Законодательные и правоприменительные проблемы защиты личных неимущественных прав ребенка в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексное исследование личных неимущественных прав несовершеннолетних, а также способов их реализации и защиты, анализ правового регулирования данных прав детей законодательству в РФ; разработка теоретических положений и практических рекомендаций, касающихся правового регулирования прав детей законодательству в РФ, направленных на совершенствование законодательства в области защиты прав ребенка, и практики применения норм в сложившейся социально-политической обстановке в России.

Содержание

Введение……………...…………………………………………………….3
Глава 1. Историко-правовые аспекты регулирования личных неимущественных прав детей.......................................................................7
1.1. Законодательное регулирование личных неимущественных прав ребенка в России в дореволюционный период……………………………....7
1.2. Советский опыт правовой регламентации личных неимущественных прав ребенка ………………………………………………14
1.3. Основы международно-правового регулирования личных неимущественных прав детей….…………………………………………….…20
Глава 2. Общая характеристика личных неимущественных прав ребенка по законодательству РФ……………………………………………26
2.1. Понятие и классификация личных прав ребенка…………………26
2.2. Личные неимущественные права детей и их содержание и осуществление…………………………………………………………………..34
Глава 3. Законодательные и правоприменительные проблемы защиты личных неимущественных прав ребенка в семье…………......46
3.1. Формы и способы защиты личных неимущественных прав ребенка……………………………………………………………………………46
3.2. Субъекты защиты личных неимущественных прав ребенка ...…...57
3.3. Пути совершенствования законодательной регламентации защиты личных неимущественных прав детей ….……………………………….…….61
Заключение……………………………………………………………….63
Список использованной литературы………………………………....

Вложенные файлы: 1 файл

др.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время продолжается законодательная работа по непосредственному обеспечению прав и интересов детей, направленная на поэтапное решение наиболее важных задач жизнеобеспечения этих категорий населения, совершенствование механизмов их обеспечения, выработку и реализацию единых приоритетов социальной политики.

Итак, изучение исторических аспектов регулирования личных неимущественных прав детей в семье показало, что с учетом сложившейся на сегодняшний день социально-экономической обстановки в России и предшествующего опыта, приоритетными направлениями деятельности законодательной власти были и остаются: обеспечение охраны здоровья и повышения качества медицинского обслуживания детей; развитие образования и воспитания детей; улучшение экономических условий жизнедеятельности семей с детьми; повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.

 

 

 

1.3. Основы международно-правового  регулирования личных неимущественных прав детей

 

На протяжении всей истории человечества отношение к детям претерпевало значительные изменения. В первобытнообщинном обществе оно не особенно отличалось от отношения животных к своим детенышам. Вопрос об отдельном рассмотрении прав детей возник сравнительно недавно. Губительные последствия Первой Мировой Войны в отношении гражданского населения и растущий интерес к проблеме защиты детей в большинстве стран Европы и Северной Америки вызвал необходимость, со стороны, Лиги Наций создать в 1919 г. Комитет детского благополучия. Он рассматривал права детей в основном в контексте мер, которые нужно было принять в отношении беспризорных детей, рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Большую роль в разработке социальных стандартов защиты детей в этот период сыграли неправительственные организации, в частности, Международный союз спасения детей, основанный англичанкой Эглантайн Джебб.20

В 1924 г. в Женеве Лига Наций на своей 5-й сессии приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребенка. Это был первый документ международно-правового характера в области охраны прав и интересов детей. Декларация, которая состояла из 5 принципов, сформулировала цели международно-правовой защиты детей: ребенку должна предоставляться возможность нормального развития, как материального, так и духовного (пр. 1); голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования (пр. 2); ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии (пр. 3); ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, и он должен быть огражден от всех форм эксплуатации (пр. 4); ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения (пр. 5). В Декларации впервые подчеркивалось, что забота о детях и их защита не является больше исключительной обязанностью семьи, общества или даже отдельной страны - все человечество должно заботиться о благополучии детей.

Однако окончательно система международной защиты прав ребенка как составной части защиты прав человека сложилась после Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных Наций, одним из основополагающих принципов которой было провозглашение уважения к правам и свободам человека без какой-либо дискриминации. Принцип уважения прав человека был закреплен в Уставе ООН.

Необходимость разработки мер по охране прав ребенка, в силу его физической и умственной незрелости, потребовала выделение международной защиты прав детей в особое направление. С этой целью в ООН были созданы Социальная комиссия и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Кроме того, защитой прав детей в отдельных областях занимаются специализированные учреждения ООН: Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО).

Организацией, которая занимается исключительно детскими проблемами, является Детский фонд ООН. ЮНИСЕФ был создан резолюцией Генеральной Ассамблеи 57(1) об учреждении ЮНИСЕФ от 11 декабря 1946 г.

Международная защита прав ребенка осуществляется по нескольким направлениям:

  • разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка;
  • создание специального контрольного органа по защите прав ребенка;
  • оказание международной помощи через Детский фонд ООН.

Минимальный объем прав, которыми должен обладать любой человек в семье, определен во Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г. на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В ст. 25 Декларации провозглашено, что материнство и детство имеют право на специальную помощь и поддержку, а дети, родившиеся как в браке, так и вне брака, получают одинаковую социальную защиту, а также право личной и семейной жизни на защиту со стороны общества и государства.21  Декларация оказала значительное влияние на "формирование основных принципов правового положения ребенка". В Декларации определено право "каждого человека" на жизнь и свободу, свободу передвижения и места жительства, гражданство, на вступление в брак, свободу мысли и убеждений и т.д. 22 Поэтому, рассматривая права ребенка в контексте прав человека, есть все основания утверждать, что правами, установленными в Декларации прав человека, обладает каждый ребенок.

Декларация содержит широкий спектр прав, но с точки зрения позитивного права она не является документом, юридически обязательным для выполнения. Между тем она создала почву для появления более 60 документов о правах человека.  Среди них Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах  и Международный пакт о гражданских и политических правах. Международные пакты о правах человека предоставляют права каждому, включая и ребенка, о чем свидетельствуют формулировки их статей, в них указано: "каждый", "никто", "все лица". Некоторые положения специально адресованы детям. Международный пакт  об экономических, социальных и культурных правах указывает об особых мерах охраны и помощи детям и подросткам.23 Международный пакт  о гражданских и политических правах установлен запрет на вынесение смертной казни за преступления, совершенные лицами до 18 лет; признает право каждого ребенка на немедленную регистрацию после рождения, имя и право на приобретение гражданства, а также закрепляет, что "каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола... имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства".24 Комитет по правам человека ООН отмечал, что права, закрепленные в ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах, являются не единственными, принадлежащими ребенку и как индивиды они пользуются всеми правами, закрепленными в Пакте.  

В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка. По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН. Конвенция о правах ребенка была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г.25

С принятием Конвенции был введен ряд новых прав ребенка: на выживание и развитие (ст. 6), на сохранение индивидуальности (ст. 8), на право свободно выражать свои взгляды (ст. 12), на неучастие в военных действиях (ст. 38), на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию (восстановление в гражданстве какого-либо государства лиц, ранее его имевших и затем утративших) жертв злоупотреблений и эксплуатации (ст. 39).

К международным договорам, содержащим нормы семейного права, регулирующим личные неимущественные права ребенка, относится Минская конвенция стран СНГ "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам".26 Ч. 3 Конвенции "Семейные дела" посвящена правоотношениям родителей и детей, усыновлению, опеке и попечительству. Минская конвенция включает в себя не только нормы, позволяющие определить, право какой страны подлежит применению, но и нормы, регулирующие взаимное признание и исполнение судебных решений и решений, вынесенных по семейным делам иными компетентными органами. 

Подведем итог первой главы. До принятия христианства на Руси семейные отношения регулировались обычным правом. Далее начинается процесс создания светского права, которое постепенно вытесняет византийское законодательство и русское церковное право.

Наиболее полно в дореволюционном праве личные неимущественные права детей были урегулированы в Своде Законов Российской Империи (Свод Законов Гражданских), в главе именуемой «О правах и обязанностях семейственных». Хотя, Свод Законов Гражданских не содержал специального раздела, посвященного правам детей.

В советский период права ребенка были урегулированы в кодифицированных актах, последним из которых  стал СК РФ.

Права ребенка наиболее обоснованно были регламентированы в результате реформ в XX веке, на современном этапе уже практически все государства мира, взяли на себя ответственность за защиту и обеспечение прав детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Общая характеристика личных неимущественных прав ребенка по законодательству РФ

 

2.1. Понятие и  классификация личных прав ребенка 

 

Высшими ценностями современного общества и государства являются человек любого возраста и его права. При этом если о правах человека на государственном уровне заговорили еще в XVIII в., то для выделения среди них прав ребенка потребовалось еще два столетия.

На протяжении тысячелетий дети рассматривались как будущие члены общества. И лишь по мере становления представлений о самоценности человеческой личности в них стали видеть не только объект воспитательного воздействия, но и равноправного партнера общественных отношений.

В основе такого понимания лежит признание ребенка личностью, обладающей таким же достоинством, как и взрослый. Различие состоит главным образом в том, что совершеннолетние могут защищать свои интересы самостоятельно, а дети вынуждены обращаться за помощью к тем, кто должен обеспечивать их права.

Права несовершеннолетних признаны международным правом и законодательством государств, в первую очередь их конституциями. Так, согласно Декларации прав ребенка, принятой 20 ноября 1959 г. на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, ребенком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия). Отмечено также, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. В названном международно-правовом акте содержится призыв к национальным правительствам и местным властям признавать права детей и соблюдать их путем принятия законодательных и иных мер. Особенно важным является положение Декларации о том, что человек имеет права с момента своего рождения.27

Конституционные акты закрепляют основные, общие, наиболее важные права, определяющие правоотношения между человеком любого возраста и государством. Поэтому исключительное значение имеет положение Конституции РФ о том, что признание, соблюдение и защита в том числе прав ребенка являются обязанностью государства (ст. 2).

В юридической науке понятие прав несовершеннолетних включает:

  • неотъемлемые свойства и возможности детей, обусловливающие меру их свободы;
  • возможности использования ребенком наиболее существенных благ, защиты его жизненных интересов;
  • пределы осуществления государственной власти, способ свободного развития личностью ее способностей и талантов;
  • формы защиты человека от глобальных угроз его существованию.

Права ребенка представляют собой социально значимые притязания на некую меру свободы, которые совместимы с принципом формального равенства и могут быть всеобщими требованиями свободы.

К концепции прав ребенка относят также следующие положения:

  • такие правомочия являются понятием из категории прав человека и вытекают из достоинства и неповторимости ребенка как человеческой личности;
  • личные права детей - это нечто иное, чем его основные потребности: не существует права на воспитание в счастливой семье или права на любовь, хотя это необыкновенно важные потребности каждого человека;
  • об этих правах речь должна идти под углом зрения «власть - личность»: если ребенок имеет право, то это значит, что государство должно обеспечить ему возможность пользоваться этим правом;
  • права ребенка подлежат ограничениям, но только таким, которые предусматриваются законом и необходимы в демократическом обществе для обеспечения интересов государственной безопасности, общественного порядка и предотвращения преступлений, охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц; не могут быть ограничены права на защиту от пыток, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и защиту от рабства и подневольного состояния;
  • если несовершеннолетний имеет право, то это значит, что должны существовать процедуры его истребования: иметь право - значит мочь, притязать; в ином случае право становится пустой декларацией.

В то же время права ребенка представляют собой субъективные права - гарантированную государством меру возможного поведения личности. Юридическая характеристика всех субъективных прав состоит еще и в том, что они связаны с функционированием правовых норм и не могут существовать вне правовых отношений.

Правам ребенка присущи определенные особенности, которые сводятся к следующему:

    • они имеют естественный характер и возникают в результате самого факта рождения человека, они неотчуждаемы, неотъемлемы - являются непосредственно действующими и признаются высшей социальной ценностью; их содержание детерминируется условиями социально-экономического, политического и культурного развития общества;
    • права детей опосредуют отношения личности с государством и международным сообществом; 
    • такие правомочия выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;
    • они складываются объективно и не зависят от государственного признания;
    • права ребенка зафиксированы в нормах не только внутригосударственного (конституционного, административного, гражданского и др.), но и международного публичного права;
    • механизм защиты прав ребенка охватывает средства не только внутригосударственной, но и международной защиты.

Информация о работе Законодательные и правоприменительные проблемы защиты личных неимущественных прав ребенка в семье