Особенности мусульманской концепции конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 08:15, курсовая работа

Краткое описание

Своеобразие конституционных правоотношений состоит в том, что они выражают сущность народовластия, его экономическую, политическую и социальную основы; определяют основные черты механизма самоуправления народа, осуществляемого в формах непосредственной и представительной демократии; опосредствуют основные связи личности с обществом и государством, возникающие в связи с реализацией национального суверенитета, установлением национально-государственной и территориальной организации РФ, субъектов РФ; систему государственных органов и основные связи между ними как элементами единого, целостного государственного механизма.

Содержание

Введение ………………………………………………………................... 3
Глава 1. Основные формы отношений государства и церкви.……… 8
Конституционное закрепление отношений церкви
и государства………………………………………………………. 12
1.2 Конституционный принцип светского государства в
Российской Федерации…………………………………………… 17
Глава 2. Особенности мусульманской концепции конституционного
права РФ (на примере правового развития Северного Кавказа).… 20
2.2. Характеристика обычного права народов Дагестана………... 23
2.3 Нормативное закрепление религиозных традиций народов
Дагестана………………………………………………………….. 26
Глава 3. Отношения государства с мусульманскими
религиозными организациями…………………………………..… 29
3.1 Тенденции взаимосвязи ислама с государственными
структурами………………………………………………………..
3.2 Противоречия государства и политического ислама ………. 35
Заключение …………………………………………………………. 38 Библиографический список ……………………………….. 44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик по КП.docx

— 91.57 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Владимирский  государственный  университет

имени  Александра  Григорьевича  и  Николая  Григорьевича  Столетовых»

(ВлГУ)

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра «Конституционного и муниципального права»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Конституционное (государственное) право России»

на тему: «Особенности мусульманской концепции конституционного права»

 

 

 

Выполнила студентка 1 курса группы  ЗЮВ-112 заочной  формы обучения  Лушникова Елена Юрьевна.

Принял: доцент Абрамова Ольга Кузьминична

 

 

Владимир 2013

Содержание

   Стр.

Введение ………………………………………………………...................  3

Глава 1. Основные формы отношений государства и церкви.………           8

    1. Конституционное  закрепление отношений церкви

 и государства……………………………………………………….   12

1.2  Конституционный принцип светского государства в

Российской Федерации……………………………………………  17

Глава 2. Особенности мусульманской концепции конституционного

права РФ  (на примере правового  развития Северного Кавказа).… 20

2.2.  Характеристика обычного  права народов Дагестана………... 23

2.3  Нормативное закрепление  религиозных традиций народов

 Дагестана…………………………………………………………..  26

Глава 3. Отношения государства с мусульманскими

религиозными организациями…………………………………..…  29

3.1 Тенденции взаимосвязи ислама с государственными

структурами………………………………………………………..  

3.2  Противоречия  государства и политического ислама ……….  35

Заключение ………………………………………………………….   38 Библиографический список ………………………………..   44

 

 

Введение.

Своеобразие конституционных  правоотношений состоит в том, что они выражают сущность народовластия, его экономическую, политическую и социальную основы; определяют основные черты механизма самоуправления народа, осуществляемого в формах непосредственной и представительной демократии; опосредствуют основные связи личности с обществом и государством, возникающие в связи с реализацией национального суверенитета, установлением национально-государственной и территориальной организации РФ, субъектов РФ; систему государственных органов и основные связи между ними как элементами единого, целостного государственного механизма.

Принципиально новым в  истории российской правовой системы  является наделение всех субъектов  РФ правом издания законов. Это способствует формированию, наряду с федеративной правовой системой, самостоятельных  региональных нормативно-правовых систем и в целом будущее страны, особое значение приобретает изучение исторических предпосылок формирования права у народов России, в частности в данной курсовой работе у народов республик Северного Кавказа. Согласно ст.5 Конституции РФ «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны».1

_______________________________

1 Конституция Российской Федерации (с поправками от 30 декабря 2008 г.) статья 5.

Именно эта статья Конституции  имеет первостепенное значение для  государственного регулирования межнациональных  отношений в Российской Федерации. Согласно ст.26 Конституции РФ «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности». Этот аспект является важной составляющей в обеспечении конституционной защиты национальной чести и достоинства человека.

Приоритетом национальной политики Российской Федерации является совершенствование  федеральной законодательной практики и определение правовых гарантий для каждой национальной республики в её составе.

Актуальность  работы.  В связи с интенсивным возрождением ислама в тех республиках, где преобладает мусульманская направленность в общественных отношениях, и необходимостью изучения влияния шариата на регулирование отношений в обществе, необходимо исследование данных проблем, о чем основательно изложено в трудах ведущего специалиста в этой области Л.Р. Сюкияйнена. Важность изучения норм обычного права для современного государственно-правового строительства в России состоит в том, что именно в них нашли отражение важнейшие вопросы правового, политического и социально-экономического устройства и развития общества. Задача Конституционного права - регулирование общественных отношений, которые составляют предмет конституционного права, как в стране в целом, так и в определенной местности для данной этнической или социальной группы населения.

Предмет исследования составляют основные конституционно-правовые институты, теоретические вопросы, связанные с влиянием мусульманской направленности права отдельных субъектов РФ на

_______________________________

1.Конституция Российской  Федерации (с поправками от 30 декабря  2008 г.) ст. 26.

региональную правовую систему  и ее отдельные компоненты, теория и практика конституционных правоотношений республик Северного Кавказа.

Объект исследования - мусульманская концепция, значение и влияние мусульманского права на конституционное право Российской Федерации.

Цель курсовой работы – исследовать взаимодействие исламской составляющей и перспектив сочетания основных теоретических положений традиционного конституционализма и исламской государственно-правовой доктрины.

Задачи исследования:

  • определить основные формы отношений государства и церкви;
  • выявить особенности мусульманской концепции конституционного права РФ  (на примере правового развития Северного Кавказа);
  • охарактеризовать отношения государства с мусульманскими религиозными организациями.

Методологической  основой курсовой работы явились общенаучные и специальные методы исследования - историко-правовой, системно-структурный, сравнительно-исторический и сравнительно-правовой, метод технико-юридического анализа.

Нормативно-правовой основой исследования в данной курсовой работе являются: Конституция Российской Федерации 1993 г. и Конституция Республики Дагестан 2003 г., федеральные законы и законы субъектов РФ, подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие отдельные аспекты развития региональной правовой системы, а также нормативные правовые акты, устанавливающие правовую основу для комплексного учета исторических и иных местных обычаев и традиций.

Теоретической основой курсовой работы являются труды известных отечественных и зарубежных государствоведов, в разное время исследовавших вопросы организации государственной власти:            Абдулаева М.И., Авакьяна С.А., Автономова А.С., Баглая М.В.,          Кутафина О.Е., Миронова О.О., Нерсесянца B.C., Саидова А.Х.,     Сюкияйнена Л.Р.,   Хабриевой Т.Я., Чиркина В.Е., Юдина Ю.А.; Давида Р. и других.

Работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и библиографического списка.

Во Введении определены актуальность темы, обозначены предмет и объект, цели курсовой работы, охарактеризованы теоретическая и методологическая основы. Первая глава  «Основные формы отношений государства и церкви» раскрывает суть отношений государства и церкви, определяет статус церкви в государстве, обозначает юридические основы отношений церкви и государства. В параграфе 1.1 «Конституционное закрепление отношений церкви и государства»  приведены Федеральные законы и нормативные акты субъектов РФ, регулирующих отношения государства и религиозных организаций. Параграф 1.2 «Конституционный принцип светского государства в Российской Федерации» отражает статью 14 Конституции РФ. Можно сказать, что в законодательстве Российской Федерации закреплены основные требования, составляющие существенные признаки светскости государства и их элементы. Во второй главе «Особенности мусульманской концепции  конституционного права (на примере правового развития Северного Кавказа)»  освещена мусульманская правовая форма, нормы, принципы и институты мусульманского права, указаны источники мусульманского права. В параграфе 2.1 приведен ряд правовых институтов одной из Северокавказских республик РФ. Правовое развитие Северного Кавказа – это история взаимодействия и взаимозависимости норм обычного права и общероссийского законодательства. Вопрос соотношения традиционного права и права официального и сегодня остается дискуссионным. Именно сегодня вновь в центре внимания находится вопрос о приоритетах: или правовое единообразие для всех регионов (и возможные при этом конфликты), или учет традиций и ментальных особенностей, акцентирование внимания именно на этих особенностях, и возможность избегания конфликтов.1  

Глава 3. Отношения государства с традиционными религиозными организациями посвящена взаимодействию государственных органов РФ с религиозными организациями, преимущественно мусульманскими, созданными на территории РФ. В параграфах 3.1 «Тенденции взаимосвязи ислама с государственными структурами» и 3.2 «Противоречия  государства и политического ислама» указаны трудности взаимоотношений органов государственной власти РФ и религиозных организаций, а также республик, где традиции ислама достаточно влиятельны. В заключении подводится итог вышесказанному, отражаются выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________________________________

1.Сотников А.А. Обычное  право и первые законодательные  акты Российской администрации  на Северном Кавказе (сеть интернет)

Глава 1. Основные формы отношений государства и церкви.

История многих государств включает в себя взаимоотношения  светской и церковной властей, государства  и религиозных организаций. В последнее время влияние церкви, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как к важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народов.

Русский философ И.А. Ильин так определил соотношение государства и церкви: «Церковь и государство взаимно инородны - по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему предназначению. Церковь не должна брать меча - ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны... в этом смысле церковь «аполитична», задача политики не есть ее задача; средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг».1

  Анализ законодательства и практики позволяет выделить два основных вида статуса церкви в государстве:

а) наличие государственной  церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;

б) режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

 

_______________________________

1.Ильин И.А. О государственной  форме // Государство и право. 2001. - № 11. - С. 34.

Статус государственной  церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое  охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные  привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной  церкви. В дореволюционной России такой статус был у Русской  православной Церкви.

Для режима отделения церкви от государства (Россия, Франция, Германия, Португалия и др.) характерно следующее:

1. Государство регулирует  деятельность религиозных организаций,  осуществляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность.

2. Государство не оказывает  церкви материальной, финансовой  поддержки.

3. Церковь не выполняет  государственных функций и вообще  не вмешивается в дела государства:  занимается лишь вопросами, связанными  с удовлетворением религиозных  потребностей граждан.

4. Отношения между государством  и церковью строятся на основе  юридически закрепленного принципа  свободы совести и вероисповедания,  что предполагает свободу выбора  религии и убеждений, отсутствие  права государства контролировать  отношение своих граждан к  религии и вести их учет  по религиозному принципу, равенство  всех религиозных объединений  перед законом.

Нормальное состояние  взаимоотношений государства и  церкви предполагает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную изоляцию друг от друга.

Для статуса государственной  церкви характерен ряд особенностей:

1. В сфере экономических  отношений - за церковью признается  право собственности на широкий  круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д. во многих случаях государство освобождает собственность церкви от налогообложения или существенно снижает налоги на нее. Так, до октября 1917 года Русская православная Церковь была освобождена от податей и гражданских повинностей.

2. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь. В дореволюционной России православная Церковь получала крупные субсидии от государства.

3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий - она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев - регулировать брачно-семейные отношения.

4. В области политических отношений церковь имеет право участвовать в политической жизни страны, в том числе и через представительство церкви в государственных органах. Православная Церковь в дореволюционной России была частью государственного аппарата. Синод состоял из представителей духовенства, назначаемых по распоряжению царя.

5. В области религиозных отношений союз церкви и государства состоит в том, что глава государства даже при республиканской форме правления дает религиозную клятву или присягу при вступлении в должность. Церковь участвует и в коронации монархов.

Информация о работе Особенности мусульманской концепции конституционного права