупные государственные вложение в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.

Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. в этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовой системы, корректировке бюджетной политики.

В исключительных случаях превышение расходов над доходами становиться результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и прочее), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходиться изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов.

Таким образом, в конечном итоге дефицит бюджета является следствием:

    1. Чрезмерных государственных расходов;
    2. Ограниченности финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы (сознательное сокращение налогов в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствования или из-за низкой собираемости доходов);
    3. Циклических спадов в экономике.

Вряд ли можно однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита. Для разных стран и в разные периоды развития каждая из них могла быть основной, но чаще всего они воздействовали одновременно. Но всякий рост государственных расходов, не подкрепленный увеличением доходов, нарушает бюджетное равновесие, создает отрицательное бюджетное сальдо, с одной стороны, но с другой стороны, причиной бюджетного дефицита могут явиться недостаточные доходы государства. Принимая во внимание, что основным источником дохода бюджета являются налоги, следует признать тот факт, что состояние доходной базы бюджета определяется состоянием субъектов хозяйствования в частности и экономики в целом1.

В ситуации спада производства, других негативных явлений бюджетные поступления уменьшаются. Если при этом не обеспечено адекватное сокращение расходов, возникает отрицательное бюджетное сальдо.

Конечно, к важнейшим факторам, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его размер, относится колебание объема ВВП в течение бюджетного периода. Практика показала, что в периоды депрессии, когда ВВП низок, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное бюджетное сальдо. Причиной таких изменений являются метаморфозы, происходящие как в доходной, так и в расходной частях бюджета. Здесь имеется в виду, что во время спадов резко сокращаются поступления прямых налогов (подоходного налога, налога на прибыль и др.) в связи с уменьшением базы налогообложения. В то же время возрастают отдельные виды государственных расходов, что заставляет их находиться в противофазе с циклом. Как правило, в периоды спада правительства принимают меры по увеличению расходов по социальной защите населения, что вызывает рост выплат трансфертов отраслям, производящим товары и оказывающим услуги населению, но также пособий по безработице и других социальных расходов. Принято считать, что в условиях динамично развивающейся экономики бюджетный дефицит в количественно допустимых размерах не страшен. В долг жили и живут многие экономически развитые государства. Однако сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна обременять экономику страны, налогоплательщиков, сопровождаться значительным увеличением расходов по обслуживанию долга, сокращением социальных программ.

Информация о работе Проблемы управления бюджетным дефицитом и пути решения