Гражданско-правовое положение государственного унитарного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 11:29, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности гражданско-правового положения государственного унитарного предприятия на современном этапе развития гражданского законодательства.
Задачи:
1. Дать общую характеристику возникновения и становления гражданско-правового положения государственного унитарного предприятия;
2. Дать понятие государственному унитарному предприятию как юридическому лицу.
3. Раскрыть особенности создания и государственной регистрации государственного унитарного предприятия, его реорганизации и ликвидации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие государственного унитарного предприятия……………………..…6
1.1. Понятие и признаки государственного унитарного предприятия……………………………………………………………………..6
1.2. Признаки государственного унитарного предприятия как юридического лица…..…………………………………………………………………………12
1.3. Имущество государственного унитарного предприятия……………………21
2. Создание и государственное регулирование государственного унитарного предприятия………………………………………………………………………28
2.1. Порядок учреждения государственного унитарного предприятия……………………………………………………………………28
2.2. Государственная регистрация государственного унитарного предприятия……………………………………………………………………35
3. Управление государственным унитарным предприятием…………………38
3.1. Органы управления государственного унитарного предприятия………….38
3.2. Права собственника имущества государственного унитарного предприятия……………………………………………………………………43
4. Реорганизация и ликвидация унитарного предприятия……………………48
4.1. Реорганизация государственного унитарного предприятия………………..48
4.2. Ликвидация государственного унитарного предприятия…………………..54
Заключение……………………………………………………………………..63
Список использованных источников………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом мой.doc

— 359.00 Кб (Скачать файл)

Основания признания  предприятия банкротом, порядок  проведения процедур банкротства установлены  Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Итак, унитарное предприятие может быть ликвидировано как в добровольном (по решению собственника его имущества), так и в принудительном порядке. Принудительная ликвидация предприятия осуществляется судом. Это возможно в случае допущенных при создании предприятия грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, осуществление предприятием деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а так же в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, а также Законом об унитарных предприятиях. В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Юридическое лицо  считается прекратившим существование с момента завершения ликвидации и внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

 

Заключение

Государственное унитарное  предприятие -  юридическая конструкция являющаяся порождением огосударствленной экономики, в которой госпредприятия были основными хозяйствующими субъектами, представляет особой особую разновидность юридического лица как коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В отличие от коммерческих юридических лиц - собственников имущества (хозяйственных товариществ, обществ и производственных кооперативов) государственное унитарное предприятие управляет не своей собственностью, а государственной, на переданное ему имущество обладает не правом собственности, а ограниченным вещным правом - право хозяйственного ведения.  Право хозяйственного ведения, является ограниченным вещным правом, производным и зависимыми от права собственника и не может существовать в отрыве от этого основного права. Государственное унитарное предприятие наделяется специальной (а не общей) правоспособностью, то есть не обладает правом самостоятельно определять виды деятельности предприятия (цели, предмет и виды деятельности определяются учредителем предприятия в его уставе). Имущество предприятия формируется как за счет переданного предприятию собственником на праве хозяйственного ведения, так и за счет доходов унитарного предприятия от его деятельности и  является унитарным, то есть не делимым, оно не может быть распределено по вкладам (паям, долям).

Полномочия по принятию решения о создании государственного унитарного предприятия предоставляются  собственнику имущества. От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Законом об унитарных предприятиях определены конкретные случаи создания государственного унитарного предприятия, среди них необходимость использования имущества приватизация, которого запрещена, при необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной и др. Кроме того, собственник государственного унитарного предприятия определяет предмет и цели его деятельности; осуществляет контроль за сохранностью и использованием имущества, переданного предприятию в хозяйственное ведение; решает вопросы реорганизации и ликвидации предприятия. Государственное унитарное предприятие может быть реорганизовано в форме слияния или присоединения, если имущество принадлежит одному и тому же публичному собственнику, а реорганизация в форме преобразования (то есть изменения организационно-правовой формы унитарного предприятия) может быть осуществлена в государственное или муниципальное учреждение; в организации иной организационно-правовой формы только в открытое акционерное общество. Ликвидировано унитарное предприятие может быть как по решению собственника, так и по решению суда.

Несмотря на что, в последнее время от представителей законодательной и исполнительной власти часто приходится слышать, что унитарные предприятия являются пережитком устаревших методов хозяйствования и юридической конструкцией, не вписывающейся в современные реалии, государственные унитарные предприятия необходимы для участия государства в той или иной степени в определенных сферах экономики и для исполнения государственных нужд, являются источником дохода и пополнения бюджета РФ и субъектов РФ. Однако требуются некоторые дополнения и устранения противоречий в законодательстве о  государственных унитарных предприятиях касающихся их гражданско-правового положения, которые осложняют регулирование отдельных сторон их деятельности и требуют скорейшего устранения. 

 

 

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

  1. Федеральный Конституционный Закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. Федеральных конституционных законов от 30.12.2008 N 8-ФКЗ) // Российская газета.-  N 245. – 1997. – 23 декабря.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ (с изменениями 30 декабря 2004 г.). П. 3 ст. 49 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.
  3. Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ принят ГД ФС РФ 16.07.1998 в ред. Федеральных законов от   30.12.2001 N 196-ФЗ, Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ, Федеральных законов от 06.06.2003 N 65-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 07.07.2003 N 104-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.07.2004 N 95-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 01.07.2005 N 78-ФЗ, от 04.11.2005 N 137-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 30.12.2006 N 265-ФЗ, от 30.12.2006 N 268-ФЗ, от 26.04.2007 N 64-ФЗ, от 17.05.2007 N 83-ФЗ, от 17.05.2007 N 84-ФЗ, от 26.06.2008 N 103-ФЗ, от 30.06.2008 N 108-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 24.11.2008 N 205-ФЗ, от 26.11.2008 N 224-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 30.03.1999 N 51-ФЗ, от 31.07.1998 N 147-ФЗ (ред. 09.07.2002), Определением Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 N 257-О) // Российская газета, N 148-149. – 1998. – 6 августа.
  4. Арбитражный Процессуальный Кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002 в ред. Федеральных законов от  03.12.2008 N 229-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 N 15-П, от 17.11.2005 N 11-П, Определением Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 N 22-О, Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.03.2008 N 6-П) // Российская газета, N 137. – 2002. – 27 июля.
  5. Трудовой Кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001 в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 313-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 N 3-П, Определением Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 213-О) // Российская газета. – 2001. – 31 декабря.
  6. Бюджетный Кодекс Российской Федерации N 145-ФЗ, 31 июля 1998 года  (в ред. Федеральных законов от  30.12.2008 N 310-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 24.12.2002 N 176-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 N 12-П, Федеральными законами от 09.02.2009 N 17-ФЗ) // Российская газета. 1998.- N 153-154. – 12 августа.
  7. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". (в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 318-ФЗ) П. 2 - 3 ст. 8 // Собрание законодательства Российской Федерации. N 48.-  Ст. 4746- 2002.
  8. Федеральный Закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ  "О лицензировании отдельных видов деятельности" (принят ГД ФС РФ 13.07.2001 в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 307-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ)
  9. Федеральный Закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ  "О минимальном размере оплаты труда" (в ред. Федеральных законов от 24.06.2008 N 91-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.11.2008 N 11-П) // Российская газета, N 118. – 2000. – 21 июня.
  10. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ  "Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 30.06.2008 N 108-ФЗ). // Российская газета, N 148-149. – 1998. – 6 августа.
  11. Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-фз "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 306-ФЗ) Собрание законодательства РФ N 30, ст. 3594.- 1997. – 28 июля.
  12. Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ (в ред. от 28 марта 2002 г.) "Об использовании атомной энергии" (в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ). - // Российская газета. - N 230.-1995. – 28 ноября.

 

  1. Федеральный Закон от 19.07.1998 N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве российской федерации с иностранными государствами" (в ред. Федеральных законов от 04.12.2007 N 327-ФЗ) // Российская газета.-  N 138.- 1998.- 23 июля.
  2. Федеральный Закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 24.07.2008) "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в ред. Федеральных законов от 24.07.2008 N 161-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 19.12.2006 N 238-ФЗ) // Российская газета.-  N 16.- 2002. – 26 января.
  3. Федеральный Закон от 02.05.1997 N 76-ФЗ (ред. от 18.12.2006) "Об уничтожении химического оружия"  (в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ) // Российская газета.- N 87.- 1997.- 6 мая.
  4. Феде</s

Информация о работе Гражданско-правовое положение государственного унитарного предприятия