Организационно-правовой механизм управления муниципальной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется, в своей основе, современными закономерностями перехода к рыночной экономике, противоречивыми тенденциями становления новых форм собственности, поиском дальнейших перспектив экономического и политического развития российской государственности.
Одним из важных условий успешного обеспечения экономической реформы, перехода к цивилизованному рынку является формирование муниципальной собственности как самостоятельной формы собственности, ее развитие на прочной законодательной базе в качестве экономической основы местного самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2-4стр.
Глава 1. Теорико-Методологические основы муниципальной собственности
…………………………………………………………………………………..5стр
Понятие муниципальной собственности…………………………....5-11стр.
Порядок формирования муниципальной собственности…………11-18стр.
Глава 2. Организационно-правовой механизм управления муниципальной собственностью……………………………………………………………...19стр.
2.1 Правовое регулирование муниципальной собственности………...19-23стр.
2.2 Организационная система управления муниципальной собственностью
…………………………………………………………………………….23-31стр.
Заключение………………………………………………………………32-33стр.
Список литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Буткувене Т,С -муниципальная собственность.docx

— 67.92 Кб (Скачать файл)

Особенности правового  режима объектов муниципальной собственности, установленные гражданским законодательством  и законодательством о местном  самоуправлении, должны в полной мере учитываться органами местного самоуправления при определении порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом.

При разработке нормативных  актов, касающихся порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, необходимо учитывать положения  Федерального закона «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 25.08.95г. №154-ФЗ. В этом законе установлен порядок  формирования муниципальной собственности  за счет государственной собственности (ст. 4 и 5), определен порядок разграничения  муниципальной собственности, если в границах муниципального образования  имеются другие муниципальные образования (п.3 ст.6), установлено, что общий порядок  владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью должен определяться основным нормативным  актом муниципального образования  — его уставом (ст.8), определено, что только представительный орган  местного самоуправления вправе устанавливать  порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью (ст.15), закреплено принципиально важное положение, что доходы от приватизации муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет (ст. 28), определено право органов местного самоуправления осуществлять регулирование цен и тарифов на продукцию (услуги) предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности (ст. 31).19 Анализ п. 1 и 2 ст. 61 закона показывает, что муниципальные образования вправе требовать по суду передачи в муниципальную собственность объектов, находящихся в собственности субъекта РФ, необходимых для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектом РФ и муниципальным образованием.

При создании правовой и  организационной основы управления и распоряжения муниципальной собственностью следует обратить особое внимание на нормы, содержащиеся в гл. 19 Гражданского кодекса РФ «Право хозяйственного ведения, право оперативного управления» (ст. 294-300), в параграфе 4 гл. 4 ГК РФ, имеющей  название «Государственные и муниципальные  унитарные предприятия» (ст. 113-115) и  в ст. 120 ГК РФ «Учреждения». Ввиду  того, что в настоящее время  практически все муниципальное  имущество находится либо в хозяйственном  ведении муниципальных 1унитарных предприятий, либо в оперативном управлении

муниципальных учреждений (механизм передачи имущества в муниципальную  казну еще не создан и не определен  порядок содержания этого имущества), нормы ГК РФ, определяющие правовой режим хозяйственного ведения и  оперативного управления служат нормативно-правовой основой всей системы управления муниципальной собственностью.

________________________________________________________________________________

1.Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества.

 

Права собственника муниципального имущества (от имени муниципального образования эти права осуществляют органы местного самоуправления в 

рамках их компетенции — ст. 215 и 125 ГК РФ) в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, исчерпывающим образом перечислены в ст. 295 ГК РФ. В статье указаны две категории прав.

Одна группа прав касается прав, которые собственник осуществляет в отношении своего имущества  сам непосредственно: а) право на принятие решений о создании, реорганизации, ликвидации предприятия; б) право определять предмет и цели деятельности создаваемого или реорганизуемого предприятия; в) право на назначение руководителя предприятия; г) право на осуществление  контроля за использованием по назначению и сохранностью имущества, принадлежащего предприятию; д) право на получение  части прибыли от использования  находящегося в хозяйственном ведении  имущества.

В другую группу прав входят права, позволяющие собственнику оказывать  влияние на решения по распоряжению недвижимым имуществом, которые вправе принимать уже само предприятие. Речь идет о праве собственника запрещать  или давать согласие на совершение предприятием соответствующих сделок: купли-продажи, аренды, залога и т.д. При этом собственник вправе свое согласие обусловить определенными  требованиями, например, передачи ему  части арендной платы, части покупной цены.

Действует при этом общее  ограничение — собственник не должен злоупотреблять своими правами (п.1 ст.10 ГК РФ).

Следует признать, что  законодатель довольно жестко ограничил полномочия собственника по распоряжению имуществом, находящимся в хозяйственном  ведении предприятия. Фактически таких  прав у собственника не имеется. Решения  по распоряжению имуществом принимает  исключительно само предприятие. Чтобы  распорядиться этим имуществом собственнику необходимо сначала изъять его от предприятия. Однако критерии правомерного изъятия имущества закон не устанавливает, хотя и упоминает о такой возможности в п.3 ст.299 ГК РФ. Пробел в законодательстве суд со ссылкой на ст. 305 ГК РФ («Защита прав владельца, не являющегося собственником») будет применять в пользу законного владельца, каковым является предприятие. Единственным реальным способом изъять имущество является ликвидация предприятия. Это положение, конечно, не нормально и должно быть исправлено законодателем.

Права собственника муниципального имущества в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении муниципальных учреждений, определены в ст. 296 и 298 ГК РФ. Принципиально  важным представляется то обстоятельство, что Гражданский кодекс прямо  установил случаи правомерного принудительного  изъятия имущества, закрепленного  за учреждением (как было уже отмечено, подобное не было сделано в отношении  имущества, закрепленного на праве  хозяйственного ведения) — собственник  «вправе изъять излишнее, неиспользуемое, либо используемое не по назначению имущество» (п.2 ст.296 ГК РФ).

Важно отметить, что в  соответствии со ст. 296 ГК РФ муниципальное  образование «вправе», но не обязано  изъять излишнее, неиспользуемое, либо используемое не по назначению имущество. Целесообразность изъятия определяется для каждого конкретного случая отдельно. Отсутствует такая целесообразность, например, в случаях, когда имущество  по причинам временного характера учреждением  не используется. В этом случае имущество  более целесообразно передать в  аренду заинтересованным третьим лицам. На практике целесообразность изъятия  имущества возникает лишь в случаях, когда оно либо является излишним, либо используется не по назначению. В  этих случаях его обычно передают не в аренду, а закрепляют в хозяйственное  ведение или оперативное управление других муниципальных организаций (передают с баланса на баланс).

 

Устанавливая собственные  процедуры принятия решений по распоряжению муниципальным имуществом, муниципальные  образования должны в максимально  возможной мере использовать конкурсные процедуры. Однако, если при приватизации муниципального имущества требования преимущественно конкурсного распоряжения имуществом были изначально заложены в императивных требованиях федерального законодательства, то при предоставлении муниципального недвижимого имущества третьим лицам во временное владение и пользование до 2 августа 1997 года (даты вступления в силу Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» №123-ФЗ) федеральное законодательство практически блокировало конкурсное предоставление имущества. Дело в том, что в соответствии с п.2.6 Государственной программы приватизации, утвержденной Указом Президента РФ от 28.12.93г. №2284 и п.4.5. Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных указом президента РФ от 22.07.94г. №1535, арендуемые объекты нежилого фонда, полученные в аренду по конкурсу или аукциону, могли быть выкуплены арендатором за довольно умеренную плату (стоимость выкупа не превышала трех годовых арендных плат). Понятно, что перспектива выкупа объектов нежилого фонда заставляла органы местного самоуправления использовать преимущественно процедуры неконкурсного предоставления их в аренду (так называемое целевое предоставление).

На основании изложенного  материала можно сформулировать следующее:

Права собственника в отношении  имущества, входящего в состав муниципальной  собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно.

В настоящее время в  ряде субъектов РФ приняты законы о 1местном референдуме, которые позволяют сообществу граждан муниципального образования непосредственно осуществлять процесс управления муниципальной собственностью.

Полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских  округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

Права собственника муниципального имущества (от имени муниципального образования эти права осуществляют органы местного самоуправления в

Права собственника муниципального имущества (от имени муниципального образования эти права осуществляют органы местного самоуправления в

рамках их компетенции — ст. 215 и 125 ГК РФ) в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, исчерпывающим образом перечислены в ст. 295 ГК РФ. В статье указаны две категории прав.

__________________________________________________________________________________

1Местный референдум - голосование, проводимое среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории муниципального образования, в целях решения вопросов местного значения

 

Заключение

В ходе достижения основной цели курсовой работы мною были сделаны  следующие выводы и сформулированы следующие основные положения:

Муниципальная собственность  это имущество, принадлежащее на праве собственности городским  и сельским поселениям, а также  другим муниципальным образованиям. То есть основным признаком муниципальной  собственности выделяется ее вещное содержание и принадлежность к муниципальному образованию.

В состав муниципальной  собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные  земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной  собственности, муниципальные предприятия  и организации, муниципальные банки  и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые  помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Право муниципальной  собственности  возникает из оснований, предусмотренных  законами и иными правовыми актами. Можно выделить административные и  гражданско-правовые способы.

Право муниципальной  собственности  прекращается в случае гибели или  уничтожения имущества; при отчуждении имущества другим лицам, в том  числе при приватизации; в порядке  разграничения муниципальной собственности; путем обращения взыскания на имущество по обязательствам муниципального образования в порядке, предусмотренном  законом РФ или договором; по иным основаниям, предусмотренным законами РФ.

Приватизация муниципальной  собственности является одним из наиболее важных элементов, обеспечивающих укрепление экономической основы местного самоуправления в условиях рыночной экономики и формирования муниципальной  собственности.

Установление порядка  управления и распоряжения муниципальной  собственностью является исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления.

Права собственника в  отношении  имущества, входящего  в состав муниципальной  собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных  законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население  непосредственно.

Муниципальная собственность  наряду с местными финансами составляет экономическую основу местного самоуправления. Вопросы формирования эффективного управления и распоряжения муниципальной  собственностью являются, поэтому приоритетными  для муниципальных образований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

      1. Конституция Российской Федерации (принята общероссийским референдумом от 12 декабря 1993 г.) [Текст] // Российская газета. - 1993. - № 237. - С. 3-6.
      2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая Федеральный закон (от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ в ред. от 13 мая 2008 г) [Текст] // Российская газета. - 1994.
      3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон (от 28 августа 1995г. № 154-ФЗ) [Текст] // Собрание законодательства РФ. -2002г. № 2118-1. Ст.29.
      4. О приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации: Федеральный закон (от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ) [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2002г. № 4. Ст.251.
      5. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон (от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ) [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2002г. № 48. Ст.4746.
      6. Бабун, Р. В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие [Текст] / Р. В. Бабун – СПб: Питер, 2005. – 192 с.
      7. Воронин, А. Г. Муниципальное хозяйствование и управление [Текст] / А. Г. Воронин – М.: 2004.176 с.
      8. Иванов, В. В., Коробова, А. Н. Муниципальный менеджмент: справочное пособие [Текст] / В. В. Иванов, А. Н. Коробова – М., 2001.
      9. Местное самоуправление в современной России: аналитический доклад «Реализация законодательства Российской Федерации по вопросам местного самоуправления и основные проблемы развития местного самоуправления в современной России». - М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2004, 240 с.
      10. Модин, Н. А. Муниципальная собственность - экономическая основа деятельности органов местного самоуправления [Текст] / Н. А. Модин // Законодательство и экономика.- 2001.- № 2. 

Информация о работе Организационно-правовой механизм управления муниципальной собственностью