Конституционные основы организации судебной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Опыт цивилизованных стран свидетельствует о том, что чем выше положение суда в обществе, тем выше уровень законности и демократии в государстве, тем надежнее защищаются права и свободы человека и гражданина. Поэтому расширение компетенции судебной власти – необходимый процесс.

Содержание

Введение 2
1. Понятие и назначение судебной власти 5
2. Конституционные основы судебной власти 8
3. Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной властями 13
4. Президент Республики Беларусь и судебная власть 15
5. Правосудие, его отличительные черты 35
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaa_konstitucionnoe.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Конституция также закрепляет принцип осуществления  правосудия на основе состязательности и равенства сторон (ст.115). Ст.24 УПК  Республики Беларусь определяет, что  функции обвинения, защиты и осуществления правосудия отделены друг от друга, и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо.

Обязанность доказывания в судебном разбирательстве  предъявленного лицу обвинения возлагается  на сторону обвинения. Стороны судебного разбирательства пользуются равными правами по представлению и исследованию доказательств, заявлению ходатайств, высказыванию мнения по любому вопросу, имеющему значение по уголовному делу, участию в судебных прениях. Суд создает необходимые условия для осуществления предоставленных сторонам прав и выполнения ими процессуальных обязанностей. Проведение судебного разбирательства на основе состязательности обеспечивает всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела, вынесение законных и обоснованных судебных постановлений.

Принцип общеобязательности судебных постановлений (ч.2 ст.115 Конституции) означает, что  вступившие в законную силу судебные постановления обязательны для  всех граждан, в том числе должностных  лиц, а также юридических лиц и подлежат исполнению на всей территории Республики Беларусь. Обязательность судебных постановлений не лишает заинтересованных лиц возможности обратиться в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов, спор о которых судом не был рассмотрен и разрешен.

Право сторон на обжалование судебных постановлений  предусмотрено ч.3 ст.115 Конституции. Международный пакт о гражданских  и политических правах закрепляет, что каждый, кто осужден за какое-либо преступление, имеет право на то, чтобы его осуждение и приговор были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией согласно закону. Это неотъемлемое право гражданина, который подвергается мерам уголовного наказания. Если он не согласен с судебным решением, то вправе настоять на пересмотре дела и лично участвовать в судебном заседании. Право обжаловать приговор суда имеют и другие участники процесса, которых он лично касается или которые представляют по делу интересы других лиц.

Контроль  за конституционностью нормативных  актов в государстве осуществляется  Конституционным Судом  Республики Беларусь (ст.116 Конституции РБ). Компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются  Законом Республики Беларусь « О Конституционном Суде Республики Беларусь» от 30.03.1994 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Взаимоотношения судебной власти с законодательной и                     исполнительной властями

 

Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность  и взаимную уравновешиваемость (ст.6 Конституции Республики Беларусь). В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РБ и постановлений Правительства РБ, если они будут ею признаны неконституционными. Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

Принцип разделения властей важен также  для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой- либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения, суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей.

Большая и труднейшая проблема для любой  демократической судебной власти состоит  в том, чтобы не поддаваться политическим влияниям. Нельзя, разумеется, вообще отгородиться от политики, поскольку судебная власть является составной частью государства, а государство являет собой форму политической организации общества. То же можно сказать о праве, применять которое призваны судебные органы, оно рождается из политической борьбы и в определенном смысле служит орудием политики. Юстиция поэтому неизбежно сталкивается с политическими проблемами, а судьи, как и другие люди, не могут не иметь собственных политических взглядов.

Демократическое устройство судебной системы выработало определенные принципы, способные исключить или  по крайней мере ослабить политическое давление на судебную власть. Этому  служит непартийный характер судейского корпуса и подлинная независимость  любого суда, способного отбить любые попытки политически влиять на суд (эти попытки особенно опасны и чаще всего делаются со стороны органов исполнительной власти). Суды вынуждены разрешать социальные и политические конфликты, но они это делают лишь в строго юридических формах, т. е. оказывая защиту только законным правам участников этих конфликтов.

Проблема соотношения  судебной власти и политики широко дебатируется в мировой юридической  науке, жизнь полна примеров вторжения  политической целесообразности в судебную деятельность. Но как только суды становятся проводниками политических влияний, они теряют свой авторитет среди граждан и подрывают фундамент правового государства.

 

4. Президент Республики Беларусь  и судебная власть

 

В соответствии с принципами разделения властей и независимости судей Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако Конституция Республики Беларусь закрепляет некоторые основные формы взаимодействия Главы государства и судебной власти.

1. Рекомендация  №R(34)12 Комитета министров Совета Европы от 13 октября 1994 года, закрепляет, что кроме решений об амнистии, помиловании или по аналогичным вопросам, правительство или администрация не могут принимать решений, которые ретроактивно отменяют судебные постановления.

В соответствии со ст.97 Конституции рассмотрение проектов законов об амнистии входит в компетенцию  Палаты Представителей Национального  Собрания. П.19 ст.84 Конституции закрепляет право Президента осуществлять помилование  осужденных. Помилование отличается от амнистии тем, что оно осуществляется в отношении конкретных лиц по их ходатайству либо иных уполномоченных лиц и органов.

Согласно мерам, гарантирующим защиту прав лиц, приговоренных  к смертной казни, одобренным Экономическим  и Социальным Советом ООН 25 мая 1984 года, каждый приговоренный к смертной казни имеет право на подачу прошения о помиловании или замене приговора; помилование или замена приговора может быть предоставлено во всех случаях вынесения смертного приговора. Смертный приговор не может быть приведен в исполнение до рассмотрения прошения о помиловании.1

Положением, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь 03.12.1994г. №250 определяется порядок осуществление  помилования граждан, осужденных судами Республики Беларусь. В соответствии  с Положением, Президент Республики Беларусь кроме ходатайств о помиловании рассматривает:

- материалы в  отношении лиц,  приговоренных  к смертной казни, не ходатайствующих  о помиловании;

- представления  Председателя Верховного Суда  либо Генерального прокурора  о применении помилования к  лицам, осужденным судами республики  к смертной казни;

- заявления лиц,  отбывших наказания, об освобождении  от возмещения материального  ущерба, подлежащего взысканию по приговорам судов Республики Беларусь в пользу государства или государственных организаций, находящихся в республиканском и местном подчинении.

Согласно п.2 указанного Положения помилование  осужденных осуществляется в виде:

1) замены смертной  казни лишением свободы; 2) полного или частичного освобождения от отбывания как основного, так и дополнительного наказания; 3) замены наказания или его не  отбытой части более мягким наказанием; 4) снятия судимости.

Помилование применяется, как правило, по личным ходатайствам осужденных. Ходатайства о помиловании рассматриваются только после вступления приговоров в законную силу. Ходатайства о помиловании подаются осужденными через администрацию исправительно-трудового учреждения либо иного органа, исполняющего приговор, и направляется на рассмотрение Президенту  Республики Беларусь  с приложением копий всех приговоров, определений и постановлений судов, подробных характеристик о работе и поведении осужденных с указанием мнения администрации и мнения наблюдательных комиссий или комиссии по делам несовершеннолетних  по существу ходатайства, а также других документов и данных, имеющих значение для рассмотрения вопросов о применении помилования.

В соответствии с п.5 Положения, при рассмотрении ходатайств о помиловании принимается во внимание:

- характер и  степень общественной опасности  совершенного преступления, личность  осужденного, его поведение, отношение  к труду, участие в работе  самодеятельных организаций в  местах лишения свободы, срок  отбытого наказания и другие заслуживающие внимания обстоятельства;

- мнение администрации  ИТУ или другого органа, исполняющего  приговор, наблюдательных комиссий, комиссии по делам несовершеннолетних, общественных объединений и трудовых  коллективов, а по заявлениям  об освобождении от возмещения материального ущерба по приговорам судов и в иных необходимых случаях также мнение исполнительного комитета районного, городского Советов депутатов, местной администрации.

К особо опасным  рецидивистам, а также лицам, к  которым ранее были применены амнистия, помилование, условно-досрочное освобождение от наказания или замена не отбытой части наказания более мягким,  условное освобождение из МЛС с обязательным привлечением к труду, если они до погашения или снятия судимости вновь совершили умышленное преступление, помилование применяется только в исключительных случаях.

П.7 Положения  определяет сроки обращения с  ходатайством о помиловании.

Ходатайство о  помиловании осужденных, а также  иные материалы до внесения их на рассмотрения Президента предварительно рассматриваются Комиссией по вопросам помилования при Президенте Республики Беларусь. Комиссия образуется Президентом на срок его полномочий и действует в составе председателя, двух заместителей председателя и членов Комиссии. Количество членов Комиссии устанавливается Президентом. Комиссия может приглашать на свои заседания представителей органов государственной власти и управления, общественных объединений, трудовых коллективов, средств массовой информации. Ходатайства, представления и иные материалы с предложениями Комиссии вносятся на рассмотрение Президента. Ходатайства о помиловании лиц, осужденных к лишению свободы и более мягкому наказанию, а также заявления об освобождении  от возмещения материального ущерба вносятся  на рассмотрение Президента при наличии предложений Комиссии о применении помилования. Если Комиссия не нашла оснований для вынесения предложений о применении помилования, об этом доводится до сведения Президента, заявителям сообщается об отклонении ходатайств.

Помилование и отклонение ходатайств о помиловании осужденных к смертной казни, а также помилование осужденных к лишению свободы или другим более мягким мерам наказания производится указами Президента Республики Беларусь.

Указы Президента о помиловании и об отклонении ходатайств о помиловании направляются к исполнению в Верховный Суд либо в МВД РБ.

Сообщения об исполнении указов Президента в отношении лиц, осужденных к смертной казни, направляются Президенту  Верховным Судом и  Прокуратурой Республики Беларусь, а  в отношении лиц, осужденных к другим мерам наказания, - органами, на которые возложено исполнение этих указов.

В случаях отмены или изменения приговоров по вновь  открывшимся обстоятельствам либо в порядке надзора в отношении  осужденных, к которым Президентом  Республики Беларусь ранее было применено помилование, судьи информируют о принятых решениях Президента Республики Беларусь.

Контроль за своевременным исполнением указов Президента возлагается на отдел  по вопросам гражданства и помилования  Администрации Президента Республики Беларусь.

 

2.Декретом Президента  от 21 октября 1997 года №20 было установлено,  что высшим органом самоуправления  судей Республики Беларусь является  съезд судей. Съезд осуществляет  свои полномочия в составе  судей Конституционного Суда, общих  и хозяйственных судов Республики Беларусь. Этим же Декретом закреплялась компетенция съезда судей, определялся порядок его созыва, а также иные вопросы деятельности съезда судей, в том числе материально-технического обеспечения его деятельности Советом Министров. В последующем в Закон “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь” в соответствии с названным декретом были внесены изменения. Декрет постановил провести первый съезд судей Республики Беларусь 5 декабря 1997 года.

Президент принимает участие в формировании органов судебной власти. Конституция Республики Беларусь 1994 года предусматривала избрание судейского корпуса Конституционного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Верховного Суда Верховным Советом, а кандидатуры на должности Председателей высших судов представлялись Президентом (п.7 ст.83 и п.5 ст.100 Конституции 1994 года). Назначение судей Республики Беларусь кроме тех, избрание которых было отнесено к компетенции Верховного Совета (п.10 ст.100 Конституции).

В Конституции  Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме в 1996 году, компетенция Президента в области формирования судейского корпуса несколько изменилась. Так, в настоящее время Президент назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда с согласия Совета Республики. Указанные лица избираются из числа судей этих судов (п.8 ст.84 Конституции). Регламент Совета Республики определяет порядок дачи согласия на назначение Председателей высших судов. Кандидатуры на указанные должности представляются Президентом или уполномоченным им должностным лицом. После представления этих кандидатур Совет Республики не позднее 10 дней с момента представления Президентом в период проведения сессии Совета Республики и не позднее 10 дней с момента начала ближайшей сессии Совета Республики, если соответствующее представление получено в период перерыва между сессиями.

Информация о работе Конституционные основы организации судебной власти