Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 13:01, курсовая работа
Целью данной работы является комплексное исследование личных неимущественных прав несовершеннолетних, а также способов их реализации и защиты, анализ правового регулирования данных прав детей законодательству в РФ; разработка теоретических положений и практических рекомендаций, касающихся правового регулирования прав детей законодательству в РФ, направленных на совершенствование законодательства в области защиты прав ребенка, и практики применения норм в сложившейся социально-политической обстановке в России.
Введение……………...…………………………………………………….3
Глава 1. Историко-правовые аспекты регулирования личных неимущественных прав детей.......................................................................7
1.1. Законодательное регулирование личных неимущественных прав ребенка в России в дореволюционный период……………………………....7
1.2. Советский опыт правовой регламентации личных неимущественных прав ребенка ………………………………………………14
1.3. Основы международно-правового регулирования личных неимущественных прав детей….…………………………………………….…20
Глава 2. Общая характеристика личных неимущественных прав ребенка по законодательству РФ……………………………………………26
2.1. Понятие и классификация личных прав ребенка…………………26
2.2. Личные неимущественные права детей и их содержание и осуществление…………………………………………………………………..34
Глава 3. Законодательные и правоприменительные проблемы защиты личных неимущественных прав ребенка в семье…………......46
3.1. Формы и способы защиты личных неимущественных прав ребенка……………………………………………………………………………46
3.2. Субъекты защиты личных неимущественных прав ребенка ...…...57
3.3. Пути совершенствования законодательной регламентации защиты личных неимущественных прав детей ….……………………………….…….61
Заключение……………………………………………………………….63
Список использованной литературы………………………………....
- дела о разрешении споров, связанных с воспитанием детей: о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ); об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ); о лишении родительских прав (п. 1 ст. 70 СК РФ) и т.д.
Каждый ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей и лиц, их заменяющих, согласно ч. 2 статьи 56 СК РФ. При нарушении прав и законных интересов ребенка, при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями или одним из них обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в суд по достижении возраста 14 лет.
Таким образом, ребенок, достигший 14 лет, вправе обратиться в суд при нарушении родителями его личного неимущественного права, установленные СК РФ, в зависимости от отраслевой принадлежности, которые возможно классифицировать на две группы:
а) материальные личные неимущественные права: на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ); жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ); знать своих родителей (ст. 54 СК РФ); на воспитание своими родителями, на совместное проживание с родителями (ст. 54 СК РФ); на заботу со стороны родителей (ст. 54 СК РФ); обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (ст. 54 СК РФ); выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ); на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ); право на устройства в семью опекуна (попечителя), приемных родителей и др., на их заботу и совместное с ними проживание, право на установление отцовства и материнства и др.;
б) процессуальные личные неимущественные права: право на защиту и представительство, право на обращение в суд, право быть заслушанным в ходе судебного или административного разбирательства.
Так например, статья 69 СК РФ злоупотребление родительскими правами, уклонение от выполнения обязанностей родителей называет в качестве оснований для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Следовательно, ребенок вправе обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав.
Классификация правовых норм по отраслевому признаку на материальные и процессуальные помогает определить место каждого вида юридических норм в системе права. Любая классификация личных неимущественных прав, в том числе и приведенная выше, не может считаться завершенной, поскольку она будет совершенствоваться в процессе уточнения правовой природы содержания отдельных прав, а также с учетом возникновения новых прав и изменения законодательства, семейного, семейного, гражданского, а также гражданского процессуального.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 27 мая 1998 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» содержит основные правила рассмотрения судами указанных дел. Пункт 1 Постановления содержит перечень споров, связанных с воспитанием детей: о месте жительства при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ); об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ); об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ); о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ); о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований (п. 2 ст. 150 СК РФ); о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п. 3 ст. 153 СК РФ); о лишении родительских прав (п. 1 ст. 70 СК РФ); о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72 СК РФ); об ограничении родительских прав (п. 1 ст. 73 СК РФ); об отмене ограничения родительских прав (ст. 76 СК РФ) и др.
Данный перечень не является исчерпывающим, впрочем, его создание невозможно в связи с тем, что родительские права представляют собой значительный по объему и разнообразный по содержанию комплекс прав и обязанностей по отношению к детям, нельзя предусмотреть все возможные спорные ситуации, возникающие при осуществлении родителями своих прав. Кроме того, споры по поводу воспитания детей могут возникать не только между родителями, но и между органами опеки и попечительства, представителями воспитательных, образовательных учреждений - с одной стороны и родителями - с другой.
Итак, существует внесудебная защита прав и интересов ребенка - административная защита (обжалование решений или действий (бездействия) должностных лиц в порядке подчиненности). Ее осуществляют органы опеки и попечительства, органы прокуратуры, Уполномоченный по правам человека, общественные правозащитные организации, международные организации.
Также применяется судебный порядок защиты прав ребенка в семье. Мировые судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, гражданские, уголовные и иные дела (на территории каждого района имеются судебные участки мировых судей). Федеральные суды общей юрисдикции:
- районный суд рассматривает по первой инстанции с учетом установленной подсудности дела об административных правонарушениях, гражданские, уголовные и иные дела; в качестве второй (апелляционной) инстанции - апелляционные жалобы на решения мировых судей, не вступившие в законную силу;
- областной суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй (кассационной) инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
- Верховный Суд РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй (кассационной) инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, также и в качестве суда первой инстанции.43
Конституционный Суд РФ рассматривает жалобы на нарушения конституционных прав и свобод граждан, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Европейский суд по правам человека рассматривает жалобы на нарушения прав, гарантированных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
3.2. Субъекты защиты личных неимущественных прав ребенка
Социальная и правовая защита прав ребенка в России осуществляется различными субъектами в разных формах и на разных ступенях и уровнях защиты (международном, уровне региональных и международных сообществ, внутригосударственном федеральном, региональном и муниципальном).
Отдельного внимания заслуживает Президент РФ, который занимает особое положение в системе федеральных государственных органов. Поскольку Президент как глава государства является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ч.2 ст. 80 Конституции РФ), постольку он играет главную роль в механизме защиты прав ребенка.
Полномочия Президента РФ как гаранта прав человека связаны, главным образом, с его правом издавать указы и распоряжения, как общего, так и специального ювенального характера. Принципиальное значение имеет право Президента самостоятельно определять основные направления государственной политики, в том числе и в интересах детей, которые он обычно формулирует в своих Посланиях Федеральному Собранию РФ. Намеченные Президентом меры, в основном посвящены демографии и защите материнства и детства и направлены на долгосрочную перспективу.
Примечательна еще одна возможность, на основании которой Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина, а именно - право создавать комитеты, комиссии и другие органы по охране и защите прав и свобод человека и гражданина. Они могут создаваться как на определенное время, так и на постоянной основе.44
Родители названы законодателем в числе первых лиц, осуществляющих такую защиту. Родители осуществляют родительские права, в том числе и защиту прав и интересов ребенка, до достижения совершеннолетия. Родители являются законными представителями своих детей и без специальных полномочий (доверенности) выступают в защиту их прав с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах.
Органы опеки и попечительства являются составной частью системы государственной защиты прав ребенка. Опека и попечительство – форма устройства детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль условий содержания, воспитания и образования детей. Кроме того, в сферу органа опеки и попечительства входит защита прав ребенка.
Кроме упомянутых органов опеки и попечительства участие в защите прав детей принимают такие органы, как прокуратура, ОВД, комиссии по делам несовершеннолетних и другие государственные и общественные организации. Число последних постоянно растет, и на данный момент существуют различные центры социальной помощи семье и детям, центры экстренной психологической помощи по телефону, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, а также центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Комиссия по делам несовершеннолетних - связующее звено между системой социальной профилактики и системой правосудия в отношении несовершеннолетних, в чью компетенцию входит защита прав ребенка в семье.
Статья 11 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет обязанности этих комиссий. В их полномочия входит предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав; осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности; организация контроля условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей; подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье. В настоящее время комиссии выполняют не только административные функции, но и решают задачи, связанные с защитой прав детей, координацией деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Прокурор, во-первых, осуществляя надзор за тем, как они соблюдаются, прежде всего, управомоченными на то органами, во-вторых, принимая непосредственное участие в делах, связанных с защитой прав детей. Прокурор имеет право: предъявлять иски в суд о лишении родительских прав (ст. 70 СК РФ), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК РФ), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК РФ), предъявить в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»); непосредственно участвовать в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ»); ст. 72, 73, 125, 140, CК РФ); вынести предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»).
Органы внутренних дел принимают участие в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 CК РФ), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (пункт 14 ст. 10 Закона «О полиции»).
Также ОВД проводит индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются личные неимущественные права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежащее исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.
Не так давно в Российской Федерации образовался еще один институт по защите прав детей, который сейчас проходит фазу активного становления. Речь идет об уполномоченном по правам ребенка - институте, образованном в 1998 году. Инициатива создания подобной правозащитной организации исходила от Детского фонда ООН ЮНИСЕФ в РФ и Минздравсоцразвития в России. В начале XXI века проект по введению должностей уполномоченных по правам детей в регионах был реализован в других субъектах России. Со своей стороны, региональные власти начали принимать соответствующие законы, которые регламентировали деятельность уполномоченных по правам ребенка уже на уровне субъекта.45
Уполномоченный по правам ребенка работает над вопросами обеспечения государственной защиты прав и законных интересов ребенка, восстановления нарушенных прав ребенка, подготовки предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, информирования населения о состоянии и мерах по защите прав детей, взаимодействия с государственными органами, органами местного самоуправления, правоохранительными и иными структурами, работающими в сфере защиты прав детства. Важным инструментом в деятельности Уполномоченного является ежегодный доклад, который позволяет донести до широких кругов должностных лиц, общественности, заинтересованных граждан вопросы реализации прав детей в основных сферах их жизнедеятельности, привлечь внимание к существующим проблемам и возможным путям их решения. Оценивая ситуацию в решении проблем защиты прав детей, Уполномоченный исходит прежде всего из принципа объективности, отмечая положительные моменты и в тоже время, обозначая поле деятельности по тем вопросам, в решении которых нет сдвигов. Уполномоченный видит свою задачу не только в разрешении конкретных вопросов, представляющих интересы детей в индивидуальном порядке, но и в том, чтобы способствовать системным изменениям по улучшению положения отдельных групп детей и в интересах детей в целом. Одним из основных направлений деятельности Уполномоченного по правам ребенка является работа с обращениями граждан. При этом особое внимание уделяется повышению эффективности уровня внесудебной защиты прав ребенка, оказанию максимальной помощи в восстановлении нарушенных личных неимущественных прав и предупреждению нарушений указанных прав несовершеннолетних.