Основные аспекты правовой регламентации деятельности некоммерческих организаций как субъектов гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 00:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы глубоко исследовать основные аспекты правовой регламентации деятельности некоммерческих организаций как субъектов гражданского права. Задачи работы заключаются в следующем:
- рассмотреть общие положения о некоммерческих организациях,
- исследовать различные формы некоммерческих организаций и их особенности.
- изучить правовые положения некоммерческой организации, рассмотреть ликвидацию и реорганизацию некоммерческой организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НЕКОМЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 6
1.1 Понятие, признаки и правосубъектность некоммерческих организаций 6
1.2 Порядок и основные этапы создания некоммерческой организации 13
ГЛАВА 2. ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 24
2.1 Потребительские кооперативы 24
2.2 Общественные и религиозные организации (объединения) 31
2.3 Фонды 36
2.4 Учреждения 40
2.5 Объединение юридических лиц (ассоциации и союзы) 46
2.6 Иные формы некоммерческих организаций 51
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ЛИКВИДАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

Вложенные файлы: 1 файл

некомерческие организации готовый диплом 2010.docx

— 119.12 Кб (Скачать файл)

Учреждениями  являются  органы  государственной  и  муниципальной  власти  и  управления,  а  также  организации образования, просвещения  и науки, здравоохранения, культуры и спорта и др. (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки  и т.п.), особенности  правового положения которых  во многих случаях устанавливаются  специальным законодательством. 

В  зависимости  от  состава  учредителей  можно  выделить  публичные  (государственные  и  муниципальные)  учреждения,  учредителями  и собственниками  имущества которых являются соответствующие публично-правовые  образования:  Российская  Федерация,  субъекты  РФ  либо муниципальные образования. Иные виды учреждений являются частными, поскольку создаются одним или несколькими физическими и (или) юридическими лицами. 

Строго говоря, частным  является также общественное учреждение, которое закон определяет как  не имеющее  членства  общественное  объединение,  ставящее  своей  целью  оказание  конкретного  рода услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям  данного объединения (ст. 11 Закона  об  общественных  объединениях).14  Согласно  ст. 6 данного закона «участниками» общественного учреждения  признаются  физические  лица  и юридические лица — общественные объединения,  выразившие  поддержку целям данного учреждения  и (или)  его конкретным  акциям, принимающие участие в его деятельности без оформления условий своего участия. Очевидно, что такие «участники»  ни  при  каких  обстоятельствах не  могут являться « членами»  общественного учреждения, поскольку оно вообще не имеет членства.  

Учреждение создается  по решению собственника либо уполномоченного  им органа, а также нескольких собственников.  Как  правило,  его  учредительным  документом  является  устав  или  положение,  которое утверждается  учредителями.  Учреждение  может  действовать  на  основании  общего (типового  или примерного) положения  об учреждениях данного вида, например, типового положения о вузе, примерного положения об учреждении юстиции  по регистрации прав на недвижимость. В учредительных документах собственник  должен  определить  задачи  и  цели  деятельности  учреждения,  поскольку  оно  имеет ограниченную, целевую правоспособность. 

Решение  собственника  о  создании  учреждения  не  является  его  учредительным  документом,  как ошибочно указано  в п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях, отождествившего учредительные  документы с документами, предоставляемыми для регистрации некоммерческой организации. Не требуется также  заключения никаких договоров учредителя с созданным им учреждением, о  чем по недоразумению говорится  в п. 6 и 12 ст. 39, п. 1 ст. 41 и п. 5 ст. 43 Закона об образовании, ибо собственник  самостоятельно определяет условия  использования своего имущества. Вместе с тем при создании учреждения несколькими собственниками  они  могут  заключить  между  собой  договор  о  совместной  деятельности (простого товарищества),  определяющий  взаимоотношения  учредителей  в  процессе  создания  и  деятельности учреждения, в том числе по поводу его финансирования (ст. 1041 ГК). Данный договор также не относится к  учредительным документам.   

Обычно  учреждение  финансируется  собственником  по  смете,  в  которой  строго  фиксируются  направления расходования и размер сумм, выделяемых ему собственником. Поэтому права учреждения на закрепленное  за  ним  имущество  собственника  носят  ограниченный  характер  и  определяются непосредственно  законом (ст. 296 ГК),  а отчуждение  или  иное  распоряжение  данным  имуществом  без согласия собственника невозможно (п. 1 ст. 298 ГК). Любые доходы учреждения, а также приобретенное  за  их  счет  имущество, остаются  собственностью  учредителя  и  поступают  лишь  в  самостоятельное  распоряжение,  а  не  в

собственность  учреждения (п. 2 ст. 298 ГК). 

В отличие от других видов  юридических лиц учреждения отвечают перед своими кредиторами не всем своим  имуществом,  а  только  имеющимися  у  них  денежными  средствами,  при  отсутствии  которых наступает неограниченная субсидиарная ответственность их учредителей-собственников (п. 2 ст. 120 ГК; п. 2 ст. 9 Закона  о  некоммерческих  организациях).  Поэтому  учреждения  не  могут  быть  объявлены банкротами. 

Учреждение  в  принципе  не  может  стать  собственником  своего  имущества,  поскольку  это противоречило бы существу данной юридической конструкции. Иной подход, закрепленный нормами п. 7 ст. 39  Закона  об  образовании,  п. 2 ст. 27 Закона  о  высшем  и  послевузовском  профессиональном образовании, необоснованно расширяет рамки  участия учреждений  в  обороте (ср. п. 2 ст. 47 Закона об образовании)  и  одновременно  сужает  условия  ответственности  их  учредителей (п. 9 ст. 39 названного Закона), прямо превращая учреждения в подобие «предприятий» (ср. п. 4 ст. 47 названного Закона). 

Собственник-учредитель  назначает  руководителя  учреждения  в качестве  его  единоличного исполнительного  органа.  В  некоторых  видах  учреждений  могут  создаваться  коллегиальные исполнительные  органы  (ученые  и  аналогичные  им  советы).  Так,  в  соответствии  с  учредительными документами  в  общественном  учреждении  может  создаваться  коллегиальный  орган,  избираемый участниками, не являющимися  учредителями данного учреждения и  потребителями его услуг. Указанный  орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителях, но не вправе распоряжаться  имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителями (ст. 11 Закона об общественных объединениях). 

Учреждение может быть реорганизовано, в том числе преобразовано  в автономную некоммерческую организацию  или  в  фонд,  а также  в  хозяйственное  общество.  Для  государственных  и  муниципальных  учреждений  преобразование  в  хозяйственное  общество  допускается  лишь  в  порядке,  предусмотренном  законодательством  о приватизации (п. 2 ст. 17 Закона  о  некоммерческих  организациях).  Ликвидация учреждения  осуществляется  по  общим  правилам  гражданского  законодательства,  причем  остаток имущества, всегда поступает в собственность учредителя.

Таким образом, учреждением  признается  не  имеющая  членства  организация,  созданная  и  финансируемая собственником  в  качестве  субъекта  ограниченного  вещного  права  под  его  дополнительную ответственность для осуществления управленческих, социально-культурных и иных некоммерческих функций.

Они  полностью  или  частично  финансируются  их учредителями-собственниками, имеют  строго  целевую правоспособность, которая носит  узко  специальный  характер,  в рамках  которого  законом или учредительными  документами разрешено осуществление некоторых видов приносящей доходы, т.е. предпринимательской деятельности.

Учреждениями  являются  органы  государственной  и  муниципальной  власти  и  управления,  а  также  организации образования, просвещения  и науки, здравоохранения, культуры и спорта и др., особенности правового  положения которых  во многих случаях  устанавливаются специальным законодательством. 

Учреждение создается  по решению собственника либо уполномоченного  им органа, а также нескольких собственников, где устав - учредительный  документ. 

Финансирование осуществляется собственником  по  смете,  в  которой  строго  фиксируются  направления расходования и размер сумм, выделяемых ему собственником.

2.5 Объединение юридических лиц (ассоциации и союзы)

 

Самостоятельным  видом  некоммерческой  организации  является  объединение  юридических  лиц. Создание таких объединений в форме  ассоциаций или союзов предусмотрено  нормами ст. 121 Гражданского кодекса, ст. 11 Закона о некоммерческих организациях и рядом иных  федеральных законов.  

Ассоциацией (союзом) признается основанное на началах членства объединение юридических лиц, созданное ими с целью координации деятельности, а также представления и защиты их интересов (п. 1 и 2 ст. 121 ГК; п. 1 и 2 ст. 11 Закона о некоммерческих организациях).

В  отличие  от  неправосубъектных  объединений  холдингового  типа,  включающих «материнские»  и «дочерние» компании, объединения различных  юридических лиц, основанные на корпоративных (членских) началах,  во-первых,  являются  самостоятельными  юридическими  лицами,  а  во-вторых,  преследуют некоммерческие  цели,  создаваясь  обычно  для  координации  деятельности  участников,  представления  и  защиты их общих, в том числе имущественных, интересов. Они возникают исключительно на добровольной основе  и не  вправе  осуществлять  какие-либо  управленческие  функции в отношении своих участников, которые полностью сохраняют свою самостоятельность и права юридических лиц (п. 3 ст. 121 ГК; п. 3 ст. 11 Закона о некоммерческих организациях).

Ассоциации и союзы  не вправе самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность, но могут создавать для этой цели хозяйственные общества или участвовать  в них.  Учредителями  объединения  юридических  лиц  вправе  быть  коммерческие  и  некоммерческие организации, причем как порознь, так  и совместно (п. 4 ст. 50 ГК), хотя практическая необходимость в координации  своих действий или совместной защите общих интересов, обычно возникает  у юридических лиц, занимающихся  сходной  деятельностью.  Закон  не  предусматривает  минимально  необходимого  числа участников  таких организаций,  оставляя решение  этого  вопроса на усмотрение  учредителей. Полностью сохраняя  свою  самостоятельность,  юридическое  лицо  может одновременно  являться  членом  нескольких объединений, даже однородных по характеру деятельности.

Учредительными документами  объединения юридических лиц  служат учредительный договор и  устав (п. 1 ст. 122 ГК; п. 1 ст. 14 Закона о  некоммерческих организациях). В договоре определяются цели создания объединения  и условия членства в нем, в  уставе — статус самого объединения. Поэтому при расхождении правил,  содержащихся  в  этих  документах,  предпочтение  должно  быть  отдано  уставу  как  документу, непосредственно  определяющему правовое положение  объединения в  отношениях с третьими лицами. 

Помимо  общих  сведений,  обязательных  для  включения  в  устав  любого  юридического  лица, учредительные документы объединения  должны содержать условия о целях  и задачах его деятельности, в  том  числе  определяющие  характер  и  объем  его  специальной  правоспособности  и  основной  предмет деятельности,  который  должен  быть  указан  в  его  наименовании,  о  составе  и  компетенции  органов управления и порядке принятия ими решений, а также о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза). 

Имущество ассоциации  или  союза первоначально составляется из вступительных и членских взносов  участников и их добровольных пожертвований  и становится объектом права собственности  самого объединения. Закон не устанавливает  требований к минимальному размеру  имущества такой некоммерческой организации  или  к взносу ее участника. Имущество объединения  предназначено исключительно  для  достижения  целей,  определенных  его  учредительными документами.  Объединение  не вправе  распределять между  участниками  доходы  от  своей  деятельности,  а  должно  использовать  их  только  на  нужды объединения. 

Поскольку данная некоммерческая организация  создается  на  корпоративных  началах,  то  ее высшим (волеобразующим) органом является общее собрание участников (их представителей), компетенцию  и порядок работы которого в соответствии с законом должен определять устав  объединения (п. 1–3 ст. 29 Закона о некоммерческих  организациях).  Исполнительные (волеизъявляющие)  органы  ассоциации (союза)  образуются  высшим  органом  объединения  из  числа  физических  лиц —  органов (должностных  лиц)  или  представителей участников. 

Ассоциация (союз)  реорганизуется,  ликвидируется  и  объявляется  банкротом  по  общим  правилам, установленным для юридических  лиц. На основании единогласного  решения всех участников объединение  может быть преобразовано в фонд или в автономную некоммерческую организацию, а в случае возложения на него учредителями обязанности  по осуществлению  предпринимательской  деятельности оно подлежит  преобразованию  в  хозяйственное  общество  или  товарищество.  В  связи  с  наличием  субсидиарной ответственности членов объединения по его долгам оно  не может быть признано банкротом (п. 2 ст. 65 ГК).  Остаток  имущества,  образовавшийся  после  завершения  ликвидации  объединения,  передается  для использования на цели, определенные в его уставе, либо на иные цели, предусмотренные  законом (п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях), и не может распределяться между его учредителями (членами).

Участники  ассоциации (союза)  не  приобретают  на  имущество  объединения  ни  вещных,  ни обязательственных  прав (п. 3 ст. 48 ГК). Однако  в силу наличия корпоративных (членских) отношений  между объединением и его участниками  последние обладают в отношении  объединения и его имущества  корпоративными  правами  и  обязанностями,  содержание  и  порядок  реализации  которых  определяется законом и  учредительными документами ассоциации (союза).

В частности, члены объединения  имеют право безвозмездно пользоваться его услугами (п. 1 ст. 123 ГК; п. 1 ст. 12 Закона о некоммерческих организациях), могут  обладать корпоративным правом пользования  имуществом объединения. Каждый член объединения  наравне с другими вправе участвовать  в управлении его делами; может  беспрепятственно выйти из его состава, поскольку его выход не влечет для ассоциации или союза обязанностей по осуществлению каких-либо выплат или выдач. 

Участник  объединения  несет  корпоративные  обязанности,  в том числе по уплате  членских  и иных взносов, за неисполнение которых он может быть исключен из ассоциации (союза) по решению остальных участников (абз. 2 п. 2 ст. 123 ГК; абз. 2 п. 2 ст. 12 Закона о некоммерческих организациях).15 

Важной  особенностью  гражданско-правового  статуса  объединения  является  субсидиарная ответственность  его участников по долгам ассоциации (союза). При недостатке имущества  объединения для  удовлетворения  требований  кредиторов  его  участники  несут  ответственность  своим  имуществом  в размере  и  порядке,  предусмотренных  учредительными  документами  ассоциации  или  союза (п. 4 ст. 121 ГК; п. 4 ст. 11 Закона о  некоммерческих  организациях;  п. 4 ст. 14 Закона  о  благотворительной  деятельности).  Дополнительная ответственность  по долгам объединения в размере, пропорциональном взносу участника  в ее имущество, сохраняется в  течение двух лет с момента  его выхода из состава ассоциации (союза). 

Информация о работе Основные аспекты правовой регламентации деятельности некоммерческих организаций как субъектов гражданского права