Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 13:24, курсовая работа
Большинство российских и зарубежных специалистов и наблюдателей, которые
анализируют политику в области местного самоуправления в России,1 отмечают
завершение первого этапа реформы местного самоуправления. Принятие в 1993 г. Конституции Российской Федерации и в 1995-1997 годах основных федеральных и региональных законов и формирование в большинстве регионов муниципальных представительных и исполнительных органов привели к созданию институциональных рамок функционирования местного самоуправления в России, которые, судя по всему, вряд ли претерпят кардинальные изменения в обозримом будущем.
1.Введение 2
2. Исторический экскурс 2
3. Конституционно-правовые основы деятельности органов местного самоуправления 6
4. Проблемы становления местного самоуправления и задачи федеральной власти. 10
5. Соотношение органов федеральной власти и местного самоуправления 15
6. Организационные принципы, функции и полномочия органов местного самоуправления, их классификация 18
I. Общие принципы муниципальной организации 19
Классификация по механизму делегирования полномочий 20
Классификация по качеству делегируемых полномочий 21
Классификация по количеству делегированных полномочий 23
II. Организационные модели муниципальных структур 23
Вариант 1 24
Вариант 2 25
Вариант 3 27
III. Проблемы муниципальной деятельности 27
7. Заключение. 29
Список источников: 31
управлению муниципальным хозяйством, практически невозможна вне системы
органов местного самоуправления, наделенных определенной компетенцией,
необходимой для осуществления возложенных на них населением функций.
Статья 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" дает следующее определение органов
местного самоуправления:
"Органы местного
полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему
органов государственной власти".
Органы местного
а) вопросы местного значения,
б) выполнение отдельных
Основным содержанием деятельно
является решение вопросов местного значения. Фактически они определяют функции
местного самоуправления, его компетенцию.
Решение вопросов местного
через создаваемые им органы местного самоуправления, путем делегирования этим
органам собственных прав, принадлежащей только населению компетенции. Структура
таких органов определяется населением самостоятельно. (Поскольку органы местного
самоуправления являются одним из элементов организации управления в государстве,
государство неизбежно опирается на них при решении вопросов государственной
политики. Главное в этом вопросе - не допустить, чтобы взаимодействие органов
государственной власти и органов местного самоуправления в единых целях не
превратилось в диктат "сверху - вниз", в том числе и по вопросам, не нуждающимся в
государственном регулировании.)
Органы местного
делегированием им части полномочий населения на решение вопросов местного
значения, с одновременным наделением соответствующей достаточной компетенцией.
Поэтому органы местного
механизму делегирования
качеству делегированных полномочий;
количеству делегированных
Конституция России закрепляет
только один из многих
классификации: по способу их образования, механизму делегирования населением
своих полномочий.
"Местное самоуправление
другие органы местного самоуправления" (часть 2 статьи 130 Конституции РФ), причем
для выборных органов порядок создания определяется в соответствии с
законодательством и уставами муниципальных образований. Порядок создания других
органов определяется в соответствии с уставами муниципальных образований.
Под "другими" тут необходимо понимать органы, созданные иным, не
выборным, путем (например, сформированные путем делегирования представителей
других органов или организаций; созданные соответствующим решением
уполномоченного на то органа или должностного лица и т. д.)12.
Принципиальное различие между такими органами состоит в том, что через
выборный механизм население напрямую наделяет соответствующие органы
собственной, принадлежащей только ему компетенцией, позволяющей осуществлять
управление муниципальным хозяйством в полном объеме полномочий собственника.
Все остальные, не выборные органы создаются именно для обеспечения
делегированных полномочий и не располагают собственной компетенцией.
Уставом муниципального
выборного должностного лица - главы муниципального образования, возглавляющего
деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории
муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц
местного самоуправления
(так, в Псковской области предусматр
должность шерифа - руководителя муниципальной милиции, возможны выборы
управляющего муниципальным хозяйством, муниципального казначея и т. д.).
Глава муниципального
местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению
вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.
Наряду с выборными
хозяйством, как правило, принимают участие иные должностные лица, назначаемые
или утверждаемые в должности компетентным органом или должностным лицом и
входящие в категорию муниципальных служащих.
Кроме различного механизма дел
необходимо классифицировать органы местного самоуправления по качеству
делегируемых им полномочий.
Такая классификация
местного самоуправления, наделенных представительными, исполнительными и
контрольными полномочиями по решению вопросов местного значения. При этом
представительные и контрольные полномочия делегируются, как правило, одному
органу (представительному), но население может создать и отдельный, специальный
орган, наделенный контрольными полномочиями (контрольный комитет, счетная
палата и т. п.).
Обязательным выборным органом,
населения и принимать от его имени решения, действующие на территории
муниципального образования, является представительный орган местного
самоуправления, состоящий из депутатов, избираемых на основе всеобщего и прямого
избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными
законами и законами субъектов Российской Федерации13.
Местное самоуправление - власть, наиболее приближенная к населению.
Близость определяется не столько ее местом в иерархической лестнице, сколько теми
функциями, которые она выполняет. Занимаясь вопросами местного значения, она
должна решать их в интересах населения. Поэтому муниципальное управление
предусматривает обязательное наличие представительных органов местного
самоуправления, за исключением случаев, когда их функции может выполнять сход.
Закон определяет
1.принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального
образования,
предусмотренных уставом
2.утверждение местного
бюджета и отчета о его
3.принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение
отчетов об их исполнении;
4.установление местных налогов и сборов;
5.установление порядка
управления и распоряжения
собственностью;
6.контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления,
предусмотренных уставами
образований (часть 2 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах
организации
местного самоуправления в
К полномочиям представительных органов местного самоуправления
необходимо отнести и сформулированное Л. А. Велиховым право издания
обязательных постановлений. По его определению, "главное отличие муниципального
закона (обязательного постановления) от законов государственных состоит в том, что
первый имеет силу только для территории муниципального образования и относится
лишь к вопросам местного значения, предметам муниципального хозяйства и
благоустройства".
Виды нормативных актов, которы
самоуправления, перечисляются в уставе муниципального образования и в законах
субъектов РФ. Обычно к ним относят: решения и постановления выборного органа или
главы муниципального образования - по вопросам осуществления местного
самоуправления; распоряжения и приказы - по вопросам внутренней организации
деятельности органов местного самоуправления.
Действующее федеральное
создание в муниципальных образованиях исполнительных органов местного
самоуправления, предусматривая возможность избрания главы муниципального
образования и других выборных должностных лиц, наделяемых при этом собственной
компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом
муниципального образования. Кроме этого, в названном уставе помимо
представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления
могут быть предусмотрены и иные органы и должностные лица местного
самоуправления. Под этим, как правило, и подразумевается создание органов,
наделяемых компетенцией для исполнения решений, принимаемых населением
муниципального образования или его представительным органом.
Говоря об общих принципах организации таких органов, Л. А. Велихов
справедливо отмечал следующее:
"К аппарату местного
применять следующие общие требования. Во-первых, он должен правильно и с
достаточной гибкостью отображать подлинные интересы и нужды местного
сообщества; во-вторых, он должен соответствовать принципу экономии средств и сил,
т.е. при наименьших затратах на его содержание, работать быстро, гладко и без
излишних формальностей, и, в-третьих, он должен выдвигать на исполнительные
должности людей опытных и ответственных, создавая для них наиболее благоприятную
обстановку работы."
Полномочия представительного
органов местного самоуправления должны быть определены и закреплены в
муниципальном(местном) уставе.
Виды органов местного
представительные: Собрание представителей, Совет депутатов, Дума, Хурал
(Республика Тыва), муниципальный совет, муниципальное собрание, муниципалитет,
окружной сельский (поселковый) Комитет (Саратовская область);
исполнительные: местная администрация, волостная управа, исполком, мэрия.
Конкретные названия органов местного самоуправления, а также глав
муниципального образования (глава администрации, председатель Совета,
председатель исполкома, мэр, городской голова, посадник и т. п.) и иных выборных
должностных лиц местного самоуправления и сроки их полномочий определяются, как
правило, соответствующим
законодательством субъектов
субъектов РФ (Вологодская обл., Воронежская обл., Новгородская обл. и др.) вопрос