Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 21:09, курсовая работа
Актуальность темы исследования определяется, в своей основе, современными закономерностями перехода к рыночной экономике, противоречивыми тенденциями становления новых форм собственности, поиском дальнейших перспектив экономического и политического развития российской государственности.
Одним из важных условий успешного обеспечения экономической реформы, перехода к цивилизованному рынку является формирование муниципальной собственности как самостоятельной формы собственности, ее развитие на прочной законодательной базе в качестве экономической основы местного самоуправления.
Введение…………………………………………………………………….2-4стр.
Глава 1. Теорико-Методологические основы муниципальной собственности
…………………………………………………………………………………..5стр
Понятие муниципальной собственности…………………………....5-11стр.
Порядок формирования муниципальной собственности…………11-18стр.
Глава 2. Организационно-правовой механизм управления муниципальной собственностью……………………………………………………………...19стр.
2.1 Правовое регулирование муниципальной собственности………...19-23стр.
2.2 Организационная система управления муниципальной собственностью
…………………………………………………………………………….23-31стр.
Заключение………………………………………………………………32-33стр.
Список литературы…………………………
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теорико-Методологические основы муниципальной собственности
………………………………………………………………………………
Глава 2. Организационно-правовой
механизм управления муниципальной
собственностью…………………………………………
2.1 Правовое регулирование
муниципальной собственности………
2.2 Организационная система
управления муниципальной
…………………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение
Введение
Актуальность темы исследования определяется, в своей основе, современными закономерностями перехода к рыночной экономике, противоречивыми тенденциями становления новых форм собственности, поиском дальнейших перспектив экономического и политического развития российской государственности.
Одним из важных условий
успешного обеспечения
Вопрос о собственности был и остается главным во всех коренных преобразованиях, которые знала история человечества. При всем многообразии социокультурных, исторических особенностей, характеризующих эти процессы, им присущи и некоторые общие черты, обще социальные закономерности. Начальный период экономических преобразований, в частности, всегда связан с борьбой различных общественных сил за владение теми или иными массивами собственности. Это есть, в конечном счете, борьба за собственность как за экономическую власть в обществе и государстве. В дальнейшем, с завоеванием и перераспределением экономической власти, происходящей, как правило, на основе возникновения новых форм собственности, неизбежно возникает проблема реализации властно-управленческих функций собственности, выработки и применения системы мер по эффективному управлению ее объектами. И если результаты начального периода экономических преобразований всегда получают в первую очередь политико-правовую фиксацию, закрепляются путем соответствующих изменений в государственной системе правовых норм, то результаты последующих властно-экономических преобразований получают свою материализацию непосредственно в экономической системе.
Таким образом, тема управления
муниципальной собственностью в
современной России одна из самых
актуальных. Так как, ещё пятнадцать
лет назад такой формы
Целью моей курсовой работы
является охарактеризование
Согласно поставленным мной задачам, которые мне предстоит решить для раскрытия данной темы, курсовой проект я структурирую следующим образом. В первой главе, я даю понятие муниципальной собственности, ее состав. Рассматриваю порядок формирования муниципальной собственности. Во второй главе я рассматриваю организационно – правовой механизм управления муниципальной собственностью.
Объект исследования моего курсового проекта—муниципальная собственность, представленная в виде имущественного комплекса, включающего недвижимое и движимое имущество, доходы местного бюджета, внебюджетные фонды, муниципальные предприятия и учреждения, доли в уставном капитале хозяйствующих субъектов и пр., и составляющая экономическую основу управления муниципальными образованиями, в отношении которой данное образование обладает правами владения, пользования и распоряжения.
Предметом исследования выступают
механизмы экономического и финансового
управления муниципальной собственностью
как важнейшей
Глава 1.Теорико-
1.1 Понятие муниципальной собственностью
Статья 8 Конституции Российской Федерации устанавливает, что наравне с другими формами собственности (1государственной, 2частной и др.) признается и защищается муниципальная собственность.
Исходя из этого принципиального положения российской специалисты конституционного, гражданского и муниципального права разрабатывают теоретические основы муниципальной собственности. Предложенная ими концепция сущности и содержания категории «муниципальная собственность» является доминирующей в современной отечественной практике муниципального управления. Она нашла свое отражение в российском федеральном законодательстве.
В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. В статье 1 федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уточняется, что
______________________________
2Частная собственность-одна из форм собственности, означающая абсолютное, защищенное законом право гражданина или юридического лица на конкретное имущество (землю, другое движимое и недвижимое имущество).
1Государственная собственность в РФ– имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта
муниципальная собственность есть собственность муниципального образования.
Как известно, под муниципальным образованием в соответствии со статьей 1 вышеназванного федерального закона понимается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление.
РФ)Именно муниципальное образование признается в российском законодательстве субъектом правоотношений, которому на праве собственности принадлежит муниципальное имущество, т.е. имущество муниципального образования. Нетрудно заметить, что законодатель исключает право собственности на муниципальное имущество у таких субъектов местного самоуправления как местные сообщества, население муниципального образования и др.
Состав муниципальной собственности. В редакции федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос о составе муниципальной собственности рассматривается в несколько ином ракурсе.
В пункте 1 статьи 50 законодатель определил имущество, которое может быть включено в состав муниципальной собственности. К нему относится:
- имущество, предназначенное для решения установленных федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения;
- имущество, которое предназначается для осуществления отдельных переданных государственных полномочий в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
- имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными актами представительного органа муниципального образования.
В пунктах 2-4 статьи 50 одноименного федерального закона устанавливается состав имущества, которое может находиться в собственности поселения и муниципального района. При этом законодатель установил, что остальное имущество, не предназначенное для решения вопросов местного значения и обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, должно быть передано другим собственникам.
Понятия «владение, пользование и распоряжением муниципальной собственностью» и «управление муниципальной собственностью» нельзя рассматривать как однопорядковые. Первый термин по своему содержанию более емкий и глубокий, чем второй. Можно управлять муниципальной собственностью, не владея этой собственностью. Однако собственник может не только владеть и пользоваться, но одновременно самостоятельно управлять своей собственностью.
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжением муниципальной собственностью. Как видим, в основном российском законе вопрос о субъектах владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью остается открытым. В нем лишь идет о субъектах управления муниципальной собственностью (п.1ст.132).
Согласно пункту 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополняет положение статьи 215 ГК РФ. В пункте 2 статьи 29 подчеркивается, что в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население от имени муниципального образования непосредственно осуществляет права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.
В новой редакции федерального
закона «Об общих принципах
Итак, в местном самоуправлении
произошла очередная 1«
Федеральное законодательство позволяет выделить две группы управления муниципальной собственностью.
В первой группе в качестве основных субъектов управления муниципальной собственностью выступают органы местного самоуправления.При этом подчеркивается их самостоятельность в управлении муниципальной собственностью (пункт 1 статье 132 Конституции Российской Федерации). Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование. Им предоставлено право отчуждать,
______________________________
1Муниципальная революция-прошедшая в России в середине прошлого десятилетия, привела к появлению новелл правового регулирования, смысл которых становится ясным только сегодня, когда общество входит в очередной, качественно новый этап формирования единой системы публичной власти, связанный с принятием и введением в действие Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах...»)
Информация о работе Организационно-правовой механизм управления муниципальной собственностью