Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 21:55, дипломная работа
В российских Вооруженных Силах набирает размах военная реформа. Конечно же, она преобразит их облик. Это будет армия, отвечающая требованиям разумной и надежной достаточности для обороны. Современный, очень непростой этап реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации со всей очевидностью требует высокой организованности, уставного порядка во всех без исключения воинских частях и подразделениях, крепкой воинской дисциплины.
Изменения в личном составе, связанные с нынешней чрезвычайно сложной социально-экономической и политической ситуацией в российском обществе, изменения в характере решаемых российскими войсками задач и, в частности, миротворческая деятельность, а также постоянная угроза сокращения и вызванные этим изменения во взаимоотношениях между различными категориями военнослужащих, требуют также совершенствования методики работы по укреплению воинской дисциплины, смещения акцентов на такие приемы и способы, которые более всего отвечали бы реалиям сегодняшнего дня, давали бы наибольший эффект в укреплении дисциплины и предупреждении правонарушений.
Введение
Актуальность. В российских Вооруженных Силах набирает размах военная реформа. Конечно же, она преобразит их облик. Это будет армия, отвечающая требованиям разумной и надежной достаточности для обороны. Современный, очень непростой этап реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации со всей очевидностью требует высокой организованности, уставного порядка во всех без исключения воинских частях и подразделениях, крепкой воинской дисциплины.
Изменения в личном составе, связанные с нынешней чрезвычайно сложной социально-экономической и политической ситуацией в российском обществе, изменения в характере решаемых российскими войсками задач и, в частности, миротворческая деятельность, а также постоянная угроза сокращения и вызванные этим изменения во взаимоотношениях между различными категориями военнослужащих, требуют также совершенствования методики работы по укреплению воинской дисциплины, смещения акцентов на такие приемы и способы, которые более всего отвечали бы реалиям сегодняшнего дня, давали бы наибольший эффект в укреплении дисциплины и предупреждении правонарушений.
В условиях развития Вооруженных Сил России, как и прежде, главным вопросом является повышение боеспособности и боеготовности частей и подразделений. Одной из важнейших слагаемых боеготовности выступает крепкая воинская дисциплина всего личного состава армии.
Знание офицерами, всеми должностными лицами подразделения сущности дисциплины и дисциплинированности позволяет более детально, всесторонне анализировать причины и предпосылки нарушения воинской дисциплины, а следовательно, более эффективно строить работу, по укреплению дисциплины, более предметно определять пути профилактики ее нарушения.
В этой связи, важное значение приобретают положения о высокой ответственности командных кадров всех степеней за укрепление воинской дисциплины и уставного порядка. Ведь объект деятельности офицера – живые люди (личность конкретного воина), самые различные по возрасту, образованию, психологическим особенностям, воспитанности, национальности, с различными взглядами на жизнь, воинскую службу.
Офицер призван сплотить людей, разных по возрасту и образованности, с различным уровнем подготовленности и воспитанности, в единый воинский коллектив, осуществить подготовку не только отдельных специалистов, но и боевого коллектива части (корабля), подразделения, способного выполнить любую задачу, как в мирное, так и в военное время. Все это нельзя не учитывать офицеру при определении конкретных приемов и методов педагогического воздействия, при организации учебно-воспитательной работы.
Необходимо показать разницу между дисциплиной как внешним соблюдением воинского порядка и дисциплинированностью как внутренним качеством человека.
Дисциплинированность военнослужащего как сложное личностное образование зависима от сложного сочетания внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на ее формирование. Работа по формированию дисциплинированности у военнослужащих, несомненно, должна опираться на знание педагогических приемов и способов воспитательного воздействия. Однако, необходимо помнить, что только индивидуальный, дифференцированный подход, основанный на знании и понимании индивидуально-психологических особенностей каждого военнослужащего, может принести желаемый результат. В отечественной военной психологии и педагогике традиционно рассматривались вопросы о возможности учета в индивидуально-воспитательной работе таких психологических особенностей военнослужащих, как темперамент, характер, мотивационная сфера личности. Этому посвящены работы [9; 11; 16; 19; 23; 52; 58]. О необходимости учета в воспитательной работе ценностной сферы личности военнослужащего высказывались отдельные ведущие представители отечественной военной психологии и педагогики, например, Дьяченко М. И., Кандыбович Л.А., Подоляк Е.В. [41, 55].
Однако, к сожалению, до последнего времени остается мало исследованной проблема влияния ценностной сферы личности конкретно на особенности формирования дисциплинированности у военнослужащего. А ведь ценностные ориентации военнослужащего, по нашему мнению, как раз и определяют степень осознания им важности и необходимости следовать уставным нормам, приказам командиров. Поэтому, результаты изучения этого вопроса составят научную новизну данного исследования.
А следовательно, проблема исследования состоит в недостаточном теоретическом и практическом осмыслении влияния особенностей ценностной сферы личности военнослужащего на формирование у него дисциплинированности.
Целью работы является: выявить возможности учета ценностной сферы личности военнослужащего в работе по его дисциплинированию.
Объектом исследования является: дисциплинированность как качество личности военнослужащего.
Предметом является: влияние ценностной сферы личности военнослужащего на его дисциплинированность.
На основании теоретического анализа проблемы была выдвинута следующая основная гипотеза исследования: особенности ценностной сферы личности оказывают значимое влияние на формирование дисциплинированности военнослужащего.
Гипотеза-следствие: коллективистская ценностная ориентация в большей степени, нежели индивидуалистическая ценностная ориентация, способствует формированию дисциплинированности у военнослужащих.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
Методологические и теоретические предпосылки исследования. Методологической основой исследования являются общенаучные принципы отечественной психологии, в частности, принцип детерминизма и принцип системного подхода.
Принцип детерминизма – это научный подход, согласно которому внешние причины воздействуют на объект посредством внутренних условий, которые, в свою очередь, формируются в процессе взаимодействия человека с миром.
Системный подход - это направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.
Методы исследования. В исследовании используется набор конкретных методов сбора материала: теоретический анализ литературных источников, метод анализа результатов деятельности (дисциплина военнослужащих), опрос, тестирование. Основой экспериментального исследования послужили следующие методики:
Исследование проводилось в декабре 2012 года во время войсковой стажировки в должности помощника командира роты по работе с личным составом, в стрелковой роте (снайперов) Московская область. п. Калининец с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Практическая ценность работы состоит в том, что она вносит определенный вклад в разработку новых подходов к повышению уровня дисциплинированности у военнослужащих. В результате исследования мы планируем определить наиболее значимые ценности личности, которые способствуют формированию дисциплинированности у военнослужащего.
Полученные данные позволят более эффективно выстраивать индивидуально-воспитательную работу с военнослужащими в содержательном аспекте, и могут быть использованы для дальнейшего изучения проблемы.
Глава I. Дисциплинированность военнослужащего: ее значение, закономерности формирования
§1. Психологические проблемы воинской дисциплины и дисциплинированности
Дисциплина - это величайшая, не всеми еще, к сожалению, осознанная человеческая ценность, достижением которой гордятся народы, страны, армии, большие и малые организации, небольшие коллективы и отдельные личности.
Понятие воинской дисциплины дается в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил, где определено, что воинская дисциплина – есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил, приказами командиров (начальников) [3, ст.1].
Воинская дисциплина в своей основе имеет исполнительское содержание, выражающееся в том, что все военнослужащие подчиняются соответствующим командирам и начальникам, выполняют их приказы и распоряжения, ответственно относятся к своим должностным и специальным обязанностям, а также предоставленным полномочиям. Исполнение зависит как от самого военнослужащего, его установки, совести, так и от ряда некоторых “внешних” условий, например: характера регламентирования воинского труда, полноты информации о решаемых служебно-боевых задачах, оптимальности организационно-штатной структуры, технического обеспечения, уровня профессиональной и военной подготовки кадров, продуманности морального и материального стимулирования военной службы, морально-психологического микроклимата в воинских коллективах.
Знание правил поведения и установленного порядка, понимание их необходимости закрепляется в устойчивой привычке их соблюдения. В отличие от воинской дисциплины, дисциплинированность военнослужащего выражает его субъективное отношение к объективным требованиям дисциплины. В дисциплинированности в той или иной мере выражается личность военнослужащего в целом, особенности его направленности, темперамента, характера, способностей, знаний, навыков, умений, а также ценностной сферы личности военнослужащего.
Дисциплинированность - это устойчивое качество личности военнослужащего, комплекс познавательных, мотивационных и характерологических структур, которые обеспечивают исполнение военнослужащим требований дисциплины, причем это исполнение стало для военнослужащего глубокой внутренней потребностью, устойчивой привычкой выполнять все нормы и уставные положения. Дисциплинированность – это высшее понимание необходимости поступать мужественно, стойко переносить тяготы военной службы, решительно действовать, как этого требуют конкретные условия [35].
Проблема дисциплинированности в военной психологии заключается в вопросе о том, какие личностные и групповые (социально-психологические) качества и процессы обеспечивают нормативность воинской деятельности и других форм активности военнослужащих. Теоретическая задача психологии заключается в том, чтобы научно описать психологические механизмы нормативности, выявить условия, при которых они эффективно функционируют, развиваются и укрепляются.
Повышение нормативности поведения военнослужащих и поддержание ее на требуемом уровне - это непрерывная совместная деятельность всего личного состава - и командиров, и рядовых воинов. В ней участвуют также коллективно-групповые (формальные и неформальные) структуры войсковой общественности. Некоторые из них влияют на состояние дисциплины отрицательно, поскольку имеют свою собственную нормативную систему, которая несовместима с уставной.
Все военнослужащие, как личности и как члены определенных служебных и общественных структур, в том числе и тех, влияние которых на дисциплину негативно, их взаимосвязи и формы активности составляют в совокупности дисциплинарную систему подразделения (части). Дисциплина, в частности ее качество и текущее состояние, является динамическим результатом функционирования данной системы. Динамичность результата, то есть невысокая инерционность дисциплинированного поведения, его существенное ухудшение после прекращения или ослабления дисциплинарной деятельности, обусловливается напряженностью дисциплинарных требований к личности и коллективным (социально-психологическим) механизмам нормативной саморегуляции.
Роль военной психологии как прикладной, практической психологии состоит в том, чтобы выступить в качестве действующей силы, решающей задачи повседневного научного обеспечения дисциплинарной системы Армии и Флота.
Отечественная военная психология занимается изучением дисциплины и дисциплинированности вот уже более 150 лет. Период 19-20 века отмечен интереснейшими публикациями, посвященными различным сторонам этой важнейшей проблемы. Это работы А.Кислова, например «Военная нравственность», 1838г; А.Н.Навроцкого, например «О воинской дисциплине и средствах к ее охранению и надлежащему развитию», 1874г.; неизвестного автора, скрывавшегося под инициалами П.М.М. «Дисциплина и быт войск», 1881г.; В.Н.Халтурина «Психологическое обоснование воинской дисциплины», 1896г. Глубокие мысли о дисциплине и дисциплинированности содержатся в трудах М.И.Драгомирова, Н.Д.Бутовского, Д.П.Парского, А.Верховского, А.А.Свечина, Б.Б.Жерве, А.М.Дмитревского, М.В.Фрунзе, Л.Бызова, Ф.Огородникова и других [41, 53].
Информация о работе Дисциплинированность как качество личности военнослужащего