Договора грузоперевозок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Процесс грузовой перевозки не так прост, как может показаться на первый взгляд. Он включает в себя множество разнообразных функций. Ведь нужно не только перевезти товар, но и запаковать, загрузить и выгрузить его, а так же состыковать транспортные средства по времени. Для всего этого требуется большой и опытный коллектив работников (логистики, грузчики, водители, оценщики и др.). Договор о грузовой перевозке надо составлять очень тщательно, так как грамотно составленный договор поможет избежать множества проблем, связанных с ответственностью за грузовую перевозку и обеспечит защиту прав и интересов обеих сторон.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и виды договора перевозки грузов ………………….5
1. 1 Договор железнодорожной перевозки груза…………………………..7
1. 2 Договор перевозки грузов по внутренним водным путям……………9
1. 3. Договор морской перевозки грузов…………………………………..12
1. 4. Договор воздушной перевозки грузов………………………………..16
1. 5. Договор автомобильной перевозки грузов……………………………19
1. 6. Договор централизованной перевозки грузов автотранспортом……22
1. 7. Договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении………..23
Глава 2. Ответственность за нарушение транспортных обязательств……
2. 1. Основания ответственности…………………………………………......25
2. 2. Пределы ответственности ………………………………………………26
2. 3.Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза………….. 27
2. 4. Общая и частная авария…………………………………………………28
2. 5. Ответственность грузоотправителя и грузополучателя………………..29
2. 6. Претензии и иски в транспортных обязательствах……………………. 31
Глава 3. Экспедиционные обязательства…………………………………33
3. 1. Понятие и виды экспедиционных обязательств……………………… 33
3. 2. Договор как основание возникновения экспедиционного обязательства…………………………………………………………………..34
3. 3. Содержание и исполнение договора транспортной экспедиции………37
3. 4. Ответственность по договору транспортной экспедиции……………..38
Заключение…………….……………………………………………………..40
Список литературы…………………………………………………………..41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.00 Кб (Скачать файл)

 

2.4. Общая и частная авария.

 

Особенностью морской  перевозки грузов является возможность  возникновения различного рода убытков  и расходов, относящихся к категории  общей или частной аварии в  зависимости от обстоятельств, при  которых они возникли. Институт общей  и частной аварии в морском  праве традиционно отражал экономические  интересы грузохозяина и судохозяина  по правилу: "Никто не должен обогащаться  за чужой счет".

К категории общей аварии относятся убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно  чрезвычайных расходов или пожертвований  в целях спасания судна, фрахта и  перевозимого на судне груза от общей  для них опасности. Наличие признаков  общей аварии устанавливается по заявлению заинтересованных лиц диспашером, состоящим при Торгово-промышленной палате Российской Федерации и назначаемым президиумом Палаты из числа лиц, хорошо знающих теорию и практику морского судоходства, законодательство и обычаи морского права.

Убытки, относящиеся к  общей аварии, подлежат распределению  между судном, фрахтом и грузом соразмерно их стоимости. Примером общей  аварии является намеренное выбрасывание за борт груза или его принадлежностей  с целью облегчения судна и  тем самым спасения его, а равно  спасения оставшегося на судне груза. В данном случае пожертвования делаются в общих интересах.

Частной аварией признаются убытки по судну, грузу и фрахту, не подпадающие под признаки общей  аварии. Убытки, признанные частной  аварией, не подлежат распределению  между судном, грузом и фрахтом. Их несет потерпевший или тот, на кого падает ответственность за их причинение.

 

2.5. Ответственность грузоотправителя и грузополучателя.

 

Особенностью правового  регулирования транспортных отношений  является то, что общегражданское  и специальное транспортное законодательство наибольшее внимание уделяют главному контрагенту - перевозчику, что естественно, поскольку именно от него зависит  реальное исполнение обязательства  по перевозке грузов.

Разграничение ответственности  между перевозчиком, грузоотправителем  и грузополучателем за несохранность  грузов и просрочку их доставки может  иметь место на стадиях как  заключения, так и исполнения договора перевозки. Основаниями для наступления  имущественной ответственности  клиентуры перевозчика являются нарушения действующих на каждом виде транспорта правил сдачи груза  к перевозке, его упаковки, своевременного получения груза в пункте назначения, оформления перевозочных документов и т.д. Так, за неправильное указание в транспортной накладной наименования груза, за отправление запрещенного для перевозки груза, за неправильное указание свойств груза с грузоотправителя взыскивается штраф в размере пятикратного размера платы за перевозку такого груза независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика (ст. 113 ТУЖД).

Повышенными по сравнению  с размерами договорной ответственности  перевозчика являются и имущественные  санкции, применяемые к грузоотправителю и грузополучателю за повреждение  или утрату предоставленных железной дорогой вагонов и контейнеров. В этих случаях, кроме уплаты железной дороге штрафа в размере пятикратной  стоимости поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров по их ценам  на момент повреждения или утраты, возмещаются убытки в части, не покрытой штрафом (ст. 122 ТУЖД).

На автомобильном транспорте ответственность грузоотправителя и грузополучателя наступает  за задержку по их вине автомобилей, поданных под погрузку или выгрузку, сверх  установленных сроков (ст. 141 УАТ), а  также в других случаях, предусмотренных  ст. 142-160 УАТ. При этом, как и на железнодорожном транспорте, взыскиваются и штраф, и убытки.

Примерно аналогичные  порядок и условия ответственности  грузоотправителя и грузополучателя  установлены и на внутреннем водном транспорте (ст. 198-200 УВВТ).

 Согласно положениям  ранее действовавшего УАТ РСФСР  допускалось заключении перевозчиком  договора на перевозку грузов, как с грузоотправителями, так  и с грузополучателями или  иными лицами. Например, согласно  п.36 УАТ РСФСР при заключении  договора на перевозку грузов  с грузополучателем, а также при  принятии от него разового  заказа он пользовался правами,  нес обязанности и ответственность,  предусмотренные УАТ РСФСР для  грузоотправителя. Годовой договор  мог заключаться также автотранспортным  предприятием или организацией  со снабженческо-сбытовой или иной организацией, не являющейся грузоотправителем или грузополучателем. В этом случае в соответствии с договором организации, не являвшейся грузоотправителями или грузополучателями, пользовались правами и несли обязанности и ответственность, предусмотренные УАТ РСФСР для грузоотправителей и грузополучателей. Но с вступлением в силу (начало действия документа – 13 мая 2008 г.) Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (УАТиГНЭТ) данные возможности утратили законные основания. Прим. - СЗ

 

2.6. Претензии и иски в транспортных обязательствах.

 

Претензии и иски по обязательствам, возникающим из перевозки грузов, порядок и сроки их предъявления и рассмотрения установлены законодательством (ст. 797 ГК, ст. 135 ТУЖД, ст. 124-126 ВК, ст. 158-159 УАТ, ст. 218-219 УВВТ, ст. 403 КТМ). Во-первых, предусматривается обязательность предъявления к перевозчику претензии  до предъявления к нему иска. Во-вторых, иск к перевозчику может быть предъявлен как грузоотправителем, так и грузополучателем при наличии  двух необходимых условий:

- если имел место полный  или частичный отказ перевозчика  удовлетворить заявленную претензию;

- если перевозчик в  тридцатидневный срок не дал  ответа на претензию.

Таковы правила, закрепленные в п. 1 и 2 ст. 797 ГК, которые дают основания  считать, что новый ГК, в отличие  от ГК РСФСР 1964 г., транспортных уставов  и кодексов, не устанавливает каких-либо сроков на предъявление претензий к  перевозчику и не предоставляет  такой возможности транспортным уставам и кодексам. Такое понимание  содержания ст. 797 ГК возражений, естественно, не вызывает. Однако ТУЖД и ВК, принятые после введения в действие второй части нового ГК, проигнорировали содержание ст. 797 ГК: сроки на предъявление претензии установлены ст. 139 ТУЖД, ст. 126 ВК и ст. 406 КТМ.

Железная дорога обязана  рассмотреть полученную претензию  и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме  заявителя в течение тридцати дней со дня получения претензии (п. 2 ст. 797 ГК, ст. 140 ТУЖД, ст. 128 ВК). В  противном случае у грузоотправителя или грузополучателя возникает  право на предъявление к перевозчику  иска.

Претензии и иски по обязательствам, возникающим из перевозки пассажира  и багажа, порядок и сроки их предъявления также установлены  транспортными уставами и кодексами. Так, до предъявления к железной дороге иска, возникшего в связи с осуществлением перевозки пассажира или багажа, претензия к перевозчику предъявляется  в следующих случаях:

- задержки отправления  или опоздания поезда;

- просрочки доставки багажа;

- недостачи или повреждения  (порчи) багажа;

- утраты багажа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Понятие и виды экспедиционных обязательств

 

Экспедиционные обязательства - это вид гражданско-правового  обязательства, в силу которого одно лицо (экспедитор) обязано совершить  в пользу другого лица (клиента) определенные юридические и (или) фактические  действия (услуги) представительского или посреднического характера, связанные с перевозкой грузов.

Экспедиционные обязательства  подразделяются на обязательства по оказанию услуг юридического характера  и обязательства по оказанию фактических  услуг.

Обязательствами по оказанию юридических услуг являются:

- заключение экспедитором  от своего имени договора перевозки  грузов;

- производство расчетов  с перевозчиком за оказанные  им услуги по перемещению грузов;

- оформление соглашений  о страховании грузов и т.п.

Обязательствами по оказанию фактических услуг являются:

- проверка состояния груза,  предназначенного к перевозке;

- производство погрузочно-разгрузочных  работ;

- информирование грузополучателя  о прибывшем в его адрес  грузе и т.п.

Виды экспедиционных обязательств можно подразделять и по другому  признаку - по возникновению обязательства  на стадии, предшествующей началу перевозки, на стадии, связанной непосредственно  с самой перевозкой, либо возникновению  обязательства на стадии завершения перевозки.

На стадии, предшествующей процессу перевозки, экспедиционные обязательства  возникают по поводу: содержания договора экспедиции, определения оптимального варианта способа перевозки (вид  транспорта, маршрут движения и т.п.).

На стадии процесса перевозки  экспедиционные обязательства могут  возникать по поводу: сопровождения  грузов клиента в пути следования; оформления отношений с транспортными  предприятиями при переадресовке  грузов; перевалочных операций при  смешанных перевозках и т.п.

На стадии завершения перевозки  видами экспедиционных обязательств являются: информирование грузополучателя о  прибывшем или прибывающем в  его адрес грузе; раскредитация  транспортных документов; окончательные  расчеты с перевозчиком; получение  груза и доставка его на склад  получателя.

 

3.2. Договор как основание возникновения экспедиционного обязательства

 

Таким договором является договор транспортной экспедиции, который  в действующем российском законодательстве урегулирован в ст. 801 ГК. По своей  юридической природе договор  транспортной экспедиции является самостоятельным  гражданско-правовым договором.

Договором транспортной экспедиции является соглашение, в силу которого экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет грузоотправителя (грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных услуг, связанных с  перевозкой груза.

Речь идет именно об услугах, связанных с перевозкой, поскольку  все другие возмездные услуги (ст. 779 ГК), не связанные с перевозкой грузов, не относятся к категории экспедиционных.

Договор транспортной экспедиции является публичным договором, поскольку  речь идет об экспедиционных услугах, оказываемых профессиональными  коммерческими экспедиционными  конторами, агентствами, другими предпринимательскими структурами, которые по характеру  своей деятельности обязаны соответствовать  требованиям ст. 426 ГК.

Этому договору присущи признаки некоторых других договоров: поручения, подряда, хранения. Так, в случаях, когда  договор экспедиции предусматривает  обязанности экспедитора по оформлению сдачи и приема груза на транспортном предприятии, налицо признаки договора поручения. При осуществлении экспедитором погрузочно-разгрузочных работ наличествуют признаки договора подряда. Накопление грузов, в том числе так называемых мелких отправок, на своих или арендованных складах до их отправки соответствует  признакам договора хранения. Этому  же договору присущи и обязанности  экспедитора обеспечивать сохранность  груза до выдачи их надлежащему получателю. В договоре транспортной экспедиции наличествуют и некоторые элементы агентского договора (ст. 1005 ГК). Наличие "чужих" признаков в данном договоре не влияет на признание его  самостоятельным гражданско-правовым договором, но подчеркивает некоторые  его особенности.

Договор транспортной экспедиции - вид транспортного договора, предназначение которого состоит в том, чтобы  способствовать выполнению основного  транспортного договора - договора перевозки грузов. Дело в том, что  сам по себе договор транспортной экспедиции лишен какого-либо юридического смысла, если он не направлен на оказание дополнительных услуг клиентуре  транспорта, не имеющей, как правило, собственных транспортных средств. Автомобильный транспорт оказывает экспедиционные услуги своим транспортом, в частности для завоза грузов на станции железных дорог или вывоза груза со станций железных дорог. При осуществлении централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом в морские и речные порты (на пристани) и аэропорты договор транспортной экспедиции также находит широкое применение.

Экспедиционное обслуживание предприятий, организаций и отдельных  граждан, пользующихся услугами внутреннего  водного транспорта, осуществляется экспедиционными конторами и  агентствами, находящимися в ведении  соответствующих пароходств, или  специализирующимися на оказании экспедиционных услуг предпринимательскими структурами, действующими на основании лицензии.

На морском транспорте экспедиционным обслуживанием занимаются сами морские порты, на которые, в  частности, возложены задачи по организации  и осуществлению погрузочно-разгрузочных операций, выполняемых на территории порта и акватории. Вместе с тем  на морском транспорте экспедиционные услуги оказываются и специальными предпринимательскими структурами.

Договор транспортной экспедиции относится к категории взаимных и возмездных договоров, что вытекает из содержания ст. 801 ГК. Менее однозначно решается вопрос о том, к какому типу: реальному или консенсуальному - можно отнести этот договор. В  одном случае, когда экспедитору  предоставлено право заключать  договор от своего имени и самостоятельно сдавать груз к перевозке, договор  экспедиции является реальным договором. В ситуации, когда экспедитор выполняет  лишь так называемые организационные  функции по оказанию клиенту соответствующих  услуг, договор экспедиции является консенсуальным.

Стороны в договоре транспортной экспедиции свободны в выборе характера  и количества экспедиционных услуг. Это зависит от желания клиента  и технических возможностей экспедитора, от вида груза, вида транспорта, наличия  или отсутствия у клиента своих  подъездных путей, складских помещений, погрузочно-разгрузочных механизмов и  т.п.

Предмет договора транспортной экспедиции обусловлен теми функциями, которые выполняет экспедитор в  процессе перемещения грузов клиента. При выполнении этих функций экспедитор уполномочен совершать юридические  действия:

Информация о работе Договора грузоперевозок