Основные аспекты правовой регламентации деятельности некоммерческих организаций как субъектов гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 00:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы глубоко исследовать основные аспекты правовой регламентации деятельности некоммерческих организаций как субъектов гражданского права. Задачи работы заключаются в следующем:
- рассмотреть общие положения о некоммерческих организациях,
- исследовать различные формы некоммерческих организаций и их особенности.
- изучить правовые положения некоммерческой организации, рассмотреть ликвидацию и реорганизацию некоммерческой организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НЕКОМЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 6
1.1 Понятие, признаки и правосубъектность некоммерческих организаций 6
1.2 Порядок и основные этапы создания некоммерческой организации 13
ГЛАВА 2. ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 24
2.1 Потребительские кооперативы 24
2.2 Общественные и религиозные организации (объединения) 31
2.3 Фонды 36
2.4 Учреждения 40
2.5 Объединение юридических лиц (ассоциации и союзы) 46
2.6 Иные формы некоммерческих организаций 51
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ЛИКВИДАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

Вложенные файлы: 1 файл

некомерческие организации готовый диплом 2010.docx

— 119.12 Кб (Скачать файл)

Новые члены принимаются  в объединение по единогласному  решению его участников. Вступление в ассоциацию (союз)  нового  члена  может  быть  обусловлено  возложением  на  него  субсидиарной ответственности  личным  имуществом  по  долгам  объединения,  возникшим  до  момента  его  принятия  в объединение (п. 3 ст. 123 ГК; п. 3 ст. 12 Закона о некоммерческих организациях).

Таким образом, самостоятельным  видом  некоммерческой  организации  является  объединение  юридических  лиц. Создание таких объединений в форме ассоциаций или союзов

Ассоциацией (союзом) признается основанное на началах членства объединение  юридических лиц, созданное ими  с целью координации деятельности, а также представления и защиты их интересов.

Ассоциации и союзы  не вправе самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность, но могут создавать для этой цели хозяйственные общества или участвовать  в них. 

Учредителями  объединения  юридических  лиц  вправе  быть  коммерческие  и  некоммерческие организации.

Учредительными документами  объединения юридических лиц  служат учредительный договор и  устав.

Имущество ассоциации  или  союза первоначально составляется из вступительных и членских взносов  участников и их добровольных пожертвований  и становится объектом права собственности  самого объединения.

Участники  ассоциации (союза)  не  приобретают  на  имущество  объединения  ни  вещных,  ни обязательственных  прав.

Важной  особенностью  гражданско-правового  статуса  объединения  является  субсидиарная ответственность  его участников по долгам ассоциации (союза).

 

2.6 Иные формы некоммерческих организаций

 

Нужно отметить, что приводимые Гражданским кодексом РФ ч.1 таких  форм некоммерческих организаций как, потребительские кооперативы (ст. 116 ГК РФ), общественные и религиозные  организации (объединения) (ст. 117 ГК РФ), фонды (ст. 118 ГК РФ), учреждения (ст. 120 ГК РФ), объединение юридических лиц (ассоциации и союзы) (ст. 121 ГК РФ), имеют  место, и иные формы некоммерческих организаций которые закреплены в Федеральном Законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с внесенными изменениями и дополнениями). Поэтому рассмотрим только принципиально новые формы некоммерческих организаций, упоминаемых в выше указанном Законе.

Некоммерческие партнерства - основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение определенных целей.16

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая  членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных  взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность  этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими  автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

Государственная корпорация - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления  социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная  корпорация создается на основании  федерального закона, устанавливающего особенности правового положения  государственной корпорации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ЛИКВИДАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Современное состояние нормативно-правового  регулирования деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации  характеризуется чрезвычайной пестротой и непоследовательностью. Деятельность этих юридических лиц регулируется целым рядом нормативно-правовых актов. Это и Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 48–65; 116–123); Федеральный закон № 7-ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях»; Федеральный закон № 95-ФЗ от 11 июля 2001 г. «О политических партиях»8; Федеральный закон № 10-ФЗ от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»9; Федеральный закон № 135-ФЗ от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»; Федеральный закон № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»10 и многие другие.

Первая часть российского  Гражданского кодекса, основанная на базисных постулатах и принципах немецкого пандектного права, является кодифицированным нормативно-правовым актом, на основе которого должно быть построено все отечественное гражданское право, в том числе и деятельность юридических лиц — некоммерческих организаций. Следует согласиться с теми цивилистами, которые считают, что только Гражданский кодекс должен стать тем базисом, в который следует аккумулировать правовую регламентацию деятельности всех форм некоммерческих организаций, по крайней мере, основы их правового статуса, правосубъектности, характера и целей деятельности.

Соответствующая позиция  ученых нашла свое отражение в  проекте Концепции развития законодательства о юридических лицах.17 В то же самое время ряд авторов считает, что нормы ГК РФ, a не должны признаваться приоритетными по отношению к иным федеральным законам. По мнению В.П. Мозолина, Гражданский кодекс является таким же федеральным законом, как и другие, поэтому отдавать ему приоритет того или иного гражданско-правового отношения будет неправильным с точки зрения формально-юридического подхода.18

Другие ученые полагают, что специальные законы, посвященные  деятельности некоммерческих организаций, имеют приоритет перед нормами  ГК РФ вследствие известного еще древнеримским  юристам принципа lex specialis derogat lex generalis («норма специальная имеет большую  силу, чем норма общая»). Например, А.В. Егоров пишет, что в иерархии норм гражданского законодательства Федеральный закон «О некоммерческих организациях» занимает основное (т.е. «специальное») место по отношению к Гражданскому кодексу. Этот Закон имеет общее значение для нормативных актов, регулирующих правовое положение некоммерческих организаций, а также других форм, создание которых возможно в соответствии с иными федеральными законами. Такие нормативные акты должны носить специальный характер уже по отношению к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» и устанавливать особенности их правового статуса.19

На мой взгляд, с подобными точками зрениями согласиться нельзя. Действительно, Гражданский кодекс РФ является федеральным, а не федеральным конституционным законом и, рассуждая далее в этом русле, можно сделать вывод, что никакого примата по отношению к другим федеральным законам он не имеет. Однако абз. 2 п. 2. ст. 3 ГК РФ четко устанавливает, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Кодексу, т.е. такие законы в случае возникновения каких-либо коллизий не могут носить «специального» по отношению к ГК РФ характера, если в самом Кодексе это специально не было оговорено.

Действительно, рассматривая нормы, посвященные статусу некоторых  некоммерческих организаций, можно увидеть эти исключения. Так, из п. 6. ст. 116 ГК РФ, регламентирующего статус потребительского кооператива, следует, что правовое положение этой организационно-правой формы, права и обязанности членов таких организаций определяются в соответствии с ГК РФ законами о потребительских кооперативах. Особенности правового положения общественных и религиозных организаций как участников отношений, регулируемых ГК РФ, определяются законом (п. 3. ст. 117 ГК РФ). Аналогичная норма содержится в п. 3. ст. 120 ГК РФ и применительно к деятельности учреждений. Таким образом, налицо возникающие в правоприменительной практике нестыковки между п. 6. ст. 116 ГК РФ, п. 3. ст. 117 ГК РФ и п. 3. ст. 120 ГК РФ, с одной стороны, и положениями абз. 2 п. 3 ст. 3 ГК РФ - с другой.

Результат этого «хаоса»  виден на примере потребительских  кооперативов. В данном правовом поле работают схожие некоммерческие организации (товарищества собственников жилья; садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие товарищества; фонды взаимного кредитования; общества взаимного страхования; общины малочисленных народов РФ). Все они являются не чем иным, как потребительскими кооперативами. Другие же «потребительские кооперативы» (потребительские общества; сбытовые и торговые кооперативы), наоборот, к таковым не имеют никакого отношения и, являясь некоммерческими организациями, относятся к коммерческим - производственным кооперативам.

Решение вопроса видится  в том, чтобы отвести Гражданскому кодексу роль основного кодифицированного  регулятора деятельности некоммерческих организаций, ограничив действие принципа lex specialis derogat lex generalis. Необходимо внести изменения в положения п. 6 ст. 116 ГК РФ, п. 3. ст. 117 ГК РФ и п. 3 ст. 120 ГК РФ в части признания примата норм ГК РФ по отношению к иным «специальным» федеральным законам, регламентирующим деятельность отдельных форм некоммерческих организаций.

Сами «специальные» законы, безусловно, должны сохраниться в  отношении тех форм, которые будут  оставлены законодателем в результате унификации законодательства о некоммерческих организациях, так как урегулировать всю специфику характера деятельности отдельных некоммерческих организаций на уровне ГК РФ невозможно, кроме как «раздуть» Кодекс до немыслимых пределов. В то же время «специальные» законы должны носить вспомогательный характер, развивать закрепленные в ГК РФ положения и не противоречить им. В любой ситуации в ГК РФ применительно к каждой некоммерческой организации должны быть закреплены:

- цель и характер деятельности некоммерческой организации;

- основы правосубъектности (правоспособность и дееспособность);

- порядок создания, реорганизации и ликвидации;

- порядок организации управления в организации;

- порядок ведения общих дел в некоммерческой организации корпоративного типа;

- порядок изменения количества участников некоммерческих организаций — корпораций.

Специальные законы должны конкретизировать обозначенные выше положения, не вступая с ними в коллизии.

Данный подход будет верным и отразит истинное положение  Гражданского кодекса, которое он должен занимать в любом развитом правопорядке, безусловно являясь экономической конституцией в регулировании имущественных отношений.

Некоммерческая организация  может быть реорганизована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным  законом и другими федеральными законами.

Реорганизация некоммерческой организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Принятие решения о  реорганизации и проведение реорганизации  бюджетных или казенных учреждений, если иное не установлено актом Правительства  Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном: 20

    1) Правительством  Российской Федерации - в отношении  федеральных бюджетных или казенных  учреждений;

    2) высшим исполнительным  органом государственной власти  субъекта Российской Федерации  - в отношении бюджетных или  казенных учреждений субъекта  Российской Федерации; 

    3) местной администрацией  муниципального образования - в  отношении муниципальных бюджетных  или казенных учреждений.

При реорганизации казенного  учреждения кредитор не вправе требовать  досрочного исполнения соответствующего обязательства, а также прекращения  обязательства и возмещения связанных с этим убытков.

Некоммерческая организация  считается реорганизованной, за исключением  случаев реорганизации в форме  присоединения, с момента государственной  регистрации вновь возникшей  организации (организаций).

    При реорганизации  некоммерческой организации в  форме присоединения к ней  другой организации первая из  них считается реорганизованной  с момента внесения в единый  государственный реестр юридических  лиц записи о прекращении деятельности  присоединенной организации. 

Государственная регистрация  вновь возникшей в результате реорганизации организации (организаций) и внесение в единый государственный  реестр юридических лиц записи о  прекращении деятельности реорганизованной организации (организаций) осуществляются в порядке, установленном федеральными законами.

Некоммерческая организация  может быть ликвидирована на основании  и в порядке, которые предусмотрены  Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом  и другими федеральными законами.

Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ), уполномоченным органом или его территориальным  органом.

Решение о ликвидации фонда  может принять только суд по заявлению  заинтересованных лиц.

Информация о работе Основные аспекты правовой регламентации деятельности некоммерческих организаций как субъектов гражданского права