Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 19:34, дипломная работа
Целями исследования являются анализ проблем, существующих в сфере правовой регламентации прохождения военной службы в Российской Федерации и разработка на его основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в указанной области путем внесения соответствующих изменений, дополнений в действующее законодательство.
В настоящей работе для достижения названных целей поставлены следующие задачи:
- определить правовое содержание понятия военной службы (принципы, задачи, виды и правовые источники, ее регламентирующие);
- определить правовое содержание понятия прохождения военной службы, его сущность, раскрыть содержание основных элементов;
- провести сравнительно-правовой анализ правового регулирования порядка прохождения военной службы в зарубежных странах (США, Великобритании, Франции, ФРГ) и в Российской Федерации, выработать рекомендации по использованию положительного опыта;
- осуществить сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов, определявших и регламентирующих прохождение военной службы в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Выработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации;
- проанализировать состояние современного законодательства регулирующего правоотношения в сфере воинской обязанности и прохождения военной службы, социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей;
В настоящий момент в литературе существует мнение, что отличия военной службы от других видов специальной государственной службы не столь существенны, и это позволяет объединить ее с другими видами государственной службы245, т.е. она не носит особого характера.
Например, Ю. Н. Старилов в своей работе, посвященной теоретико-правовому исследованию государственной службы в Российской Федерации, говорит о принадлежности военной службы к государственной службе без указания места военной службы в системе государственной службы246. Он же указывает на ряд аспектов характерных для государственной службы, которые можно обнаружить в военной службе247:
Социальный аспект, т.е. военная служба как социальная категория – это осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности военнослужащими, занимающими воинские и иные должности в специально создаваемых государством организациях – войсках, воинских формированиях, а также государственных органах, для решения задач в сфере военной безопасности и для отражения агрессии.
Под политическим аспектом понимается исполнение государственных поручений в интересах государства и от имени государства. Посредством исполнения военной службы через деятельность специально учрежденных организаций и органов реализуются функции, возложенные на них государством, в целях обороны и безопасности, т.е. военная служба осуществляется в специфической сфере жизни общества – обороны и безопасности государства. Вооруженная сила государства является орудием политики государства248.
Исследование социологического аспекта военной службы предполагает раскрытие практической реализации функций государства и компетенции государственных организаций и органов в сфере ее применения249.
Юридический аспект – юридическое установление военно-служебных отношений, в процессе которых достигается практическое выполнение служебных обязанностей, полномочий военнослужащих и реализация компетенции органов и организаций, в которых они проходят службу, и которые участвуют в реализации функций в сфере обороны и безопасности государства.
Военная служба как разновидность государственной службы имеет еще один аспект – нравственный (морально-этический)250, который связан с внутренним нравственным отношением к военной службе и рассматривает этические основы военной службы. Внешнее (формальное) проявление этого аспекта можно наблюдать в соблюдении воинской дисциплины, под которой понимается строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командира (начальника) как основы порядка в военной организации. В свою очередь, воинская дисциплина должна основываться на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу251.
Ряд авторов относят военную службу к военизированной государственной службе. Кроме военной к военизированной государственной службе они относят также службу безопасности, внутренних дел и пограничную252. Однако, например, А.В. Кудашкин, не согласен с данной классификацией. Он указывает на то, что в данном случае будут смешаны виды государственнозначимой деятельности (военная служба) с административными органами, в которых исполняется военная служба253.
Например, в соответствии с Федеральным законом «Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации»254 (ст. 16) органы ФСБ России комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом. Причем сотрудниками органов ФСБ являются военнослужащие, за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и лица из числа гражданского персонала, назначенные на должности военнослужащих. Следовательно, в органах ФСБ России предусмотрена как военная служба, так и иная государственная служба по решению задач в сфере национальной безопасности. Аналогичные положения содержались и до недавнего времени в Федеральном законе «О Пограничной службе Российской Федерации»255.
Д. Н. Бахрах называет военную службу разновидностью милитаризованной службы, которая, в свою очередь, является разновидностью федеральной государственной службы. К милитаризованной службе он также относит службы: милицейскую, таможенную, внутреннюю службу в системе МВД РФ, военизированную охрану МПС, горноспасательную службу и др.256 Ю.Н. Старилов в своей работе, посвященной теоретико-правовому исследованию государственной службы в Российской Федерации, говорит о принадлежности военной службы к государственной службе, но не указывает место военной службы в системе государственной службы257.
А. Ф. Ноздрачев относит военную службу к разновидности специальной государственной службы, являющейся видом государственной службы наряду с федеральной государственной службой и государственной службой субъектов Российской Федерации258. Военная служба, как и другие «специальные» виды государственной службы (таможенная, дипломатическая и др.), решает задачи, относящиеся к исключительному ведению Российской Федерации и, следовательно, она является разновидностью федеральной государственной службы.
Наиболее приемлемым на взгляд многих авторов является заключение В.М. Манохина, который считает военную службу разновидностью федеральной государственной службы259. Это на сегодняшний день подтверждено и правовыми нормами260.
Определяя место военной службы в системе федеральной государственной службы необходимо выделить следующие ее признаки:
исполнение ее в целях государственного суверенитета и территориальной целостности, а также выполнения иных государственно-значимых функций, отнесенных к исключительному ведению Российской Федерации;
финансирование государственных органов и организаций, в которых предусмотрена военная служба, происходит только из федерального бюджета;
правовое регулирование военной службы только федеральным законодательством.
Статус военной службы определяется только федеральным законодательством, возможность ее введения в государственных органах и организациях субъектов Российской Федерации исключается.
Г. В. Атаманчук, считающий государственную службу целостным социально-правовым институтом, т.е. единой государственной службой с соответствующим объемом и структурой, условно делит ее на гражданскую государственную службу (в органах представительной, исполнительной и судебной власти), военную государственную службу (в армии и приравненных к ней структурах) и специализированную государственную службу (в административных органах)261. Это находит свое подтверждение в современных нормативно-правовых актах, регламентирующих государственную службу. В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» (ч. 1 ст. 2) система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.
Военная служба обеспечивает независимость, государственный суверенитет262 и целостность государства. Она осуществляет реализацию этих целей специфическими военными методами. Для осуществления функций государства в сфере обороны и безопасности государства, возложенных на конкретные организации и органы, необходим определенный порядок реализации их компетенции. По мнению Н.М. Казанцева, в гражданских («невоенных») сферах данный порядок осуществляется посредством государственной службы как формы административно-правовой деятельности государственных органов263. Указанный подход в целом применим и к военной службе. Посредством исполнения военной службы реализуются функции отдельных государственных органов и организаций, создаваемых в целях обеспечения государственного суверенитета и целостности Российской Федерации.
Ю. Н. Старилов отмечает, что «главной целью государственной службы является практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ, федеральных законах…»264. Таким образом, основной целью военной службы является практическое осуществление функций государства по обеспечению его независимости, государственного суверенитета и целостности, удовлетворение публичного интереса в области военной безопасности на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ и федеральных законах.
Задачи и функции военной службы – понятия соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Например, А.В. Кудашкин считает, что задачи военной службы имеют исходное значение по отношению к ее функциям, являются их непосредственной предпосылкой. В свою очередь, функции военной службы представляют собой средство реализации, выполнения ее задач. Задачи военной службы реализуются посредством осуществления ее функций265. Как правило, в законодательстве определены задачи государственных организаций и органов и их полномочия, а функции определяются на уровне подзаконного правового регулирования.
Военная служба выполняет собственно государственные функции – обеспечение его суверенитета и территориальной целостности: оборона, безопасность, охрана границ, общественный порядок и т.д.266. Функции государственной службы исчерпывающим образом реализуют Конституцию и законы, обеспечивая интересы политики и единства государственной власти Российской Федерации267.
Ст. ст. 3 и 4 Конституции РФ устанавливают для государственной службы функции в части распространения суверенитета Российской Федерации на всю территорию, обеспечения целостности и неприкосновенности территории России, верховенства Конституции России и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. Названные функции, включая также функции противодействия присвоению и захвату власти в Российской Федерации либо присвоению властных полномочий и обеспечения законного преследования, совершивших такие деяния, можно отнести к конституционно-охранительным функциям (или функция защиты конституционного строя) государственной службы, которая в каждой разновидности государственной службы (например, военной) реализуется в особой форме.
Рассматривая военную организацию государства, видно, что кроме государственных органов военная служба предусмотрена в специально создаваемых государством организациях – войсках и воинских формированиях, которые также являются частью государственного аппарата, призваны решать специальные задачи и реализовывать значимые для государства функции в сфере военной безопасности.
Анализ функций военной службы имеет исключительное значение, поскольку позволяет оценить ее роль и назначение в государственно-служебной деятельности и место в государственно-социальном механизме, определить ее эффективность, полезность и значимость.
Функции государства выполняют все государственные органы, реализующие государственную власть. Функции государства по обеспечению целостности и государственного суверенитета возлагаются как на государственные органы, так и на государственные организации, в которых предусматривается военная служба: Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и некоторые государственные органы. Указанные функции нашли свое закрепление в предметах исключительного ведения Российской Федерации, перечисленных в ст. 71 Конституции РФ, и соответствующих им функциях государственных организаций и органов, на которые возложена реализация предметов ведения:
федеративное устройство и территория Российской Федерации (подп. «б» ст. 71), отражены в функциях Вооруженных Сил, внутренних войск, пограничных войск, войск гражданской обороны, органов Федеральной службы безопасности, таких как: охрана суверенитета РФ, безопасность, защита конституционных полномочий Российской Федерации и ее субъектов, регулирование межнациональных отношений и конфликтов;
внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира (подп. «к» ст. 71), возложенные, в частности, на Службу внешней разведки, Министерство обороны, Федеральную службу безопасности и т.д., которые исполняют следующие функции: оборона и миротворчество, контроль и реализация международных договоров;
оборона и безопасность (подп. «м» ст. 71) нашли отражение в функциях Вооруженных Сил, Федеральной службы безопасности, других государственных органов и организаций, привлекаемых к участию в обороне государства;
определение статуса и защита Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации (подп. «н» ст. 71) возложены в основном на пограничные органы и пограничные войска Федеральной службы безопасности, а также Вооруженные Силы РФ.
Следовательно, военная служба с функциональной точки зрения представляет собой самостоятельные и относительно обособленные виды действий субъектов военно-служебных отношений в целях практической деятельности государственных организаций и органов, в которых она предусмотрена законом.
Исследуя основы конституционного строя Российской Федерации с точки зрения фундаментальных устоев общества и государства, выделяют один из важнейших структурных элементов основ – суверенитет государства. Конституция РФ устанавливает, что Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории268. Н. М. Казанцев в данном случае делает вывод, что каждая статья Конституции РФ предполагает, что для ее практического исполнения требуется создание соответствующего вида государственной службы в форме определенной функциональной административной службы. Такой порядок соответствует традициям российского права, находя форму военизации в тех родах и видах государственной службы, которые обеспечивают независимость и государственный суверенитет, – военной службе, пограничной службе, иных соответствующих административных службах269.
В научной литературе отмечается, что не следует отождествлять функции государства и функции государственной службы270. Функции государства – это определенные конкретно-историческими условиями существования государства основные направления его деятельности по управлению делами общества, осуществляемой в присущих именно данному типу государства формах и с помощью специальных методов271.