Проблемы формирования и ведения муниципальных бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Правильный баланс между доходами и расходами бюджета государства в современном мире до сих пор является предметом дискуссий и споров многих экономистов: выдвигаются новые точки зрения, пересматриваются взгляды, уже ставшие привычными.
В России рассмотрение бюджетов различных уровней представляет особый интерес потому, что бюджеты всех уровней, хотя и являются автономными, в совокупности представляют единую бюджетную систему РФ.
Так в России выделяют федеральный, региональный и муниципальный бюджеты.
Изучение всех уровней бюджета по-своему важно и актуально. Но на сегодня особенно много времени уделяют изучению муниципальных бюджетов, они являются бюджетами третьего уровня, но не смотря на это они представляют собой также своеобразный фундамент бюджетной системы России и от укрепления именно муниципальных бюджетов зависит надёжность всей системы.

Содержание

Введение 3
Теоретические подходы к пониманию бюджета
Экономическая сущность и содержание бюджета 6
Анализ теоретических взглядов на место и роль государственного бюджета 12
1.3.Бюджетный процесс, структура и сбалансированность
бюджета 16
Бюджет – основа жизнедеятельности муниципального образования
Понятия, специфика и сущность бюджета муниципального
образования 23
Проблемы в социальной сфере муниципальных бюджетов Краснодарского края 30
Заключение 44
Список использованных источников 47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая № 3!.doc

— 805.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«КУБАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экономический факультет

Кафедра мировой экономики

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Проблемы  формирования и ведения муниципальных бюджетов

 

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса

экономического факультета

специальность  080102

группа 308                                                                             Махонек Е.Е.

 

Научный руководитель:

канд. экон. наук, доц.          Толстова А.З.

 

 

 

 

 

Краснодар 2012

 

Содержание

 

Введение  3

  1. Теоретические подходы к пониманию бюджета
    1. Экономическая сущность и содержание бюджета  6
    2. Анализ теоретических взглядов на место и роль государственного бюджета  12

1.3.Бюджетный  процесс, структура и сбалансированность

бюджета  16

  1. Бюджет – основа жизнедеятельности муниципального образования
    1. Понятия, специфика и сущность бюджета муниципального

 образования 23

    1. Проблемы в социальной сфере муниципальных бюджетов Краснодарского края  30

Заключение  44

Список использованных источников  47

 

 

Введение

В настоящее время, ни одно государство и ни один его субъект не могут обойтись при планировании финансовой деятельности без составления бюджета.  В каждой стране основу государственных финансов составляет бюджет, а точнее – бюджетная система, которая включает государственный бюджет и бюджеты соответственных административных единиц. Бюджет – это сбалансированная смета, роспись денежных доходов и расходов на определенный период.

Обеспечивая деятельность систем образования, здравоохранения, социальной поддержки, заботясь об окружающей среде, развитии науки и культуры, государство выполняет свои социальные функции. Регулируя условия для развития бизнеса и обеспечивая функционирование государственного сектора экономики, государство поддерживает экономическое развитие. Бюджет же позволяет создавать условия для повышения качества жизни населения, развития экономики и обеспечения национальной безопасности.

 Роль бюджета в экономике государства ещё со времён Древней Руси до наших дней  всегда была и остаётся  значительной. Любая дискуссия об экономической политике непременно сводится к обсуждению государственного бюджета, а именно бюджетной системы  и бюджетной структуры государства, и конечно же такого показателя, как сбалансированность бюджета.

В современных условиях показатели главных инструментов госбюджета, а именно доходов и расходов, очень редко бывают сбалансированы. Как сказал 40-й президент США Рональд Рейган, «Составлять сбалансированный бюджет — все равно, что защищать свою добродетель: нужно научиться говорить «нет»». Только в том случае, когда расходы в государстве будут равны доходам или хотя бы превышать их, но незначительно, можно будет говорить об эффективной бюджетной политике в государстве.

Правильный баланс между доходами и расходами бюджета государства в современном мире до сих пор является предметом дискуссий и споров многих экономистов: выдвигаются новые точки зрения, пересматриваются взгляды, уже ставшие привычными.

В России рассмотрение бюджетов различных уровней представляет особый интерес потому, что бюджеты всех уровней, хотя и являются автономными, в совокупности представляют единую бюджетную систему РФ.

Так в России выделяют федеральный, региональный и муниципальный  бюджеты.

 Изучение всех уровней бюджета по-своему важно и актуально. Но на сегодня особенно много времени уделяют изучению муниципальных бюджетов, они являются бюджетами третьего уровня, но не смотря на это они представляют собой также своеобразный фундамент бюджетной системы России и от укрепления именно муниципальных бюджетов зависит надёжность всей системы.

Проблемы ведения муниципальных бюджетов привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

Именно в связи с  актуальностью данной темы, а также моей заинтересованностью в её изучении, в качестве объекта исследования своей научной работы я выбрала муниципальные бюджеты.

В свою очередь, предметом  исследования данной научной работы является процесс формирования и ведения бюджетов муниципальных образований, а именно выделение средств из местных бюджетов на решение различных проблем, возникающих в социальной сфере.

Целью моего исследования является выяснение проблем, сложившихся в процессе ведения бюджета в муниципальных образованиях и в России в целом: рассмотрение понятия бюджет и госбюджет, характеристика бюджетной системы РФ, рассмотрение этапов бюджетного процесса и его участников, функций госбюджетов, а также сбалансированности госбюджетов; анализ теоретических взглядов на место и роль государственного бюджета; рассмотрение специфики, сущности и структуры бюджетов муниципального образования, проблем, связанных с социальной сферой муниципальных бюджетов в целом и по Краснодарскому краю.

Моя работа разделена  на два крупных раздела, первый посвящен теоретическим подходам к пониманию бюджета, второй – бюджетам муниципальных образований и проблемам социального характера, возникающим при ведении данных бюджетов. В своих исследованиях я использовала работы известных зарубежных и отечественных экономистов ( Смита А., Афанасьева М., Гуриева С., Илларионова А., Сенчагова В.)  и различные учебные пособия ( Ананьиной. О, Булатова А.С., Грязновой А.Г., Матеюка В.И., Михайлушкина А.И., Райзберга Б.А. ), а также периодические издания (газеты «Краевые новости»,«В Законодательном собрании Краснодарского края» и журнала «Вопросы экономики») и публикации на экономических сайтах в сети Интернет.

 

 

 

 

1. Теоретические подходы к пониманию бюджета

1.1 Экономическая сущность и содержание бюджета

Понятие «Бюджет» происходит от латинского bulga – «кожаный мешок, ранец» к нам же оно пришло из Англии. Излагая в английском парламенте содержание будущих доходов и расходов, канцлер казначейства (министр финансов) открывал мешок с деньгами и документами (budget). Эта процедура называлась «открытием бюджета».

 Профессор Райзберг Б.А. подчёркивает, что термин «бюджет» имеет двоякое толкование. С одной стороны, это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С другой стороны, бюджет – это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определённого периода, чаще всего одного года. Иначе говоря, бюджет определяет и содержимое «денежной сумки», наличие в ней денежных средств или их дефицит, и динамику её наполнения и опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами

[20, с.429].

Для любого человека понятие «бюджет» ассоциируется с его финансовым состоянием, накоплением денежных средств, соответствием денежных доходов и расходов, избыточностью и дефицитностью личного кошелька, но мало кто задумывается о том, как изначально зародился этот термин и для чего вообще он существует. Чтобы подробнее рассмотреть этот вопрос необходимо обратиться к историческим источникам. Итак, обратимся к истокам формирования бюджета в России.

Именно во времена Древней Руси появилась должность казначея - хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. Состояние казны было предметом особой заботы для всех правителей - от великого князя до императора. В средние века государственные доходы и расходы не отделялись от доходов и расходов великого князя, царя, причем доходы поступали как в натуральной, так и в денежной форме. Бюджетного права в России длительное время не существовало.

Таким образом, только в 1862 г. впервые были изданы правила составления сметы по росписи, улучшен государственный контроль, и - самое главное - на каждый год министром финансов стал составляться проект росписи. Этот проект рассматривался и уточнялся в Государственном Совете, и окончательно утверждался императором. Кроме того, началась публикация государственной росписи доходов и расходов в «Правительственном вестнике». В этот период были разработаны основные принципы построения государственного бюджета России. Бюджет, то есть роспись доходов и расходов, представлял, как и в европейских странах, полную картину состояния финансов Российской империи.

Наконец, в 1906 г. были изданы Правила о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов в России, а государственный бюджет принял окончательное оформление. А в 2006 году российскому бюджетному праву и бюджетному процессу исполнилось сто лет.

Нельзя не отметить, что важную роль в бюджете страны и любого субъекта страны играет бюджетная система. Бюджетная система и бюджетирование образуют один из важнейших элементов экономической системы, воплощают базисный способ финансового регулирования экономики.

Бюджеты и бюджетное  регулирование существуют в любой  социально-экономической системе, присущи  экономике как рыночного, так  и нерыночного типа. Однако характер бюджетного устройства, способы формирования, утверждения, исполнения бюджетов в них обладают принципиальными различиями. В особенности это касается государственного бюджета.

 По определению профессора Булатова А.С., государственный бюджет – это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций [3, c.517].

Государственный бюджет является главным инструментом правительственной политики в экономической сфере. Именно с его помощью государство осуществляет в основном территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта страны.

В свою очередь, согласно Бюджетного кодексу Российской Федерации, государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.1 В просторечие государственный бюджет иногда называют казной.

Государственный бюджет обычно делят на следующие  уровни:

  1. местные бюджеты, т.е. бюджеты органов местного самоуправления (муниципальных образований);
  2. региональные бюджеты (в России это бюджеты субъектов Федерации);
  3. бюджет центрального правительства (в России это Федеральный бюджет);

Через государственный  и местные бюджеты распределяется около 70% 
национального дохода страны. Свыше 80% доходов государственного бюджета 
составляют обязательные платежи и налоги от предприятий государственной 
формы собственности.

По своей  экономической сущности государственный  бюджет отражает денежные отношения, которые  складываются у государства с  юридическими лицами и населением, и заключается в перераспределении национального дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом.

Бюджетные отношения  являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи денежная форма и основные функции финансов.

Учёные по-разному  выделяют основные функции госбюджета. Так профессор Булатов А.С. сводит функции госбюджета к следующим. Во-первых, это финансовое обеспечение экономической политики. Для этого государство собирает денежные средства в доходную часть госбюджета, а затем их расходует в соответствии с целями и задачами своей экономической политики.

Во-вторых, это финансовое обеспечение социальной политики, прежде всего, через перераспределение доходов. В ходе экономического кругооборота происходит перераспределение доходов, для чего государство из собранных в бюджет средств выплачивает социальные трансферты.

В-третьих, содержание государственного аппарата, или, говоря по-другому, государственных институтов, причём не только экономических и социальных, но и всех остальных (армии, судов и тюрем, внешнеполитического аппарата и т.д.).

Между тем, профессор Райзберг Б.А. делит функции госбюджета на распределительную и контрольную. Распределительная функция государственного бюджета проявляется в результате использования сконцентрированных у государства денежных средств на удовлетворение общественных потребностей. Сфера действия этой функции достаточно многообразна – это межотраслевое, межтерриториальное, городское перераспределение средств, обусловленное тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как складываются пропорции в распределении средств, как они используются.

Проявление  функций государственного бюджета  находит своё отражение в создаваемом государством бюджетном механизме. Поэтому отдельное внимание необходимо уделить бюджетному устройству. Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны,  взаимоотношения между отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и т.п. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном  воспроизводстве и социальных процессах.

Информация о работе Проблемы формирования и ведения муниципальных бюджетов