Особенности мусульманской концепции конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 08:15, курсовая работа

Краткое описание

Своеобразие конституционных правоотношений состоит в том, что они выражают сущность народовластия, его экономическую, политическую и социальную основы; определяют основные черты механизма самоуправления народа, осуществляемого в формах непосредственной и представительной демократии; опосредствуют основные связи личности с обществом и государством, возникающие в связи с реализацией национального суверенитета, установлением национально-государственной и территориальной организации РФ, субъектов РФ; систему государственных органов и основные связи между ними как элементами единого, целостного государственного механизма.

Содержание

Введение ………………………………………………………................... 3
Глава 1. Основные формы отношений государства и церкви.……… 8
Конституционное закрепление отношений церкви
и государства………………………………………………………. 12
1.2 Конституционный принцип светского государства в
Российской Федерации…………………………………………… 17
Глава 2. Особенности мусульманской концепции конституционного
права РФ (на примере правового развития Северного Кавказа).… 20
2.2. Характеристика обычного права народов Дагестана………... 23
2.3 Нормативное закрепление религиозных традиций народов
Дагестана………………………………………………………….. 26
Глава 3. Отношения государства с мусульманскими
религиозными организациями…………………………………..… 29
3.1 Тенденции взаимосвязи ислама с государственными
структурами………………………………………………………..
3.2 Противоречия государства и политического ислама ………. 35
Заключение …………………………………………………………. 38 Библиографический список ……………………………….. 44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик по КП.docx

— 91.57 Кб (Скачать файл)

2.3  Нормативное  закрепление религиозных традиций  народов

 Дагестана

В 1990-е гг. в Дагестане  были приняты нормативные документы, определяющие новый курс республики на возрождение «местных правовых традиций», которые по мысли дагестанских законодателей  должны помочь республике выйти из кризиса, вызванного распадом Советского Союза. Этой цели должны служить законы «О местном самоуправлении», «О сельской общине» и «О третейских судах», принятые Народным Собранием — новым дагестанским парламентом, — в 1995—1996 гг. В нескольких сотнях дагестанских селений и в ряде городов появились самопровозглашенные шариатские суды. Их узаконили в соседней Чеченской республике, где в    1996 г. рецепирован основанный на нормах шариата уголовный кодекс Судана, и в Ингушетии, где в декабре 1997 г. принят закон о мировых судьях,                                                                                                                                                                   

_______________________________

1.Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское  право. Вопросы теории и практики. М.,1986. С.93.

обязывающий их «руководствоваться нормами адата и шариата». 1

Для мусульман исключительно  важно осознавать, что действующее  законодательство, по крайней мере, не противоречит ценностям шариата и основным принципам мусульманского права.

Этот момент необходимо учитывать  при разработке правовых решений  в регионах России с преобладающим  мусульманским населением. В частности, власть здесь только укрепила бы свои позиции в случае обоснования  совместимости принимаемого законодательства с исходными началами мусульманского права. С этой целью при законодательных  органах даже могут создаваться  консультативные структуры для  оценки готовящихся актов с мусульманско-правовых позиций. Предметом  подобного осмысления логично сделать и договоры между  федеральным центром и соответствующими субъектами Российской Федерации, которые  приобретут дополнительный авторитет, если будет показано их соответствие мусульманскому праву. Сюкияйнен Р.Л. считает, что в ходе подготовки таких договоров  также полезно учесть указанный момент. Нет оснований полагать, что подобный подход поставит принимаемое законодательство или заключаемые договоры в зависимость от мусульманского права. В подтверждение беспочвенности таких опасений достаточно обратиться к опыту арабских стран, где сложились богатые традиции сравнительного анализа действующего законодательства и международных договоров. Примечательно, что в посвященных данной проблеме работах авторитетные арабские ученые-компаративисты исходят из предположения об отсутствии противоречий между позитивным правом, основанным на европейских

_______________________________________

1.Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское  право. Вопросы теории и практики. М.,1986. С.96.

 

образцах, и мусульманско-правовыми принципами.1

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что субъекты РФ с активной мусульманской позицией нацелены на внедрение религиозных традиций в местное законодательство. Учитывая это, в России межличностные отношения не поставлены в зависимость от вероисповедания заинтересованных лиц. Российская Конституция допускает возможность использования республиками, входящими в её состав, норм мусульманского права, относя, например, семейные вопросы к области совместного ведения Федерации и ее субъектов. Это позволяет республикам с преобладающим мусульманским населением принимать по указанным вопросам законодательство, учитывающее отдельные положения мусульманского права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________________________

1. Сюкияйнен Р.Л. Мусульманское право и Российское законодательство (сеть интернет)

Глава 3.    Отношения государства с мусульманскими религиозными организациями

Ислам в России занимает второе место по числу верующих и пока третье - по количеству общин - 3048 религиозных объединений. По данным экспертов (во время последней переписи вопрос о религиозной принадлежности не задавался), в России насчитывается около 8 млн. мусульман. По утверждениям Духовного управления мусульман европейской части РФ, мусульман в России проживает около 20 миллионов. Согласно данным ВЦИОМ по итогам всероссийского опроса (январь 2010 года), доля называющих себя последователями ислама (как мировоззрения или религии) за 2009 год в России снизилась с 7% до 5% опрошенных.

Среди них большую часть  составляют так называемые «этнические» мусульмане, не исполняющие требований мусульманского вероучения, и относящих  себя к исламу в связи с традицией  или местом проживания (особенно много  таких в Татарстане и Башкортостане). Более сильны общины на Кавказе (исключая христианский регион Северная Осетия). В большинстве своём мусульмане живут в Волго-Уральском регионе, а также на Северном Кавказе, в Москве, в Санкт-Петербурге и Западной Сибири.

Мусульманская правовая форма  неразрывно связана с религией, оказывающей  до сих пор громадное воздействие  на народные массы. Из всех современных  мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесно соприкасается с  политикой, государством и правом. Связующим  звеном здесь и выступает мусульманское  право.1

Ислам оказывает глубокое воздействие на социальные и политические процессы в регионе Северного  Кавказа и идентичность многих из его жителей.

_______________________________

      1. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М.,1986.

Исторически исламская идентичность тесно переплеталась и конкурировала с национальной. Северокавказская умма неоднородна и фрагментирована. Исламизация более выражена на востоке, но усиливается и на западе, что объясняется различиями в степени интеграции и секуляризации как в советское время, так и раньше, во времена Российской империи. Большинство мусульманских организаций Северного Кавказа подчиняются восьми Духовным управлениям региона, которые тесно сотрудничают с местными властями; многие имамы официальных мечетей пользуются государственной поддержкой в той или иной форме. Однако салафитские организации практически не аффилированы с Духовными управлениями, кроме как отчасти в Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Северной Осетии и Ставропольском крае.

Однако влияние ислама на современное государственное  право проявляется главным образом  не в этом, а в закреплении ряда конкретных институтов и норм мусульманского права. Прежде всего, это относится к принципу «консультации» и статусу главы государства — основополагающим началам мусульманской концепции власти. Так, в ряде арабских монархий при главе государства имеется совещательный орган, принципы формирования и деятельности которого в значительной степени укладываются в мусульманско-правовую концепцию «консультативного правления».1

3.1 Тенденции взаимосвязи ислама с государственными структурами.

Российская Федерация  – светское государство согласно статье 14 Конституции.  Никакая религия  не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 Конституции РФ указывает,

________________________________________________

1. Сюкияйнен Л. Р Мусульманское Право. Вопросы теории и практики. Стр. 125.

что каждому гарантируется  свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально  или совместно с другими любую  религию или не исповедовать никакой. Тем не менее, с момента принятия в 1997 году Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» в России обозначились четыре религиозных конфессии, в том числе и ислам. В России помимо славянских народов мусульманами являются большинство татар, башкир, дагестанских народов, кабардинцев, чеченцев и др.

По мнению российского  исламоведа Г.М. Керимова в "мусульманских" республиках СНГ (Узбекистане, Азербайджане, Киргизии, Туркмении, Таджикистане, Казахстане), где религия отделена от государства, достаточно сильно проявляются тенденции взаимосвязи ислама со всеми структурами государственного строя. Многие руководители этих стран придерживаются мнения, что ислам, в сущности, не противоречит социальному прогрессу и его необходимо использовать в создании нового общества. Духовенство в этих странах официально поддерживает правительство. Богословы прилагают немало усилий к тому, чтобы новые преобразования в этих странах обосновывались канонами ислама. Современные мусульманские идеологи выдвигают различные концепции создания исламского государства нового типа, разрабатывают экономические и социальные программы по формам правления, подробно рассматривая обязанности мусульманского правительства.

В составе Российской Федерации  Дагестан, пожалуй, самый исламизированный регион. Даже по сравнению со своими кавказскими соседями жители республики выделяются приверженностью к религии, искренней тягой к исламской  культуре. В нашей стране именно на дагестанской земле впервые появилась  великая мусульманская религия.

В мусульманской концепции существует требование законопослушания, повиновения властям, как исполнение гражданского и религиозного долга.  Данная позиция определяется общим принципом Ислама — нераздельности светской и религиозной сфер бытия. Однако законопослушание, повиновение властям не является безусловным, а имеет определенные пределы.1

Такова общая позиция  конфессий. Вопрос о лояльности власти ставится в зависимость от уважения (или неуважения) ею прав и свобод человека, прежде всего религиозной свободы.

Исламский фактор распространен на Северном Кавказе. Ислам исповедует большинство жителей региона, особую роль он играет в Дагестане, Чечне и Ингушетии, где умма (сообщество мусульман) оказывает все более глубокое влияние на все сферы общественной жизни. Большинство местных мусульман – последователи так называемого традиционного ислама, который тесно переплетен с народными обычаями, традициями и верованиями. На востоке сильны традиции суфизма, чьи братства (тарикаты) уже более десятилетия находятся в конфликте с представителями другого направления – салафитами.2

Сегодня в Дагестане самая  большая и активная салафитская община на Северном Кавказе, со своими мечетями, курсами, общественными, правозащитными и благотворительными организациями, медресе, центром медиации, основанном на шариате, средствами массовой информации и футбольной лигой. Салафитские ученые разрешают семейные, земельные, имущественные, коммерческие и коммунальные споры по шариату.

Деятельность  государства  по отношению к политическому  исламу чаще сводится к правоохранительным мерам и операциям силовых  ведомств и

___________________________________________

1. Кисриев Э.Ф. Ислам в Дагестане (М., 2004) с.5

2.Зуев Ю.П., Социальные концепции религиозных объединений России: первый опыт самоопределения // Журнал "Государство, религия, церковь в России и за рубежом". 2010

крайне редко выражается в позитивных шагах, нацеленных на включение исламских ценностей в процесс политической стабилизации, общественной консолидации, укрепления российской государственности.1

Для регулирования ситуации, связанной с терроризмом на Северном Кавказе,  6 марта 2006 г. был принят федеральный закон N°35-ФЗ «О противодействии терроризму». Он устанавливает основные принципы и правовые и организационные основы противодействия терроризму, включая применение вооруженных сил. Принципы, цели, методы, задачи и координационные механизмы государственной политики изложены в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной президентом Медведевым 5 октября 2009 г. В статье 205 Уголовного кодекса содержится следующее определение террористического акта: «совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях». Терроризм наказывается лишением свободы на срок от 8 до 15 лет, и обычно этому сопутствуют обвинения в совершении других преступлений (например, убийства или захвата заложников), что позволяет выносить гораздо более суровые приговоры. Одновременно с этим Россия ратифицировала Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма и внесла соответствующие поправки в законы.

 

__________________________________

1.Северный Кавказ: сложности  интеграции. II. Исламский фактор, вооруженное  подполье и борьба с ним  // доклад Международной кризисной  группы, исследующих причины конфликтов  на Северном Кавказе. 25 декабря  2012 (сеть интернет)

Статус конституционных  судов, а также иных специализированных органов конституционного контроля в республиках Северного Кавказа  в общих чертах урегулирован их конституциями, которые определяют полномочия этих органов, порядок их образования  и другие вопросы.

Отношение государства к исламу неадекватно роли этого феномена в современной России и не способствует решению сложных проблем, с которыми в последнее время столкнулась страна и которые непосредственно связаны с исламом. Казалось бы, создание таких структур, как Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ и Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, свидетельствует о том, что власть на самом высоком уровне уделяет должное внимание конфессиональной жизни России, в том числе связанной с исламом. Но деятельность этих органов, о чем красноречиво говорит само их официальное название, нацелена на решение преимущественно религиозных проблем, причем не всех, а связанных именно с задачами религиозных объединений. Понятно, что усилия власти на этом направлении при всей их важности не могут исчерпать государственный подход к исламу в целом. В противном случае он по сути сводился бы и принятию и реализации законодательства о свободе совести, основанного на гарантиях светского характера российского государства.1

Конституционные суды невелики по своему численному составу (Дагестан, Кабардино - Балкария, Северная Осетия - Алания - по пять судей; Адыгея - девять). В названных республиках число судей конституционных судов определяется их конституциями.

_________________________________________

1.Северный Кавказ: сложности  интеграции. II. Исламский фактор, вооруженное  подполье и борьба с ним  // доклад Международной кризисной  группы, исследующих причины конфликтов  на Северном Кавказе. 25 декабря  2012 (сеть интернет)

Судьи Конституционного суда Республики Дагестан назначаются Народным Собранием по представлению Государственного Совета – своеобразного коллегиального главы Республики. Кроме того, Конституция Дагестана (п. 5 ст. 81) предусматривает возможность освобождения судей от занимаемой должности законодательным органом республики.1

В отличие от парламента, президента, избираемых на установленный  конституцией срок, в Адыгее и Кабардино - Балкарии полномочия конституционных судов не ограничены каким-либо временем. Срок полномочий Конституционного суда Дагестана определен в десять лет, Северной Осетии - Алании - в пять лет.

Информация о работе Особенности мусульманской концепции конституционного права