Методы изучения экономических районов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 20:43, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть методику изучения экономических районов в курсе «География России».
Для достижения данной цели мной были реализованы следующие задачи:
1.Изучить подходы к экономическому районированию России.
2.Изучить общую структуру курса Экономическая география России в школе.
3. Изучить методы обучения экономическим районам в курсе «География России».
4. разработать несколько уроков по данному курсу.

Содержание

Введение____________________________________________________3

1. Экономическое районирование в курсе «География России»._______4
2. Структура курса в учебной литературе различных авторов_________7

3. Методические рекомендации по изучению экономических районов в курсе «География России»___________________________________________10

4. Пример урока для изучения курса______________________________22

Заключение___________________________________________________26

Список литературы_____________________________________________27

Вложенные файлы: 1 файл

КР МПГ.docx

— 65.97 Кб (Скачать файл)

Практические работы по курсу «Экономические районы»:

- Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

- Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

- Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

- Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

- Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

- Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня формирования каждого из них (Восточная экономическая зона).

Все курсы по изучению экономических  районов имеют свои отличительные  особенности. Так, в программе Ю.Н. Гладкого и Е.Я. Черниховой «Экономическая и социальная география мира» раскрывается проблема взаимодействия общества и природы, а региональный обзор представлен самым значительным (не менее 29 стран) объемом изучения отдельных стран мира. Историко-географический подход преобладает в программе А.П. Кузнецова «Население и хозяйство мира». Региональное содержание изучается на основе общих характеристик субрегионов. В курсе предусмотрено изучение 8 стран мира.

Классическая структура курса  заложена в базовой программе  В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира», в которой сочетается экономико-географическое страноведение с общей экономической географией. В региональной характеристике мира предусмотрено изучение 12 стран – характерных представителей изучаемых регионов. Практически во всех программах, помимо изучения теоретического материала, предусмотрено значительное количество практических работ. Это позволяет учащимся в рамках одного курса применять на практике свои знания и умения.

Авторы программ большое внимание уделяют оптимальному соотношению  теоретических и эмпирических знаний. Теоретические знания составляют базу для осмысления целостной картины  мира и понимания многообразия всех экономико-социальных и политико-географических условий современного мира.

Особое место занимает работа со статистическими материалами. Н.Н. Баранский считал освоение статистических характеристик приобретением «методического порядка», важного не только для усвоения школьного курса, но и для общего образования учащихся. Статистические данные и иллюстрации тех или иных явлений и процессов в последних изданиях учебников по курсу географии 9 класса представлены в достаточном объеме. При этом даются не только статистические наблюдения, группировка и вычисление обобщенных показателей, но и проводится анализ статистических материалов, по результатам которого строятся новые статистические материалы (графики, диаграммы, таблицы). Использование статистических материалов в обучении целесообразно при следующих условиях:

– в качестве самостоятельного источника экономико- и социально-географических знаний для анализа статистических таблиц, построения графиков и диаграмм, проведения сравнений;

- дополнении теории изучаемого вопроса его статистическими характеристиками;

- установлении межпредметных связей с математикой при построении диаграмм и графиков;

- привлечении к работе со статистическим материалом текста учебника, карт;

- изучении нового материала и конкретизации теоретических положений, а также базы для обобщений и раскрытия определенных экономических понятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методические рекомендации по изучению экономических районов в курсе «География России»

 

Основная задача экономической  географии – изучение основных принципов  и своеобразия размещения народного  хозяйства страны или экономического района, а также хозяйственной  деятельности человека.

Урок по экономической географии  – это главная форма организации  учебно-познавательной деятельности. Он должен быть направлен на формирование у каждого ученика устойчивых навыков в применении изученного материала на формирование их мировоззрения, установление взаимосвязей с другими  предметами, свободное владение языком предмета, для описания процессов  и явлений. С целью активизации  познавательной деятельности на уроках используются разные формы работы:

• индивидуальная,

• коллективная,

• фронтальная.

Методика преподавания географии – одна из педагогических наук, которая в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы разрабатывает учебный предмет – школьный курс географии и изучает закономерности процесса обучения и воспитания учащихся. Данная дисциплина направлена на изучение:

1. Содержание школьной географии;

2. Образовательно-воспитательные  задачи географии в школе;

3. Обучающую деятельность учителя;

4. Научную деятельность ученика;

5. Воспитание и развитие учащихся  в процессе обучения географии.

При разработке теории обучения и  воспитания, методика опирается на методологию и содержание научной  географии, достижения всех отраслей педагогики и педагогической психологии. Исследуя закономерности обучения и воспитания учащихся, методика обогащает практику преподавания и оказывает учителям помощь в повышении качества учебной  и воспитательной работы. Конкретно  эта помощь практике выражается (задачи методики преподавания географии):

1. В раскрытии значения и задач  географии в системе общего  образования, трудового, нравственного  и эстетического воспитания, и  формирования научного мировоззрения  учащихся.

2. В научном анализе и совершенствовании  содержания курсов школьной географии.

3. В вооружении учителя научно  обоснованными и практически  проверенными знаниями.

4. В разработке форм организации  обучения.

5. В раскрытии наиболее рациональных  способов обучения ученика и  его развития.

6. В разработке требований к  учебникам, хрестоматиям и книгам  для внеклассного чтения по  географии.

7. В разработке учебного оборудования  для географии и методики его  использования.

8. В ознакомлении учителя с  формами, содержанием и методами  краеведческой и внеклассной  работы.

Методика географии не только устанавливает  принципы и методы, которые способствуют повышению качества учебной и  воспитательной работы, но и раскрывает пути преодоления затруднений в  обучении географии.

В своих исследованиях методика преподавания экономической географии исходит из общих закономерностей и положений, установленных дидактикой. Вместе с тем, положения и закономерности, исследуемые методикой обучения географии, (например об особенностях обучения ученика и обучающей деятельности учителя), обогащают дидактику и в определённой мере оказывают положительное влияние на ее дальнейшее развитие. Например, основные положения методики использования географических карт в обучении прочно вошли в основы дидактики. В разработке теории воспитывающего обучения, методика также опирается на общие закономерности теории воспитания, которые в каждом учебном предмете имеют свою специфику (например, теорией воспитания разработаны основы формирования научного мировоззрения). Опираясь на общее, методика географии разрабатывает особенное, вытекающее из специфики содержания учебного предмета. Основные положения о формировании правильного научного понимания всеобщих связей в природе (например, разработанные общей теорией воспитания), в методике географии получают свой специфический аспект – у учащихся формируются знания о законе целостности и неразрывности географической оболочки.

Методика преподавания экономической географии имеет связь с психологией, изучающей закономерности психической деятельности школьников. Опосредованная связь осуществляется с использованием данных психологии в том виде, как они отражаются в закономерностях общей дидактики. Например, методика обучения географии использует обще дидактические закономерности, касающиеся вопросов психологии понимания и запоминания. Вместе с тем, методика обучения географии прибегает и непосредственно к данным психологии. Это необходимо делать тогда, когда требуется установить специфические закономерности процесса обучения географии, например особенности усвоения пространственных соотношений объектов на географической карте.

Анализ научных работ по методике преподавания географии показывает, что необходимо уделить более серьезное внимание установлению тесных и неразрывных связей с психологией. Многие важные положения психологии, касающиеся проблемы узнавания, понимания, запоминания, развития языка и мышления, формирования понятий, умений и навыков, до сих пор не находят должного отражения в методике обучения экономической географии и, следовательно, в практике работы.

Для овладения знаниями учащиеся применяют  приемы логического мышления: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение  и т.д. В задачу методики входит определение  наиболее целесообразных сочетаний  логических процессов в обучении и упражнений учащихся в их применении. Этим обуславливается необходимость  связи методики обучения экономической  географии с логикой. Использование  логических процессов и законов  в методических выводах – необходимое  условие правильного мышления и, следовательно, познания действительности.

Связь методики географии с географическими  науками (по методологии и содержанию школьного предмета) определяет выделение  двух ее разделов: 1) методики физической географии и 2) методики экономической  географии. При наличии общих  черт в содержании этих подразделений  имеются и существенные особенности, обусловленные различием методологии, содержаниям методов научного исследования физической и экономической географии.

Важнейшую задачу методики при разработке содержания школьного предмета составляет достижение тесной и неразрывной  связи физической и экономической  географии, так как в школе  нельзя изучать природу без людей, а человеческое общество без географической среды.

Как показывает анализ практики опытных  учителей, одним из наиболее важных условий, обеспечивающих успешное усвоение учащимися географических понятий  на всех ступенях обучения, является четкое определение содержания формируемого понятия. Выполнение этого условия  предполагает установление учителем существенных признаков формируемого понятия, которые  могут быть усвоены учащимися  данного возраста, с учетом их предшествующей подготовки и уровня развития их познавательной деятельности. При определении содержания географического понятия существенные признаки выделяются с таким расчетом, чтобы каждый из них был необходим, а все вместе взятые, признаки были бы достаточны для того, чтобы с  их помощью можно было отличить данный предмет от другого. Выявление предварительной  подготовки учащихся позволяет заметить, какие представления и знания учащихся следует уточнить, конкретизировать, а при обнаружении неправильных представлений – исправить, какие  представления необходимо сформировать заново (с помощью картин, опытов, тщательного разъяснения и пр.).

К необходимости отбора материала  из учебника для урока подводит дидактическое  требование единства содержания урока. Это требование означает, что должен быть выделен основной вопрос, содержание которого отражало бы главную идею всего урока и служило бы «осью», скрепляющей весь фактический материал. Без такой «оси» урок никогда  не будет цельным по своему содержанию. Этот вопрос должен быть, очевидно, основным для материала темы, должен иметь  большое образовательное и воспитательное значение, должен быть интересным для учащихся. Отбор необходим не только при изложении на уроке нового материала, но и при проверке знаний учащихся. Если учитель географии будет пытаться опросить учащихся по всему материалу, изложенному в учебнике, они не смогут дать достаточно глубоких объяснений ни по одному вопросу. Если же учитель будет уделять главное внимание при проверке знаний основному, то они позволят учащимся в своих ответах раскрыть материал полностью, глубоко и достаточно детально.

Знания учащихся только в том  случае будут глубокими и прочными, если они научатся применять их в  практической жизни. Для школьного  курса географии это означает, прежде всего, умение применять географические знания для понимания окружающей их природы и жизни людей, а  также современных событий, происходящих в мире.

Содержание экономико-географического  образования в целом определяется программами Министерства образования  Российской Федерации подготовленными  авторскими коллективами географического  факультета МГПУ (под редакцией И.В. Душиной), географическим факультетом СПбГПУ им. Герцена (под редакцией М.Я. Черниховой). Развитие творческих способностей осуществляется через разные формы организации учебно-познавательной деятельности: уроки, факультативы, индивидуальные занятия с особо одаренными детьми, участие школьников в олимпиадах, выступление с докладами на научно-практических конференциях.

Основная цель и задача изучения экономической географии России – сформировать у учащихся систему  понятий о закономерностях размещения и развития отраслей хозяйства России, ее населения на всей территории России и в отдельных экономических  районах.

У школьников формируются общие  понятия: об экономико-географическом положении России, принципах размещения производства, об экономическом районировании и экономических районах, о специализации народного хозяйства различных районов, о производственно-территориальных комплексах, о типах городов. Большое значение придается изучению природных и экономических ресурсов, изучению многообразия форм организации и проблем экономики при осуществлении реформ ее реорганизации. Изучение природных ресурсов и богатств нашей Родины способствует развитию чувства патриотизма. Задача состоит в правильном подборе материала для того, чтобы он имел воспитывающий характер.

Информация о работе Методы изучения экономических районов России