Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 19:34, дипломная работа

Краткое описание

Целями исследования являются анализ проблем, существующих в сфере правовой регламентации прохождения военной службы в Российской Федерации и разработка на его основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в указанной области путем внесения соответствующих изменений, дополнений в действующее законодательство.
В настоящей работе для достижения названных целей поставлены следующие задачи:
- определить правовое содержание понятия военной службы (принципы, задачи, виды и правовые источники, ее регламентирующие);
- определить правовое содержание понятия прохождения военной службы, его сущность, раскрыть содержание основных элементов;
- провести сравнительно-правовой анализ правового регулирования порядка прохождения военной службы в зарубежных странах (США, Великобритании, Франции, ФРГ) и в Российской Федерации, выработать рекомендации по использованию положительного опыта;
- осуществить сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов, определявших и регламентирующих прохождение военной службы в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Выработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации;
- проанализировать состояние современного законодательства регулирующего правоотношения в сфере воинской обязанности и прохождения военной службы, социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей;

Вложенные файлы: 1 файл

защита Отечетва.docx

— 527.74 Кб (Скачать файл)

2) ее содержанием являются юридически  оформленные специфические отношения  между государством (в лице государственных  органов и организаций) и гражданами   в целях осуществления последними  обязанностей и прав в соответствии  с  предоставленной  им в составе  государственного органа или  организации,  в которых федеральным  законом предусмотрена военная  служба,  воинской должностью;

3)  военная служба устанавливается  в  целях  обеспечения обороны  и военной безопасности государства, решения иных стоящих перед  государством специфических задач  как в военное, так и в мирное  время, требующих высокую степень  организованности и формализации  управляющих звеньев и связанных  с необходимостью беспрекословного  выполнения поставленных задач  в любых условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Роль  пограничных органов в защите  Отечества.

 

 

 

 

Основным субъектом правоотношений, возникающих в ходе военной службы, является военнослужащий. В.И. Даль трактуя значение слова «служащий», дает ему следующее определение: «человек состоящий на какой-либо службе; служивый, военнослужащий, нижний чин, служащий или отставной; служилый, служивый, или подлежащий службе, обязанный; ко службе относящийся. Служилые люди -  ратные, воинские чины»305.

Профессор А.М. Добровольский, изучая данные правоотношения в начале XX века, считал, что «военнослужащими должны признаваться все те лица, которые, находясь в указанных отношениях к государству, непосредственно или косвенно своею обязательною деятельностью в армии и в военном управлении содействуют осуществлению задач вооруженной борьбы государства»306. 

По определению современных военных правоведов, например,  
А.В. Кудашкина, «военнослужащий – лицо, состоящее на военной службе. Военнослужащие представляют собой социальную группу, состоящую из индивидуальных субъектов права, осуществляющих определенные социально необходимые функции и выполняющих задачи в учреждениях и действующих государственных органах и организациях, в которых законом предусмотрена военная служба»307.

В соответствие с современным законодательством Российской Федерации понятие «военнослужащий» имеет следующие признаки:

во-первых, военнослужащий - это физическое лицо, гражданин Российской Федерации (иностранный гражданин) не моложе 18 лет, призванный на военную службу или  поступивший на нее в добровольном порядке, т.е. по контракту. Лицо, зачисленное на военную службу, становится стороной военно-служебного правоотношения;

во-вторых, военнослужащий должен отвечать требованиям законодательства о военной службе;

в-третьих, военнослужащему присваивается в установленном порядке воинское звание;

в-четвертых, военнослужащий выполняет функции в составе государственных органов и организаций, в которых Законом предусмотрена военная служба, в административно-политической сфере (оборона и безопасность);

в-пятых, военнослужащий принимает Военную присягу (обязательство) на верность – Российской Федерации308.

Следовательно, основным признаком понятия «военнослужащий»,  является поступление лица на военную службу и, как следствие, зачисление его в состав органа, учреждения или организации, в котором законом предусмотрена военная служба, а также прохождение военной службы в  воинском звании.

Классификация военнослужащих может быть проведена по следующим основаниям309:

1) виды военной службы;

2) служебно-правовое положение  военнослужащих;

3) должностное положение военнослужащих;

1. Применительно к классификации  по видам военной службы, военнослужащие  делятся:

а) по функциональному предназначению государственных органов и организаций и ведомственному признаку – на военнослужащих, проходящих войсковую военную службу (в пограничной службе ФСБ России, в Вооруженных Силах, иных войсках и воинских формированиях) и в государственных органах;

б) по способу поступления на военную службу и ее прохождения – на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, являющейся одной из форм воинской обязанности граждан Российской Федерации, и военную службу в добровольном порядке (по контракту);

в) по составам военнослужащих – на солдат, матросов, сержантов и старшин; прапорщиков и мичманов; офицеров.

2. По служебно-правовому положению  все военнослужащие делятся на начальников и подчиненных. Указанная классификация обусловлена особенными принципами военной службы: единоначалие, субординация, воинская дисциплина, составляющими существо военно-служебных отношений, и основана на требованиях Устава Внутренней службы РФ310, согласно которого по своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками и подчиненными.

Военнослужащие могут быть начальниками по служебному положению и по воинскому званию.

Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, хотя бы и временно, являются прямыми начальниками. Ближайший к подчиненному прямой начальник является непосредственным начальником. Служебное подчинение в перечисленных случаях определяется должностным положением военнослужащих. Подчинённый обязан беспрекословно выполнять приказы начальника.

Независимо от служебного положения одни военнослужащие являются для других военнослужащих начальниками в зависимости от их воинских званий. Так, например, маршалы Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота являются начальниками для старших и младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов, а сержанты и старшины являются начальниками для солдат и матросов одной с ними воинской части311.

Военнослужащие, которые по своему служебному положению и воинскому званию не являются по отношению к другим военнослужащим их начальниками и подчинёнными, могут быть старшими и младшими. Старшинство определяется воинскими званиями военнослужащих. Старшие по воинскому званию в случае нарушения младшими воинской дисциплины, общественного порядка, правил поведения, ношения военной формы одежды и выполнения воинского приветствия должны требовать от них устранения этих нарушений. Младшие по званию должны беспрекословно выполнять эти требования старших.

Признаком, определяющим начальника, может также служить право налагать взыскания на подчинённых. Лица, правомочные налагать дисциплинарные   взыскания   на   военнослужащих,   определены   в Дисциплинарном Уставе ВС РФ312.

3. По должностному положению  военнослужащие делятся на исполняющих  военную службу на воинских и на государственных должностях, в том числе государственных служащих, и исполняющих военную службу не на воинских должностях.

Как правило, военную службу военнослужащие исполняют на воинских должностях, предусмотренных штатами воинских частей, органов военного управления или организаций. Однако в ряде случаев военнослужащий может исполнять военную службу не на воинской должности. К таким случаям относится прикомандирование военнослужащих к органам, организациям и учреждениям, в которых исполнение военной службы не предусмотрено, а также нахождение в распоряжении соответствующего командира или начальника.

В случае прикомандирования к государственным органам или учреждениям, а также государственным унитарным предприятиям и акционерным обществам, выполняющим работу в интересах обороны страны и  безопасности государства (ст. 44 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”), военнослужащие исполняют военную службу на государственных должностях (судей военных судов, входящих в систему федеральных судов общей юрисдикции, военных прокуроров), государственных должностях государственных или федеральных служащих.

Прикомандирован может быть только один состав военнослужащих – офицеры. Офицеры могут быть прикомандированы к Администрации Президента Российской Федерации, Аппарату Совета Федерации и Аппарату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, аппарату Правительства Российской Федерации и Счетной палате Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти.313

В ряде случаев военнослужащие могут быть зачислены в распоряжение командиров и начальников. Нахождение в распоряжении лимитировано сроками, установленными п. 4 ст. 42 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” и ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, являются, как правило, военнослужащими, но военную службу проходят не на воинских должностях, а на государственных должностях категории «А». К ним относятся министры и директора (например, министр обороны, директор ФСБ РФ и др.). Правовое положение и порядок прохождения военной службы указанных лиц определяются не федеральными законами «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе», а Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»314.

Военнослужащие представляют собой социальную группу, состоящую из индивидуальных субъектов права, осуществляющих определенные социально необходимые функции и выполняющих задачи в учрежденных и действующих государственных органах и организациях, в которых законом предусмотрена военная служба.

Понятие «военнослужащий» по действующему законодательству характеризуется  следующими признаками:

во-первых, военнослужащий – это физическое лицо, гражданин Российской Федерации (иностранный гражданин) не моложе 18 лет, призванный на военную службу или поступивший на военную службу в добровольном порядке, т.е. по контракту. Лицо, зачисленное на военную службу, становится стороной военно-служебного правоотношения;

во-вторых,    военнослужащий   должен   отвечать    требованиям законодательства о военной службе;

в-третьих, военнослужащему присваивается в установленном порядке воинское звание;

в-четвертых,   военнослужащий выполняет   функции  в   составе государственных органов и организаций, в которых Законом предусмотрена военная служба, на воинской должности;

в-пятых, военнослужащие принимают Военную присягу (обязательство) на верность государству – Российской Федерации.

Основным условием, определяющим понятие военнослужащего,  является поступление гражданина (лица) на военную службу и, как следствие, зачисление его в состав органа, учреждения или организации, в которых законом предусмотрена военная служба, на определенную воинскую должность, а также прохождение военной службы в  воинском звании.

Органы и войска пограничной службы Федеральной службы безопасности комплектуются (в том числе и на конкурсной основе) военнослужащими и гражданским персоналом. Военнослужащие пограничной службы Федеральной службы безопасности (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), а также лица из числа гражданского персонала, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками органов Федеральной службы безопасности.

Военнослужащим пограничной службы Федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, способный по своим личным и деловым качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности. Граждане Российской Федерации, принимаемые на военную службу в пограничные войска ФСБ России, проходят процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Такая процедура включает в себя принятие обязательств о неразглашении указанных сведений. Военнослужащие, допущенные к сведениям, составляющим государственную тайну, несут за их разглашение ответственность, предусмотренную законодательством  Российской  Федерации315.

Военнослужащие пограничной службы Федеральной службы безопасности проходят военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации о прохождении военной службы с учетом установленных Федеральным законодательством особенностей, обусловленных спецификой выполняемых ими обязанностей.

Как сотрудники органов федеральной службы безопасности военнослужащие пограничной службы ФСБ России подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ ФСБ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

На лицо, ставшее военнослужащим,  возлагается  исполнение определенных обязанностей, оно приобретает особые права, на него возлагается повышенная ответственность. Таким образом, характеризуя в дальнейшем военнослужащего как специфического субъекта права, целесообразно  исследовать его правовое положение.

Понятие «правовое положение» в современной юридической литературе все чаще употребляется как «правовой статус». Этим термином характеризуют связи и права личности, отражают все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовую и общественно-политическую деятельность, социальные притязания и их удовлетворение. Его применяют когда, речь идет о характеристике положения того или иного субъекта правового общения, как коллективного (например, органа государства, органа военного управления, организации, учреждения), так и индивидуального (военнослужащего, воинского должностного лица и т.п.).

В Конституции Российский Федерации термин «статус» употребляется применительно к правовому статусу личности (ст. 64).

Федеральным законом «О статусе военнослужащих»316 (ст. 4) закреплены правовые основы статуса военнослужащих в Российской Федерации. К данным основам указанный закон относит Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «О статусе военнослужащих», иные  федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Информация о работе Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы