История развития института гражданства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 02:36, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в анализе действующего законодательства о гражданстве, выявление особенностей и специфики Федерального закона «О гражданстве РФ», а также перспективы действия этого закона в политико-правовом пространстве государства для иностранных граждан и лиц без гражданства.
В связи с этим в работе поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теорию института и историю становления гражданства в РФ
2) проанализировать основание и процедуру возникновения и прекращения гражданства в России
3) изучить органы и должностные лица, занимающиеся вопросами гражданства РФ
4) анализ способов приобретения гражданства и проблемы иностранных граждан при этом.

Содержание

Введение 4
1 История развития института гражданства в России
1.1 Особенность становления института гражданства в России 6
1.2 Эволюция конституционного закрепления политических прав и свобод граждан РФ 15
2 Иностранные граждане как неотъемлемый элемент миграционной политики государства
2.1 Права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации 21
2.2 Трудовые права иностранных граждан в Российской Федерации 30
2.3 Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства
в России 34
2.4 Граждане Российской Федерации за пределами государства как иностранцы, их права и обязанности 40
3 Органы и должностные лица, занимающиеся вопросами гражданства РФ 46
4 Вопросы и трудности приобретения гражданства Российской Федерации 52
Заключение 66
Список литературы 71

Вложенные файлы: 1 файл

диплом исправлен и готов.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

          В Российской Федерации основополагающие принципы гражданства относятся к числу основ конституционного строя.13 Гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

          В главе « Права и свободы человека и гражданина» содержатся еще две важные гарантии гражданства» (ст.61). Во-первых, гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или же выдан другому государству.

          Во-вторых, Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

          Из приведенных гарантий заключается, что теперь не может быть и речи о высылке нежелательного для властей гражданина, как это не раз бывало  раньше. Никакие органы теперь не вправе не принять в страну ее гражданина, находящегося за рубежом и желающего вернуться на Родину.

          Невыдача гражданина России, совершившего преступление на территории и по законам другого государства, не означает, что данное лицо освобождается от ответственности. Исходя из международных договоров о правовой помощи, Российская Федерация обязана судить такое лицо по своим законам и информировать об этом заинтересованную сторону. Относительно выдачи (экстрадиции) иностранного гражданина его государству вопрос решается при наличии договора между двумя государствами или по решению компетентных российских органов как проявление доброй воли.

          Федеральным законом, регулирующим вопросы  гражданства в Российской Федерации, является ФЗ « О гражданстве РФ»  ( в ред. от  02.11.2004г.), статья 4 которого указывает на то,  что   принципы гражданства  Российской Федерации и правила, регулирующие  вопросы гражданства Российской  Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права  граждан  по признакам социальной, расовой, национальной, языковой  или религиозной принадлежности.

          Кроме того, принят ряд и других законов и договоров, регулирующих вопросы гражданства в Российской Федерации. Так, Договором о создании Союзного государства России и Белоруссии от 8 декабря 1999г. установлено, что граждане этих государств являются одновременно гражданами Союзного государства (ст.14)14

           Российская Федерация способствует сокращению лиц без гражданства, поощряя приобретение гражданства лицами,  не имеющими никакого гражданства. В этом отношении она следует Конвенции о сокращении безгражданства 1961г.15, принятой в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В этой Конвенции содержится рекомендация государствам предоставлять гражданство апатридам и лицам, проживающим на территории государства, если они не были осуждены за совершение тяжких преступлений.

          Закон о гражданстве в полном объеме регулирует вопросы приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. Закон также устанавливает порядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Иностранные  граждане как неотъемлемый элемент миграционной  политики государства

2.1 Права, свободы  и обязанности иностранных граждан  и лиц без гражданства на  территории Российской Федерации

                                                             

          Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором16.  Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливает некоторые ограничения прав и свобод иностранных граждан, но вместе с тем освобождает от некоторых обязанностей, возникающих лишь при наличии гражданства РФ.

          Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права:  

-  избирать   и быть   избранным   на   федеральные    органы       государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, находится на муниципальной службе

- участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ,  однако постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме, в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами.

-  они не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу), но, учитывая контрактную основу формирования части войск Вооруженных   Сил РФ, могут быть приняты на работу в войска, воинские формирования и органы в качестве гражданского персонала, также могут поступить на военную службу по контакту.

          Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных и деловых целях в пределах РФ, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение.

          Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом, при этом для возможности осуществления трудовой деятельности иностранные граждане, в частности, при бывшие в РФ в порядке, не требующем получения визы должны получить разрешение на работу, порядок получения которого устанавливается в статье 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в России» от 25.07.2002г. Данный порядок не распространяется на иностранных граждан:

- постоянно  проживающих в РФ;

- временно    проживающих в РФ;

- сотрудников дипломатических представительств;

- аккредитованных в РФ журналистов;

- обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования РФ и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

- приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

          Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Однако иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу можно привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. При этом временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу.( Ст. 13 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ)

Лица без гражданства  и иностранные граждане  пользуются  теми же  правами  и   свободами  и несут те же обязанности,  что  и граждане РФ, если иное   не  вытекает  из Конституции РФ,   и других актов российского законодательства. Иностранные граждане и лица без гражданства в  РФ равны перед законом независимо от   происхождения,  социального и имущественного  положения,  расовой  и   национальной принадлежности,  пола,  образования, языка, отношения к   религии, рода и характера занятий и других обстоятельств.               

    Использование иностранными гражданами и лицами без гражданства  прав и  свобод  не должно  наносить  ущерб интересам российского общества и государства,   правам и законным интересам граждан РФ и других лиц.

   Находящиеся в  РФ  иностранные   граждане и лица без гражданства обязаны   уважать    Конституцию   РФ   и   соблюдать  российские  законы.

   Иностранные граждане могут постоянно проживать в РФ, если они   имеют  на  то  разрешение  и  вид на жительство,  выданные органами   внутренних дел.

    Временно пребывающие в РФ иностранные граждане - это граждане  находящиеся в России  на  ином  законном   основании.  Они обязаны в   установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или   заменяющие их документы и выехать из РФ по истечении определенного   им срока пребывания.

 Российская Федерация может  предоставить политическое убежище    иностранным гражданам и лица без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.       На основаниях и в порядке, установленных для граждан России иностранные граждане,  постоянно  проживающие  в  РФ, могут работать в качестве рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и   организациях или заниматься иной  трудовой деятельностью. А временно пребывающие   могут   заниматься трудовой деятельностью в  РФ,  если  это  совместимо  с   целями их пребывания в России.

 Иностранные граждане  не   могут   назначаться   на   отдельные   должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в   соответствии с российским законодательством назначение на эти должности  или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству РФ.

  Иностранные граждане и лица без гражданства  пользуются  правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами РФ, а так же, имеют право на отдых  на общих основаниях с гражданами РФ.

  Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в РФ, имеют право на охрану  здоровья.

  Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, пользуются   медицинской помощью наравне с гражданами России.

  А временно пребывающим в РФ иностранным гражданам медицинская помощь оказывается в порядке, устанавливаемом Министерством   здравоохранения РФ.

В социальном обеспечении иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют право   на  получение  пособий,  пенсий  и  на  другие формы социального обеспечения на общих основаниях с гражданами РФ; а временно  пребывающие  имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения   на основаниях и в  порядке,  установленных  законодательством    РФ.

  В тех  случаях,  когда для назначения пенсий  требуется   определенный стаж  работы, иностранным гражданам на  основаниях и в   порядке,  установленных   законодательством   РФ,  может  засчитываться в этот стаж их работы за границей.

        В жилищной сфере иностранные  граждане и лица без гражданства,  постоянно проживающие в РФ, имеют  право на основаниях и в  порядке,  установленных для граждан  РФ, получить в пользование жилое помещение   в домах государственного и общественного жилищного фонда, жилищно-строительных кооперативов. Они должны бережно относиться к   предоставленному им жилищу, соблюдать правила пользования жилыми   помещениями.

 Иностранные граждане и лица без гражданства могут в   соответствии с российским  законодательством иметь в РФ жилой дом и иное имущество  в  личной   собственности,  наследовать и завещать имущество, иметь права автора   произведения науки,  литературы и искусства, открытия, изобретения, рационализаторского предложения, промышленного образца, а также иные имущественные и личные неимущественные права.

        Иностранные граждане и лица  без гражданства имеют право  на получение образования наравне  с гражданами РФ в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ.

        Право на пользование достижениями  культуры иностранные граждане  и лица без гражданства имеют  наравне с гражданами РФ. Они   обязаны бережно относиться к  памятникам истории и культуры, другим культурным ценностям.

       Наравне  с гражданами  России им гарантируется  свобода совести, а возбуждение  вражды и ненависти в  связи  с религиозными верованиями запрещается.

       В  брачно-семейной сфере иностранные  граждане и лица без гражданства  могут заключать и расторгать браки с гражданами РФ и  другими лицами в соответствии с российским законодательством. Они  пользуются правами и несут обязанности в брачных и  семейных отношениях наравне с гражданами  РФ.

       Иностранным  гражданам и лица без гражданства в  соответствии с     российским законодательством гарантируются в РФ неприкосновенность личности и  неприкосновенность жилища, другие личные права.

       Передвижение  по территории РФ и место  жительства иностранных граждан  и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с порядком,   установленным законодательством Российской Федерации. Ограничения в   передвижении и выборе места жительства допускаются, когда это   необходимо для обеспечения государственной безопасности, охраны   общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты  прав и законных интересов граждан РФ и других лиц.

       Налоги  и сборы иностранные граждане  и лица без гражданства платят  общих основаниях с  гражданами  РФ,  если  иное  не  предусмотрено   законодательством РФ.

Информация о работе История развития института гражданства в России