Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 16:53, курсовая работа
Страна никогда не будет преуспевающей, если не будут решены обоюдно проблемы региональной, экономической, экологической, социальной политики, а также проблемы, связанные с геополитикой. Таким образом, все более осознаваемая российским обществом необходимость разработки долгосрочной стратегии развития страны, ее государственно-административных, политических, экономических, ресурсообеспечивающих, научно-образовательных, социокультурных, жизнеобеспечивающих, целеобразующих, демографических структур на перспективу жизни одного из двух поколений не получила пока адекватной реализации, что не может сказываться на текущей деятельности «ветвей власти», приобретающий все больше хаотический, ситуационный, часто и конъюнктурный характер.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Геополитическое положение России на современном этапе………..............................................................................................................5
1.1 Геополитические изменения после распада СССР………………………...5
Россия в постсоветском пространстве………………………………….10
Глава 2. Геополитический потенциал России и факторы национальной безопасности государства……………………………………………………….21
Геополитический потенциал и возможности развития России…………..21
2.2 Угрозы национальной безопасности и пути их преодоления…………….25
Заключение………………………………………………………………….……38
Список использованных источников…………………………………………...40
На основе учета сложившихся геополитических реалий просматриваются следующие особенности, характеризующие влияние геополитического положения Российской Федерации на обеспечение ее безопасности в пограничной сфере.
Особенность первая. Россия имеет самые протяженные в мире границы и самое большое пограничное пространство. Общая протяженность границ России самая большая в мире и составляет 60 тысяч 932,8 км. При этом морские границы почти в три раза превышают сухопутные.
Северные границы страны полностью проходят по водам морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. В пределах Северного Ледовитого океана от берегов России до Северного полюса находится наш сектор Арктики. Все острова этого сектора - российские, кроме нескольких островов архипелага Шпицберген.
Восточные границы проходят по водам морей Тихого океана: Берингова, Охотского, Японского. Ближайшими морскими соседями нашей страны здесь являются Япония и США.
Морские границы имеются и на западе России. Воды Балтийского моря соединяют нашу страну со Швецией, Польшей, Германией и другими государствами. На юго-западе России морские границы проходят по водам Азовского и Черного морей.
Морская граница с некоторыми странами так называемого «ближнего зарубежья» проходит по Каспийскому морю.
Велика протяженность и сухопутных границ страны (свыше 20 тыс.км). Число соседей у России - 16. Еще несколько лет назад страна (РСФСР) граничила лишь с восемью зарубежными государствами, а остальные границы были внутренними - около 11 тыс.км (с Украиной, Белоруссией, Казахстаном и т.д.) в пределах СССР. Они носили условный характер. Теперь же это границы с иностранными государствами.
На северо-западе у России
сухопутные границы с Норвегией
и Финляндией. Официально статус государственных
уже получили границы России с
государствами Балтии (почти 1 тыс.км)
- Эстонией, Латвией и Литвой. Вдоль
западной границы России располагаются
Белоруссия и Украина. На юге - Грузия,
Азербайджан и Казахстан (самая
протяженная граница - более 7 тыс.км).
Далее идет граница с Монголией
и Китаем, а на крайнем юго-востоке
(Приморский край) РФ граничит с Корейской
Народно-Демократической
Наряду с самой протяженной
границей, РФ имеет и самое большое
в мире пограничное пространство.
Из 89 субъектов РФ 45, или 51% являются
приграничными. Они занимают 13077,7 тыс.км,
или 76,6% всей территории. В них проживают
63,9 млн.чел., или 43,1% населения России.
Причем в результате геополитических
последствий распада СССР 24 субъекта
РФ оказались в положении
Особенность вторая. Наличие разрыва между масштабами пограничного пространства России и реальными возможностями его освоения и защиты.
Россия занимает 12% всей суши нашей планеты, и поживает на этой огромной территории всего 2,7% населения земного шара (145 млн. человек). Средняя плотность населения - 8,5 человек на 1 км2 (в европейской части России - 27 человек на 1 км2; азиатской - около 2 человек). Плотность населения постепенно уменьшается к Северу, Югу и Востоку пограничного пространства.
Недостаточная численность
и неравномерная плотность
Этот разрыв обуславливает
стратегическую уязвимость военной
и пограничной политики, «растаскивает»
их ограниченные ресурсы в пограничном
пространстве. А самое главное, с
учетом современных требований развития
систем инфраструктуры, качественно
новой их ролью в экономике, военном
деле, в международном разделении
труда - такой разрыв все более
будет сводить на нет относительные
(в основном военно-стратегические
и ресурсные) преимущества владения
большой территорией с
Особенность третья. Впервые
за послевоенный период российское пространство
оказалось в принципиально
Россия поставлена фактически в условия постоянной готовности к постановке вопроса о пересмотре границ, того вопроса, который исторически инициировал войны и военные конфликты. По сути, под вопросом оказалась исконная геополитическая роль России «как мирового цивилизованного и силового балансира». Иными словами, на сегодняшний день пограничное пространство РФ принципиально в новом геополитическом окружении, что ограничивает ее политико-экономические и военно-стратегические возможности по прикрытию своих границ.
Заключение.
Россия постепенно осознает себя, освобождается от иллюзий, адаптируется к современным реалиям, набирается опыта и прагматизма, осознает свои национальные интересы в новых геополитических реалиях.
Национальные интересы страны
в пограничном пространстве требуют
первоочередного внимания, четкого
определения и
Первостепенное значение
в современных условиях имеют
территориально-пограничные
Защита национальных интересов на государственной границе и в пограничном пространстве страны предусматривает осуществление комплекса политических, экономических, оперативных, военных, режимных, правовых, административных, пограничных, природоохранных, социальных и иных мер государства, войск и органов ФПС России по исключению и возмещению ущерба России.
В настоящее время угрозы безопасности России, исходящие из-за границы, носят преимущественно невоенный характер (международный терроризм, наркотрафик, незаконная миграция, расхищение природных ресурсов, контрабанда товаров и грузов) и оказывают все более негативное влияние на внутриполитическую обстановку, экономику, социальную сферу и развитие криминогенной ситуации в стране.
В настоящее время правовое
регулирование вопросов национальной
безопасности по отдельным видам
безопасности осуществляется на основании
более чем 70 федеральных законов,
более 200 указов Президента РФ, около 500
Постановлений Правительства
Введенная Указом Президента РФ №7500 от 17.12.97 г. Концепция национальной безопасности РФ, имеет следующие недостатки:
отсутствуют общие представления о национальных целях и интересах, задающие «миссию страны» на значительном временном интервале. Отсутствует и геополитическая модель (место и роль России в мире), в соответствии с которой строится политика обеспечения национальной безопасности;
в сфере конституционной безопасности не существует единого нормативного перечня органов, обеспечивающих национальную безопасность РФ, не определены и задачи, полномочия и механизмы взаимодействия;
в зачаточном состоянии находятся вопросы управления миграционными потоками и демографическая политика, напрямую затрагивающие не только социально-экономическую сферу, но и сферу обороны зон (Северный Кавказ, Дальний Восток и Сибирь);
отсутствуют четкие приоритеты РФ в отношении ключевых регионов мира и разработанных на их основе региональных стратегий в отношении зон жизненно важных интересов, необходимых партнеров и военных союзников, взаимодействия с международными организациями и выполнения международных обязательств РФ.
Список использованных источников:
1. Абалкин Л. Национальные интересы: теория и практика. - М.: ИМЭМО, 2010. - 332 с.
2. Абдулатинов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. - М.: Славянский диалог, 2008. - 220 с.
3. Арбатов А. Национальная безопасность России в многополярном мире // Мировая экономика и международные отношения. 2007. - №10.
4. Богатуров А. «Стратегия разравнивания» в международных отношениях и внешней политике США // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - №2.
5. Виноградская Т. Распад СССР как системный фактор национальных конфликтов // Обозреватель. - 2008. - №7.
.Раджиев К.С. Введение в геополитику: Учебник для вузов. - М.: Логос, 2009. - 432 с.
6. Головин Ю. Пограничны интересы России // Вестник границ России. - 2009. - №4.
7. Дугин А. Основы геополитики. - М.: Арктогея, 2007. - 360 с.
8. Колосов В.А., Туровский Р.Ф. Геополитическое положение России на пороге XXI века: реалии и перспективы // Полис. - 2009. - №3.
9. Концепция внешней политики Российской Федерации // Международная жизнь. - 2008. - №8-9.
10. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Независимое военное обозрение. - 2008. - №1 (14-20 января).
11. Куклина И. Деформация глобальных структур безопасности и России // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - №11.
12. Нартов И.А. Геополитика: Учебник
для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002.
- 439 с.