Основные аспекты правовой регламентации деятельности некоммерческих организаций как субъектов гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 00:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы глубоко исследовать основные аспекты правовой регламентации деятельности некоммерческих организаций как субъектов гражданского права. Задачи работы заключаются в следующем:
- рассмотреть общие положения о некоммерческих организациях,
- исследовать различные формы некоммерческих организаций и их особенности.
- изучить правовые положения некоммерческой организации, рассмотреть ликвидацию и реорганизацию некоммерческой организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НЕКОМЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 6
1.1 Понятие, признаки и правосубъектность некоммерческих организаций 6
1.2 Порядок и основные этапы создания некоммерческой организации 13
ГЛАВА 2. ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 24
2.1 Потребительские кооперативы 24
2.2 Общественные и религиозные организации (объединения) 31
2.3 Фонды 36
2.4 Учреждения 40
2.5 Объединение юридических лиц (ассоциации и союзы) 46
2.6 Иные формы некоммерческих организаций 51
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ЛИКВИДАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

Вложенные файлы: 1 файл

некомерческие организации готовый диплом 2010.docx

— 119.12 Кб (Скачать файл)

Высшим (волеобразующим) органом  общественного объединения  является  съезд (конференция)  или общее  собрание  членов,  которые  избирают  его  исполнительные (волеизъявляющие)  органы  и обладают  исключительной компетенцией, определенной законом  и уставом объединения. Из числа  своих членов  общественные  объединения  в  обязательном  порядке  избирают  коллегиальный  исполнительный орган (совет, президиум, правление и т.п.), руководитель которого является единоличным  исполнительным органом данного  юридического лица. В компетенцию  исполнительных органов общественного  объединения  входит  решение  всех  вопросов,  не  составляющих  исключительную  компетенцию  его  высшего  органа  (п. 2 ст. 30 Закона о  некоммерческих  организациях). При наличии заинтересованности руководителя или иного  должностного лица  общественного  объединения  в  совершении сделки  от  его  имени  такая  сделка подлежит  предварительному  одобрению  коллегиальным  органом  под  страхом  признания  ее  недействительной как оспоримой  сделки (ст. 27 Закона о некоммерческих организациях).   

Все  члены  общественных  объединений  имеют  равные  права  и обязанности,  предусмотренные  их уставами. Каждый член объединения  вправе принимать участие в управлении его деятельностью в порядке, предусмотренном  уставом,  обладая  одним  голосом  при  решении  вопросов  его  деятельности.  Уставом общественного объединения  для его членов может быть предусмотрено  корпоративное право пользования  имуществом объединения. Это означает, что в процессе осуществления  деятельности объединения все его  члены вправе безвозмездно пользоваться его имуществом в порядке и  на условиях, определенных уставом  объединения. 

Члены  общественного  объединения  несут  и  равные  обязанности,  в  том  числе  по  уплате  членских взносов. В  соответствии с уставом объединения  за нарушение своих обязанностей его члены могут быть исключены  из состава объединения.  Выход  участника из состава объединения  не влечет для него никаких имущественных  последствий, а потому осуществляется беспрепятственно. Никакой взаимной имущественной ответственности  объединения и отдельных его  членов не существует (п. 2 ст. 117 ГК).13

Таким образом, общественные  объединения  представляют  собой  корпоративные (основанные  на  членстве) объединения  граждан,  созданные с  целью совместного  удовлетворения  различных  нематериальных, прежде всего духовных, потребностей. 

Общественные  объединения  обладают  правоспособностью,  имеющей  строго  целевой характер. 

Доходы, полученные общественным объединением, предназначаются лишь для целей, указанных в его  уставе,  и  не  могут  распределяться  между  его  участниками  или  работниками.

Общественные  объединения  создаются  по  инициативе  не  менее  чем  трех  граждан.

Учредительным  документом  общественного  объединения  является  его  устав. 

Высшим (волеобразующим) органом  общественного объединения  является  съезд (конференция)  или общее  собрание  членов,  которые  избирают  его  исполнительные (волеизъявляющие)  органы  и обладают  исключительной компетенцией, определенной законом  и уставом объединения. Члены  общественного  объединения  несут  и  равные  обязанности,  в  том  числе  по  уплате  членских взносов.

2.3 Фонды

 

Фонд относится  к числу  некоммерческих организаций,  не являющихся корпорациями,  т.е. не  имеет членства.  Фонды  создаются  для  материального  обеспечения  социально-культурной,  благотворительной, образовательной  и иных общественно полезных видов  деятельности, а потому их участие  в гражданском обороте имеет  строго целевой характер, подчиненный  основным целям деятельности конкретного  фонда.  

Фондом  признается  не  имеющая  членства  организация,  созданная  на основе  добровольных имущественных взносов учредителей  в социально-культурных, благотворительных, образовательных и  иных  общественно  полезных (некоммерческих)  целях  (п. 1 ст. 118 ГК;  п. 1 ст. 7 Закона  о  некоммерческих организациях).     

Как и общественное объединение, фонд преследует в своей деятельности исключительно общественно полезные цели. Поэтому он обязан законом к публичному ведению своих имущественных дел (абз. 2 п. 2

ст. 118 ГК; абз. 2 п. 2 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях; п. 5 ст. 19 Закона о благотворительной  деятельности).  Фонд  вправе  осуществлять  предпринимательскую  деятельность  лишь  в  формах, разрешенных  общественным  объединениям.  Эта  деятельность  должна  непосредственно  служить  достижению целей фонда и полностью  им соответствовать. На тех же условиях фондам разрешено создавать хозяйственные  общества или участвовать в них. Благотворительные фонды вправе создавать хозяйственные общества  только  в  качестве «компаний  одного  лица»,  будучи  их единственными  учредителями и участниками (п. 4 ст. 12 Закона о благотворительной деятельности). Для достижения своих уставных целей  фонды могут создавать и другие некоммерческие организации. 

Фонд создается по решению  его учредителей, которыми могут  быть  физические и юридические  лица (коммерческие  и  некоммерческие  организации),  а  также  публично-правовые  образования,  если  иное не запрещено  законом.  Так,  учредителями  благотворительных  фондов  не  вправе  выступать  публично-правовые образования, а также  их унитарные предприятия и учреждения, ибо иное означало бы нецелевое использование  публичного имущества (ст. 8 Закона о  благотворительной деятельности и  благотворительных  организациях). Не исключено создание фонда единственным учредителем. 

Учредители фонда не обязаны  участвовать в его деятельности и, как правило, не делают этого. Однако важнейшей  обязанностью  учредителей  является  передача  имущественного  взноса  в  уставный  капитал  фонда,  хотя  закон  не  устанавливает  требований  к  минимальному  размеру  такого  взноса  либо  к минимальному размеру уставного капитала фонда. Поэтому в роли учредителей фонда  не могут выступать лица, которые  только организуют его деятельность, но не внесли вклад в имущество  фонда. К сожалению, при  создании  первых  российских  благотворительных  фондов  такие  лица  нередко  становились руководителями  или  занимали  иные  ответственные  должности  в  фондах,  получая  возможность  бесконтрольно распоряжаться  имуществом, полученным от благотворителей. 

Единственным  учредительным  документом  фонда  служит  устав,  утвержденный  его  учредителями. Помимо сведений, общих для всех юридических лиц, в уставе фонда  должны содержаться данные о целях  его деятельности, об органах фонда, их компетенции,  о порядке назначения и освобождения должностных лиц  фонда (например, с согласия или утверждения  попечительского совета), о судьбе имущества фонда в случае  его  ликвидации.  Закон  ограничивает  возможность  внесения  изменений  в  устав  фонда  его исполнительными  органами,  что  затрудняет  изменение  статуса  фонда  вопреки  воле  его  учредителей.

Подобные изменения могут  быть самостоятельно внесены органами фонда лишь в случаях, когда это  прямо разрешено уставом, утвержденным учредителями фонда, а при отсутствии таких  указаний — только  по решению  суда при наличии предусмотренных  законом условий (п. 1 ст. 119 ГК). 

Источниками  образования  имущества  фонда  являются  прежде  всего добровольные  взносы  его учредителей, пожертвования иных лиц и др. Для пополнения своего имущества фонд может использовать результаты  своей предпринимательской деятельности.  Фонд  становится  собственником имущества, переданного ему учредителями  или иными жертвователями,  которые не  приобретают никаких прав  на имущество фонда (п. 3 ст. 48, п. 4 ст. 213 ГК). Тем самым исключается и взаимная  ответственность по долгам  фонда и его учредителей.  Ни при каких условиях  фонд  не  может распределять  полученное имущество между своими учредителями или работниками.

Учредители  вправе  и  должны  контролировать  соблюдение  целевого  характера  использования  имущества фонда. С этой целью  в фонде из числа его учредителей  или их представителей, а также  иных авторитетных  лиц  создается  попечительский  совет (п. 4 ст. 118 ГК;  п. 3 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях). Будучи волеобразующим органом фонда, попечительский совет осуществляет надзор за всей деятельностью фонда, его исполнительных органов и  должностных лиц.

В  фонде  также  образуются  коллегиальный (правление,  совет  и  т.п.)  и  единоличный (президент, председатель и т.д.) исполнительные (волеизъявляющие) органы, обычно назначаемые  или утверждаемые учредителями либо попечительским  советом.  При  наличии заинтересованности  руководителя  или  иного должностного лица фонда  в совершении сделки от имени фонда  такая сделка подлежит предварительному одобрению попечительского совета под страхом признания ее недействительной (ст. 27 Закона о некоммерческих организациях). 

Фонды могут реорганизовываться на основании решения их учредителей  и (или) назначенного ими попечительского  совета  по  общим  правилам  гражданского  законодательства.  Однако  они  не  могут преобразовываться  в другие виды юридических лиц. Закон  предусматривает особый порядок  ликвидации фондов.  С  целью  предотвращения  возможных  злоупотреблений  в  использовании  имущества  фондов, особенно  при  их  самоликвидации,  перечень  оснований  ликвидации фондов определяется  законом,  а  не уставом  конкретного  фонда,  причем  ликвидация  допускается  только  по  решению суда,  но не  в добровольном порядке (п. 2 ст. 119 ГК; п. 2 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях). Остаток имущества фонда направляется на цели, предусмотренные его уставом, или на благотворительные цели, а при невозможности его использования для этих целей обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях). Фонд может быть объявлен банкротом.

Таким образом, фонды  создаются  для  материального  обеспечения  социально-культурной,  благотворительной, образовательной и иных общественно полезных видов деятельности, а потому их участие в гражданском обороте имеет строго целевой характер, подчиненный основным целям деятельности конкретного фонда.  

Фондом признается  не  имеющая членства  организация,  созданная на основе  добровольных имущественных взносов учредителей в социально-культурных, благотворительных, образовательных и иных  общественно полезных (некоммерческих)  целях

Фонд создается по решению  его учредителей, которыми могут  быть  физические и юридические  лица (коммерческие  и  некоммерческие  организации),  а  также  публично-правовые  образования,  если  иное не запрещено  законом. 

Единственным  учредительным  документом  фонда  служит  устав,  утвержденный  его  учредителями.

Учредители  вправе  и  должны  контролировать  соблюдение  целевого  характера  использования  имущества фонда. С этой целью  в фонде из числа его учредителей  или их представителей, а также  иных авторитетных  лиц  создается  попечительский  совет.

Фонды могут реорганизовываться на основании решения их учредителей  и (или) назначенного ими попечительского  совета  по  общим  правилам  гражданского  законодательства.

2.4 Учреждения

 

Учреждением  признается  не  имеющая  членства  организация,  созданная  и  финансируемая собственником  в  качестве  субъекта  ограниченного  вещного  права  под  его  дополнительную ответственность для осуществления  управленческих, социально-культурных и иных некоммерческих функций (п. 1 ст. 120 ГК, п. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях). 

Подобно  фондам,  учреждения  не  относятся  к  числу  корпораций,  поскольку  не  имеют  строго фиксированного  участия.  Это  единственная  разновидность  некоммерческих  организаций,  которым  имущество принадлежит не на праве  собственности, а на праве оперативного управления (ст. 296 ГК).

Они  полностью  или  частично  финансируются  их учредителями-собственниками, имеют  строго  целевую правоспособность, в силу чего обладают весьма ограниченными  возможностями самостоятельного участия  в гражданских правоотношениях. 

Как  и  унитарные  предприятия,  учреждения  не  свойственны  развитому  товарному  обороту,  а представляют собой остатки прежней социалистической системы. Однако опасность их участия  в обороте для третьих лиц  значительно смягчается правилом о  неограниченной дополнительной ответственности  собственника-учредителя  по  долгам созданного  им  учреждения. Поэтому закон сохранил данную  конструкцию не только для публичных, но и для частных собственников. 

Вместе  с  тем  государство  испытывает  известные  трудности  в  связи  с  необходимостью  нести субсидиарную ответственность  по долгам своих учреждений, тем  более, в условиях постоянного недостатка их бюджетного финансирования. В связи  с этим имеются проекты определенного  расширения возможностей госбюджетных  учреждений  по  получению  дополнительных  доходов  от  собственной  деятельности  и установления  их  самостоятельной  имущественной  ответственности  по  собственным  долгам (при исключении  субсидиарной  ответственности  учредителя  и  одновременном  запрете  обращения  взыскания  кредиторов на находящееся у учреждений недвижимое и иное ценное имущество  собственника).    

Правоспособность  учреждений  носит  узко  специальный  характер,  в рамках  которого  законом или учредительными  документами учреждению  может быть  разрешено осуществление некоторых видов приносящей доходы, т.е. предпринимательской деятельности.  Как правило, речь  идет о предоставлении платных услуг,  связанных с основной (уставной)  деятельностью учреждения  в сфере образования, воспитания, медицины, спорта, организации досуга, проведения научных исследований и пр. Учреждение не вправе самостоятельно создавать другие юридические лица, ибо это означало бы незаконное распоряжение имуществом  собственника,  если  только  речь  не  идет  о доходах от  разрешенной учреждению  предпринимательской деятельности  и приобретенном за  счет  этого имуществе,  получающем  особый правовой режим (п. 2 ст. 298 ГК). 

Информация о работе Основные аспекты правовой регламентации деятельности некоммерческих организаций как субъектов гражданского права