Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 08:47, курсовая работа
Заметное место в обязательственных отношениях, являющихся неотъемлемой частью предмета гражданско-правового регулирования, занимают услуги. Их роль существенно возрастает в современных условиях, когда во все большей степени гражданский оборот, развитие предпринимательской деятельности и конкуренции опирается на товарно-денежные связи и действия закона стоимости.
Введение ………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Содержание обязательства из договора возмездного оказания услуг …………5
1.1. Услуга как объект обязательства из договора возмездного оказания услуг ……….5
1.2. Обязанности исполнителя услуги …………………………………………………….9
1.3. Обязанности заказчика ……………………………………………………………......13
Глава 2. Последствия ненадлежащего исполнения обязанностей по договору возмездного оказания услуг. Прекращение договора возмездного оказания услуг…….15
2.1. Последствия ненадлежащего исполнения обязанностей ………………………........15
2.2. Прекращение договора возмездного оказания услуг ………………………………...19
Заключение ………………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы ………………………………………………………26
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Содержание обязательства из договора возмездного оказания услуг ………… |
5 |
1.1. Услуга как объект |
5 |
1.2. Обязанности исполнителя услуги …………………………………………………….. |
9 |
1.3. Обязанности заказчика …………………… |
13 |
Глава 2. Последствия ненадлежащего исполнения обязанностей по договору возмездного оказания услуг. Прекращение договора возмездного оказания услуг……. |
15 |
2.1. Последствия ненадлежащего исполнения обязанностей ………………………........ |
15 |
2.2. Прекращение договора |
19 |
Заключение ……………………………………………………………………………… |
25 |
Список использованной литературы ……………………………………………………… |
26 |
Введение
Заметное место в обязательственных отношениях, являющихся неотъемлемой частью предмета гражданско-правового регулирования, занимают услуги. Их роль существенно возрастает в современных условиях, когда во все большей степени гражданский оборот, развитие предпринимательской деятельности и конкуренции опирается на товарно-денежные связи и действия закона стоимости.
Еще сравнительно недавно категория услуг как таковая не была сколько-нибудь обстоятельно представлена в законодательстве. В последнее время регулирования услуг коснулись многие комплексные кодифицированные законы Российской Федерации, а также иные нормативные акты. Отдельные виды услуг традиционно регулировались в рамках самостоятельных типов обязательств, закрепленных в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ). Однако нарастающая диверсификация услуг потребовала создания единого правового режима, который можно было бы распространить на все специально неурегулированные ГК РФ отношения об оказании услуг. Попытка законодателя урегулировать данные отношения в гл. 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг», по мнению подавляющего большинства ученых и практиков, не увенчалась успехом.
Представляется, что это явилось следствием недостаточной изученности в цивилистической доктрине категории услуг, хотя ей был посвящен довольно широкий круг исследований, как в советский, так и в постсоветский период. Значительный вклад в разработку проблем правового регулирования отношений по оказанию услуг внесли ученые цивилисты М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, А. Ю. Кабалкин и другие авторы. Их труды стали основой для формирования учения об услугах в российском гражданском праве.
Однако исследователям не удалось раскрыть сущность услуг и сформулировать такое определение, которое позволило бы отграничить услуги от иных правовых явлений. Поэтому первостепенной задачей является формирование единого понятия «услуги», охватывающего все или большинство видов данного явления, так как лишь на его основе может быть создан общий правовой режим услуг, а также обязательств по их оказанию.
Указанные обстоятельства обосновывают актуальность работы.
Предметом настоящего исследования являются нормативные правовые акты, монографические источники, материалы судебной практики и периодических изданий.
Объектом исследования, являются обязательства из договора возмездного оказания услуг.
Целью настоящей работы является комплексное изучение института обязательства возмездного оказания услуг, его особенностей. К задачам данного исследования можно отнести:
Задачи исследования определяют его структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
При написании данной работы были использованы учебные и справочные издания, монографии, статьи из периодических изданий, материалы судебной практики.
Глава 1. Содержание обязательства из договора возмездного оказания услуг
1.1. Услуга как объект
Статья 779 (п. 1) ГК РФ называет возмездным оказанием услуг договор, по которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.1
Согласно ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Если сравнить определение "подряда", содержащееся в ст. 702 ГК, с тем, которое включено в ст. 779, обращает на себя то, что первое указывает на "работы", а второе - на "услуги". Таким образом, выяснение признаков указанных двух типов договоров должно опираться, прежде всего, на разграничение соответствующих понятий как таковых.
"Услуги" как возможный объект правового регулирования упоминаются в обеих принятых частях ГК в нескольких десятках статей. При этом "услуги" противопоставляются "товарам и финансовым средствам" (п. 3 ст. 1 ГК), а также "имуществу", "товарам" и "работам" (п. 1 ст. 2 ГК). В ст. 128 ГК коррелятами "услуг" служат "вещи", "работы", "информация", "результаты интеллектуальной деятельности" и "нематериальные блага"; в ст. 132, п. 1 ст. 731, п. 3 ст. 790, п. 1 ст. 824 ГК - "работы", а в п. 3 ст. 424 ГК, п. 2 ст. 426, п. 1 ст. 429, п. 1 ст. 590, ст. 1095 - 1098 - "товары (вещи), работы и услуги". В ряде других статей ГК использованы и иные варианты соотношения "услуг" с отдельными правовыми категориями. Это стало возможным в значительной мере потому, что в самом ГК определение "услуги" как таковой отсутствует.
Брагинский М.И., Витрянский В.В. в своей монографии отмечают, что содержавшиеся в ряде законодательных актах, принятых до и после вступления в действие ГК, легальные определения соответствующей правовой категории значительно различаются между собой.
Так, услугами именовалась "предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений" (ст. 2 ФЗ РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"), "деятельность профессионально подготовленного физического лица по ознакомлению туриста с туристическими ресурсами в стране временного пребывания (ст. 1 Закона "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации", "продукт деятельности по приему, обработке, перевозке и доставке почтовых отправлений, почтовых и телеграфных переводов денежных средств" (ст. 2 ФЗ РФ "О почтовой связи") и др.2
Из приведенного авторами анализа видно, что в одних случаях услуга - это "деятельность", в других - "результат деятельности".
Как указывает Брагинский М.И., Витрянский В.В., попытку разграничить работы (труд) и услуги предпринял в свое время Я.Ф. Фартхтдинов. Он полагал, что услуга - тот же труд, но выражающийся в особой форме: деятельности, имеющей полезный эффект. Результатом деятельности может быть создание новой вещи, восстановление прежних свойств уже имеющегося предмета, но деятельность может выражаться и в совершении таких действий, которые не создают материальных ценностей, не приобретают в объективной форме самостоятельного бытия, но имеют полезные свойства.3
Таким образом, данным автором за основу разграничения принимается все же признак, не имеющий сам по себе юридического значения, - сфера, в которой услуги (работы) используются.
В словарях русского языка слово "услуга" имеет довольно много значений. При этом основным является следующее объяснение: "услуга - это действие, приносящее пользу другому".4 Следовательно, все сводится к двум связанным между собой элементам: цели, которой услуга служит ("помощь", "польза"), и средством достижения этой цели (совершение тем, кто предоставляет услугу, действия). Объединение обоих элементов является, таким образом, необходимым для выделения соответствующего понятия.
В Гражданском кодексе речь идет об услуге именно как об определенном действии. При этом, с точки зрения лица, оказывающего услугу, соответствующее действие представляет собой "работу", а для того, кому (в чьих интересах) она совершается, - "услугу". В связи с чем Брагинский М.И., Витрянский В.В. считают, что есть все основания признать, что разграничение договоров путем противопоставления "работы" "услуге" оказывается безуспешным.5
Недостаточная ясность различий в понятиях "работа" и "услуга" поставила сторонников признания самостоятельным рассматриваемого договора перед необходимостью искать специальные критерии для выделения этих различий, которые могли бы считаться достаточно определенными. Определенность, о которой идет речь, должна быть выражена в основном классификационном признаке этих договоров - их предмете.
Так, В.А. Кабатов солидаризировался с теми, кто усматривал специфику данного договора в "отсутствии овеществленной формы результата работ".6 А В.В. Луць обратил внимание на то, что "главную особенность договоров по оказанию услуг, в отличие от договоров на выполнение работ, составляет то, что предоставление услуг неотделимо от деятельности лица, предоставляющего услуги. Последний эффект такой деятельности не выступает в виде определенного ощутимого материализованного результата, как это имеет место в подрядных договорах, а состоит в самом предоставлении услуги".7
Отмеченная преемственность во взглядах не является случайной. Она отражает существующие особенности, действительно присущие всем видам моделей, которые могут быть отнесены к группе договоров услуг.
Как отмечают Брагинский М.И., Витрянский В.В. в своей монографии, римское право в составе договоров найма различало, в частности, "наем работ" и "наем услуг". А уже в начале XIX в. во Французский гражданский кодекс была включена глава III Титула VIII "О найме работы и услуг", в которой выделены разделы "О найме услуг и рабочих", "О перевозке по земле и по воде", а также "О подряде".
В Германском гражданском уложении в составе раздела "Отдельные виды обязательств", наряду с договором подряда, были урегулированы и трудовой договор, и ряд иных договоров, традиционно относимых к договорам услуг (маклерский договор, договоры поручения, хранения и др.). При этом глава "Подряд" включила наряду с изготовлением или изменением вещи также иной результат, достигнутый путем "выполнения работы или оказания услуги". Впоследствии главу разделили на две части: "Договоры подряда" и "Туристического обслуживания". Тем самым было совершенно очевидно подчеркнуто появление отличных от подряда договоров, предметом которых служит один из видов услуг как таковых.
В России Свод законов гражданских имел, помимо главы, посвященной одновременно подряду и поставке, такую же специальную главу "О личном найме". Первая из этих глав была помещена в разделе "Об обязательствах по договорам на имущество в особенности", а вторая, вместе с главой "О доверенности и верительных письмах", составила содержание раздела "Об обязательствах личных по договорам в особенности".8
В Гражданский кодекс 1964 г. вообще не выделяли договора услуг как такового, но вместе с тем не исключалась возможность отграничения данных договоров от подряда. Это подтверждалось уже тем, что легальное определение подряда содержало указания на выполнение подрядчиком только "работ", но не "услуг".
Новеллы, которые содержались в Основах гражданского законодательства 1991 г., не коснулись вопросов, связанных с правовым регулированием услуг.
И только действующий Гражданский кодекс РФ наряду с главой «Подряд» включил специальную главу "Возмездное оказание услуг", одновременно существенно расширив набор выделенных в соответствующие главы отдельных видов договоров, которые могут быть отнесены к этой группе.
На наш взгляд, выполнение работ по договору подряда, отличается от оказания услуг по договору возмездного оказания услуг.
Итогом исполнения договора подряда является результат, отделимый от деятельности исполнителя (например, изготовлена вещь, которую заказчик вправе продать третьим лицам). Тогда как оказание услуги не предполагает производства какого-либо овеществленного, материального результата. Смысл договора состоит именно в оказании услуги (совершении определенных действий или осуществлении определенной деятельности). В подрядных отношениях смысл обязательства состоит в том, чтобы передать полученный вещественный результат заказчику.
Однако в ходе осуществления ряда услуг заказчик может получить вполне осязаемые результаты (например, письменный отчет оценщика или письменное заключение аудиторской или консалтинговой фирмы). Эти результаты являются частью действий, совершенных в рамках договора возмездного оказания услуг. Если при этом образуется материальный результат, его достижению предшествуют действия, которые не имеют материального воплощения (например, проведение анализа бухгалтерской отчетности) и составляют единое целое с этим результатом.
Информация о работе Обязательства из договора возмездного оказания услуг