Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 10:26, реферат
Ольхон - самый большой остров Байкала. Его длина - 71км, ширина - от 15 до 25км. Ольхон - самое красивое и таинственное место на Байкале, со своим, особенным, климатом и ландшафтом. Средняя температура летом - +20-23С, много солнечных дней, дождь идёт редко. Зимой здесь почти нет снега, ветрено, а температура - около - 20С. Природа острова необыкновенно разнообразна: здесь есть прекрасные песчаные пляжи, высокие степные холмы, живописные мысы, сосновые леса и красивые скалы, пёстро окрашенные жёлтыми, красными и оранжевыми лишайниками.
В древности на Бурхане совершались культовые жертвоприношения хозяину острова Ольхон Угутэ-нойону, который по поверьям обитал в пещере мыса. Хозяин Ольхона был самым грозным и почитаемым божеством Байкала. Вот как описывает в 1890 году В.А.Обручев отношение местного населения к Бурхану и Шаманской пещере: «Всего примечательнее суеверный страх, который ольхонские буряты питают к пещере; мимо Шаманской скалы нельзя проезжать на колесах, а только верхом или на санях; если в одном из родов есть покойник, членам этого рода запрещается проезжать мимо пещеры в течение определенного времени».
Сама пещера представляет собой небольшое помещение высотой 3-4 метра с западной стороны Бурхана. Узкий поднимающийся ход выводит из пещеры на восточную сторону скалы. Пещера, как и сам Бурхан, считалась у древних жителей священной. Позднее ламы использовали ее как буддийское святилище. Не осталась в стороне и православная церковь - в пещере некоторое время находилась икона Николы Чудотворца.
Легенды рассказывают, что шаман, проходя сквозь скалу, вызывал священный трепет у верующих, которые не знали о существовании сквозной пещеры. Правды в этой легенде, скорее всего, не больше, чем в той, которая говорит, что где-то недалеко от Бурхана, или даже в Шаманской пещере, находится могила Чингисхана.
Женщинам запрещалось приближаться к мысу, и они обходили это место за целых 2 версты. Запрет для женщин проходить сквозь пещеру, по одной версии, связан с убеждением древних людей, что присутствие "нечистых и греховных" женщин могло осквернить чистоту священного места. По другой версии, этим запретом оберегали женщин, т. к. считалось, что посещение пещеры может осложнить роды - и потомства не будет. В современной трактовке о сакральных местах такой запрет может быть объяснен тем, что места, где в течение длительного времени веруют и поклоняются, приобретают мощную энергетику, способную воздействовать на человека. Нельзя осквернять священное место каким-нибудь нехорошим помыслом или делом, нельзя появляться здесь в пьяном виде и вести громкий разговор.
По убеждению шаманистов, если ребенок от рождения чувствителен и не подготовлен к встрече с духами, скопление большой эмоциональной энергетики и огромное количество духов "призрачного дворца" могут вызвать непредсказуемые последствия. Посещая священное место, надо обязательно помнить, что заклятие древних шаманов всегда было действенным. Не надо осквернять скалы надписями и битьем бутылок, плохими словами и мыслями.
Богатая история Бурхана привлекла внимание не только российских, но и иностранных археологов. В 1975 году здесь работала совместная советско-американская экспедиция. Одним из результатов ее работы стала гипотеза об азиатском происхождении коренного населения Северной Америки.
На самом Бурхане и поблизости сделано много археологических находок. Шаманская пещера впервые осмотрена и описана И.Д. Черским в 1879 году. Позднее в ней были найдены монеты XVIII века, а в 1989 году проведены основательные раскопки и найдены предметы, относящиеся как к недавним временам (XVII-XIX вв.), так и к эпохе неолита (V-III тысяч лет до нашей эры). Часть находок хранится в Хужирском музее.
Еще больше археологических находок сделано во время раскопок на перешейке, соединяющем Бурхан с островом. Здесь были найдены стоянка древнего человека, больше десятка захоронений, относящихся к эпохам неолита и бронзового века (V-II тыс. лет до н.э.), и множество предметов: нож и топор из нефрита, наконечники стрел, фрагменты керамики, предметы из камня, кости, железа, бронзы, золота и т.д.
Древние люди ценили красоту, созданную природой. Они если и оставляли о себе память на скалах Бурхана, то делали это не с таким размахом, как некоторые наши современники, деградировавшие по сравнению с пещерным человеком. По свидетельствам И.Д.Черского в 1879 г. и П.П.Хороших в 1924 г. на скалах Бурхана, обращенных в сторону Хужира, существовали тибетские надписи (XVIII-XIX вв.), следы их еще можно было обнаружить в 50-60-е годы прошлого века. К настоящему времени надписи не сохранились.
К востоку от входа в пещеру в 1953 г. П.П.Хороших обнаружил наскальный рисунок, который он считал изображением бубна. На рисунке изображен вытянутый овал, внутри которого горизонтально прочерчена линия, еще две наклонные линии изображены снаружи овала, справа и слева. Время, когда изображение появилось, установить не удается.
Еще один рисунок найден А.В.Тиваненко в начале 1980-х гг. Рисунок, на котором изображен шаман с бубном в правой руке и колотушкой в левой, выполнен красной охрой и находится в 5 метрах левее главного входа в Шаманскую пещеру. Время появления этого рисунка также определить не удалось.
Поселок Харанцы и одноименные с ним остров, мыс, бухта и ручей. Высокий скалистый, остров в древности служил наблюдательным пунктом (харанса - "смотровой"), с него далеко просматривается побережье Ольхона. Через 8 километров от п. Харанцы расположен п. Халгай (Улан-Хушин), напротив него - высокий и широкий мыс Будун ("толстый"), а с другой стороны Улан-Хушинского залива - м. Нюрганский (нюрган - "спина, хребет").
Урочище Песчаное расположено в 20 км севернее пос. Хужира и известно своими живописными песчаными дюнами.
Это самые крупные по площади песчаные отложения не только на острове Ольхон, но и на всем западном побережье Байкала - песчаные отложения в виде высоких холмов, гряд, дюн занимают площадь около 3 км².
На песчаных дюнах растет редкое растение, не встречающееся больше нигде в мире, - астрагал ольхонский, (сем-во бобовые).
В 1950 г. на берегу построили рыбацкий поселок из 20 домов. К 1970 г. его почти полностью засыпало песком, и жители вынуждены были покинуть его. Интересна прогулка на квадроцикле вглубь песчаных холмов, особенно красиво здесь осенью, когда листва становится разноцветной.
На кромке леса, там, где пески обрываются, можно встретить ходульные деревья, поднявшиеся над песком на 30-40 см на своих корнях. Их высота значительно меньше, чем у знаменитых ходульных деревьев в бухте Песчаной, но, наблюдая за ними на протяжении последних лет, отмечают увеличение обнажения корней. Возможно, через несколько десятилетий их высота сравняется со знаменитыми ходульными деревьями в бухте Песчаной.
Царское правительство России вынашивало планы строительства в этом месте каторжной тюрьмы и отселения в связи с этим местного бурятского населения с острова. В 1913 г. на острове даже работала комиссия по выбору места под ее строительство. Но из-за начавшейся вскоре в стране революционной смуты тюрьма так и не была построена.
Мыс Саган-Хушун находится на западном побережье острова Ольхон, в пяти километрах юго-западнее мыса Хобой - северной оконечности Ольхона, на территории Прибайкальского национального парка. Мыс имеет статус памятника природы. Саган-Хушун представляет собой протяженный беломраморный скальный массив, отвесно обрывающийся в Байкал - именно так мыс выглядит с воды. Совершенно другая картина предстает перед глазами с суши: Саган-Хушун распадается на целый ансамбль скал, почти до неузнаваемости меняя внешний вид в зависимости от перспективы. Протяженность мыса около одного километра, скалы покрыты пятнами красного лишайника, великолепно контрастирующего со светлыми утесами.
Название "Саган-Хушун" произошло от бурятского "Белый Мыс". Одна из групп скал в южной части мыса Саган-Хушун называется Три Брата. Мыс известен также археологическими памятниками. На перешейке мыса сохранились остатки вала и рва длиной около 600 метров, датируемые V-X веками н.э.
По едва заметной тропе подняться на плато острова - это одно из редких мест в северной части острова, где имеется спуск к воде. Выше средней скалы имеется небольшая пещера, ориентированная входом на запад. Карстовая пещера длиной 9 м, шириной 6 м и высотой 2,5 м, вероятно, раньше имела продолжение. Сейчас проход закрыт большим треугольным камнем, но о наличии продолжения свидетельствует тяга в карстовых отверстиях в своде пещеры. Судя по находкам обломков керамики в песчаных отложениях на полу пещеры, она служила временным убежищем для древних людей Прибайкалья.
На уровне прибоя в скалах Саган-Хушуна имеются многочисленные гроты. Самый большой из них расположен под скалой Средний брат, севернее небольшой бухты, куда можно войти на катере. Его размеры достаточны, чтобы заплыть внутрь на лодке. Длина составляет 8 метров, ширина 4 метра и максимальная высота 3 метра. Особенно эффектен этот грот в ледяном убранстве зимой.
Другой глубокий волноприбойный грот находится восточнее скалы Меньший брат и ориентирован входом на север. Его можно осмотреть только зимой: заползти по льду в узкий 14-метровый ход.
Скалы Саган-Хушун внесены в список памятников природы Байкала. Это место выделяется среди монотонного побережья эффектными скалами пирамидальной формы, известными у местного населения под названием Три брата. Красивы они в лучах заходящего солнца.
Особую мистическую красоту этого места так описывает В. Распутин:
"С этой скалы
трудно смотреть на Байкал - так
переполнен он силой, мощью, небом
и водой, так великограден он
по сторонам, где протягиваются
горы, и великоположен
Очень красив Саган-Хушун зимой - скалы на много метров в высоту покрываются наплесковым льдом и сокуями, сияющими в лучах зимнего солнца.
Ольхонская степь, окаймленная вблизи байкальского берега участками леса, на севере острова возносит путника на последний холм, и открывает взору удивительное творение природы сказочного острова: изогнувшись, как греющееся на солнце фантастическое животное, внизу лежит мыс Хобой, развернув свой каменный гребень так, что становится ясно - дальше пути нет. Впереди только синева Байкала и далекий-далекий восточный берег, настолько далекий, что увидеть его можно лишь после дождя или сильного ветра. От Хобоя в эту дальнюю даль незримо потянулись скалы Ольхона, погрузившись в байкальскую воду и став подводным Академическим хребтом, чтобы через 70 километров вновь показаться на поверхности архипелагом Ушканьи острова.
Свое название Хобой получил за самую выдающуюся часть мыса - плоскую каменную плиту, формой напоминающую клык зверя (хобой по-бурятски - клык). Время, байкальские ветры, лютые морозы и палящее солнце оставили неизгладимые следы на клыке Хобоя - местами он пронизан сквозными отверстиями. Большой сквозной проем есть и в гребне скалы, соединяющей остров с плитой. В этот проем спокойно, в полный рост, помещается человек. У Хобоя есть еще один лик, увидеть его можно летом с воды или зимой со льда: южный край «клыка» сбоку напоминает женский профиль и зовется скала Дева.
Неповторимость и суровая красота Хобоя по достоинству ценилась древними обитателями Ольхона, - Хобой считался священным и служил местом для проведения культовых обрядов. На огромных валунах, выглядывающих из воды вблизи мыса, устраивали лежбища нерпы. В настоящее время мысу присвоен статус ландшафтного памятника природы, но нерпа здесь теперь - редкий гость. Лишь иногда покажется из воды вдали от берега черная голова, посмотрит на негостеприимный берег большими испуганными глазами, - и скорее в безопасную глубину.
Место примечательно многоголосым эхом, которое отражается от монолитной скалы.
Мыс Хобой избран сейчас различными духовными школами для места медитаций. На его северной стороне эти "представители" не постеснялись наследить, оставив на самом видном месте рериховский знак - красный круг с тремя точками внутри. Но истинный, сокровенный знак острова совсем не этот. Как символ шаманских сказаний на северной грани монолитной скалы, не просматриваемой с суши и обрывающейся в воду, на недоступной для человека высоте, сложены в расщелинах мыса два огромных орлиных гнезда. По бурятским легендам, первым, кто получил шаманский дар, был сын грозного хозяина-духа острова Ольхон, живший в образе белоголового орла. Почитание этой птицы как духа острова сохранилось до наших дней.
С мыса Хобой отчетливо видна перекошенная тектоническая глыба острова, отвесно обрывающаяся на восток 200-300-метровыми скалами и полого спускающаяся на запад в сторону Малого Моря. На травянистых склонах мыса в большом количестве произрастает чабрец (богородская трава), хорошо известное домашнее лечебное и тонизирующее средство. Цветет чабрец с июня по август.
Мыс Хобой находится вблизи самого широкого места Байкала (79,5 км), и только в хорошую погоду с него можно разглядеть восточный берег, гористый контур полуострова Святой Нос. Отсюда очень удобно наблюдать восход солнца. Солнечный диск появляется из-за гористого полуострова Святой Нос, и при прозрачной атмосфере это зрелище со стелющимися над водной поверхностью клочьями тумана очень живописно.
На вершине восточного берега острова, вблизи мыса Хобой, имеется рядом два грота, ориентированных выходами точно на восход солнца. Ровные сухие площадки гротов, засыпанные песком, удобны для ночлега в спальнике, и восход можно наблюдать, не вылазя из спальника.
На западной стороне оконечности острова находится наклонная площадка, где совершаются весной общеольхонские шаманские тайлаганы. Отсюда виден скальный клык мыса Хобой, и на этой площадке установлены деревянные сэргэ - столбы для коновязи. Внизу на побережье, южнее этого места, в двух метрах выше пляжа Малого Моря, имеется сквозная пещера с разветвлением вглубь горы.