Геополитический потенциал России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Страна никогда не будет преуспевающей, если не будут решены обоюдно проблемы региональной, экономической, экологической, социальной политики, а также проблемы, связанные с геополитикой. Таким образом, все более осознаваемая российским обществом необходимость разработки долгосрочной стратегии развития страны, ее государственно-административных, политических, экономических, ресурсообеспечивающих, научно-образовательных, социокультурных, жизнеобеспечивающих, целеобразующих, демографических структур на перспективу жизни одного из двух поколений не получила пока адекватной реализации, что не может сказываться на текущей деятельности «ветвей власти», приобретающий все больше хаотический, ситуационный, часто и конъюнктурный характер.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Геополитическое положение России на современном этапе………..............................................................................................................5
1.1 Геополитические изменения после распада СССР………………………...5
Россия в постсоветском пространстве………………………………….10
Глава 2. Геополитический потенциал России и факторы национальной безопасности государства……………………………………………………….21
Геополитический потенциал и возможности развития России…………..21
2.2 Угрозы национальной безопасности и пути их преодоления…………….25
Заключение………………………………………………………………….……38
Список использованных источников…………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

Геополитика и национальная безопасность России в конце ХХ в.docx

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Мировой державой СССР делали не только относительные экономические успехи 60-х годов, развитие ракетной технологии или обладание ядерным оружием. Географическое расположение страны играло в ее возвышении к статусу мировой державы весьма существенную роль. Оценивая не сегодняшнее геополитическое положение России, нельзя не отметить, что после распада Советского Союза геополитическое положение нашей страны, ставшей независимым и суверенным государством, значительно ухудшилось. Геополитическое пространство приобретенное в результате длительной исторической борьбы и ценой больших лишений, частично утрачено.

Нельзя недооценивать  тот факт, что после распада  Советского Союза численность населения  и экономический потенциал России составили около 60% от бывшего СССР, территория - 76% от его территории. Многие, занимающие передовые позиции в  мировой науке, центры разработки современных  технологий оказались на Украине, в  Белоруссии, странах Балтии и Казахстане.

Помимо этого, развал Варшавского  договора, вывод войск с территории Европы, Монголии, бывших советских  республик, а также распад мощного  оборонного комплекса Советского Союза (за пределами России на бывших передовых  рубежах оказались самые боеготовые, технически оснащенные, мобильные части, ряд военных производств) не могли  не сказаться на военной инфраструктуре Российской Федерации. Все это, в  купе со «вхождением» недавних союзников  в НАТО, привело к сужению пространства геополитического влияния страны, снижению ее геополитического статуса.

Поэтому в геополитическом  отношении нынешнее положение России характеризуется утратой статуса  сверхдержавы, сужением сферы ее влияния  в мире, потерей большинства традиционных союзников (партнеров), ограничением геостратегических  выходов в Европу в результате создания кордона государств Балтии и Восточной Европы, вышедших из сферы традиционного российского  влияния.

Вместе с тем, с учетом сложившегося геополитического и геостратегического положения, Российская Федерация не может рассматриваться в качестве заурядной региональной державы, как  в этом ее настойчиво пытается убедить  Запад. Россия в настоящее время  является одним из важнейших мировых  центров, сохраняет признаки великой  державы.

Каковы же признаки такой  геополитической роли Росси:

- масштабы территории, уникальное географическое расположение в Европе и Азии;

- сохранение за собой места постоянного члена Совета Безопасности ООН;

- ракетно-ядерный потенциал России - единственный в мире, способный нанести поражение Америке как сверхдержаве;

- не утеряно (хотя и значительно уменьшено) влияние России на других игроков в мировой политике (геополитическое пространство России сужено до такой степени, чтобы с ним перестали считаться, оно по-прежнему остается одним из ключевых на политической карте мира);

Россия постепенно осознает себя, освобождается от иллюзий, адаптируется к современным реалиям, набирается опыта и прагматизма, осознает свои национальные интересы в новых геополитических  реалиях;

Россия - уникальная цивилизация, условно синтезировавшая многие мировые культурные потоки. Выдержав испытания, окрепнув экономически и технологически, она может стать прообразом будущего развития человечества.

В этой связи, констатируя, что  геополитическое и геостратегическое  положение России существенно ухудшилось, не следует считать данное состояние  необратимым.

История неоднократно свидетельствовала, что от хода развития событий в  России зависит положение не только в ней самой, но и в мире в  целом.

В свою очередь, кризисные  явления в экономике и политике, нестабильность, значительное ослабление военной мощи не только подрывают  место и роль России в мире, но и стимулируют различные виды экспансии, которые могут привести к утрате существующих геополитических  сфер влияния, а также самостоятельности  и независимости в проведении своей внутренней и внешней политики. Как отметил резидент Российской Федерации В.В.Путин: «…Россия обречена быть великой державой, или ее не будет вовсе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Геополитический потенциал России и факторы              обеспечения национальной безопасности государства

                 2.1 Геополитический потенциал и возможности развития России

Геополитический потенциал - это совокупность ресурсов устойчивого  развития.

Нужны позитивные сдвиги в  экономике с ориентировкой на стабильный режим развития и совершенствования  все ресурсов государства. К ресурсам государства относятся:

1. Дееспособная подконтрольная обществу вертикаль государственной власти.

Должны быть реализованы  политические возможности государства  по управлению собственным развитием  и обеспечению национальной безопасности.

2. Демографический потенциал.

Несмотря на высокий образовательный  уровень, население России сокращается  и составляет 148 млн. человек. Учитывая идею межцивилизационного моста, проложенного в обход России опирающегося на проект «великого шелкового пути», связывающего два океана - Тихий и Атлантический, необходимо искать варианты противодействия. Должна быть программа по заселению  огромных пространств Сибири и Дальнего Востока.

3. Территория.

Необходимо, чтобы Россия пошла по пути соблюдения национальных интересов: территориальной целостности, защиты конституционного строя и  суверенитета. Уязвимое место России - это границы. Протяженность е  сухопутных границ имеет электросигнальную  систему. Стоимость оборудования пограничной  заставы по полному профилю (она  охраняет 12…20 км границы) в 1995 г. составляла 10 млрд. рублей, одного километра границы - 3 млрд.рублей. На обустройство границы  денег и времени у России нет. Из ее новых границ со странами СНГ 99% практически не охраняется. Состав российских пограничных войск после  распада СССР сократился на 1/3, а их боевые возможности - наполовину. Поэтому российское руководство по соглашениям с другими независимыми государствами СНГ (Киргизией, Арменией, Грузией, Таджикистаном) взяло на себя обязательство охранять их границы. Российско-грузинскую границу на ее чеченском участке российские пограничники охраняют, так сказать, находясь на территории Грузии. Уйти с охраняемых границ стран СНГ российским пограничникам нельзя, ибо их открытие создало бы возможность для беспрепятственного проникновения в Россию контрабандных товаров, оружия, наркотиков через Центральную Азию и Закавказье. Уход российских пограничников из Таджикистана создал бы реальную угрозу дестабилизации в Центральной Азии, распространения исламского фундаментализма не только на этот регион, но и сопредельные территории РФ, где проживает значительная часть мусульманского населения России. Наконец, при открытой границе в Россию хлынул бы поток беженцев (только из Центральной Азии не менее 12,5 млн. человек). Принять и обустроить их Россия сейчас не в состоянии хотя в принципе миграция рабочей силы была бы полезна для освоения российских территорий, подъема производительных сил страны, вливания «свежей крови» в российское общество. Россия имеет 3 типа участков границы:

-границы, совпадающие с границами бывшего СССР, оформленные в международно-правовом отношении. Это границы с Норвегией (155 км), Финляндией (1190 км), Польшей (282 км), Монголией (270 км), Китаем (3040 км) и КНДР (15 км);

-границы с государствами СНГ, не оформленные в международно-правовом отношении. Это границы России с Белоруссией (825 км), Украиной (1350 км), Казахстаном (4800 км), Азербайджаном (263 км);

-границы с бывшими республиками СССР, не входившими в СНГ. Это границы с Эстонией (264 км), Латвией (208 км), Литвой (197 км), Грузией (780 км).

4. Ресурсная, энергетическая самодостаточность.

Необходимо поддерживать стабильный режим развития, совершенствуя  все ресурсы развития. Так, Россия полностью обеспечена энергоресурсами, в то время как в СССР существовала на 23% потребность в иностранных  ресурсах. Япония зависит от иностранного энергетического сырья на 23%. Энергетические ресурсы России значительны. Россия владеет 13% мировых природных запасов  нефти, 42% - газа, 43% - угля. В Росси  осуществляется 11% мировой добычи нефти, 28% - газа, 14% -угля. Основными рынками  сбыта российской нефти являются Восточная Европа (25% от объема российской добычи нефти), Великобритания и Ирландия - 25%, США и Канада - 7%. Ресурсы России должны быть использованы для выхода из тяжелой экономической ситуации.

5. Транспортная инфраструктура.

Россия контролирует единственный наземный путь, связывающий Европу и страны АТР. В силу своего географического  положения Россия может сформировать вокруг себя «мощный и динамично  развивающийся рынок мировой  экономики». Но для использования  уникальных географических возможностей России необходимо укреплять ее экономически и демографически.

По оценкам доктора  географических наук С.Б.Лаврова: «Демографическая ситуация катастрофически ухудшилась в годы «реформ». За 1993 г. население  России уменьшилось на 804 тыс. человек, за первое полугодие 1994 г. - на 453 тыс. человек. Коэффициент смертности достиг в 1994 г. 15,8%, а этот показатель в Псковской  и Новгородской областях почти сравнялся  с африканским. Б.Хорев категорически  отвергает точку зрения некоторых  демографов о том, что в спаде  рождаемости нет ничего трагического. Ведь период «отрицательного роста  населения» ФРГ воспринимается там, как нездоровое явление и сейчас оно преодолено». Необходимо не только демографическое укрепление уникального  транспортного коридора через инвестиционное развитие. Также важны территориальные  размеры страны и ее положение  на геополитических осях, к которым относятся следующие: суша - море, восток - запад, север - юг, центр - периферия.

6. Интеллектуальный и морально-психологический потенциал населения.

Как утверждает Андрей Трейвиш, здесь важны опирающиеся на историю, «укоренившиеся представления о  силе и слабости нации, о ее друзьях  и врагах, о плюсах и минусах  общения с внешним миром».

В современной западной геополитике  совокупность таких массовых представлений  получила название геополитических  кодов страны, ее лидеров и населения; они могут совпадать или не совпадать. «И геополитическое положение, и геополитические коды меняются в ходе истории». Сохранение страны, ее лучших научных сил, интеллектуального  ресурса позволит осуществить экономическую  и политическую модернизацию России. Постулат геополитики гласит: нельзя землю отделять от ее обитателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Угрозы национальной безопасности и пути их преодоления

Анализ геополитического потенциала России невозможно осуществить  без учета факторов национальной безопасности государства. Как важнейшее  условие существования государства  национальная безопасность представляет сбой защищенность от внешних и внутренних угроз, устойчивость к неблагоприятным  воздействиям извне, обеспечение таких  внутренних и внешних условий  существования страны, которые характеризуют  стабильный прогресс общества и его  граждан. На необходимость системного подхода к проблеме национальной безопасности указывает А.А.Прохожев: «Эта системность заключается не только в триаде «личность - общество - государство, но и в сочетании  внешней и внутренней безопасности», и в структуре ее видов: военной, экономической, социально-политической, экологической, информационной, государственной  и иных видов безопасности».

Проблема национальной безопасности не решаема в рамках одной страны и предполагает нахождение ответа на вызовы и угрозы современного мира. Таким образом, к потенциалу страны можно отнести и реагирование на существующие угрозы, и выработку  долговременной стратегии. Безусловно, существует не только теоретической  решение проблем безопасности, предполагается и практический сценарий по нейтрализации  угроз. Национальная безопасность ориентирована  на взаимосвязь внешней и внутренней ее сторон.

Внешнеэкономическая стратегия  России должна быть ориентирована не на конфронтацию, а на сотрудничество. Должны быть пресечены все попытки  военно-силового давления на Федерацию. В настоящее время, кроме пяти официально признанных ядерных держав, в мире насчитывается еще примерно 10 стран, которые находятся на пороге его создания и способны превратиться из потенциальных в реальных обладателей  ядерного оружия. Причем это в основном страны с нестабильным военно-политическим климатом, расположенные в непосредственной близости от России. Учитывая потенциальную угрозу безопасности, указом президента РФ от 2 ноября 1993 г. была утверждена российская военная доктрина.

В настоящее время, по существующим данным, военные бюджеты Германии, Франции, Великобритании и Китая (не говоря о США) на национальную оборону  превосходят аналогичные расходы  Российской Федерации соответственно в 1,5; 2,1; 1,7; 7,6 раз (это притом, что  по своей численности вооруженные  силы России уступают только численности  вооруженных сил Китая). Очевидно, что пи таком положении ядерный  щит играет более важную роль, чем  раньше, в обеспечении обороноспособности страны. Именно ядерные силы являются ключевыми при определении статуса  России как великой военно-политической державы. В данном контексте вполне оправданным представляется то, что  в своей военной доктрине Россия не подтвердила декларированное  ранее Советским Союзом обязательство  не применять первым ядерное оружие, поскольку такое обязательство  противоречило бы главной установке, согласно которой это оружие рассматривается  не как средство ведения войны, а  как средство сдерживания возможного агрессора. Таким образом, к механизмам современной геополитики можно  отнести:

- силовое сдерживание агрессии (ядерное сдерживание);

- концепцию войны с нулевыми безвозвратными потерями.

Примером может являться уничтожение военного потенциала Ирака;

- информационную войну, то есть комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противостоящей стороны с целью принятия нужного решения;

Информация о работе Геополитический потенциал России