Основные аспекты правовой регламентации деятельности некоммерческих организаций как субъектов гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 00:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы глубоко исследовать основные аспекты правовой регламентации деятельности некоммерческих организаций как субъектов гражданского права. Задачи работы заключаются в следующем:
- рассмотреть общие положения о некоммерческих организациях,
- исследовать различные формы некоммерческих организаций и их особенности.
- изучить правовые положения некоммерческой организации, рассмотреть ликвидацию и реорганизацию некоммерческой организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НЕКОМЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 6
1.1 Понятие, признаки и правосубъектность некоммерческих организаций 6
1.2 Порядок и основные этапы создания некоммерческой организации 13
ГЛАВА 2. ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 24
2.1 Потребительские кооперативы 24
2.2 Общественные и религиозные организации (объединения) 31
2.3 Фонды 36
2.4 Учреждения 40
2.5 Объединение юридических лиц (ассоциации и союзы) 46
2.6 Иные формы некоммерческих организаций 51
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ЛИКВИДАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

Вложенные файлы: 1 файл

некомерческие организации готовый диплом 2010.docx

— 119.12 Кб (Скачать файл)

1) устав фонда по общему  правилу не может быть изменен  органами фонда, если уставом  прямо не предусмотрена возможность  его изменения в таком порядке  (ст. 119 ГК РФ). Если в уставе  нет положения о его изменении  органами фонда, то внесение  в него изменений возможно  в судебном порядке по заявлению  органов фонда или органа, уполномоченного  осуществлять надзор за его  деятельностью, при наличии предусмотренных  законом оснований; 

2) фонд не может быть  ликвидирован в добровольном  порядке. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц при наличии оснований, предусмотренных в пункте 2 ст. 119 ГК РФ (например, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом).

Объединения юридических  лиц (ассоциации и союзы) — это  некоммерческие организации, которые  создаются для координации деятельности юридических лиц, занимающихся однородной деятельностью, представления и  защиты их общих интересов, осуществления  совместных программ (ст. 121 ГК РФ). Допускается  создание объединений либо только коммерческих, либо только некоммерческих организаций.

Объединение юридических  лиц в ассоциации (союзы) следует  отличать от реорганизации юридических  лиц в форме слияния. В первом случае юридические лица выступают  учредителями (участниками) другого  юридического лица, они сохраняют  свою самостоятельность, тогда как  во втором случае в результате образования  нового юридического лица ранее существовавшие юридические лица прекращаются.

Учредительными документами  ассоциации (союза) являются учредительный  договор, подписанный ее членами, и  утвержденный ими устав. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность  по ее обязательствам в размере и  в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации.

Государственной корпорацией  признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления  социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях).

Особенности государственной  корпорации заключаются в том, что  учредителем ее может быть только Российская Федерация. Для ее создания не требуется учредительных документов, она создается на основании специального федерального закона. Отличие государственной  корпорации от государственного учреждения заключается в том, что имущество  принадлежит ей на праве собственности  и Российская Федерация не несет  субсидиарной ответственности по ее обязательствам.

Особенностью является также  то, что отсутствует единый порядок  управления деятельностью государственных  корпораций, порядок их реорганизации  и ликвидации, а также использования  их имущества в случае ликвидации. Эти вопросы должны решаться в  законе относительно каждой конкретной государственной корпорации.

Автономной некоммерческой организацией (АНО) признается не имеющая  членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных  взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (ст. 10 Закона о некоммерческих организациях). Причем учредители автономной некоммерческой организации могут  пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами. Наряду с уставом может быть заключен учредительный договор.

Общественными и религиозными объединениями признаются добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (ст. 117 ГК РФ). Религиозные объединения  образуются в целях совместного  исповедания и распространения  веры.

Общественные объединения  создаются по инициативе их учредителей  — не менее 3 физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими  лицами могут входить юридические  лица — общественные объединения. Выделяются общественные объединения, основанные на членстве (общественные организации, политические партии) и не основанные на членстве (общественные движения, органы общественной самодеятельности).

Деятельность общественных объединений регулируется Федеральным  законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об  общественных объединениях», политических партий — Федеральным законом  от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях», религиозных организаций  — Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и  о религиозных объединениях».

1.2 Порядок и основные этапы создания некоммерческой организации

 

Создание некоммерческой организации осуществляется в порядке, предусмотренном ГК РФ, Федеральным  законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ (ред. от 01.12.2007) "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ (ред. от 01.12.2007) "О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей", а также рядом специальных  законов об отдельных видах некоммерческих организаций.

Правовой процесс создания некоммерческой организации в качестве субъекта права включает в себя несколько  этапов: принятие решения учредителем  о создании соответствующей некоммерческой организации, утверждение устава, принятие решения Федеральной государственной  службой о создании НО (данный этап создания предусмотрен в отношении  таких организационно-правовых форм некоммерческих организаций, как общественные объединения, общины коренных малочисленных  народов РФ, некоммерческие партнерства, частные учреждения, автономные некоммерческие организации, фонды, ассоциации и союзы, религиозные организации), государственную регистрацию. Однако действующее законодательство не дает четкого ответа на вопрос, с какого момента любая некоммерческая организация считается созданной, на что указывается в юридической литературе.4

Так, ФЗ "О некоммерческих организациях" различает момент создания некоммерческой организации (п. 2 ст. 13: "Создание некоммерческой организации... осуществляется по решению учредителей (учредителя)") и момент приобретения ею прав юридического лица (п. 1 ст. 3: "Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке"). В ч. 4 ст. 3 ФЗ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ (ред. от 02.02.2006) "Об общественных объединениях" предусматривается возможность существования общественных объединений без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2006) "О свободе  совести и о религиозных объединениях" различает религиозные организации (добровольное объединение граждан  РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица) и религиозные группы (добровольные объединения граждан, образованные в целях совместного исповедания и распространения веры). Последние осуществляют свою деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Следовательно, по закону возможно существование некоммерческих организаций, которые создаются решением учредителей и функционируют в соответствии со своими целями без государственной регистрации.

Права же юридического лица некоммерческая организация приобретает  только с момента ее государственной  регистрации. Как указывается в  юридической литературе, до государственной  регистрации некоммерческая организация  может существовать, если она не преследует цели, запрещенные законом, но, не обладая статусом юридического лица, не вправе вступать в правоотношения гражданско-правового характера. В данном случае, отмечает М.В. Жабреев, организация будет существовать как факт, а не как явление юридическое.5 Поэтому, как нам представляется, не совсем верной является формулировка ст. 51 ГК РФ. Получается, что регистрации подлежит юридическое лицо, и именно оно же будет считаться созданным с момента регистрации. Более точной представляется формулировка, по которой государственной регистрации подлежит организация (а не юридическое лицо), которая будет иметь место вне зависимости от регистрации, и только после прохождения соответствующей регистрации она наделяется статусом юридического лица. Если некоммерческая организация не создавалась в качестве юридического лица, но создана решением учредителей, то для достижения целей такой организации в гражданских правоотношениях могут участвовать ее правоспособные участники (члены) от своего имени и за свой счет. Однако далеко не любая организация, имеющая статус некоммерческой, может существовать без наделения ее правами юридического лица. Так, например, для того чтобы заниматься образовательной деятельностью, реализовывать программы образования, любое образовательное учреждение должно быть зарегистрировано в соответствии с законодательством РФ. Лишь после прохождения этой процедуры оно получает статус юридического лица и может обращаться в Минобразование России о выдаче ему лицензии на ведение образовательной деятельности по конкретным направлениям и специальностям. Лицензия является одним из необходимых условий функционирования образовательного учреждения. Поэтому я считаю, что некоммерческие организации не могут существовать без прав юридического лица, если при этом ими не могут быть достигнуты цели их создания.

В юридической литературе отмечается противоречивость норм ФЗ "Об общественных объединениях", которые устанавливают возможность  существования общественных объединений  без прав юридического лица.

Так, А.В. Орлов полагает, что существование общественного  фонда (который является формой общественного  объединения) без прав юридического лица теряет всякий смысл, поскольку  цели его создания и деятельности (формирование имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных  законом поступлений и использование  данного имущества на общественно  полезные цели (ст. 10 ФЗ "Об общественных объединениях")) не смогут быть достигнуты, и причина этого в том, что общественное объединение (в том числе и общественный фонд), не являющееся юридическим лицом, не может иметь имущественные права (ни вещные, ни обязательственные).6

Таким образом, исследование вопроса о моменте создания некоммерческих организаций позволило прийти к  выводу, что некоммерческие организации  в отличие от коммерческих (целью  которых является извлечение прибыли  через наделение последних правами  юридического лица) могут осуществлять деятельность без государственной  регистрации и приобретения правоспособности юридического лица при условии, что  ими могут быть достигнуты цели их создания. Связано это с тем, что основные цели деятельности некоммерческих организаций лежат за пределами рыночного оборота и, следовательно, за рамками гражданского права. Их особый гражданско-правовой статус призван лишь обеспечить имущественную базу для осуществления их функций, он не является самоцелью, а призван обслуживать эти функции и поэтому имеет подсобный характер.7 Однако, представляется, вряд ли верно ставить вопрос о том, может ли та или иная организационно-правовая форма юридических лиц действовать без прав юридического лица.

Организационно-правовая форма  может существовать только в рамках понятия юридического лица, поскольку  она отражает специфику правового  положения и деятельности самого юридического лица (соотношение прав юридического лица и его участников на имущество юридического лица, порядок  управления имуществом, извлечение и  распределение прибыли, распределение  убытков между участниками, объемом  правоспособности юридического лица). Если организация может осуществлять деятельность без прав юридического лица, то не представляется возможным  говорить о какой-либо организационно-правовой форме юридического лица.

Из вышеизложенного можно  сделать вывод о том, что некоммерческая организация может существовать без наделения ее правами юридического лица, поскольку, не преследуя цели извлечения прибыли, действует в  том направлении, ради которого она  создана (достижение общественных благ). Однако цель деятельности некоммерческой организации не всегда может быть достигнута без вовлечения ее в гражданский  оборот. Статус юридического лица используется прежде всего для того, чтобы включаться в гражданский оборот и использовать свои материальные возможности, и только тогда, когда создается некоммерческая организация как юридическое лицо, можно говорить об организационно-правовой форме, присущей ей. Таким образом, некоммерческие организации обладают своеобразным правовым статусом, что обусловлено их специфическим положением в обществе.

Порядок создания некоммерческой организации как юридического лица обязательно включает в себя этап государственной регистрации. Основные правила о государственной регистрации  закрепляются в ФЗ "О некоммерческих организациях" и ФЗ "О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей". Согласно ФЗ "О некоммерческих организациях" необходимые для государственной регистрации документы предоставляются уполномоченному органу (Федеральной регистрационной службе или ее территориальным органам - согласно Указу Президента РФ от 13.10.2004 N 1315 (ред. от 15.06.2007) "Вопросы Федеральной регистрационной службы"), который принимает решение о регистрации, сообщает об этом налоговым органам, а те вносят сведения в Единый государственный реестр юридических лиц (в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Такой режим регистрации распространяется на такие организационно-правовые формы НО, как общественные объединения, общины коренных малочисленных народов РФ, некоммерческие партнерства, частные учреждения, автономные некоммерческие организации, фонды, ассоциации и союзы.

Государственная регистрация  структурных подразделений (отделений) иностранной некоммерческой организации  проходит по правилам, также предусмотренным  ФЗ "О некоммерческих организациях". Особенность порядка регистрации  структурных подразделений иностранных  некоммерческих организаций заключается  в том, что решение о государственной  регистрации структурного подразделения  принимается только Федеральной  регистрационной службой (а не ее территориальными органами). Правоспособность филиала или представительства  иностранной некоммерческой неправительственной  организации на территории РФ возникает  со дня внесения в реестр сведений о соответствующем структурном  подразделении иностранной некоммерческой неправительственной организации. Ведение реестра филиалов и представительств международных организаций и  иностранной неправительственной  некоммерческой организации закреплено в полномочиях Федеральной регистрационной  службы (согласно Указу Президента РФ от 13.10.2004 N 1315 (ред. от 15.06.2007) "Вопросы  Федеральной регистрационной службы").

Еще один режим регистрации  некоммерческих организаций предусмотрен исключительно ФЗ "О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей" и распространяется на такие некоммерческие организации, которые выведены из-под  действия ФЗ "О некоммерческих организациях".

Информация о работе Основные аспекты правовой регламентации деятельности некоммерческих организаций как субъектов гражданского права