Основные аспекты правовой регламентации деятельности некоммерческих организаций как субъектов гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 00:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы глубоко исследовать основные аспекты правовой регламентации деятельности некоммерческих организаций как субъектов гражданского права. Задачи работы заключаются в следующем:
- рассмотреть общие положения о некоммерческих организациях,
- исследовать различные формы некоммерческих организаций и их особенности.
- изучить правовые положения некоммерческой организации, рассмотреть ликвидацию и реорганизацию некоммерческой организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НЕКОМЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 6
1.1 Понятие, признаки и правосубъектность некоммерческих организаций 6
1.2 Порядок и основные этапы создания некоммерческой организации 13
ГЛАВА 2. ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 24
2.1 Потребительские кооперативы 24
2.2 Общественные и религиозные организации (объединения) 31
2.3 Фонды 36
2.4 Учреждения 40
2.5 Объединение юридических лиц (ассоциации и союзы) 46
2.6 Иные формы некоммерческих организаций 51
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ЛИКВИДАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

Вложенные файлы: 1 файл

некомерческие организации готовый диплом 2010.docx

— 119.12 Кб (Скачать файл)

    Фонд может  быть ликвидирован:

   - если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

   - если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

   - в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;

   - в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

 Отделение иностранной  некоммерческой неправительственной  организации на территории Российской  Федерации ликвидируется также: 

    1) в случае ликвидации  соответствующей иностранной некоммерческой  неправительственной организации; 

    2) в случае непредставления  сведений;

    3) в случае, если  его деятельность не соответствует  целям, предусмотренным учредительными  документами,

Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший  решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают  в соответствии с Гражданским  кодексом Российской Федерации и  настоящим Федеральным законом  порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде.

Принятие решения о  ликвидации и проведение ликвидации бюджетного учреждения осуществляются в порядке, установленном: 21

    1) Правительством  Российской Федерации - в отношении  федерального бюджетного учреждения;

    2) высшим исполнительным  органом государственной власти  субъекта Российской Федерации  - в отношении бюджетного учреждения  субъекта Российской Федерации; 

    3) местной администрацией  муниципального образования - в  отношении муниципального бюджетного  учреждения.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых  публикуются данные о государственной  регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления  требований ее кредиторами. Срок заявления  требований кредиторами не может  быть менее чем два месяца со дня  публикации о ликвидации некоммерческой организации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации.

По окончании срока  для предъявления требований кредиторами  ликвидационная комиссия составляет промежуточный  ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества  ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами  требований, а также о результатах  их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или  органом, принявшим решение о  ее ликвидации.

Если имеющиеся у ликвидируемой  некоммерческой организации (за исключением  частных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества  некоммерческой организации с публичных  торгов в порядке, установленном  для исполнения судебных решений.

При недостаточности у  ликвидируемого частного учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации  производится ликвидационной комиссией  в порядке очередности, установленной  Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным  ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением  кредиторов третьей и четвертой  очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения  промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который  утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или  органом, принявшим решение о  ликвидации некоммерческой организации.

Принятие решения о  ликвидации и проведение ликвидации казенного учреждения осуществляются в порядке, установленном:

    1) Правительством  Российской Федерации - в отношении  федерального казенного учреждения;

    2) высшим исполнительным  органом государственной власти  субъекта Российской Федерации  - в отношении казенного учреждения  субъекта Российской Федерации; 

    3) местной администрацией  муниципального образования - в  отношении муниципального казенного  учреждения.

При ликвидации казенного  учреждения кредитор не вправе требовать  досрочного исполнения соответствующего обязательства, а также прекращения  обязательства и возмещения связанных с этим убытков.

При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

При ликвидации некоммерческого  партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами  некоммерческого партнерства в  соответствии с их имущественным  взносом, размер которого не превышает  размер их имущественных взносов, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами  некоммерческого партнерства.

Порядок использования имущества  некоммерческого партнерства, стоимость  которого превышает размер имущественных  взносов его членов, определяется в соответствии с пунктом 1 настоящей  статьи.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество частного учреждения передается его собственнику, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами Российской Федерации или учредительными документами  такого учреждения.

Имущество бюджетного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание  по обязательствам бюджетного учреждения, передается ликвидационной комиссией  собственнику соответствующего имущества.

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный  реестр юридических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Некоммерческая организация – это  организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут  создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в  иных целях, направленных на достижение общественных благ. Именно цели создания некоммерческой организации определяют границы ее правоспособности.

Некоммерческая организация, являющаяся юридическим лицом, обладает всеми  признаками, характеризующими юридическое  лицо: организационное единство, самостоятельная  имущественная ответственность, обособленность имущества, выступление в гражданском  обороте от своего имени.

Хотя извлечение прибыли не может  быть основной целью некоммерческого  юридического лица, в соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных видов.

Можно выделить следующие формы  некоммерческих юридических лиц: потребительские  кооперативы; общественные организации (объединения); религиозные организации (объединения); благотворительные и  иные фонды; учреждения; объединения  юридических лиц (ассоциации и союзы); другие формы, предусмотренные законодательством.

Данный перечень является открытым, так как законодатель не устанавливает  жесткие организационно-правовые формы  некоммерческих юридических лиц, а  лишь фиксирует уже сложившиеся  виды организаций.

Потребительский кооператив – это  добровольное объединение граждан  и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами  имущественных паевых взносов.

Общественные организации –  это добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке  объединившимся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная  гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных  взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные  или иные общественно полезные цели.

Учреждением признается организация, созданная собственником для  осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого  характера и финансируемая им полностью или частично.

Ассоциации (союзы) представляют собой некоммерческие юридические  лица, создаваемые на добровольной основе. Объединяющиеся в ассоциацию или союз юридические лица сохраняют  свою собственную самостоятельность  и права юридического лица.

Помимо вышеназванных форм существуют также некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, товарищества собственников жилья, торгово-промышленные палаты, товарные биржи. Все эти лица имеют свои особенности, функционируют в различных  сферах жизни.

Предложения по совершенствованию  законодательства.

1. В Гражданском кодексе РФ в императивной форме, исключающей какие-либо двойные толкования, следует установить примат ГК РФ по отношению к иным «специальным законам» в сфере правового регулирования деятельности некоммерческих организаций, для чего необходимо:

а) исключить (или отредактировать) п. 6. ст. 116 ГК РФ; п. 3. ст. 117 ГК РФ; п. 3. ст. 120 ГК РФ;

б) предельно насытить Гражданский  кодекс РФ нормативным содержанием  в части правовой регламентации  деятельности некоммерческих организаций  по всем основным базовым моментам деятельности:

- порядок создания, реорганизации и ликвидации организации;

- основы правоспособности и дееспособности;

- порядок управления в организации;

- порядок ведения общих дел;

- изменение количества участников некоммерческих организаций корпоративного типа;

- определение целей и характера деятельности организации.

2. В гражданском законодательстве следует оставить два основных признака разграничения некоммерческой организации от коммерческой:

а) основной целью деятельности такой организации не может быть извлечение прибыли;

б) полученная прибыль не может быть распределена между участниками (членами) организации.

Два других признака некоммерческой организации (специальная правосубъектность и целевой характер использования имущества при ликвидации некоммерческой организации) должны носить факультативный характер и учитывать специфику соответствующей формы некоммерческой организации.

3. Унифицировать современное гражданское законодательство о некоммерческих организациях путем сокращения существующих организационно-правовых форм до пяти — фонд, потребительский кооператив, общественная организация, объединение лиц и учреждение.

4. Установить на уровне ГК РФ запрет некоммерческим организациям создаваться в иных формах, кроме тех, которые установлены ГК РФ.

5. Следует исключить из действующего законодательства положения о праве некоммерческой организации на занятие предпринимательской деятельностью, для чего целесообразно закрепить право некоммерческой организации на осуществление вспомогательной хозяйственной деятельности в определенных законодательством пределах.

Информация о работе Основные аспекты правовой регламентации деятельности некоммерческих организаций как субъектов гражданского права