История развития института гражданства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 02:36, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в анализе действующего законодательства о гражданстве, выявление особенностей и специфики Федерального закона «О гражданстве РФ», а также перспективы действия этого закона в политико-правовом пространстве государства для иностранных граждан и лиц без гражданства.
В связи с этим в работе поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теорию института и историю становления гражданства в РФ
2) проанализировать основание и процедуру возникновения и прекращения гражданства в России
3) изучить органы и должностные лица, занимающиеся вопросами гражданства РФ
4) анализ способов приобретения гражданства и проблемы иностранных граждан при этом.

Содержание

Введение 4
1 История развития института гражданства в России
1.1 Особенность становления института гражданства в России 6
1.2 Эволюция конституционного закрепления политических прав и свобод граждан РФ 15
2 Иностранные граждане как неотъемлемый элемент миграционной политики государства
2.1 Права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации 21
2.2 Трудовые права иностранных граждан в Российской Федерации 30
2.3 Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства
в России 34
2.4 Граждане Российской Федерации за пределами государства как иностранцы, их права и обязанности 40
3 Органы и должностные лица, занимающиеся вопросами гражданства РФ 46
4 Вопросы и трудности приобретения гражданства Российской Федерации 52
Заключение 66
Список литературы 71

Вложенные файлы: 1 файл

диплом исправлен и готов.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

б) привлечен  компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного  гражданства и гарантий его приобретения.

3) Выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы Российской Федерации (ст.21 Закона).37

При территориальных  преобразованиях в результате изменения  в соответствии с международным договором Российской Федерации Государственной границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.

Кроме того, Федеральный Закон «О гражданстве РФ» предусматривает ст.16 Закона основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации.

Отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые:

а) выступают  за насильственное изменение основ  конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) в течение  пяти лет, предшествовавших дню обращения  с заявлениями о приеме в гражданство  Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах  безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).38

Итак, российское законодательство предусматривает различные способы возникновения и прекращения гражданства Российской Федерации, что показывает стремление государства к демократизации общества во всех направлениях.

Подводя итог, следует сказать, что гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным  настоящим Федеральным законом  или международным договором  Российской Федерации.

Иностранные граждане и  лица без гражданства, достигшие  возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при наличии определенных условий.

Иностранные граждане и  лица без гражданства, достигшие  возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке при соблюдении и наличии условий, предусмотренных Федеральным законом.

Иностранные граждане и  лица без гражданства, имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных Федеральным законом.

Отклоняются заявления  о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или  иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения  с заявлениями о приеме в гражданство  Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

в) использовали подложные  документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной  службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах  иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

д) имеют неснятую или  непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

е) преследуются в уголовном  порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы  за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).

  При приобретении гражданства  Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства возникает не только бумажная волокита – бюрократия, но и ряд других  вопросов, например, ситуация с дискриминацией и языком во многом определяется положением иностранцев и не подтвердивших свое гражданство бывших советских граждан, живущих в РФ, что вызывает экстремистские настроения и вражду.

Согласно Конституции  РФ (ч. 3 ст. 62), иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности  наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ. Таким образом, при отсутствии законодательных ограничений бывшие советские граждане должны были пользоваться в РФ основными правами, аналогичными правам российских граждан. До принятия закона 2002 г. об иностранцах в РФ не было закона, ограничивающего трудовые права иностранцев. Они въезжали в РФ на законных основаниях и на законных основаниях поселялись в стране. Из-за ограничений паспортной системы большинство не могло получить регистрацию по месту жительства и жило с временной регистрацией или без регистрации вообще.

На практике возникла большая прослойка людей, фактически поставленных вне закона и лишенных социальных перспектив. Но события  показали, что государство не стремится изгнать всех этих людей за пределы РФ. На деле они имеют возможность выживать в России, даже будучи пораженными в правах; депортации постоянных жителей страны имели место, но были редки. Однако проблема людей, утративших легальный статус при вступлении в силу законодательства об иностранцах 2002 г., остается нерешенной. Имеющиеся на практике возможности легализации оказались крайне ограниченными; все изменения законодательства, которые облегчают доступ к гражданству или получение разрешений на работу, касаются людей, имевших в России ранее постоянную регистрацию или прибывающих в страну вновь.

Законодательство об иностранцах, принятое в 2002 г., репрессивно  по своей направленности, громоздко  и создает большие трудности  для тех, на кого оно направлено, и для самой государственной машины. Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в основном устанавливает процедуры учета иностранцев и санкции для тех, кто не соответствует установленному порядку. И Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан, и прочее законодательство очень нечетко определяют собственно права иностранцев, особенно серьезные пробелы, связаны с правами в области образования и здравоохранения. Это создает предпосылки для дискриминации людей по признаку гражданства.

Исполнение законодательства об иностранцах требует мощного  контрольного и репрессивного аппарата. Многие люди оказываются в положении  вынужденных нарушителей закона, а потому поражаются в правах и  подвергаются санкциям. Кроме бывших советских граждан, постоянно живших в России, из правового поля оказываются в значительной части вытолкнутыми также трудовые мигранты. Будучи в уязвимом положении, под угрозой разоблачения и депортации, они подвергаются жестокой эксплуатации со стороны работодателей, милиции и контролирующих служб.

 В отношении же  тех, кого власти выявили в  качестве нарушителя правил, репрессивная  машина действует неизбирательно  и жестоко. Наказанием за большинство  нарушений правил пребывания  может стать выдворение или депортация за пределы страны с запретом въезда в РФ в течение пяти лет. При этом суды зачастую выносят решение о выдворении или депортации без изучения всех фактических обстоятельств дела. Часто нарушается принцип неразделения семей: игнорируется наличие у подсудимого в России на иждивении других лиц, не принимается в расчет то, что супруг, дети или родители могут быть гражданами РФ. Иногда выдворению подвергаются люди, прожившие в России 10 лет и более.

Кроме того, вносимые в Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан и в Федеральный закон о гражданстве РФ 2002 г. изменения и дополнения противоречивы. В одних аспектах они улучшают положение иностранных граждан, в других – ухудшают его или обесценивают результаты улучшения.

С одной стороны, дополнения ноября 2003 г. в Закон о гражданстве открыли новые возможности упрощенного получения гражданства для бывших советских граждан, и число получающих российское гражданство существенно возросло. Однако эти изменения не коснулись большинства тех, кто жил в России без постоянной регистрации до июля 2002 г.

 Федеральный закон  «О миграционном учете иностранных  граждан и лиц без гражданства  в РФ» от 18 июля 2006 г, вступивший  в силу 15 января 2007 г., упростил получение  разрешений на работу, реально  сделал регистрацию иностранных работников по месту пребывания уведомительной и отменил обязанность регистрироваться именно в жилом помещении. Число иностранцев, легально работающих в России, за 8 месяцев 2007 г. выросло до 2 млн. 150 тыс. по сравнению с 2006 г. за тот же период.

Однако эти изменения  затронули только тех, кто въезжает в Россию, а не живет в ней.

 Политика государства  в отношении иностранцев и  расовая дискриминация связаны  между собой в нескольких отношениях. Само по себе законодательство  об иностранцах нейтрально в том смысле, что оно не содержит ограничений и предпочтений по этническому признаку. Однако, во-первых, контроль за исполнением законодательства неизбежно носит избирательный характер. Проверкам и наказанию (в частности, проверкам документов на улицах) чаще всего подвергаются люди, которые по своей внешности, цвету кожи или языку отличаются от большинства. Во-вторых, люди, которые лишены легального статуса или легко могут его утратить, оказываются уязвимыми перед произволом и эксплуатацией.

Все чаще отмечается дискриминация  против иностранцев – легальных  жителей страны именно по признаку их гражданства. Лица, живущие в стране на основании разрешений на временное  проживание, законом лишены права  на выбор места жительства; они  не могут, за исключением отдельных случаев, определяемых Правительством РФ, работать в других регионах страны. С начала 2007 г. они также утратили право на работу, и им надо получать отдельные разрешения. В декабре 2006 г. в ст. 83 Трудового кодекса РФ были внесены дополнения, в соответствии с которыми трудовой договор с иностранным гражданином подлежит расторжению, если возникает необходимость привести число работников-иностранцев в соответствие с долей, установленной Правительством РФ для определенной экономической деятельности. Вопреки Конституции свобода передвижения иностранцев и их трудовые права ограничиваются на основании не закона, а постановлений Правительства РФ. Правительство устанавливает не предусмотренный законом перечень территорий с регламентированным посещением иностранцами и определяет объекты и организации, где иностранные граждане не могут быть приняты на работу.

Работодатели предпочитают отказывать в трудоустройстве иностранцам, живущим в РФ с видами на жительство, хотя законом их трудовые права не ограничены.

 

 

 

Заключение

 

Рассмотрев институт гражданства Российской Федерации, историю становления данного института, конституционно-правовые принципы, а   также основания приобретения и прекращения гражданства, органы, регулирующие решение вопросов, связанных с гражданством. Наиболее важной составной частью института, составляющего основы правового статуса личности, которые утверждены в действующей Конституции Российской Федерации, является совокупность норм, регулирующих именно гражданство.

В результате рассмотрения избранной темы и всей необходимой литературы, были сделаны следующие выводы:

- во-первых, рассмотрели теорию института и историю становления гражданства в РФ, в результате выяснили, что под гражданством понимают устойчивую правовую связь лица с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод  человека.

В Российской империи существовали институты гражданства (подданства) и государство различало граждан и иностранных граждан (инородцев), у которых правовой статус был различным от подданных. Приход советской власти принесли новые основания и принципы  причисления лица к иностранцам или гражданам, в частности,  Конституция РСФСР 1918 года оставила за местными Советами право принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые, проживая в РСФСР и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству. Очевидно, это было связано с политической линией на дальнейшую централизацию власти. Политическими мотивами следует объяснить также появление в законодательстве возможности лишить человека гражданства. Закон 1938 г.  о гражданстве СССР не назвал вообще никаких оснований лишения гражданства СССР, указав только, что оно возможно по приговору суда в случаях, предусмотренных законом, или в силу особого в каждом случае Указа Президиума Верховного Совета СССР (ст. 7). Одноименный закон 1978 года  определил, что лишить гражданства СССР можно в исключительном случае по решению Президиума Верховного Совета СССР, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР.

Информация о работе История развития института гражданства в России