Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:47, курс лекций
1. Геополитические эпохи США
2. Стратегия мирового лидерства
3. Внешняя политика США
...
21. Геополитическая ситуация в странах Латинской Америки
22. Геополитическая стратегия стран Латинской Америки
Итог дискуссии о модели безопасности для Европы XXI в. был подведен на Стамбульском саммите ОБСЕ в ноябре 1999 г. Стамбульский саммит стал важным событием истории ОБСЕ, хотя угроза возобновления конфронтации между Россией и Западом по вопросам Косово и особенно Чечни во многом за-
слонила позитивные достижения этой встречи. Главным итогом встречи стало подписание в буквальном смысле слова выстраданной Хартии европейской безопасности, нацеленной на развитие и укрепление возможностей ОБСЕ в вопросах поддержания мира, предотвращения конфликтов и формирования общего и неделимого пространства безопасности. В преамбуле Хартии подчеркивалось, что она приблизит государства-участники к созданию региона ОБСЕ, в котором не будет разделительных линий и зон с различными уровнями безопасности. Частью Хартии стала Платформа безопасности, основанной на сотрудничестве, расширяющая рамки взаимодействия между ОБСЕ и другими международными организациями в целях наиболее эффективного использования ресурсов международного сообщества. Важными новациями, закрепленными в Хартии, стали концепция быстрого реагирования (РЕАКТ), дополняющая миротворческий потенциал этой организации, и решение о расширении возможностей ОБСЕ в области полицейской деятельности с целью оказания помощи в сохранении верховенства закона.
В целом после Стамбульского
саммита можно констатировать, что
ОБСЕ образца 2000 г. — это полноценная
международная организация с
возросшим оперативным
12 НАТО И ЕВРОПА: ПОСЛЕДСТВИЯ РАСШИРЕНИЯ НАТО
Тема расширения НАТО лишь в последнее время приобрела острую форму, хотя обсуждение такой возможности шло в Западной Европе с 1992 года.
Позиция руководства России после 1991 года заключалась в том, что каждая восточноевропейская страна вправе выбирать себе союзников и вступать в политические и военные блоки. Это фактически означало согласие России на прием в НАТО новых членов.
Эта позиция изменились только в 1993 году, но и тогда не предпринималось особых усилий, чтобы предотвратить экспансию Североатлантического договора. И только сейчас, когда расширение НАТО стало уже почти свершившимся фактом, руководство России начало что-то делать, чтобы предотвратить новую опасность.
Расширение НАТО является лишь современной формой экспансии Западной Европы на Восток, которая в той или иной форме продолжается уже более семисот лет. Она всегда сталкивалась с решительным сопротивлением славянских народов.
Эта борьба шла во все более широких масштабах. Один из наиболее известных примеров - разгром Александром Невским тевтонских рыцарей на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Затем были попытки не пустить Россию к незамерзающей Балтике и к Черному морю, вторжение в Россию в 1812 году и в 1854, интервенция в 1918-м. Эта историческая линия была продолжена в июне 1941 года нападением Германии, поддержанной ее европейскими союзниками, на СССР.
В результате разгрома Германии баланс сил в мире изменился. СССР приобрел статус мировой державы. Появление у Советского Союза атомного оружия и средств его доставки вплоть до территории США сделали "горячую" войну невозможной, что привело к наступлению одного из самых продолжительных мирных периодов в истории Европы.
Однако противоборство Запада и Востока после II Мировой войны не прекратилось. В последние пятьдесят лет оно обрело форму "холодной войны".
Иная точка зрения состоит в том, что "холодная война" вовсе не прекращалась. Просто изменились формы и методы ее ведения. Они стали более "мягкими", но не менее опасными. Ведь постоянный геополитический противник Запада - Россия - хотя и ослаблен, но еще не добит.
Основой нынешнего политического устройства Европы, обеспечивающего мир на континенте на протяжении более 50 лет, являются Ялтинские и Потсдамские соглашения, закрепившие итоги II Мировой войны. Однако сейчас все более открыто поднимается вопрос о ревизии этих соглашений.
Расширение НАТО создает новую модель устройства Европы. Это означает попытку очередного передела мира, сходную по последствиям с Версальским договором 1919 года, создавшим, по сути дела, предпосылки для II Мировой войны.
13. Китай – новый глобальный центр силы
Темпы экономического роста позволит ряду аналитиков в свое время предположить, что Китай со временем станет сверхдержавой, однако такие выводы преждевременны в силу ряда обстоятельств:
1 конфликт между экономической
и политической системами
2) никто не уверен в том,
что Китай и дальше продолжит
наращивать экономический
3) общая бедность сохраняется, несмотря На экономический рост.
Геополитичсские планы Китая сводятся к концепции «БОЛЬШОГО КИТАЯ. — расширению своих политических и экономических возможностей через различные структуры и методами обшей дипломатин, однако интеграционные процессы значительно ниже, чем в ЕС. Например, в регионе действуют всего лишь несколько крупных региональных организации — АПЕК. АСЕАН и Шанхайская конференция, что недостаточно для равноценного западному регионарного сотрудничества.
Также имеет место этническая экспансия Китая в соседние страны. когда небольшие численно группы китайцев выезжают в другую страну и создают там индустрию, которая дает возможность нелегально проникнуть большому числу мигрантов. Основными страна- ми. подвергшимися такой экспансии, оказались Россия. Казахстан, Монголия, а также страны южнее Китая — Таиланд, Вьетнам. Непал, Австралия.
Расселение по региону населения страны неравномерно: больная численность населения на восточном берегу страны контрастируете относительной малочисленностью населения в западных провинциях. Современная концепция зашиты побережья с приоритетами первых островов даст Китаю возможность заниматься перевозками и экспортом через речные порты, отсюда и такой контраст, сложившийся исторически.
Идеологическое обоснование
После распада Советского Союза
Китай стал наиболее вероятным кандидатом
на роль противовеса США как
В настоящее время численность населения Китая, по официальным данным, составляет более 1.35 млрд. человек. Отметим, это только численность граждан КНР. Хотя численность «хуацяо» (китайской Диаспоры) не столь огромна, как об этом неустанно заявляют спекулирующие на теме так называемой «китаизации». составляя «всего лишь» 85 млн. человек. Конечно, этот показатель немногим не дотягивает до численности и населения Германии. Однако он ничтожен сравнении с общим числом китайских граждан. Тем более демографический «бум» в ближайшие десятилетия существенно сбавит обороты ввиду существующих дисбалансов.
Что касается экономического «бума», то он действительно впечатляет: стабильные среднегодовые 8—9% на протяжении 30 лет. В результате, например, но итогам 2005 г.. экономический рост КНР составил 14% общемирового роста. Для сравнения: рост экономики США составил всего 2%. По подсчетам китайских экспертов, если сложившиеся тенденции не изменятся, то к 2049 г. американская экономика составит 54% экономики КНР. Внушительная динамика китайской экономики уже превила к тому. что. например, по итогам2005 г.. Поднебесная оказалась лидером производства товаров 172 наименований. Прежде всего, это товары первой необходимости, товары массового спроса, а также продукция металлургии и машиноостроения.
Макроэкономическая динамика Китая впечатляет. Однако, если пересчитать ВВП Китая на душу населения, получается показатель, не дотягивающий до уровня экономического развития даже стран «Новой Европы». Безусловно, здесь как некстати огромная численность населения Поднебесной. Но, с другой стороны, впечатляющий экономический рост является, прежде всего, результатом настойчивой работы «золотого миллиарда* китайцев. По мере того как Китай становится богаче и сильнее, все больше стран во веем мире начинают эго признавать: Поднебесная заслуживает того, чтобы се признали великой державой и выказывали ей причитающееся почтение.
14. Геоэкономическая стратегия Китая: через «малое благоденствие» к «зажиточности»
В конце февраля 2007 г. незначительные проблемы с ценными бумагами на Шанхайской фондовой бирже, не самой большой по объему сделок по мировым меркам, привели к обвалу на ведущих фондовых биржах мира. Этот эпизод является пусть и неприятным, но ярким свидетельством роста влияния Китая на мировую экономику.
В 1979 г. Китай под руководством Дэн Сяопина начал рыночные реформы. За пару десятилетий страна преодолела разруху, в которую се ввергли левацкие эксперименты Мао Цзэдуна и «культурна революция». Население забыло о том. что такое голод, китайские товары заполонили мировые рынки. Сегодня реформы продолжаются. К 2050 г. китайское руководство предполагает осуществить всестороннюю социалистическую модернизацию, значительно повысить статус КНР на международной арене. Ставится задача выйти на первое место в мире по совокупной государственной мощи, встать в ряд стран со средним уровнем объема ВНП на душу населения, создать зажиточную и счастливую жизнь для народа л превратить Китай в мощное государство с высоким уровнем материальной. правовой и духовной культуры.
Но уже сейчас по основным экономическим показателям — объему ВВП. внешней торговли, примеченных иностранных инвестиций. золотовалютных резервов — Китай превратился в силу, с которой вынуждены считаться все страны мира. Правда, политическое влияние Китая в настоящее время больше заметно на региональном уровне — в странах АТР. Юго-Восточной и Центральной Азии, а по своей военной мощи Китай уступает США и блоку НАТО. Но никто не сомневается, что КНР может выйти за рамки статуса регионального лидера.
Дальнейшее усиление Китая будет зависеть от динамики его экономическою развития. Сейчас КНР занимает четвертое место по объему ВВП. Однако уже в 2030—2040 гг. при выполнении намеченных показателей среднегодовых темпов роста ВВП по объему- ВВП Китай выйдет на первое место в мире. При удержании показателя обшей численности населения страны на уровне 1,4 млрд человек объем ВВП превысит 3 тыс. долл. на душу населения.
Стремительный рост китайской экономики продолжается. Он выражается в сохранении не только высоких темпов прироста ВВП, но и объема внешней торговли, привлеченных иностранных инвестиций, накопленных золотовалютных запасов. Этому способствуют две группы факторов — внутренних и внешних.
К главному внутреннему фактору развития следует отнести взвешенную социально-экономическую политику, направленную не на ускоренную приватизацию государственных предприятий и тотальную либерализацию цен по всей стране, а на расширение внутреннего спроса и переход к активной финансовой и умеренной монетаристской политике. При выработке экономической политики в последние годы в КНР основное внимание было уделено изменениям совокупного спроса, который был основным фактором, «формирующим тенденции социально-экономического развития страды. В результате такого подхода за годы реформ — с 1979 по 2005 г. — среднегодовые темпы прироста ВВП в сопоставимых ценах составили 9.4%. что значительно выше среднегодовых темпов развития мировой экономики (3.8%).
Основные направления развития экономики В качестве основных направлений развития экономики правительство КНР выделило наращивание инвестиций, увеличение потребления и всемерное расширение экспорта. Одновременно оно продолжило реформирование госпредприятий, поскольку от результатов этого процесса во многом зависят успехи работы правительства на обозначенных выше трех основных направлениях, определяющих дальнейшие возможности и перспективы развития китайской экономики в начале XXI в.
Залогом успеха китайских реформ стало то. что Китай не пошел по пути радикального перехода к новой экономической и политической системе. Реформы осуществляются в несколько этапов.
Первые два этапа были лишь подготовкой к осуществлению экономической реформы в Китае. Лишь в ход третьего этапа начался реальный переход к рыночной экономике, построенный на основе всемерного развития предприятий различных форм собственности и постепенного допуска предпринимателей к участию в принятии государственных решений. В ходе реформы управления предприятиями все большее число рабочих и служащих становятся акционерами, на многие акционерные предприятия и предприятия с участием иностранного капитала административно-управленческий персонал набирается по конкурсу, а не по назначению КИК и вышестоящих ведомств. В настоящее время происходит формирование новой экономической системы, где главным звеном является расширение и развитие рынка, создание новой системы управления предприятиями, формирование системы макрорегулирования и контроля.
Выбор именно такой модели развития стал результатом глубокой и критической проработки теоретических вопросов экономической реформы. В Китае отказались от бездумного использовании монетаристских методов перехода к рыночной экономике, создав свою теорию социалистической рыночной экономики. Она и стала теорией перехода от командно-административной, сверхцентролизованной экономики к рыночной экономике. Разумным оказалось и решение руководства КНР проводить рыночную реформу без •шоковой терапии», но с постоянным повышением жизненного
уровня населения.
Последнее было достигнуто благодаря разумной политике в отношении предприятий. Передача предприятиям прав;! распоряжаться прибылью на микроуровне стимулировала создание новых производственных мощностей, обеспечивавших получение дополнительной прибыли. А кредиты и льготы для убыточных или малорентабельных, а также техноемких и наукоемких отраслей обеспечили развитие электроники, угольной промышленности, машиностроения, приборостроения.