Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:30, курсовая работа
Целью данной работы является комплексное всестороннее изучение вопросов гражданства в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформированы следующие задачи:
• обозначение понятия гражданства, а также его принципов;
• характеристика законодательства о гражданстве Российской Федерации;
• обзор государственных органов по делам гражданства.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и принципы гражданства……………………………………...5
Глава 2. Законодательство о гражданстве Российской Федерации…………...16
Глава 3. Двойное гражданство…………………………………………………..27
Глава 4. Государственные органы по делам гражданства……………………. 31
Заключение ……………………………………………………………………....37
Библиографический список……………………………………………………...40
В упрощенном, а не в общем порядке, как это было установлено в предыдущей редакции Закона, принимаются теперь в российское гражданство лица, проживающие в Российской Федерации, которые не менее трех лет состоят в браке с гражданами Российской Федерации или являются нетрудоспособными лицами, имеющими совершеннолетних и дееспособных детей-граждан РФ.
Соответственно изменена
и редакция ст. 14, посвященной приему
в гражданство Российской Федерации
в упрощенном порядке.
Изменение ее ч. 1 заключается в том, что
если ранее гражданство Российской Федерации
без условия о сроке проживания согласно
п. "а" имели право получить иностранные
граждане, лица без гражданства, имеющие
хотя бы одного нетрудоспособного родителя,
обладающего гражданством Российской
Федерации, то сейчас признак "нетрудоспособности"
исключен и эта норма относится ко всем
родителям, независимо от того, трудоспособны
они или нет. В новой редакции ст. 14 упрощенный
порядок получения российского гражданства
предусмотрен для ветеранов Великой Отечественной
войны, имевших гражданство бывшего СССР
и проживающих на территории Российской
Федерации (ч. 5). Они получают российское
гражданство без соблюдения условий о
сроке проживания, законном источнике
средств к существованию, отказе от иного
гражданства, владении русским языком.
В целях создания условий для притока
в Российскую Федерацию квалифицированных
специалистов, для лиц, окончивших средние
специальные или высшие учебные заведения
в Российской Федерации и являющихся гражданами
государств, входивших в состав СССР, предусмотрен
упрощенный порядок приема в российское
гражданство (п. "в" ч. 1 ст. 14).
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" исключает из оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации (ст. 16) такое основание, как отсутствие законного источника средств к существованию на день обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или в течение пяти лет непрерывного проживания на территории Российской Федерации, если иной срок проживания на территории Российской Федерации, являющийся условием для обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, не установлен этим Федеральным законом.
В предыдущей редакции Федерального
закона "О гражданстве Российской
Федерации" в ст. 29 указывалось, что
при наличии обстоятельств, предусмотренных
в ст. 16, Президент РФ в исключительных
случаях вправе рассмотреть вопрос
о приеме в гражданство Российской
Федерации или о восстановлении в российском
гражданстве. Теперь слова "исключительных
случаях" исключены из этой нормы.
Федеральный закон "О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон "О
гражданстве Российской Федерации"
дополняет ч. 4 ст. 32, уточняя, что заявление
об изменении гражданства ребенка или
недееспособного лица подается его родителями
или другими законными представителями
по месту жительства заявителя либо по
месту жительства ребенка или недееспособного
лица.
В ст. 35 "Порядок и сроки принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации" срок в один год со дня подачи заявления и всех необходимых документов, установленный ч. 2, для рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятия решений о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке, распространен теперь и на принятие решений о выходе из гражданства Российской Федерации.
Соответственно
и срок, предусмотренный ч. 4 ст. 35
(6 месяцев), для рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской
Федерации и принятия решений о приеме
в гражданство Российской Федерации в
упрощенном порядке тоже распространен
на случаи выхода из гражданства.
Федеральным законом "О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон "О
гражданстве Российской Федерации"
ч. 3 ст. 35 Федерального закона "О гражданстве
Российской Федерации" изложена в новой
редакции, в которой более четко прописаны
случаи, в каких решения о приеме в гражданство
Российской Федерации и выходе из гражданства
Российской Федерации принимаются федеральным
органом исполнительной власти, ведающим
вопросами внутренних дел, и его территориальными
органами, а в каких - федеральным органом
исполнительной власти, ведающим вопросами
иностранных дел и дипломатическими представительствами
и консульскими учреждениями Российской
Федерации, находящимися за пределами
России.
Так, теперь к компетенции федерального
органа исполнительной власти, ведающего
вопросами внутренних дел, и его территориальных
органов относятся решения о приеме в
гражданство Российской Федерации и о
выходе из него в упрощенном порядке в
соответствии со ст. 14, ч. 3 ст. 19 и ч. 3 ст.
26 Федерального закона "О гражданстве
Российской Федерации". Решения же о
приеме в гражданство Российской Федерации
и о выходе из него в упрощенном порядке
в соответствии с чч. 1 и 6 ст. 14, чч. 2 и 3 ст.
19 и ч. 3 ст. 26 Федерального закона "О
гражданстве Российской Федерации"
принимаются федеральным органом исполнительной
власти, ведающим вопросами иностранных
дел, и дипломатическими представительствами
и консульскими учреждениями Российской
Федерации, находящимися за пределами
Российской Федерации.
Федеральным законом от 12.11.2012г. № 182-ФЗ введена глава VIII.1. Урегулирование правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации. В ней определяются условия и порядок приема в гражданство РФ для отдельных категорий лиц, находящихся на территории РФ. К указанным лицам относятся:
а) дееспособные лица, состоявшие на 5
сентября 1991 года в гражданстве СССР,
прибывшие в Российскую Федерацию
для проживания до 1 ноября 2002 года,
не приобретшие гражданства
б) дееспособные дети лиц, указанных в пункте "а", достигшие возраста восемнадцати лет, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;
в) дети лиц, указанных в пункте "а" настоящей части, не достигшие возраста восемнадцати лет, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;
г) совершеннолетние недееспособные лица, находящиеся под опекой лиц, указанных в пункте "а", если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;
д) лица, имевшие гражданство бывшего СССР, получившие паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года, у которых впоследствии полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, не было определено наличие гражданства Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, при условии отсутствия у них действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.14
В данной главе подробно освещаются такие вопросы как:
Необходимо отметить, что положения главы VIII.1 применяются до 1 января 2017 года и лица, подпадающие под ее действие, не обратившиеся с заявлением о приеме в гражданство РФ до указанной даты обязаны выехать из Российской Федерации не позднее трех месяцев со дня окончания срока действия главы. В случае неисполнения данного требования такие лица подлежат депортации.
Таким образом,
Федеральный закон "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный
закон "О гражданстве Российской
Федерации" решил ряд важных проблем,
возникших в ходе правоприменительной
практики. Он позволяет создать
Так же вопросы гражданства Российской Федерации рассматриваются в других нормативно-правовых актах.
Согласно ст. 6 Конституции РФ гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его.
На основании Всеобщей декларации прав человека (10 декабря 1948 г.) каждый человек имеет право на гражданство.
В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства.
Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации, упоминаемой в ст. 2 Пакта, и без необоснованных ограничений право и возможность (ст. 25 Пакта):
Европейская конвенция о гражданстве была принята в Страсбурге 6 ноября 1997 г. (Российская Федерация подписала настоящую Конвенцию (распоряжение Президента РФ от 6 ноября 1997 г. N 456-рп)). Письмом Президента РФ от 30 ноября 1998 г. N Пр-1560 Конвенция внесена на ратификацию в Государственную Думу ФС РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 16 мая 1996 г. по делу о проверке конституционности п. "г" ст. 18 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" по жалобе А.Б. Смирнова признал, что указанная норма Закона, согласно которой лица, которые: родились на территории, входившей на момент их рождения в Россию; являлись гражданами бывшего СССР; не изъявили свободно своего желания прекратить принадлежность к российскому гражданству; выехали ранее на постоянное жительство за пределы России, но в пределах бывшего СССР; не являются гражданами других государств, входивших в состав бывшего СССР, и впоследствии вернулись на постоянное жительство в Россию после 6 февраля 1992 г., т.е. после вступления в силу Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации", - должны были приобретать российское гражданство в порядке регистрации, не соответствует ч. 3 ст. 6 Конституции РФ, т.к. указанные категории лиц по существу лишались своего российского гражданства, что недопустимо согласно вышеприведенному конституционному положению. Гражданин А.Б. Смирнов, имевший российское гражданство по рождению, не мог быть лишен его даже по закону без его собственного волеизъявления, и к нему не может быть предъявлено требование регистрации как способа признания российского гражданства. Этот вывод Конституционного Суда РФ согласуется с ч. 2 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей, что "никто не может быть произвольно лишен своего гражданства". "Произвольное, без учета волеизъявления гражданина лишение или даже временное прекращение законно приобретенного гражданства, - говорится в Постановлении Конституционного Суда РФ, - нарушая ст. 6 Конституции Российской Федерации, умаляет достоинство личности, что в соответствии со ст. 18, 21 (ч. 1) и 55 (ч. 2) Конституции Российской Федерации является недопустимым как при издании, так и при применении законов". Однако это не освобождает лицо, имеющее российское гражданство по рождению, при прибытии в Россию на постоянное жительство и оформлении такого гражданства от обязанности удостоверения им того факта, что он прибыл в Россию для постоянного проживания и не принадлежит к гражданству другого государства, входившего в состав бывшего СССР.
В соответствии со ст. 3 Декларации прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года) ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства совершено в Москве 26 февраля 1999г.
3. Двойное гражданство
Часть 1 ст. 62 Конституции РФ регулирует случаи двойного гражданства. Такая ситуация возникает обычно из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести двойное гражданство, например, при различном гражданстве родителей или в случае усыновления иностранным гражданином, женщина - при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна следовать гражданству своего мужа.
До последнего времени российское законодательство стояло на позиции непризнания за гражданами РФ двойного гражданства: в случаях, когда российский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства и фактически становился лицом с двойным гражданством, законодательство рассматривало его только как российского гражданина.
Отступление от этой позиции наметилось в Законе о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 года.
Часть 1 ст. 62 Конституции РФ определяет, что российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства. Но допускается это только в одном из следующих случаев:
1) если такую возможность предусматривает федеральный закон;
2) если это
предусмотрено международным
Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопроса двойного гражданства в других законодательных актах недопустимо. Согласно ст. 3 Закона о гражданстве российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор, как видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию - наличию международного договора - Закон о гражданстве других возможностей признания двойного гражданства не добавляет.
Признание в соответствии с Конституцией двойного гражданства российских граждан лишь в указанных, строго ограниченных случаях означает, что общий принцип, по которому за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, продолжает действовать.