Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 19:34, дипломная работа
Целями исследования являются анализ проблем, существующих в сфере правовой регламентации прохождения военной службы в Российской Федерации и разработка на его основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в указанной области путем внесения соответствующих изменений, дополнений в действующее законодательство.
В настоящей работе для достижения названных целей поставлены следующие задачи:
- определить правовое содержание понятия военной службы (принципы, задачи, виды и правовые источники, ее регламентирующие);
- определить правовое содержание понятия прохождения военной службы, его сущность, раскрыть содержание основных элементов;
- провести сравнительно-правовой анализ правового регулирования порядка прохождения военной службы в зарубежных странах (США, Великобритании, Франции, ФРГ) и в Российской Федерации, выработать рекомендации по использованию положительного опыта;
- осуществить сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов, определявших и регламентирующих прохождение военной службы в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Выработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации;
- проанализировать состояние современного законодательства регулирующего правоотношения в сфере воинской обязанности и прохождения военной службы, социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей;
Для того чтобы дать научное определение военной службы, которое бы отражало его суть и содержание необходимо исследовать историко-правовые предпосылки возникновения военной службы как конкретной специфической деятельности.
Термин «служба» произошел от латинского «usus.», что означает употребление, польза, угода, деятельность, жизнь для других, услуга, полезное дело. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля дается следующее определение службе: «СЛУЖИТЬ, служивать кому, чему, к чему, либо на что, годиться, пригождаться, быть пригодным, полезным; быть орудием, средством для цели, идти в дело, на дело, быть нужным, надобным. Служить где, чем, при чем, быть, состоять на государственной, либо общественной службе, при должности, занимать место с известными обязанностями, быть на (при) месте»101.
В научной литературе понятие «служба» употребляется как социально-правовой институт, как система специальных органов, как духовная деятельность и т.д.102.
Как вид социальной деятельности служба появилась в системе общественных связей в качестве необходимого условия для нормальной жизнедеятельности общества. Служебной деятельностью обеспечивается сфера производства, внешних отношений, распределения материальных и иных благ, безопасности и охраны порядка, а также военное дело (военная служба).
Окончательно становление военной службы как службы государственной завершилось в конце XVII в. с созданием Петром I регулярной армии. 25 июня 1700 г. (по старому стилю) Петр I учредил регулярную армию взамен уничтоженного стрелецкого войска103. Образование регулярного войска было объективным требованием общественного развития Московского государства, что было отмечено П.Р. Бобровским, который писал: «Необходимо было воспользоваться опытом более зрелых народов, где существование постоянного войска обеспечено было соответственным развитием производительных сил народонаселения. Военный быт в России должен был также обособиться, выделиться в особый постоянный организм, как он выделился несколько ранее в государствах Западной Европы. Тип нового войска был подготовлен великими событиями XVII столетия Европы. Он усвоен Россией вместе с привитием новых военно-административных должностей, учреждений, уставов и законов, служащих основанием «военного права» в Русском государстве. В непосредственной связи с преобразованием войск и с образованием флота находятся изменения государственного устройства, провинциальной администрации и финансовой системы. Совершение военной реформы Петром I знаменует переход России от древней истории к новой»104.
Во второй половине XVIII в. Г. Потемкин провел реформу рекрутского набора, в результате которой рекрутская повинность кроме коренных русских губерний распространилась на Украину и Белоруссию105. В ходе военной реформы в 60-х - 70-х годах XIX в. рекрутская повинность была заменена воинской повинностью. 1 января 1874 г. был издан Указ о всесословной воинской повинности, и в 1876 г. принят Устав о воинской повинности, согласно которым мужское население, без различия состояний, подлежало воинской повинности, армия пополнялась ежегодными наборами со всей империи (ст.1 Устава). Указанные положения сохранились в принятом в 1912 г. новом Уставе о воинской повинности106.
После Октябрьской революции 1917 г. первоначально Красная армия комплектовалась на добровольных началах. Однако с началом Гражданской войны был осуществлен переход от добровольчества к обязательной военной службе. В соответствии с Конституцией РСФСР 1918 г. в целях защиты Отечества была установлена всеобщая воинская повинность. С принятием 18 сентября 1925 г. Закона СССР «Об обязательной военной службе» была установлена смешанная система устройства и комплектования Вооруженных Сил (постоянная кадровая армия и территориально-милицейские части и соединения), а в соответствии с Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 1 сентября 1939 г. осуществлен переход к кадровой системе устройства Вооруженных Сил. Последующим Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 12 октября 1967 г. военная служба была определена как особый вид государственной службы, состоящей в непосредственном выполнении гражданами конституционной воинской обязанности в составе Вооруженных Сил СССР. Советский этап эволюции военной службы как специфической деятельности с оружием в руках в интересах государства характеризуется нормативным закреплением ее как государственной службы особого вида107.
Таким образом, на вопрос, может ли в настоящее время военная служба носить не государственный характер, практически все исследователи данной проблемы дают отрицательный ответ. По общему мнению если она носит не государственный характер - это не военная служба, а частная вооруженная служба отдельным людям или группам людей, например, участие в составе незаконных вооруженных формирований в Чеченской Республике. Государственной военная служба становится тогда, когда она преследует только государственные цели и регламентирована публичными актами государства108.
В сфере обороны и военной безопасности военная служба осуществляет следующие функции: обеспечение достаточной обороноспособности и военной безопасности государства; борьба с терроризмом; установление и поддержание пограничного режима, охрана государственной границы и др.
Таким образом, особенность военной службы состоит в исполнении военнослужащими специфических функций109, связанных с применением или возможностью применения средств вооруженной борьбы, в целях решения государственными органами и организациями задач в области защиты Отечества (обороны и военной безопасности), закрепленных за ними в нормативном порядке.
Поскольку специфические функции находят свою конкретизацию в деятельности военнослужащих различных государственных органов и организаций, постольку возможно вести речь об особенных функциях военной службы, отражающих особенности деятельности военнослужащих при прохождении в них военной службы.
Служба осуществляется как в государственных, так и негосударственных структурах. К последним относятся, например, общественные и религиозные объединения.
Как отмечает В.М. Манохин, «...служба - непременный, неотъемлемый элемент и условие жизнедеятельности любой государственной организации и многих негосударственных организаций»110. Далее в самом общем виде он определяет службу как профессиональную деятельность определенного контингента лиц - служащих - по организации исполнения и практической реализации полномочий государственных, общественных и иных социальных структур111.
Государственные организации (структуры) создаются (учреждаются и формируются) государством для реализации государственных целей и функций. В самом общем смысле к ним относятся государственные органы, государственные предприятия и учреждения и их объединения, вооруженные формирования (Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования). Как справедливо отметил Г.В. Атаманчук, «Государственная служба призвана обеспечить и гарантировать реализацию целей и функций государства...»112. В то же время, в каких из перечисленных государственных организаций служба считается государственной, определяется государством.
Основополагающим в определении понятия военной службы является ее целевое назначение, т.е. для чего она предназначена, а также применение специальных (боевых) средств и методов113.
Например, Б.М. Лазарев справедливо отмечал, что «на службе у государства находятся солдаты, офицеры и генералы армии и других вооруженных формирований»114, т.е. военная служба является службой государственной.
Как отмечает В.М. Манохин, «…служба – непременный, неотъемлемый элемент и условие жизнедеятельности любой государственной организации и многих негосударственных организаций»115. Военная служба не может носить не государственный характер. По мнению А. В. Кудашкина, если она носит не государственный характер – это уже не военная служба, а частная вооруженная служба отдельным людям или группам людей.
Автор разделяет мнение А.В. Кудашкина, утверждающего, что государственной, военная служба становится тогда, когда она преследует только государственные цели и регламентирована публичными актами государства116.
По справедливому заключению Г. В. Атаманчука, «государственная служба призвана обеспечить и гарантировать реализацию целей и функций государства…»117.
В научной литературе пока нет общепринятого определения понятия «государственная служба». Наиболее часто встречаются следующие определения государственной службы:
форма участия граждан в осуществлении целей и функций государства;
форма реализации «связи отношений государства, общества, закона и гражданина;
механизм формирования, реализации и совершенствования институтов государственной власти и государственного управления;
единство правовых институтов, регулирующих осуществление государственной власти и государственного управления, и социального института – сообщества, профессиональной корпорации, лиц, практически исполняющих эти функции в соответствии со своим правовым статусом;
система государственных органов, имеющих своих служащих для выполнения государственных задач и функций;
особый вид управленческой деятельности – государственной административной (аппаратной) деятельности118.
Таким образом, чтобы определить место института военной службы в системе государственной службы, необходимо теоретически сформулировать его правовое понятие, раскрыть его содержание, структуру, как в нормативном, так и концептуальном смысле.
В настоящий момент в литературе существует мнение, что отличия военной службы от других видов специальной государственной службы не столь существенны, и это позволяет объединить ее с другими видами государственной службы119, т.е. она не носит особого характера.
Например, Ю. Н. Старилов в своей работе, посвященной теоретико-правовому исследованию государственной службы в Российской Федерации, говорит о принадлежности военной службы к государственной службе без указания места военной службы в системе государственной службы120. Он же указывает на ряд аспектов характерных для государственной службы, которые можно обнаружить в военной службе121:
Социальный аспект, т.е. военная
служба как социальная
Под политическим аспектом понимается исполнение государственных поручений в интересах государства и от имени государства. Посредством исполнения военной службы через деятельность специально учрежденных организаций и органов реализуются функции, возложенные на них государством, в целях обороны и безопасности, т.е. военная служба осуществляется в специфической сфере жизни общества – обороны и безопасности государства. Вооруженная сила государства является орудием политики государства122.
Исследование социологического аспекта военной службы предполагает раскрытие практической реализации функций государства и компетенции государственных организаций и органов в сфере ее применения123.
Юридический аспект – юридическое установление военно-служебных отношений, в процессе которых достигается практическое выполнение служебных обязанностей, полномочий военнослужащих и реализация компетенции органов и организаций, в которых они проходят службу, и которые участвуют в реализации функций в сфере обороны и безопасности государства.
Военная служба как разновидность государственной службы имеет еще один аспект – нравственный (морально-этический)124, который связан с внутренним нравственным отношением к военной службе и рассматривает этические основы военной службы. Внешнее (формальное) проявление этого аспекта можно наблюдать в соблюдении воинской дисциплины, под которой понимается строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командира (начальника) как основы порядка в военной организации. В свою очередь, воинская дисциплина должна основываться на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу125.
В современной юридической литературе нет единого мнения о месте института военной службы в системе государственной службы Российской Федерации. Ряд авторов относит военную службу к военизированной государственной службе (кроме военной к военизированной государственной службе они относят также службу безопасности, пограничную и органы внутренних дел)126.
Д.Н. Бахрах называет военную службу разновидностью милитаризованной службы, наряду с милицейской, военизированной (внутренней службой в системе МВД России, военизированной охраной МПС России, горноспасательной службой и др.)127.
А.Ф. Наздрачев относит военную службу к разновидности специальной государственной службы, являющейся видом государственной службы наряду с федеральной государственной службой и государственной службой субъектов Российской Федерации»128.
Наиболее точно, по мнению автора, указывает место военной службы в системе государственной службы В.М. Манохин, который считает военную службу разновидностью федеральной государственной службы129.
Аналогично мнение А.В. Кудашкина, который считает, что к государственной относится служба, решающая государственно-значимые задачи: оборона, безопасность, охрана общественного порядка, т.е. задачи, которые решаются в интересах всего государства и без решения которых его существование немыслимо130.