Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 14:54, курсовая работа
Тяжелое машиностроение является ведущей отраслью всей промыш-ленности, ее "сердцевиной". Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства. На долю машиностроительного комплекса приходится почти 30% от общего объема промышленной продукции. В нашей стране эта отрасль развита недостаточно. В Японии, Германии, США удельный вес машиностроения в промышленной структуре составляет от 40 до 50%. По экспорту машиностроение занимает 20-ое место после ТЭК. Эта отрасль дает 12 % экспорта России. Машиностроительный комплекс занимает первое место по выпуску валовой продукции, второе место по основным фондам (25 %) и первое место по промышленному персоналу (42 %). Он обеспечивает научно-технический прогресс и перестройку экономики всей страны, поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет. На долю тяжелого машиностроения приходится 60% продукции от всего машиностроительного комплекса.
Введение
Тяжелое машиностроение является ведущей
отраслью всей промыш-ленности, ее "сердцевиной".
Продукция предприятий машиностроения
играет решающую роль в реализации достижений
научно-технического прогресса во всех
областях хозяйства. На долю машиностроительного
комплекса приходится почти 30% от общего
объема промышленной продукции. В нашей
стране эта отрасль развита недостаточно.
В Японии, Германии, США удельный вес машиностроения
в промышленной структуре составляет
от 40 до 50%. По экспорту машиностроение
занимает 20-ое место после ТЭК. Эта отрасль
дает 12 % экспорта России. Машиностроительный
комплекс занимает первое место по выпуску
валовой продукции, второе место по основным
фондам (25 %) и первое место по промышленному
персоналу (42 %). Он обеспечивает научно-технический
прогресс и перестройку экономики всей
страны, поэтому его отрасли развиваются
ускоренными темпами, а их число непрерывно
растет. На долю тяжелого машиностроения
приходится 60% продукции от всего машиностроительного
комплекса. Эта группа отраслей машиностроения
отличается большим потреблением металла,
относительно малой трудоемкостью и использованием
энергии. Тяжелое машиностроение включает
производство оборудования для металлургических предприятий,
Глава 1. Технико-экономические особенности и факторы размещения отраслей тяжелого машиностроения.
Технико-экономические особенности размещения
отдельных отраслей тяжелого машиностроения
и их учет — необходимые требования при
экономическом обосновании географического
размещения отраслей и отдельных предприятий.
Несмотря на множество факторов, влияющих
на размещение машиностроительных предприятий,
их можно систематизировать и в зависимости
от важности сгруппировать в соответствующие
группы. Тяжелое машиностроение объединено
в одну группу с такими отраслями как:
горнорудная, угольная, металлургическая
отрасли машиностроения, производство
подъемно-транспортного оборудования
и некоторые другие отрасли машиностроения,
выпускающие крупногабаритные и весьма
металлоемкие машины, например кузнечно-прессовое
оборудование, литейные машины и т. д. Предприятия
этой группы при производстве 1 т. готовой
продукции отличаются высокой электроемкостью
(свыше 150 кВт/ч) и малой трудоемкостью
(250-1000 кВт/ч), но самое главное, что данной
группы характерна высокая металлоемкость.
Предприятия этой группы географически
тяготеют преимущественно к металлургическим
базам. Некоторые виды машиностроительных
производств, выпускающих крупногабаритные
машины с малой транспортабельностью
или с узкоотраслевым характером по-требления
(оборудование для цементной промышленности,
шахтное оборудование для угольной промышленности
и т. д.), по перечисленным обстоятельствам
располагаются преимущественно в районах
их потребления. Размещаемая отрасль должна
рассматриваться как составная часть
всего хозяйственного территориально
Размещение отрасли определяется на стадии перспективного планирования и ограничивается, как правило, выбором района. Размещение же предприятия требует выбора не только района, но и пункта строительства, и намечаются они на предпроектной стадии, а окончательно определяется на стадии проектирования.
Экономическое обоснование размещения отрасли предусматривает распределение задания по производству той или иной продукции по действующим, строящимся и намечаемым к строительству новым предприятиям, при этом учитываются общие для района и страны экономические условия (балансы материалов, труда, капитальных вложений, производственных мощностей, производства и потребления заданной продукции), а также условия социального и политического характера. Размещение же предприятия основывается на учете имеющихся в том или ином районе или пункте экономических предпосылок, определяющих экономику предприятия.
При экономическом обосновании размещения
машиностроительных предприятий в том
или ином экономическом районе следует
учитывать конкретные условия снабжения
их топливом, энергией, водой, основными материалами,
Для того чтобы не было чрезмерной концентрации
промышленности в крупных городах, следует
исключить возможность строительства
в этих городах новых и расширения действующих
машиностроительных предприятий. Действующие
предприятия в таких городах должны развиваться
с учетом более интенсивного использования
имеющихся производственных мощностей и
В городах с напряженным водохозяйственным балансом и сложными условиями очистки сточных вод и отведения промышленных стоков техническое перевооружение и реконструкция предприятий не должны сопровождаться существенным увеличением водопотребления и водоотведения.
В городах с неудовлетворительным состоянием охраны окружающей среды допустима реконструкция предприятий только при условии устранения загрязнения окружающей среды.
В районах с недостаточными трудовыми ресурсами должны разви-ваться в первую очередь высокомеханизированные, автоматизиро-ванные и нетрудоемкие машиностроительные производства, которые способны обеспечить выпуск продукции с наименьшим количеством рабочих. К ним относятся и отрасли тяжелого машиностроения.
Таким образом, технико-экономическое обоснование размещения машиностроительного производства требует учета многих факторов.
Для решения вопросов размещения производства необходим определенный круг информации, содержащей сведения о размещаемом производстве, условиях его территориальной организации, целях и задачах, стоящих перед размещением, т. е. следует располагать теми сведениями, которые в какой-либо мере могут повлиять на эффективность территориальной организации машиностроительного производства. Поэтому необходимо знать, какой вид продукции должен производиться на размещаемом предприятии (вплоть до его характеристик по массе и размерам), какое для этого потребуется сырье и материалы, предполагаемую численность рабочих кадров, в каких количествах и с какими экономическими показателями имеются ресурсы в предполагаемых районах размещения, какие последствия могут возникнуть при его размещении в том или ином пункте и т. д. По существу — это факторы, от которых зависит правильность размещения машиностроительных производств и которые определяют его экономическую эффективность. Одни из них связаны с природными условиями и ресурсами экономических районов, другие определяются исключительно характером размещаемого производства, его специфическими особенностями и т. д. Многообразие факторов и различие в природе их образования приводят к необходимости классификации факторов с целью упрощения экономического анализа причин, вызывающих неодинаковую эффективность одного и того же производства в различных экономических районах. В этой связи все факторы территориального тяготения в самом общем виде можно разделить на четыре группы:
льных предприятий;
Внутрипроизводственные факторы
определяют характер и результаты деятельности
предприятий тяжелого машиностроения
и представляют собой совокупность необходимых
условий и средств на предприятии для изготовления данного вида
При планировании размещения не безразлично, каким способом, какими техническими средствами и на основе каких процессов будет организовано намечаемое к размещению производство. Это важно, потому что фактор технической оснащенности производства вместе с уровнем развития специализации, концентрации и кооперирования, а также другими организационными моментами существенно влияет не на удельные нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии и труда на предприятиях тяжелого машиностроения, но и на объемы выпуска продукции, что в совокупности с другими факторами определяет и размещение предприятий.(3)
Исследование внутрипроизводственных
факторов составляет основу определения
отраслевых особенностей, поскольку без
научного предвидения конструктивных
Все это говорит о том, что
Под внепроизводственными факторами
следует понимать совокуп-ность природных
и экономических условий в районах, способствую-щих или
К внепроизводственным факторам
следует отнести природно-климатические
условия районов, которые на эффективность
разме-щения влияют через величину удорожающих
коэффициентов на за-работную плату работающих,
а также стоимость строительства и оборудования.
В зависимости от территориального пояса,
например, стоимость строительно-монтажных
работ может возрасти в 2,7 раза, климатического
района — 1,14, уровня сейсмичности — в
1,08 раза. То же можно сказать и о
Количественные и качественные
показатели сырьевых, топливно-энергетических,
водных, земельных ресурсов также влияют
на эф-фективность
Необходимо также иметь в виду,
что наряду с основными факторами внепроизводственного
Отраслевые особенности