Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 00:50, курсовая работа
Актуальность исследования. В условиях развития современного общества проблема признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим стала особенно актуальной, поскольку ежегодно исчезает огромное количество граждан. Усиление криминогенной обстановки в Российской Федерации приводит к совершению в отношении значительного числа граждан различных преступлений, которые нередко являются причиной их исчезновения.
Кроме того, немаловажным фактором, придающим указанной проблеме актуальность, являются локальные военные действия, почти регулярно происходящие в различных регионах бывшего СССР (в частности, в Чечне и других регионах России), террористические акты (захват школы 1 сентября 2004 г. в Беслане и др.), а также стихийные бедствия, которые в последнее время стали часто происходить не только на территории России, но и в других частях планеты (землетрясения, наводнения, смерчи, сход снежных лавин, − например, в Кармадонском ущелье в 2002 г., в конце декабря 2004 г. − гибель огромного числа людей, включая российских граждан, на курортах Тайланда и Индонезии вследствие цунами), разного рода катастрофы (авиационные, автомобильные, железнодорожные), безвестное исчезновение людей при миграционных процессах.
Введение
3
Глава 1. Общая характеристика безвестного отсутствия и объявления гражданина умершим как институтов гражданского права
5
1.1. Безвестное отсутствие и его правовые последствия
5
1.2. Объявление гражданина умершим
13
Глава 2. Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим
19
2.1. Оформление заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим
19
2.2. Процедура судебного разбирательства
24
Заключение
31
Список использованной литературы
Несмотря на отмеченные различия, в целом эти институты весьма близки, так как они предусмотрены для документального подтверждения факта смерти лица, сомнения в которой у заявителя не имеется. Но если в первом случае необходимо и достаточно проверить архивы ЗАГС, то во втором заявитель должен обосновать свою просьбу ссылкой на доказательства, с достоверностью свидетельствующие о смерти лица в определенном месте и при определенных обстоятельствах, должен доказать, что гибель гражданина не вызывает сомнений20.
Применительно к обсуждаемой проблеме это означает, что, как и при объявлении гражданина умершим, его правоспособность никак не зависит от принимаемого судом решения и последующих действий органов загса. Это техническое оформление не может повлиять на правоспособность гражданина, либо уже прекратившуюся в момент его смерти, либо сохранившуюся в полном объеме, если гражданин остался в живых, хотя были все основания предположить его гибель (например, при взрыве жилого дома, в котором он находился).
Таким образом, правоспособность, будучи правовой категорией, неразрывно связана с жизнью гражданина и, как и жизнь, лишь единожды возникает и лишь единожды прекращается − в момент его смерти.
Глава 2. Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим
2.1. Оформление
заявления о признании
Основной целью института признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим является защита интересов заявителей и заинтересованных лиц. Задачей института является защита интереса заинтересованного лица, если это невозможно осуществить во внесудебном порядке, путем вынесения законного и обоснованного судебного решения, направленного на устранение неопределенности в семейных, гражданских, жилищных и других правоотношениях, которыми безвестно отсутствующий гражданин связан с физическими лицами и организациями.
Гражданская процессуальная дееспособность является одним из условий реализации права на обращение в суд с соответствующим заявлением. Гражданская процессуальная дееспособность предполагает возможность заинтересованного в деле лица лично совершать процессуальные действия, порождающие процессуальные последствия.
Процессуальный порядок обращения в суд четко регламентирован для искового судопроизводства (ст.ст. 88, 131,132 ГПК РФ), а для особого – в меньшей степени, что, к сожалению, является констатацией отсутствия гарантии права на доступ к правосудию при обращении в суд с соответствующим заявлением. Заявление, с которым заявитель обращается в суд с просьбой признать гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должно отвечать как общим требованиям, закрепленным в ст. 131 ГПК РФ, так и специальным, закрепленным в ст.277 ГПК РФ.
С заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим вправе обратиться заинтересованные лица. К ним относятся граждане, организации, органы государственной власти (местного самоуправления), перед которыми у длительно отсутствующего в месте своего постоянного проживания гражданина имеются обязательства, вытекающие из гражданских, семейных, налоговых и других правоотношений. При возбуждении таких дел заявитель может преследовать цель расторжение брака в упрощенном порядке, взыскание долга, получение пенсии по случаю потери кормильца и/или наследства, усыновления ребенка и т. д.
Заявление подается в суд по месту жительства или нахождения заявителя (ст. 276 ГПК РФ) и должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым ст. 131 ГПК РФ. Кроме того, в заявлении необходимо указать цель признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим, с тем, чтобы суд мог определить наличие у заявителя юридической заинтересованности. Обращение в суд лица, не имеющего юридической заинтересованности в признании гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим, служит основанием для отказа в принятии заявления (п. 1 ст. 134 ГПК РФ).
Исходя из ст. 42, 45 ГК РФ, в заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении умершим должны указываться следующие обстоятельства21:
− день получения заявителем последних сведений о месте пребывания длительно отсутствующего гражданина;
− истечение годичного срока (для объявления гражданина умершим − пятилетнего) с момента получения последних сведений о нем до подачи заявления в суд;
− отсутствие в месте жительства гражданина, признаваемого безвестно отсутствующим или объявляемого умершим, сведений о месте его пребывания.
Несмотря на то, что первые два обстоятельства составляют основной предмет доказывания по данной категории дел, судебные решения не всегда содержат выводы суда по указанному кругу вопросов. Например, М. Мария обратилась в Новокузнецкий районный суд Кемеровской области с заявлением о признании М. Леонида безвестно отсутствующим. Свои требования мотивировала тем, что последний в 1965 г. собрал вещи и ушел из дома в неизвестном направлении. Последние сведения о нем были получены в 1981 г. Суд удовлетворил заявление, не установив место жительства гражданина на момент получения последних сведений о нем.
В судебной практике встречаются и такие дела, по которым в самом судебном постановлении содержатся сведения о возможном месте пребывания гражданина, однако суд, не сделав выводы относительно указанного обстоятельства, удовлетворяет заявление и признает гражданина безвестно отсутствующим. Примером может послужить следующее дело: прокурор г. Междуреченска в интересах Е. обратился в суд с заявлением о признании безвестно отсутствующей П. Как видно из судебного постановления, 28 ноября 1997 г. П. выбыла из г. Междуреченска в с. Яковлевка Яковлевского района Приморского края. Вместе с тем суд не сделал соответствующих запросов. Выводы суда по данным обстоятельствам в решении также отсутствуют. Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области заявление удовлетворено.
Но чаще всего суды не устанавливают наличие конкретной цели и заинтересованности лиц, обращающихся с заявлениями о признании граждан безвестно отсутствующими и объявлении их умершими. Так, по части дел какая-либо цель признания безвестно отсутствующими и объявления умершими граждан вообще не упоминается. В. обратился с заявлением в Новокузнецкий районный суд Кемеровской области о признании безвестно отсутствующей П., не указав для чего ему это необходимо. Заявление было удовлетворено. А в 2004 г. Ленинским районным судом г. Кемерова рассмотрено дело по заявлению Н. о признании безвестно отсутствующим Г. В своем заявлении Н. указала, что признание Г. безвестно отсутствующим необходимо ей для принятия наследства после него. Заявление удовлетворено.
Но самое главное, что суды не всегда разграничивают установление факта смерти и объявление гражданина умершим, тогда как правовая природа указанных юридических конструкций различна. Так, установление факта смерти гражданина при определенных обстоятельствах не основано на каких-либо презумпциях и не подразумевает возможности опровержения такого факта. В то же время объявление гражданина умершим в силу прямого указания закона предполагает как минимум возможность несоответствия презумпции смерти действительности. Новокузнецкий районный суд Кемеровской области в 2002 г. рассмотрел дело по заявлению Б. Романа об объявлении Б. Александра умершим. Заявление мотивировано тем, что последний в 2000 г. был обнаружен мертвым в д. Усть-Тала Новокузнецкого района на крыльце своего дома. Суд со ссылкой на норму ст. 45 ГК РФ постановил объявить Б. Александра умершим.
Вместе с тем необходимо отметить, что подобные ошибки в судебной практике являются скорее исключением, чем правилом.
Если объявление гражданина умершим связано с обстоятельствами, угрожавшими пропавшему без вести смертью или дающие основания предполагать его гибель от определенного несчастного случая (ч. 1 ст. 45 ГК РФ), заявитель должен на них сослаться. К обстоятельствам, угрожавшим пропавшему без вести гражданину смертью, можно отнести всевозможные природные аномалии (землетрясение, наводнение, извержение вулкана, смерч, снежная лавина). Что касается обстоятельств, дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, то это может быть автомобильная, железнодорожная, авиационная катастрофа (если гражданин находился в транспортном средстве, попавшем в катастрофу)22. Кроме того, в заявлении должна быть ссылка на то, что с момента несчастного случая истекло шесть месяцев и в месте жительства гражданина отсутствует информация о месте его пребывания.
Заявление об объявлении умершим военнослужащего или иного гражданина, пропавшего без вести в связи с военными действиями, должно содержать:
а) дату окончания военных действий;
б) обстоятельства, подтверждающие отсутствие сведений о пропавшем без вести во время военных действий в месте его жительства в течение двух лет с момента их окончания (ч. 2 ст. 45 ГК РФ).
Ст. 277 ГПК РФ содержит положение о том, что военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Соответственно, заявитель обязан указать день окончания военных действий. Но какой именно день считать днем окончания военных действий, законодатель не указывает. В этой связи было бы целесообразно внести дополнение в ст. 277 ГПК РФ: перед словом «день» добавить слова «официально объявленный компетентным органом об окончании военных действий». Как отмечается в современной юридической литературе, данное обстоятельство является принципиальным, поскольку именно срок (период времени) является материально-правовым основанием для обращения в суд с соответствующим требованием.23
Таким образом, условия реализации права на судебную защиту делятся на общие и специфические. К общим условиям относятся: дееспособность заинтересованного лица, соблюдение процессуального порядка обращения с заявлением в суд.
К специфическим условиям относятся: подсудность по месту нахождения заинтересованного лица, наличие справки органа внутренних дел об отрицательном результате розыска безвестно отсутствующего гражданина.
2.2. Процедура судебного разбирательства
Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим рассматриваются в порядке особого производства в суде общей юрисдикции.
По мнению В.В. Яркова под особым производством следует понимать не связанное с разрешением спора о праве судебное установление юридических фактов или состояний, а также контроль за правомерностью органов нотариата и загса. Устраняя правовую неопределенность или неточность, решение суда по делу особого производства способствует предотвращению правовых конфликтов24.
Как было отмечено в предыдущей главе, материально-правовую основу институтов признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим составляют ст. 42-46 ГК РФ. При этом институт признания гражданина безвестно отсутствующим построен на презумпции нахождения гражданина в живых (ст. 42-44 ГК РФ), а институт объявления гражданина умершим (ст. 45-46 ГК РФ) исходит из презумпции его смерти, что во многом объясняется учетом законодателем многолетней социальной практики. Указанные презумпции являются необходимым способом установления обстоятельств по таким делам особого производства, поскольку в ином случае суд оказался бы в затруднительном положении. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что любые правовые презумпции опровержимы.
ГПК РФ установили порядок судебного признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим. Вступившее в законную силу решение является юридическим фактом, влекущим возникновение, изменение или прекращение правоотношений у лиц, которые состояли с таким гражданином в каких-либо правоотношениях. Особая значимость вступивших в законную силу судебных решений по этим делам, правовая сила которых распространяется на граждан названных категорий, требует от судов полноты, четкости, тщательности не только при рассмотрении и разрешении этих дел, но и в не меньшей мере − на стадиях возбуждения и подготовки дела к судебному разбирательству.
Подготовка к судебному разбирательству дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим позволяет выявить определенные особенности.
Отметим, что на стадии возбуждения гражданского судопроизводства (после получения заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим) судья должен проверить, имеет ли заявитель право на судебную защиту своего охраняемого законом интереса. Общими предпосылками права на судебную защиту являются гражданская процессуальная правоспособность, подведомственность дела суду и юридическая заинтересованность в исходе дела.
Правоприменительная практика показывает, что на стадии возбуждения судопроизводства по означенным категориям дел суд проверяет, возбуждалось ли розыскное дело соответствующим органом внутренних дел по заявлению заинтересованного лица, имеется в деле соответствующая справка о результатах розыска. По рассматриваемым категориям дел предварительный розыск безвестно пропавшего человека органами внутренних дел обязателен. Поэтому в качестве специальной предпосылки реализации заинтересованным лицом права на судебную защиту охраняемого законом интереса можно назвать обязательное предварительное обращение в органы с заявлением о розыске безвестно пропавшего гражданина.25
МВД России и Генеральная прокуратура РФ в Указании от 24 сентября, 20 ноября 1998 года № 1/19934, 83/36 «О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести» констатировали, что «состояние борьбы с тяжкими преступлениями против личности продолжает оставаться неадекватным масштабам распространения криминального насилия. Все большую актуальность приобретает работа по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан. Успех борьбы зависит от эффективности и своевременности принимаемых следственных действий и оперативно-розыскных мер. Однако сложившаяся практика реагирования органов внутренних дел на сигналы о безвестном исчезновении людей продолжает существенно отличаться от работы по раскрытию умышленных убийств. Уголовные дела по таким материалам возбуждаются несвоевременно. Внезапность и беспричинность исчезновения не рассматриваются как признаки преступления».26 В Указании с учетом сложившейся практики определен ряд признаков, дающих основание полагать, что разыскиваемый стал жертвой преступления. Кроме того, в целях обеспечения конституционных прав граждан, совершенствования работы по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением людей, оптимизации производства розыска, прокурорского надзора за разрешением заявлений и сообщений о без вести пропавших, своевременного выявления признаков преступлений и возбуждения уголовных дел предложен комплекс мероприятий.