Основные теории происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 15:26, доклад

Краткое описание

Госуда́рство — особый институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения индивидов, общих групп, классов.
Государство оперирует определёнными методами сохранения и поддержания государственной целостности, суверенитета, правопорядка, традиций внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между гражданами Государства, и вовлекает в свою деятельность всё население на cобственной и других территориях, в соответствии с международными соглашениями Государства.

Вложенные файлы: 1 файл

правовединение.docx

— 101.30 Кб (Скачать файл)

2. Политическая функция  обусловлена необходимостью осуществления  им гармонизации интересов различных  социальных групп. Используя такие  методы, как проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство  способно выявить действительную  расстановку социальных сил, учесть  в своей политике интересы  различных социальных групп и  не допустить их открытого  столкновения. Особо важным представляется  процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять  как бы срез общества. Организация  этого процесса, обеспечивающего  народовластие, возлагается на  государстве. Помимо этого государство  обеспечивает защиту конституционного  строя, государственного суверенитета, ведет правотворческую деятельность  и официально представляет население  всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.

3.Социальная функция. Ее  выполнение позволяет обеспечить  нормальные условия жизни для  всех членов общества вне зависимости  от их участия в производстве  материальных благ, а также от  возраста, пола, здоровья и т. п.  Установление минимального уровня  оплаты труда, пенсий, стипендий,  пособий больным, инвалидам, пожилым  людям, студентам, детям, матерям,  безработным; выделение необходимых  средств на здравоохранение, культурный  отдых, просвещение, строительство  жилья для малооплачиваемых, налаживание четкой работы транспорта и связи - это все то, что позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способствующую их развитию, а не только существованию. Однако и в этом деле нужна осмотрительность: социальная политика проводится за счет налогов, отчисляемых от предпринимательской деятельности, и если они высоки, то у предпринимателей теряется стимул работать. Общество может деградировать. Но в то же время социальное регулирование по принципу уравниловки не способно обеспечить прогресс общества.

4. Правоохранительная функция,  или функция по установлению  и охране правопорядка-это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными методами. Среди них можно выделить метод правотворчества (разработка и принятие законов и других нормативных актов), метод правоприменения (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности), организационно-правовой, осуществляемый исполнительными органами (регулирование ценообразования, разрешение митингов, демонстраций) и др. Борьба с правонарушениями - очень важная сторона правоохранительной деятельности государства. Она ведется с помощью всей системы правоохранительных органов. Средства, вкладываемые в правоохранительную систему, - немалые, и общество вправе рассчитывать на спокойную и безопасную жизнь. Однако, если эти средства не дают отдачи и преступность не снижается, правящая элита должна подумать над тем, эффективно ли она управляет обществом.

5. Экологическая функция  в последнее время выдвигается  в разряд основных функций  государства. Человечество подошло  к такому рубежу, когда его  деятельность ставит под угрозу  само существование человека: интенсивное  и экстенсивное использование  природных ресурсов, применение  некоторых современных технологий  нарушает баланс в естественной  среде, что изменяет условия  жизни на Земле, делая их  для него невозможными. Безудержная  эксплуатация природы ведет человечество  в пропасть. Государство обязано  предусмотреть и обуздать этот  процесс своими установлениями. Во многих странах разработано  обширное природоохранное законодательство, которое четко регулирует деятельность  людей и организаций в области  использования окружающей среды,  а к его нарушителям применяются  суровые меры (начиная от предупреждений, солидных штрафов и кончая  ликвидацией предприятий, являющихся  источниками загрязнения окружающей  среды).

Существуют также дополнительные функции государства, например, функции  обеспечения национальной безопасности, строительства дорог, ирригационных, мелиорационных и иных общественных систем, транспортная, информационная, борьба с последствиями стихийных  бедствий и др.

Б. Внешние  функции - это основные направления его деятельности на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более взаимосвязанным.

1. Функция обороны имела  первостепенное значение в прежние  времена. В настоящее время  мир становится все более цивилизованным, международные организации берут  на себя регулирование территориальных  притязаний и разрешение конфликтов  между государствами, предупреждая  их военное столкновение. И, тем не менее, даже развитые страны, накопившие немалый опыта мирном сосуществовании, предпочитают держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности, поскольку еще далеко не все правящие элиты прислушиваются к мировому сообществу, а современное вооружение позволяет любым нецивилизованным правителям в короткие сроки и на больших расстояниях наносить разрушительные удары.

2. Дипломатическая функция  способствует поддержанию приемлемых  отношений со всеми странами  независимо от того, какой идеологии  они придерживаются, какую систему  хозяйствования используют. Нормальные  добрососедские отношения-это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества.

3. Поддержка мирового правопорядка (внешнеполитическая функция) заключается  в политическом сотрудничестве  государств с тем, чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты. Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН, вопросами политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасности -постоянный орган ООН. Содействуют поддержанию политической стабильности и безопасности в мире и региональные международные организации (Лига арабских государств, Организация африканского единства. Организация американских государств. Ассоциация стран тихоокеанского региона и др.).

4. Внешнеэкономическая функция  связана с развитием взаимовыгодного  сотрудничества государств, которое  проявляется в международном  разделении труда, специализации  и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии  кредитно-финансовых связей. Экономическое  сотрудничество наиболее эффективно  между странами, территориально  связанными друг с другом (страны  ЕЭС, СНГ и др.).

5.Культурное сотрудничество  между странами осуществляется  на основе двусторонних и многосторонних  договоров междугосударствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет и др.). В рамках ООН культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.

6. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности (рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики и др.).

Внешняя деятельность государств в современном мире тогда будет эффективной, когда она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.

 

4. Понятие и элементы формы  государства.

13. Понятие и элементы формы государства.

В понятие «форма государства» включаются все особенности внутренней организации  государства — такие, как порядок  образования и структура органов  государственной власти, специфика  их территориальной обособленности, характер межведомственных взаимоотношений  и отношений государственных  органов с населением и др. Кроме  того, категория «форма государства» подразумевает под собой особенность  методов, которые используются государственными органами для осуществления управленческой деятельности.

Вообще, научное исследование различных  аспектов формы государства имеет  важное теоретическое и практическое значения. Изучение категории «форма государства» способствует установлению закономерностей и случайных  явлений в развитии любого государства, обобщению и использованию лучшего  опыта государственного строительства.

Наиболее полное представление  о понятии «форма государства» можно  получить только при совокупном изучении трех составляющих указанного выше понятия. Итак, форма государства подразумевает  под собой следующие три элемента:

1) форма правления,

2) форма государственного устройства,

3) государственно-правовой режим.

Под формой правления государства  понимается порядок образования  и организации высших органов  государственной власти, принципы их взаимоотношений друг с другом и  с населением. Таким образом, категория  «форма правления» наглядно показывает, кто и каким образом правит в государстве. Все государства, основываясь на критерии формы правления, можно разделить на два основных вида: 1) монархии, 2) республики. В свою очередь, монархии подразделяются на ограниченные и неограниченные, а республики —  на парламентские, президентские и  смешанные.

Под формой государственного устройства понимается территориальная структура  государства, соотношение между  государством в целом и его  составными частями — территориальными государственными единицами. По форме  государственного устройства все государства  подразделяются на три вида:

1) унитарное,

2) федеративное,

3) конфедеративное.

И, наконец, под государственно-правовым режимом понимается система средств  и способов, с помощью которых  осуществляется государственная власть. В свою очередь, по виду средств и  методов государственного властвования все государственно-правовые режимы разделяют на две группы: демократические  и авторитарные.

Более подробное рассмотрение каждой из составных частей понятия «форма государства» будет дано при изучении следующего вопроса.

______________________________________________________________________________________________________

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.

На форму государства  могут оказывать влияние следующие  факторы:

  1. социально-экономические, культурные;
  2. исторические, национальные и религиозные традиции;
  3. природные и климатические условия;
  4. расстановка политических сил и т. д.

Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного  государства, необходимо проводить  анализ его структурных элементов:

1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;

2) форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;

3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.

Таким образом, форма  государства определяет:

  1. порядок формирования органов государственной власти;
  2. структуру государственных органов;
  3. особенность территориальной самостоятельности населения;
  4. характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом;
  5. специфику отношений государственных органов и населения;
  6. приемы, способы, методы осуществления политической власти.

В соответствии с указанной  выше классификацией элементов государства  рассмотрим форму современного Российского  государства.

Российская Федерация  в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской  формой правления.

В результате можно выделить характерные черты государственного строя Российского государства:

  1. демократизм;
  2. федерализм;
  3. республиканская форма правления;
  4. разделение властей;
  5. политическое, идеологическое многообразие;
  6. признание и гарантирование Основным Законом государства местного самоуправления;
  7. государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный народ Российской Федерации;
  8. правовое государство;
  9. социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие.

Российская Федерация  является полупрезидентской республикой.

Информация о работе Основные теории происхождения государства и права