Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 16:58, курсовая работа
Цель данной работы заключается в проведении комплексного исследования правовых и организационных основ создания юридических лиц.
Исходя из поставленной цели, в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать понятие и признаки юридического лица;
- исследовать понятие правосубъектности юридического лица, а также полномочия его исполнительных органов;
Введение 3
Глава 1 Теоретико -правовые основы создания 6
юридических лиц 6
1.1. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений 6
1.2. Сущность и способы создания юридических лиц 13
Глава 2 Актуальные вопросы применения норм российского гражданского права при создании юридических лиц 23
2.1. Особенности подготовительного этапа создания юридических лиц 23
2.2. Развитие института государственной регистрации, как гражданско – правового механизма возникновения правосубъектности юридических лиц 43
2.3. Пострегистрационный этап создания юридических лиц 59
Заключение 63
Список использованной литературы 68
Подводя итоги дипломного исследования, можно сделать следующие выводы.
Юридическое лицо, как искусственное образование, возникает в результате наступления совокупности юридических фактов, являющихся элементами сложного фактического состава:
а) организационными предпосылками формирования правосубъектности юридического лица являются:
- либо совершенные учредителями (гражданами, юридическими лицами) гражданско-правовые сделки: договор о совместной деятельности (простого товарищества) по созданию юридического лица либо учредительный договор, а также решение учредителя (учредителей) о создании юридического лица;
- либо ненормативный (индивидуальный) правовой акт уполномоченного государственного органа (органа местного самоуправления), оформляющий решение публично-правового образования, которое выступает учредителем юридического лица;
б) конститутивное значение для возникновения юридического лица имеет акт государственной регистрации, правовым результатом которого является возникновение у общественного образования гражданской правосубъектности, дающей ему право совершать любые сделки и иные юридически значимые действия в рамках установленной законом правоспособности. По своей природе акт государственной регистрации является административным актом уполномоченного государственного органа, актом государственного контроля.
После государственной регистрации юридическое лицо становится самостоятельным, правоспособным и дееспособным субъектом права, обладающим собственной волей, не сводимой к воле отдельных его учредителей (участников), лиц, осуществляющих функции его органов, его работников и иных лиц.
После государственной регистрации юридического лица происходит формирование его уставного капитала, составляющего необходимую имущественную основу его гражданской правосубъектности.
Каждый из учредителей (гражданин и/или юридическое лицо) в установленном порядке совершает с юридическим лицом двустороннюю сделку (заключает договор) по передаче части своего имущества в собственность (либо корпоративное право) юридического лица для формирования его уставного капитала.
Публичные образования передают часть государственного (муниципального) имущества в собственность или иное право создаваемых ими юридических лиц на основании соответствующих правовых актов индивидуального (ненормативного) характера.
В предусмотренных законом случаях требуется государственная регистрация перехода права на предмет вклада от учредителя к юридическому лицу.
Проведенные исследования позволяют выделить, прежде всего, следующие основания различия юридических лиц в зависимости от организационно-правовой формы:
- объем и содержание правоспособности;
- объем и содержание прав и обязанностей участников юридического лица;
- ответственность участников юридического лица по его обязательствам;
- организация и порядок управления юридическим лицом.
Кроме того, при выборе организационно-правовой формы организации, необходимо учитывать ограничения установленные законодательством.
Большое значение имеет определение места нахождения юридического лица. Представляется возможным выделить ряд причин, ввиду которых организации регистрируются не по тому адресу, где они фактически находятся. Во-первых, как нередко бывает, учредители организации еще не подобрали подходящее помещение для офиса, а большинство арендодателей предпочитают предоставлять помещение уже созданным юридическим лицам. Во-вторых, снимаемые помещения иногда приходиться менять (изменение условий аренды, необходимость большей/меньшей площади и т.д.), и постоянно вносить изменения в учредительные документы и регистрировать эти изменения затруднительно. Ввиду данных причин и создаются юридические лица не по тем адресам, где они фактически находятся.
Названные положения (организационно-правовая форма, наименование, адрес места нахождения), а также реквизиты учредителей фиксируются в решении о создании организации. Таким образом, сам процесс принятия и оформления решения о создании юридического лица представляется весьма сложным и ответственным этапом в структуре создания организации.
Гражданско-правовой договор лежит в основе создания почти всех видов коммерческих юридических лиц (а иногда и некоммерческих, например, общественных организаций), образуемых несколькими учредителями. Принципиальное отличие таких договоров от классических учредительных договором, по мнению автора, в том, что участники договорных объединений оказываются непосредственно связанными друг с другом обязательственными правоотношениями.
Во-первых, это означает, что они не вправе свободно распоряжаться своими правами на участие в объединении, как акционеры, которые по своему усмотрению могут покупать и продавать акции. Третьи лица не могут быть приняты в состав объединения без согласия всех или подавляющего большинства участников, тогда как, допустим, в кооперативе прием новых членов может осуществляться правлением, решение которого только впоследствии утверждается общим собранием.
Во-вторых, при невыполнении кем-либо из участников своих обязанностей или злоупотреблениях правом другие участники могут обращаться к нему с требованием о соблюдении условий учредительного договора.
В качестве мер совершенствования правового регулирования исследуемых вопросов можно предложить следующее.
1. Необходимо избавиться от «двойного» (параллельного) регулирования одних и тех же вопросов разными нормативными правовыми актами, т.е. нужно привести законодательство о государственной регистрации юридических лиц в стройную, унифицированную и непротиворечивую систему. Так, требования о представлении в регистрирующий орган необходимых документов должны быть закреплены на законодательном уровне, т.е. нужно исключить подзаконное регулирование этих отношений.
2. На сегодняшний день объективной необходимостью является усиление предварительного государственного контроля за созданием юридических лиц, что должно быть выражено в усилении контролирующей функции государства именно на стадии государственной регистрации.
В этой связи предлагается дополнить Закон о регистрации нормами о содержательной проверке представленных на государственную регистрацию документов, которые бы, во-первых, ставили в обязанность должностным лицам регистрирующих органов проведение правовой экспертизы представленных документов и, во-вторых, указывали, что такой проверке должны подвергаться не только формальная сторона представленных сведений, т.е. количество и правильность заполнения представленных документов, но и содержательная сторона представленных сведений, т.е. их истинность (достоверность), а также соответствие их нормам законодательства.
3. Внести изменения в УК РФ, дополнив главу 23 статьями 201.1 «присвоение полномочий органа управления юридического лица» и 201.2. «злоупотребление правами участника (акционера) юридического лица».
Нормативные правовые акты
Акты судебных органов
Учебная и монографическая литература
Диссертации и авторефераты диссертаций
Периодические издания
74
[1] Овсянников К.М. Правовая природа государственной регистрации юридического лица // Российская юстиция. - 2002.- № 4.
[2] Грешников И.П. Субъекты гражданского права. СПб.: Академия, 2006. С. 156
[3] Якушев В.С. Институт юридического лица в теории, законодательстве и на практике // Антология уральской цивилистики. 1925 - 1989: Сб. статей. М.: БЕК, 2006. С. 112
[4] Климкин С.И. Реализация правоспособности юридического лица через его органы // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. М.: Высш.шк., 2006. С. 176
[5] Грешников И.П. Субъекты гражданского права. С. 149
[6] Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. С. 156
[7] Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. 1. С. 134
[8] Грешников И.П. Субъекты гражданского права. С. 156
[9] Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. 1. С. 212
[10] Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
[11] Приказ ФНС России от 14 февраля 2005 г. «Об обеспечении подготовки к публикации и издания сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц».
[12] Собрание законодательства РФ. 2002. N 26. Ст. 2585; N 46. Ст. 4597; 2003. N 33. Ст. 3270; N 43. Ст. 4238; 2004. N 10. Ст. 864; 2005. N 51. Ст. 5546.
[13] Комментарий к Федеральному закону "Об акционерных обществах" в новой редакции / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд-во М.Ю. Тихомирова, 2007
[14] Собрание законодательства РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 1998. N 1. Ст. 1; 2004. N 25. Ст. 2478; N 45. Ст. 4376; 2005. N 23. Ст. 2197.
[15] Собрание законодательства РФ. 2002. N 20. Ст. 1872; 2003. N 38. Ст. 3667
[16] Собрание законодательства РФ. 2002. N 26. Ст. 2586; 2003. N 7. Ст. 642; N 43. Ст. 4238; 2004. N 10. Ст. 864; 2005. N 51. Ст. 5546.
[17] Ведомости РФ. 1993. N 10. Ст. 357; СЗ РФ. 2001. N 53. Ч. I. Ст. 5030; 2003. N 50. Ст. 4855; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; N 45. Ст. 4377; 2005. N 27. Ст. 2717.
[18] Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
[19] Приложение 1 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 // СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2586; 2003. N 7. Ст. 642; N 43. Ст. 4238; 2004. N 10. Ст. 864; 2005. N 51. Ст. 5546.
[20] Вестник Банка России. 2003. N 54.
[21] Информационное письмо от 9 июня 2000 г. N 54 «О сделках юридического лица, регистрация которого признана недействительной». // Вестник ВАС РФ. 2000. N 7. С. 70.
[22] Захаров В.А. Создание юридических лиц: правовые вопросы. – М.: НОРМА, 2002.-С.111
[23] П. 1 ст. 50 ГК РФ (часть 1) от 30.11.1994 N 51-ФЗ
[24] Ч. 2 п. 3 ст. 50 ГК РФ (часть 1) от 30.11.1994 N 51-ФЗ
[25] Ст. 71, 72 ГК РФ (часть 1) от 30.11.1994 №51-ФЗ
[26] Ст. 91 ГК РФ (часть 1) от 30.11.1994 №51-ФЗ
[27] Ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ
[28] Бузанов В.Ю. Генезис фирмы в российском праве (исторический очерк) / Журнал российского права. 2002. № 6. С. 153.
[29] Коротков А. и др. Преступления в сфере предпринимательской деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 22 и 23 Уголовного кодекса РФ) // Право и экономика. 1999. N 11. С. 73.
[30] Лазариди А.С. Государственная регистрация юридических лиц (административно-правовые вопросы): Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 33.
[31] Ломакин Д.В. О проекте Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" // Законодательство. 2001. N 6.
[32] Кислякова М. О проблемах Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Юридический мир. 2004. N 5. С. 81.
[33] Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц" (постатейный) / Под ред. Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинникова. 2-е изд. М.: Статут, 2003. Комментарий к ст. 14.
[34] В настоящее время этот акт признан утратившим силу, однако ссылка на него имеет для нас определенное теоретическое значение.
[35] Экономика и жизнь. 2004. N 43
[36] Российская газета. 2006. N 86.
[37] СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2586.
[38] Степанов Д.А. Государственная регистрация юридических лиц: Дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2004. С. 119 - 120.
[39] П. 2 ст. 51 ГК РФ (часть 1) от 30.11.1994 N 51-ФЗ
[40] Захаров В.А. Создание юридических лиц: правовые вопросы. – М.: НОРМА, 2002. – С.51
[41] П .5 ст. 2 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; п. 4 ст.3 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ
[42] Закон РФ от 13 мая 1992г. №2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка предоставления государственной статистической отчетности»; ст. 13.19 КоАП РФ от 30.12.2001 №195-ФЗ