Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 21:55, дипломная работа
В российских Вооруженных Силах набирает размах военная реформа. Конечно же, она преобразит их облик. Это будет армия, отвечающая требованиям разумной и надежной достаточности для обороны. Современный, очень непростой этап реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации со всей очевидностью требует высокой организованности, уставного порядка во всех без исключения воинских частях и подразделениях, крепкой воинской дисциплины.
Изменения в личном составе, связанные с нынешней чрезвычайно сложной социально-экономической и политической ситуацией в российском обществе, изменения в характере решаемых российскими войсками задач и, в частности, миротворческая деятельность, а также постоянная угроза сокращения и вызванные этим изменения во взаимоотношениях между различными категориями военнослужащих, требуют также совершенствования методики работы по укреплению воинской дисциплины, смещения акцентов на такие приемы и способы, которые более всего отвечали бы реалиям сегодняшнего дня, давали бы наибольший эффект в укреплении дисциплины и предупреждении правонарушений.
Первоначально подход к теоретическому толкованию воинской дисциплины носил умозрительно-эмпирический характер. Долгое время публикации были научно недифференцированными, соединяя в себе военно-тактические, юридические, исторические, педагогические, социологические и многие другие аспекты дисциплины. Несмотря на это, большинству из них была свойственна выраженная психологическая ориентированность. Очевидно, из-за этого сложилась традиция относить проблему дисциплины почти исключительно к области военной психологии. Об этом определенно заявлял в 1931 году один из военачальников периода гражданской войны Г.Эйхе: "Вопрос о дисциплине обычно связывается с исследованиями теоретического, в частности психологического порядка" [цит. по: 24].
Однако, на сегодняшний день тема воинской дисциплины почти полностью сместилась в область педагогики. Считается, что дисциплинарная деятельность носит учебно-воспитательный характер. Психологические исследования тоже ориентируются преимущественно на учебно-воспитательные задачи. Некоторый сдвиг в последнее время был обозначен публикациями А.И. Китова [62].
Основная проблема это - действительная роль глубоких личностных свойств в формировании дисциплинированного поведения военнослужащих - не только не была решена, но даже четко не поставлена.
К настоящему времени сложилось представление о психологических основах дисциплины как о специфическом комплексе личностных и межличностных структур и процессов психической регуляции, которые обеспечивают нормативное поведение военнослужащих в полном объеме. В этот комплекс входят:
а) индивидуально-личностная дисциплинированность (структура, развитие, условия функционирования дисциплинированности как личностного качества, причины и формы дисциплинарной девиантности);
б) социальная психология групповых (межличностных) дисциплинарных процессов и структур;
в) управленческо - психологические механизмы дисциплины;
г) инженерно-психологические, эргономические и экологические условия дисциплины [49].
Понятием психологических основ дисциплины охватывается, естественно, и область теории, предметом которой является ценностная сфера, (в данном случае как условие и закономерность нормативного поведения военнослужащих).
Психология дисциплины имеет свой прикладной, практический аспект. Он обусловливается традиционными обязанностями военной психологии по отношению к наукам, которые профессионально обеспечивают функционирование, и развитие войсковых дисциплинарных систем: тактикой, военной педагогикой, теорией управления войсками, логистикой, юриспруденцией и др. По мере того, как военная психология обогащается собственной практикой (психокоррекция, психопрофилактика и психогигиена), то есть, своеобразной психологической "инженерией", складывается система практически-психологического обеспечения дисциплинарной деятельности войск. Рассмотрим некоторые стороны этой системы.
Вопрос о психологическом обеспечении дисциплинарной деятельности встает потому, что она в значительной своей части представляет собой решение комплекса специальных психологических проблем. Эти проблемы встают в дисциплинарных системах всех уровней и инстанций, а не только в низовом звене, как нередко подразумевается. Они носят, соответственно, тактический, оперативный или стратегический характер. В общем виде практическая психологическая проблема заключается в том, что определенные проступки и другие негативные явления связаны с особенностями психологических механизмов дисциплины [47].
Если в одних случаях дело сводится к простой дисциплинарной неготовности военнослужащих, то в других психологические проблемы порождаются более или менее выраженными антидисциплинарными установками, которые противодействуют мерам дисциплинирования, дезорганизуют воинскую деятельность, общение и быт. Психологическая проблема может порождаться также и тем, что наличные условия службы создают чрезмерные нагрузки на имеющиеся механизмы дисциплинирования, что сдерживает их проявление и тормозит развитие.
Бывает и так, что оба названные фактора выступают совместно, от чего негативные последствия только увеличиваются. Тем не менее, специфичность психологических проблем заставляет изучать прежде всего область психологических структур дисциплины и здесь же планировать и осуществлять необходимые преобразования. В этом как раз и заключается профессиональное участие военного психолога и офицера-воспитателя в дисциплинарной деятельности.
Выделяются две группы дисциплинарно-психологических проблем. Первая - это не сформированность (слабость, неустойчивость, неполнота, незавершенность) индивидуальных, групповых или властно-организаторских механизмов нормативного поведения личного состава и управления им. Анализ показывает, что некоторые военнослужащие или подразделения не имеют требуемой дисциплинарной мотивации и (или) не умеют вести себя организованно, в согласии с уставными правилами, законами, воинскими традициями, а органы военного управления не имеют достаточной энергии и умения, чтобы последовательно и уверенно упорядочивать деятельность своих подчиненных.
Первая группа проблем делится на три подгруппы: а) мотивационные проблемы дисциплины; б) проблемы нормативной или организаторской некомпетентности; в) проблемы психической дезорганизации, как личностной так и групповой, в том числе управленческой (дисциплинарная паника) [41].
Вторая группа психологических проблем дисциплины - это наличие явных или скрытых альтернативных, так называемых теневых антисоциальных дисциплинарных систем, как индивидуальных, так и групповых типа "дедовщины", "землячества" или иной неформальной структуры со своей субдисциплиной, которая не совместима с истиной воинской дисциплиной устава, закона, и даже общечеловеческой морали. Свои, особые порядки могут насаждать в подразделениях и отдельные военнослужащие, что входит в репертуар их поведенческой стратегии, связанной с укреплением ведущего положения в системе отношений, своей неформальной власти. Случается, что в подобной роли выступает и командир подразделения, если он насаждает в подразделении дисциплину, руководствуясь не уставом, не благородными принципами воинской морали, а своими эгоистическими побуждениями, ложными представлениями о целях и средствах дисциплинирования [53].
Общесоциальным источником психологических проблем в области воинской дисциплины служит распространенное в обществе неуважение к закону, праву, власти, неприятие мер, направленных на поддержание общественного порядка. С этим социально-правовым сознанием связана неготовность людей идти на известные ограничения своей свободы и своих потребностей ради достижения общей организованности и безопасности. Повседневные наблюдения и специальные исследования показывают, что у многих дисциплина занимает периферическое положение в структуре личностных ценностей [62].
В полном объеме проявляется одна из закономерностей атрибуции ответственности, согласно которой недисциплинированность охотно приписывается другим, но не относится к себе. Имеет место низкая осведомленность по вопросам организации общественной жизни, непонимание существа и значимости правил в совместной деятельности людей. Негативно сказывается слабость традиций вообще и специфических традиционных механизмов обеспечения порядка во взаимоотношениях людей, в их социальном поведении, а также различные ценности военнослужащих, которые в современных условиях значительно изменились и не в лучшую сторону [36].
Негативные тенденции усиливаются неблагоприятным социально-психологическим фоном, который создается социальными отклонениями: пьянством, наркоманией, преступностью, проституцией, злоупотреблением властью. К числу причин, порождающих дисциплинарно-психологические проблемы, следует также отнести все те условия, события и решения, которые не позволяют воину реализовать свою нормативную мотивацию. Если дисциплинированное поведение не поощряется, если оно контрастирует с поведением других военнослужащих, если для того, чтобы соблюсти какое-то обычное правило, требуются чуть ли не героические усилия, то внутренние запасы дисциплинированности быстро истощаются.
Таким образом, следует различать две категории факторов, обусловливающих появление дисциплинарно-психологических проблем:
а) хронические, общенациональные и общеармейские, которые только проявляются в условиях конкретного подразделения;
б) локальные, специфические, порождаемые индивидуальными особенностями военнослужащих, взаимоотношениями непосредственно в их среде, а также частым расхождением повышенных требований к порядку и стартовой готовностью личного состава к их реализации. Психологические проблемы, в отличие от всех остальных, разрешаются путем изменения самого человека и тех отношений, какими он связан с другими людьми. Найти правильное дисциплинарно-психологическое решение, значит определить способ изменения убеждений, ценностных ориентаций, самооценки и оценок других, межличностных привязанностей воина, его навыков и привычек поведения, чтобы они не противоречили уставным нормам и законам военной службы [56].
В ряде случаев дисциплинарные проблемы могут быть смягчены и даже сняты грамотным изменением обстановки службы и быта, такими мероприятиями, которые оптимизируют нагрузку на сформированные механизмы нормативного поведения личного состава [37].
История вооруженных сил разных стран и повседневный опыт показывают, что многие неудачи в текущих мерах и крупномасштабных мероприятиях по укреплению дисциплины оказывались неэффективными или обрекались на провал только из-за того, что они игнорировали "психологическую составляющую". Они были психологически необоснованными, не считались с законами человеческой психологии и самой природы человека. Этими мероприятиями не предусматривалось целенаправленное решение конкретных психологических проблем.
Характерный исторический пример - некритическое заимствование принципов и способов дисципинирования, эффективных для других стран и армий, но неадекватных национальной психологии России. Одной из причин того, что психологические проблемы дисциплины не идентифицировались, а опыт их интуитивно-эмпирического решения не накапливался и не обобщался, являлось то, что в армии до недавних пор не было профессиональных психологов и соответствующих служб (подразделений) [64].
Известно также, что психологическая
культура командиров подразделения была
и остается достаточно низкой, поскольку
естественные человеческие способности
к пониманию и оцениванию людей не развивались
профессионально-
Между тем, психологическая проблематика деятельности по укреплению дисциплины выходит, главным образом, на вопросы формирования дисциплинированности у военнослужащего и нуждается для своего разрешения в усилиях должностных лиц, имеющих глубокие знания в области военной психологии и педагогики: войсковых психологов, заместителей командира по воспитательной работе, и других офицеров воспитательных структур.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: дисциплинированность военнослужащего как личностное качество является основным психологическим условием его дисциплины. Поэтому очень важно понимать - какие факторы оказывают влияние на формирование дисциплинированности военнослужащего и в полном объеме использовать их в своей профессиональной деятельности.
Факторы, оказывающие влияние на формирование дисциплинированности военнослужащего.
Прежде чем говорить о факторах и условиях, предопределяющих формирование дисциплинированности у военнослужащего, необходимо разобраться: из чего слагается дисциплинированность воина. Проведенный нами анализ литературы по этому вопросу [3; 9; 23; 37; 40; 49] показал, что можно выделить 6 основных позиций, в комплексе представляющих собой дисциплинированность военнослужащего:
1. Знания о целях и задачах своей деятельности, знания своих уставных обязанностей, порядка и правил, установленных в Вооруженных Силах.
2. Органически входят в структуру дисциплинированности воина поведенческие навыки и умения. Как показывает практика, многие военнослужащие знают свои служебные обязанности, требования уставов, но у них часто не хватает опыта, умения совершить поступок в соответствии с воинскими уставами и наставлениями. А ведь только навыки и умения дают возможность воину действовать четко, уверенно и быстро в самых сложных, быстро меняющихся условиях учебно-воспитательной и боевой работы.
3. Дисциплинированность неразделима с отличным знанием устройства военной техники и вооружения, умелого их использования и применения в учебном и реальном бою, глубокими знаниями тактики боя, натренированностью органов чувств, с физической выносливостью.
4. Превращение знаний из предпосылки дисциплинированного поведения в фактор определяющий поведение военнослужащего осуществляется через его убеждения, и прежде всего - через убеждение о необходимости высокой воинской дисциплины.
Убеждения - важнейший компонент в структуре дисциплинированности воина.
А.С.Макаренко отмечал “дисциплинированным человеком мы имеем право называть только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности” [цит. по: 19].
5. Определяющим компонентом в структуре дисциплинированности воина является его патриотическое сознание, ответственность за судьбу своей Родины. Патриотизм, осознание высокой личной ответственности за судьбу Родины, ее надежную защиту составляют стержень дисциплинированности воина, всех других его качеств и свойств.
6. Важнейшими элементами дисциплинированности является исполнительность, т.е. беспрекословное повиновение. Исполнительность является душой дисциплинированности. Недаром говорят: “ Исполнительность - душа военной службы”. Выражением исполнительности выступает точное, беспрекословное, своевременное выполнение воинами приказов командиров (начальников), своих обязанностей, воинского долга в любых условиях.
7. Высокие нравственные качества служат предпосылкой формирования дисциплинированности воина, а отдельные из них выступают как элементы дисциплинированности (к примеру, долг, совесть, честь и ответственность, трудолюбие, совесть, войсковое товарищество, честность, правдивость, самодисциплина являются и нравственными качествами и нормами поведения воина).
Информация о работе Дисциплинированность как качество личности военнослужащего