Муниципальное 
общеобразовательное учреждение
средняя 
общеобразовательная школа №4
г.Волжска
 
 
 
РЕФЕРАТ
Тема:  « Золотое сечение в геометрии »                  
 
 
 
                                                          
Выполнил: 
ученица 9 “А”                                           класса
Федотова 
Екатерина
                                                                                    Проверил:                                                                             
Костина 
Надежда Николаевна
 
                       
 
 
 
                                                            2014 г.
                                               
г. Волжск
                       
Содержание
  - Введение …………………………………………3
 
  - Основная часть
 
  
  - История золотого сечения …………………….4
 
  - Второе золотое сечение ……………………….6
 
  - «Золотые» фигуры …………………………….7
 
  - Числа Фибоначчи ……………………………..10
 
  - Золотое сечение в искусстве …………………12
 
  - Золотое сечение в математике ………………..13 
 
  
    - Заключение………………………………………14
 
    - Задачи ……………………………………………15
 
    - Список используемой литературы ……………..17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                          
Введение
 
Золотое сечение (гармоническое 
деление, деление в крайнем и среднем отношении) 
– деление отрезка на две части таким 
образом, что большая его часть является 
средней пропорциональной между всем 
отрезком и меньшей его частью.
Принципы «золотого сечения» 
используются в математике, физике, биологии, 
астрономии и др. науках, в архитектуре 
и др. искусствах. Они лежат в основе архитектурных 
пропорций многих замечательных произведений 
мирового зодчества, главным образом античности 
и Возрождения.
«В геометрии существует два 
сокровища – теорема Пифагора и деление 
отрезка в крайнем и среднем отношении. 
Первое можно сравнить с ценностью золота, 
второе можно назвать драгоценным камнем». 
Эти слова сказал четыре столетия назад 
немецкий астроном и математик Иоганн 
Кеплер, они являются эпиграфом практически 
ко всем трудам, посвященным «золотому 
сечению». Гениальный ученый поставил 
пропорцию «золотого сечения» на один 
уровень с самой знаменитой геометрической 
теоремой.
Однако «золотому сечению» 
повезло меньше, чем теореме Пифагора 
– «классическая» наука и педагогика 
его игнорируют, а «официальная» математика 
не признаёт.
Цель данной работы провести краткий 
обзор истории и математической сущности 
золотого сечения, и попытаться осмыслить 
его роль в современной математике.
 
 
 
 
                          
 
 
 
 
      
 
             
История золотого сечения
 
В математике принцип «золотого 
сечения» впервые был сформулирован в 
«Началах» Эвклида, самом известном математическом 
сочинении античной науки, написанном 
в III веке до н.э. Переводчик Дж. Kампано 
из Наварры (III в.) сделал к переводу комментарии. 
Секреты золотого деления ревностно оберегались, 
хранились в строгой тайне. Они были известны 
только посвященным.
Если упростить задачу Эвклида, 
то отрезок линии АВ будет считаться разделенным 
точкой С (которая ближе к точке А) в «золотой 
пропорции», если отношение большей части 
СВ к меньшей АВ равно отношению всего 
отрезка АВ к большей части СВ, т.е. СВ:АС=АВ:СВ. 
Результатом решения этой задачи является 
иррациональное число, приблизительно 
равняющееся 1,618, которое и называют золотым 
сечением, золотым числом или золотой 
пропорцией.
После Евклида исследованием 
золотого деления занимались Гипсикл 
(II в. до н.э.), Папп (III в. н.э.) и др.
В целом все первые геометрические 
системы – эвклидова геометрия, теорема 
Пифагора – свидетельствуют о том, насколько 
волновали древних греков проблемы гармонии, 
поиск идеальных пропорций и форм. Однако 
есть предположение, что первыми к принципу 
золотого сечения пришли все же египтяне. 
Наиболее известная пирамида Хеопса построена 
с использованием т.н. золотого треугольника, 
в котором соотношение гипотенузы к меньшему 
катету равно золотому сечению. Храмы, 
барельефы, предметы быта и украшения 
из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, 
что египетские мастера пользовались 
соотношениями золотого деления при их 
создании. Французский архитектор Ле Корбюзье 
нашел, что в рельефе из храма фараона 
Сети I в Абидосе и в рельефе, изображающем 
фараона Рамзеса, пропорции фигур соответствуют 
величинам золотого деления. Зодчий Хесира, 
изображенный на рельефе деревянной доски 
из гробницы его имени, держит в руках 
измерительные инструменты, в которых 
зафиксированы пропорции золотого сечения.
Эстетическим каноном древнегреческой 
культуры этот принцип стал благодаря 
Пифагору, который изучал в стране пирамид 
тайные науки египетских жрецов. Их результат 
воплощен в фасаде древнегреческого храма 
Парфенона, где присутствуют золотые пропорции. 
При его раскопках обнаружены циркули, 
которыми пользовались архитекторы и 
скульпторы античного мира. В Помпейском 
циркуле (музей в Неаполе) также заложены 
пропорции золотого деления. Также с использованием 
золотого сечения созданы Афродита Праксителя 
и театр Диониса в Афинах.
Платон (427-347 гг. до н.э.) также 
знал о золотом делении. Его диалог «Тимей» 
посвящен математическим и эстетическим 
воззрениям школы Пифагора и, в частности, 
вопросам золотого деления.
Во времена средневекового 
Ренессанса гениальный итальянский математик 
Лука Пачоли написал первую книгу о золотом 
сечении, назвав ее «Божественной пропорцией». 
По его мнению, даже Бог использовал принцип 
золотого сечения для создания Вселенной. 
Эта идея была позже использована Кеплером, 
последняя книга которого так и называлась 
– «Гармония Вселенной». Пачоли считают 
творцом начертательной геометрии.
В то же самое время Леонардо 
да Винчи, другом которого был Пачоли, 
использовал для композиционного построения 
своей знаменитой Джоконды т.н. «золотой 
равнобедренный треугольник», в котором 
отношение бедра к основе равно золотому 
сечению.
Леонардо да Винчи также много 
внимания уделял изучению золотого деления. 
Он производил сечения стереометрического 
тела, образованного правильными пятиугольниками, 
и каждый раз получал прямоугольники с 
отношениями сторон в золотом делении. 
Поэтому он дал этому делению название 
«золотое сечение». Так оно и держится 
до сих пор как самое популярное.
В то же время на севере Европы, 
в Германии, над теми же проблемами трудился 
Альбрехт Дюрер. Он делает наброски введения 
к первому варианту трактата о пропорциях. 
Судя по одному из писем Дюрера, он встречался 
с Лукой Пачоли во время пребывания в Италии. 
Альбрехт Дюрер подробно разрабатывает 
теорию пропорций человеческого тела. 
Важное место в своей системе соотношений 
Дюрер отводил «золотому сечению». Рост 
человека делится в золотых пропорциях 
линией пояса, а также линией, проведенной 
через кончики средних пальцев опущенных 
рук, нижняя часть лица – ртом и т.д. Известен 
пропорциональный циркуль Дюрера.
Систематизировать знания по 
золотому сечению и придать им четкую 
арифметическую форму фундаментальной 
пропорции мироздания удалось уже только 
в наше время. Большая роль в исследовании 
золотого сечения принадлежит украинскому 
учёному Алексею Стахову, в 80-х годах прошлого 
века обосновавшему базис нового учения 
о гармонии систем, должного стать, по 
его мнению, основной интегрирующей наукой 
XXI века. Книги винницкого ученого «Введение 
к алгоритмической теории измерения», 
«Коды золотой пропорции», «Компьютерная 
арифметика на числах Фибоначчи и золотом 
сечении», «Новый тип элементарной математики 
и компьютерной науки на основе золотого 
сечения» изданы за рубежом и не остались 
без внимания западных производителей 
информационных и компьютерных технологий. 
Канадский университет Торонто признал 
автора «мыслителем XXI века». Весной 2003 
г. российский физик-теоретик Юрий Владимиров 
открыл принцип золотого сечения в структуре 
атома. Ощутимый прорыв в современных 
представлениях о природе формообразования 
биологических объектов сделал в начале 
90-х годов украинский ученый Олег Боднар, 
создавший новую геометрическую теорию 
филлотаксиса.
Математика гармонии применима 
и к современной экономике. Довольно известны, 
например, работы российского ученого 
Харитонова об экономическом развитии 
российских регионов и страны, в целом 
исходя из принципов золотого сечения.
Благодаря исследованиям американских 
ученых Эллиота, Пречтера и Фишера числа 
Фибоначчи вошли в сферу бизнеса как основа 
оптимальных стратегий.
Наиболее перспективным направлением 
применения новой математики считаются 
компьютерные технологии. Сегодня эти 
разработки защищены 65 патентами США, 
Японии, Англии, Германии и других стран. 
По одной из таких технологий известная 
американская фирма недавно запустила 
в серийное производство т.н. аналоговый 
микропроцессор для цифровой обработки 
сигналов.
 
 
 
 
             
Второе золотое сечение
              Болгарский журнал «Отечество» (№10, 1983 
г.) опубликовал статью Цветана Цекова-Карандаша 
«О втором золотом сечении», которое вытекает 
из основного сечения и дает другое отношение 
44 : 56.
Такая пропорция обнаружена в архитектуре, 
а также имеет место при построении композиций 
изображений удлиненного горизонтального 
формата.
Построение второго золотого сечения
Деление осуществляется следующим образом. 
Отрезок АВ делится в пропорции золотого 
сечения. Из точки С восставляется перпендикуляр 
СD. Радиусом АВ находится точка D, которая 
соединяется линией с точкой А. Прямой 
угол АСD делится пополам. Из точки С проводится 
линия до пересечения с линией AD. Точка 
Е делит отрезок AD в отношении 56:44.
На рисунке показано положение линии 
второго золотого сечения. Она находится 
посередине между линией золотого сечения 
и средней линией прямоугольника.
Деление прямоугольника линией второго 
золотого сечения 
Таким образом было доказано, что разделить 
отрезок в крайнем и среднем отношении 
можно не единственным способом.
 
 
 
          
« Золотые» фигуры
1.Золотой прямоугольник:
 
     Если построить квадрат со 
стороной АВ=а, найти середину М отрезка 
АВ и провести дугу окружности радиусом 
МС с центром в точке М до пересечения 
с продолжением стороны АВ в точке Е, то 
точка В разделит отрезок АЕ в крайнем 
и среднем отношении. 
Чтобы убедиться в этом, заметим, что 
по теореме Пифагора 
МС2=а2+(а/2)2=5а2/4 
В силу чего 
АЕ=а/2 +МЕ=(√5+1)а/2=φАВ
      Прямоугольник АЕFD со 
сторонами АЕ=φАD называется золотым прямоугольником. 
Четырехугольник АВСD - квадрат. Нетрудно 
видеть, что прямоугольник ВЕFС также золотой, 
поскольку BC=a=φВЕ. Это обстоятельство 
сразу наводит на мысль о дальнейшем разбиении 
прямоугольника ВЕFС.
      Можно ли считать, что 
прямоугольник с отношением сторон, равным 
φ, выглядит изящнее, чем прямоугольники 
с отношением сторон, скажем, 2:1, 3:2 или 
5:7? Чтобы ответить на этот вопрос, были 
проведены специальные эксперименты. 
Результаты их не вполне убедительны, 
но все же свидетельствуют о некотором 
предпочтении, отдаваемом золотому сечению. 
Впрочем, может ли прямоугольник сам по 
себе быть захватывающе прекрасным или 
отталкивающе безобразным?
2.Золотой треугольник:
Проводим прямую АВ. От точки А 
откладываем на ней три раза отрезок О
 
произвольной величины, через полученную 
точку Р проводим перпендикуляр к линии 
АВ, на перпендикуляре вправо и влево от 
точки Р откладываем отрезки О. Полученные 
точки d и d1 соединяем прямыми с точкой 
А. Отрезок dd1 откладываем на линию Ad1, получая 
точку С. Она разделила линию Ad1 в пропорции 
золотого сечения. Линиями Ad1 и dd1 пользуются 
для построения «золотого» прямоугольника.
 
 
 
 
3. Золотой пятиугольник; 
построение Евклида
Замечательный пример «золотого сечения» 
представляет собой правильный пятиугольник 
– выпуклый и звездчатый
 Построение правильного пятиугольника 
и пентаграммы
Для построения пентаграммы необходимо 
построить правильный пятиугольник. 
    Пусть О - центр окружности, 
А - точка на окружности и Е - середина отрезка 
ОА. Перпендикуляр к радиусу ОА, восстановленный 
в точке О, пересекается с окружностью 
в точке D. Пользуясь циркулем, отложим 
на диаметре отрезок CE = ED. Длина стороны 
вписанного в окружность правильного 
пятиугольника равна DC. Откладываем на 
окружности отрезки DC и получим пять точек 
для начертания правильного пятиугольника. 
Соединяем углы пятиугольника через один 
диагоналями и получаем пентаграмму. Все  
иагонали пятиугольника делят друг друга 
на отрезки, связанные между собой золотой 
пропорцией. 
    Каждый конец пятиугольной 
звезды представляет собой золотой треугольник. 
Его стороны образуют угол 36° при вершине, 
а основание, отложенное на боковую сторону, 
делит ее в пропорции золотого сечения.
 
    Есть и золотой кубоид- это 
прямоугольный параллелепипед с ребрами, 
имеющими длины 1.618, 1 и 0.618. 
   Теперь рассмотрим доказательство, 
предложенное Евклидом в «Началах».
    Посмотрим теперь, как Евклид 
использует золотое сечение для того, 
чтобы построить угол в 72 градуса – именно 
под таким углом видна сторона правильного 
пятиугольника  из центра описанной окружности. 
Начнем с  отрезка АВЕ, разделенного в среднем 
и крайнем отношении точкой В. Проведем 
далее дуги окружностей с центрами в точках 
В и Е и радиусах АВ, пересекающиеся в точке 
С. Чуть ниже докажем, что АС=АЕ, а пока 
примем это на веру.