Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 09:11, дипломная работа
Цель и задача дипломной работы является раскрыть отдельные виды объектов гражданского права, найти механизм применения на практике объектов гражданского права и найти путь и усовершенствовать гражданской законодательство в сфере объектов гражданского права путем решения отдельных задач. Для этого, во-первых, нужно применить на практике опыт зарубежных стран в сфере объектов гражданского права.
К объектам патентных прав относятся
изобретения, промышленные образцы
и полезные модели, соответствующие
установленным законом
Объекты патентных прав характеризуются тем что, в отличие от объектов авторского права, они могут быть созданы различными лицами независимо друг от друга. Такая особенность обусловливает специфику правовой охраны рассматриваемых результатов интеллектуальной деятельности: если право на произведение возникает в силу придания произведению объективной формы без необходимости соблюдения каких-либо формальностей, то право на объекты патентных прав возникают в результате прохождения установленной законом процедуры, завершающейся выдачей охранных документов. Рассмотрим отдельные объекты патентных прав и их признаки. 13
Изобретением, которому предоставляется правовая охрана, признается техническое решение являющееся новым, имеющее изобретательский уровень и промышленно применимое. Новизна изобретения означает, что данное техническое решение предоставляет собой качественно новый результат по сравнению с существующим уровнем техники, т.е. сведениями, ставшими общедоступными в мире до даты приоритета изобретения. Промышленная применимость технического решения проявляется в том, изобретение может быть использовано массовом производстве каких-либо товаров, работ и услуг.
Так, в одном судебном
деле было рассмотрено исковое требование
физического лица К. к одной из
нефтедобывающих компаний Казахстана.
Свои требования истец основывал
на том, что ответчик без разрешения
истца использовал его
Объектами изобретения могут быть являться устройство, способ, вещество и др. или их применение по новому назначению.
Для того чтобы то или иное решение признавалось объектом патентного права, она должна обладать следующими признаками. Во-первых, рассматриваемый промышленный образец должен быть новым, т.е. совокупность его существенных признаков не должна быть известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца. Во-вторых, промышленный образец должен быть оригинальным, т.е. созданным в результате творческой деятельности. В-третьих, промышленная применимость промышленного образца означает возможность его многократного воспроизведения путем изготовления соответствующего изделия.
Объем правовой охраны, предоставляемый охранным документом на изобретение и полезную модель, определяется их формулой, а охранным документом на промышленной образец - совокупностью его существенных признаков, представленных на изображениях изделия (макета) и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца.
Особенность объектов патентных
прав, заключающаяся в том, что
иные лица могут независимо разработать
аналогичное техническое, конструктивное
или художественно-конструкторс
На основании указанных охранных документов патентообладатель приобретает исключительное право по своему усмотрению использовать охраняемый объект, т.е. осуществлять такие действия, как изготовление, применение, ввоз, продажа иное введение в гражданский оборот или хранение в этой целью продукта, содержащего охраняемый объект, а также применение охраняемого способа.
Права на селекционные достижение-это созданные в результате творческой деятельности человека новые сорта растений и порода животных, исключительные права на которые удостоверяются патентом. Селекционным достижением в растениеводстве признается сорт растения, полученный искусственным путем или путем отбора и имеющий один или несколько хозяйственных признаков, которые отличают его от существующих сортов растений. Селекционным достижением в животноводстве признается порода, т.е. целостная многочисленная группа животных общего происхождения, созданная человеком и имеющая генеалогическую структуру и свойства, которые позволяют отличить, ее от иных пород животных этого же вида и количественно достаточны для размножения в качестве одной породы.
Закон «Об охране селекционных достижений» устанавливает следующие признаки, которым должно соответствовать селекционное достижение для того, чтобы признаваться охраноспособным: новизна, отличимость, однородность и стабильность. Введение таких дополнительных по сравнению с объектами патентных прав критериев, как однородность и стабильность объясняется тем, что селекционные достижения подлежат правовой охране, существенные признаки которых сохраняются в пределах определенного сорта или породы после каждого размножения.
Как следует из приведенного
перечня критериев
Исключительное право на селекционное достижение удостоверяется патентам, выдаваемым уполномоченным органом, и заключается в том, что только патентообладатель имеет право на осуществление в отношении селекционного достижения таких действий, как производство или воспроизводство (размножение) и другие.
Нераскрытая информация (информация) охраняется в качестве объекта интеллектуальной собственности при соблюдении ряда условий. Во-первых, она должна представлять действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности иным лицам. Во-вторых, обладатель такой информации должен принимать определенные меры, направленные на обеспечение ее конфиденциальности. Третьим условием, при соблюдении которого предоставляется правовая охрана, является отсутствие для третьих лиц законного доступа к рассматриваемому виду информации. Отдельными разновидностями нераскрытой информации являются служебная и коммерческая тайна, секреты производства (ноу-хау) и т.д. В некоторых случаях законодательство может прямо устанавливает, что те или иные сведение относиться к нераскрытой информации. Правовая охрана, предоставляемая данным видам исключительных прав, носит универсальный характер, т.е. ее объектом может быть любая информация при соблюдении условий, установленных ГК, за исключением случаев, когда прямо закрепляет, что те или иные сведения носят публичный характер. К примеру, в ее состав могут входить патентоспособные изобретения, которые обладатель информации по каким-либо причинам не желает обнародовать.
Коммерческая тайна является объектом гражданского права, но здесь возникает конкретный спорный вопрос: каким видом объектов гражданского права коммерческая тайна относятся? Появление понятия «коммерческая тайна» уходит корнями глубоко в историю и на сегодняшний день сложилась неоднозначная ситуация с правовой регламентацией отношений, связанных с коммерческой тайной. В зарубежном законодательстве коммерческая тайна не имеет четкого и устоявшегося наименования. Существует различия не только терминологического плана, но и в определении того, что является коммерческой тайной. Кроме того, нет специального законодательства о коммерческой тайне, подобного тому которое имеется в отношении, например, изобретение и некоторых других объектов промышленной собственности. Защита конфиденциальной коммерчески ценной информации в большинстве развитых стран мира обеспечиваются на основе общих норм гражданского законодательства: договорного права, деликтного права, норм, направленных на защиту от недобросовестной конкуренции. Существует разные подходы к решению данного вопроса и в отечественном праве.
Согласно позиции законодателя коммерческая тайна представляет собой любые сведения, связанные с деятельностью хозяйственного субъекта, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его коммерческим интересам «… в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности» (п.1 ст. 126 ГК РК).
Такое определение понятия коммерческой тайны, как справедливо отмечают некоторые авторы, является общим. Конечно, оно позволяет отождествлять коммерческую тайну и коммерческую информацию, но на основе названных законом условий трудно выделить коммерческую тайну как вид информации.14 А в отношении информации эти условия кажутся неясными и расплывчатыми. Особенно такие условия, как отсутствие, свободного доступа и необходимость принятия мер охраны конфиденциальности информации. Поэтому в правовой литературе продолжается поиск общего понятия коммерческой тайны.
С теоретической и практической точек зрения авторы традиционно усматривают в коммерческой тайне: 1) объект гражданского права, объект интеллектуальной собственности; 2) нераскрытую информацию, представляющую коммерческую ценность; 3) право субъекта на информацию; 4) способ защиты информации; 5) способ защиты от недобросовестной конкуренции, форму охраны интеллектуальной собственности предпринимателей.
Каждый из этих подходов подчеркивает тот или иной важный аспект коммерческой тайны. Однако, такое их разнообразие оставляет открытым вопрос о правовой природе коммерческой тайны. Обращаясь к его рассмотрению, мы со своей стороны предполагаем, что существование разных подходов к определению соотношения понятий «коммерческая информация» и «коммерческая тайна» связано с противоречивым характером природы вообще понятия «тайны». В этой связи «тайна» определяется как объективная и субъективная категория. Как объективную категорию ее употребляют в отношении явлений, сущность которых пока не постигнута человеком. Как субъективная категория она определяется как сведения, которые какой-либо субъект скрывает от других.15
С нашей точки зрения приведенная в словаре С.И. Ожегова трактовка тайны наводит и на несколько иные выводы. К частности, она позволяет заключить, что здесь не идет речь только об информации. Скрываться может что угодно, в том числе и какие-либо материальные предметы. Следовательно, понятие «тайна» может означать что угодно, а не только информацию. Отсюда вытекает, что содержание понятия «тайна» нужно выяснять в каждом конкретном случае.
Резюмируя изложенное нужно сказать, что «тайна» широкое понятие, которое может означать и объект защиты, и способ защиты объекта. При этом использоваться могут оба понятия. Это позволяет подчеркнуть условность термина «тайна». Отсюда вытекает, что «коммерческая тайна» - это понятие, которое главным образом может рассматриваться в двух смысловых значениях. Во-первых, коммерческая тайна может выступать как понятие, непосредственно совпадающие с коммерческой информацией, являющейся объектом гражданско-правовой защиты. Во-вторых, коммерческую тайну можно рассматривать как охватывающее понятие, как правовой режим, объект защиты который – коммерческая информация. При этом коммерческая тайна обеспечивает фактическую монополию на обладание информацией.
Конечно, в интересах исключении терминологической путаницы недопустимо использование в законодательстве понятия «тайна» в двух смысловых значениях. Но нам трудно согласиться с тем, что «тайна» в законодательстве означает вид информации. Это может означать, что, например, в случае сокрытия субъектом иного, чем информация, объекта (материального предмета), тайны нет. Кроме того, следует исходить из назначения института тайны, а именно, из того, что субъект прибегает к сокрытию нечто, чтобы защитить свои права и интересы. Соответственно, термин «коммерческая тайна», по моему мнению, в законодательстве должен означать способ защиты информации. Следовательно, коммерческая тайна в широком смысле должна рассматриваться как способ защиты субъективных гражданских прав. С нашей точки зрения, данный подход представляется более состоятельным и заслуживает особого значения.
2.4 Фирменные
наименования, товарные знаки и
иные средства
В отличие от иных объектов интеллектуальной собственности, средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ и услуг не являются результатами интеллектуальной деятельности и по своему правовому режиму приравнены к иным объектам исключительных прав. Объясняется это тем, что в современных условиях средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров (работ и услуг), играет важную роль, заключающуюся в том, товар (работы и услуги) или предприниматель продвигается на рынке под определенным обозначением, ассоциирующимся у потребителей с определенным уровнем качества.