Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 07:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследовать проблему беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации в международно-правовом, политическом и социальном аспектах и возможные технологии ее разрешения. Достижение указанной цели связано с решением целого ряда исследовательских задач, главными из которых являются:
1) дать определение понятиям «беженец», «вынужденный переселенец» и некоторым другим понятиям, разрешить терминологические проблемы, возникающие при исследовании данных понятий;
2) проанализировать историю возникновения проблемы беженцев и вынужденных переселенцев с целью выяснения их влияния на современную ситуацию в России;
3) исследовать механизм законодательного регулирования проблемы беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации путем изучения законодательства о беженцах в период распада Советского Союза, а также современного законодательства;
4) дать оценку реализации законодательства о беженцах в реальном социально-политическом положении России и ее регионов.

Содержание

Введение
Глава 1. Становление и развитие законодательства Российской Федерации о правовом положении беженцев и вынужденных переселенцев
1.1. Историко-правовые аспекты становления и развития законодательства о правовом положении беженцев и вынужденных переселенцев
1.2. Доктрина правового положения беженцев и вынужденных переселенцев на современном этапе развития Российской Федерации
2. Основы правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации
2.1 Правовые основы статусов беженцев и вынужденных переселенцев
2.2 Приобретение статуса
2.3 Утрата статуса беженца или вынужденного переселенца
2.4. Правовые проблемы реализации статуса беженцев и вынужденных переселенцев. Проблемы самозащиты беженцев и переселенцев
Заключение
Список используемых источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

По нашему мнению, вопрос спорен и поэтому признать их таковыми нельзя. Отношения лиц, заменяющих родителей  и детей, возникают в силу юридического оформления материальных отношений и не могут вытекать из процессуальных. Закон РФ «О беженцах» в данной части регламентирует не материальные, а процедурные вопросы (куда и кому сделать запись) и не только не определяет, но даже не констатирует правовое положение лица, добровольно взявшего на себя ответственность за поведение, воспитание и содержание членов семьи, не достигших возраста восемнадцати лет.

Аналогичная проблема может  возникнуть и по уголовным делам  при совершении преступлений, предусмотренных  статьями 150, 151 и 156 УК РФ. В частности, статьями 150 и 151 в качестве квалифицирующего признака указан признак субъекта — «лицо, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего». В нашем же случае лицо добровольно изъявляет желание, а закон на него обязанностей не возлагает36.

Конечно же, поставленные вопросы — это издержки юридической  техники, и их необходимо исправить. По нашему мнению, здесь будет достаточно указать, что после внесения соответствующей  записи, на это лицо возлагаются обязанности опекуна. Что касается вопроса предоставления прав опекуна, то это вопрос дальнейшей дискуссии и изучения.

Коснемся вопросов судебной практики, связанной с правовым статусом беженцев и вынужденных переселенцев.

Судебная практика, связанная  с применением законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах, относительна невелика. На сегодняшний день можно с удовлетворением констатировать, что она стабилизируется. Одним из поводов для этого послужило обобщение судебной практики по данной категории дел, которое было сделано Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Все дела с участием беженцев и вынужденных переселенцев условно  можно подразделить на две группы. Во-первых, это рассмотрение требований о предоставлении статуса беженцев или вынужденных переселенцев. Во-вторых, это дела, связанные с реализацией прав указанной категории граждан (трудовых, жилищных и т. п.)37.

В первом случае обращает на себя внимание тот факт, что в  судебной практике встречаются попытки получить статус беженцев по экономическим причинам (безработица, низкий уровень жизни, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера), что противоречит действующему законодательству. Так, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ оставила без изменения решение Санкт-Петербургского городского суда, которым оставлена без удовлетворения жалоба гражданина Иордании на действия Миграционной службы Санкт-Петербурга, отказавшей ему в предоставлении статуса беженца. Суд, выяснив обстоятельства дела, пришел к выводу о том, что причинами, побудившими заявителя выехать из Ливана и не возвращаться в страну его гражданской принадлежности — Иорданию, явились опасность преследования со стороны властей этих государств не за политические убеждения, а за конкретную военную деятельность, а также социально-экономические факторы: нестабильность обстановки в данном регионе, слаборазвитая экономика, желание заявителя дать своим детям возможность жить в иных условиях. Однако законодательство о беженцах не предусматривает эти причины в качестве достаточных оснований для предоставления статуса беженца.

Однако встречаются  и проблемы, относящиеся непосредственно  к деятельности судов по осуществлению  правосудия. Обобщение практики показало, что суды иногда испытывают трудности в составлении резолютивной части решения. Так, некоторые суды Ростовской области, рассматривая жалобы на действия территориальных органов Федеральной миграционной службы (ФМС) России, выразившиеся в отказе зарегистрировать ходатайство о признании лица вынужденным переселенцем, в резолютивной части решения обязывали территориальный орган ФМС России признать заявителя вынужденным переселенцем. Между тем регистрация ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем и принятие решения о признании лица вынужденным переселенцем — два разных решения, отнесенные к компетенции Федеральной миграционной службы России. В случае если лицо не согласно с принятым в отношении его решением территориального органа ФМС России, оно вправе обжаловать его в суд в порядке, предусмотренном главой 241 ГПК РФ. Резолютивная часть решения суда по такой жалобе должна содержать вывод о правомерности либо неправомерности обжалуемого решения территориального органа ФМС России и конкретные меры, необходимые для восстановления прав заявителя38.

Проблемой правового  статуса беженца и вынужденного переселенца является так же и  то, что, в виду пробелов правового  регулирование и несовершенства правовой базы, в законодательстве Российской Федерации достаточно поверхностно определен статус указанных категорий лиц. В связи с этим, часто встречаются отказы в предоставлении статуса беженца и вынужденного переселенца. Мы не совсем согласны с такой точкой зрения.

Отказ в предоставлении статуса чаще всего связан с тем, что заявитель не предоставляет сведений об угрозе жизни, насилии или дискриминации, либо указывает иные мотивы миграции. Во многих случаях в ходатайствах указываются экономические мотивы миграции, что не является оснований для признания статуса.

Особую сложность вызывает доказывание дискриминации, которая допускалась в отношении заявителя. Как правило, проверка фактов преследования проводится через посольства РФ в тех странах, откуда прибыл мигрант. Учитывая заинтересованность местных властей представить ситуацию в лучшем свете, такого рода проверки заканчиваются отписками39.

Так, 2 апреля 1999 г. Фидиян Ильич Джасомович обратился в  Миграционную службу Новосибирской  области с ходатайством о признании  вынужденным переселенцем. Решением Миграционной службы было отказано в  регистрации ходатайства по основанию "недостаточности обстоятельств, вследствие которых заявитель покинул место жительства" и пропущенный срок подачи заявления в связи с принятием гражданства. Заявитель не смог представить доказательств о преследованию езидов в Армении. Не было принято во внимание и то обстоятельство, что Фидиян И.Д. в 1993 году уже был признан вынужденным переселенцем, а обращаться с ходатайством в миграционную службу он не мог по причине отсутствия регистрации по месту жительства.

Продление статуса дает возможность пользования льготами, которые для неимущей части мигрантов чрезвычайно важны. В тоже время, необходимо признать, что для большинства вынужденных переселенцев и беженцев, не получивших за период проживания необходимой и законной помощи, право на продление статуса является справедливым и правомерным.

Как правило, проблемы продления  статуса связаны с не информированностью мигрантов. В связи с этим, необходимо признать, что в области отсутствует  последовательная работа по разъяснению  мигрантам правовых вопросов. Нет также постоянной работы по правовому консультированию мигрантов40.

Проблемой, с которой  часто сталкиваются беженцы и  вынужденные переселенцы является то, что возможности оказания помощи в муниципальном жилье, даже временном, у Миграционной службы из года в год снижается. Средства, выделяемые федеральной программой, урезаются, финансирование ведется на уровне 20-30% от запрошенных средств. А очередь нуждающихся социально незащищенных граждан растет ежегодно на 15%. Сегодня на очереди на улучшении жилищных условий стоит 3000 человек. Причем, малообеспеченными признается лишь небольшая часть граждан по формально социальному признаку, а не по уровню дохода. В этом случае, мигранты, прибывающие в область, как правило, русского происхождения, вынужденные покинуть бывшее место жительство по экономически - социальным обстоятельствам, лишены какой-либо поддержки и социальных гарантий.

В большинстве случаев  имущественные претензии пострадавших не удовлетворяются в связи с  отсутствием подтверждающих документов. Между тем, в соответствии с международным гуманитарным правом, эта проблема должна решаться в первоочередном порядке, а пострадавшие должны получить компенсацию в адекватном размере. Необходимо отметить, что в тех, случаях, когда компенсация назначается, потерпевших вынуждают подписать заявление об отказе от имущественных претензий к государству.

Также трудно получить социальную помощь, предусмотренную ст. 16 ФЗ "О  реабилитации жертв политических репрессии" тем нижегородцам, которые были в порядке политических репрессий высланы из Нижегородской области. В 30-е годы их семьи потеряли практически все имущество и жилье и, прожив долгие годы в ссылке, рассчитывают возвратиться на прежнее место жительство. Но в местных бюджетах не предусмотрены средства на обеспечение таких семей жильем и строительными материалами41.

Обратимся к проблеме самозащиты прав беженцев и вынужденных  переселенцев.

В большей или меньшей степени, но обе эти категории населения, находящиеся на территории РФ, обладают пакетом прав, свобод и обязанностей. Соответственно, на них распространяется действие гарантий в механизме реализации прав, свобод и обязанностей человека. Гарантии — это условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод человека. Согласно Конституции РФ (ст. 45) и мнению специалистов юридические гарантии прав и свобод человека можно разделить на объективные и субъективные. Объективные гарантии — это условия и средства осуществления прав и свобод, которые создаются, и в особенности используются, в охранительной деятельности общества, государства, его органов и должностных лиц. Субъективные гарантии — это условия и средства, которые применяет человек для защиты своих прав и свобод по собственному усмотрению.

Часть вторая ст. 45 Конституции  РФ определяет, что «каждый вправе защищать свои права и свободы  всеми способами, не запрещенными законом». Таким образом, человеку, законно находящемуся на территории РФ, а гражданам РФ и вне ее пределов, предоставляется широкий выбор возможностей самостоятельной защиты своих прав. Обязательным условием его действий должно быть отсутствие противоречия законам, установленным в обществе. Законодатель, употребляя формулировку «каждый вправе», подчеркивает признание данного права за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он ее гражданином, иностранцем или лицом без гражданства, т. е. право на самозащиту распространяется в том числе и на беженцев.

Таким образом, самозащита — это субъективное право и  юридическая гарантия осуществления  прав и свобод личности (человека или  гражданина), выражающаяся в правомерном  деянии (действии или бездействии) управомоченного лица, связанное с защитой своих прав и свобод от нарушений.

Хотя Конституция РФ и закрепила право каждого  на самозащиту прав и свобод, в текущем  законодательстве оно детальной  регламентации (например, в федеральном  законе) пока еще не получило. Поэтому реализация права на самозащиту остается в РФ большой проблемой. Сложность заключается в определении способов, пределов и границ самозащиты, а также в создании необходимого механизма реализации данного субъективного права42.

Как уже упоминалось, такие категории населения РФ, как беженцы и вынужденные переселенцы, также обладают правом на самозащиту. Но на данный момент они больше надеются на государственную поддержку и защиту, на защиту их интересов со стороны международных организаций, а именно Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, которое активно действует на территории РФ, и на помощь иных общественных организаций. Безусловно, нельзя умалять огромного значения этих организаций в обеспечении элементарных прав и свобод человека, но следует заметить, что из-за большого числа нуждающихся в такой помощи43 она становится незначительной. Государство должно пересмотреть свою политику по отношению к беженцам и вынужденным переселенцам, создав действенный механизм самостоятельной защиты и обеспечения ими своих прав, свобод и обязанностей.

На сегодняшний момент беженцы и вынужденные переселенцы, согласно российскому законодательству, имеют право на следующие способы  самозащиты своих прав и свобод: право на труд, на обращение, право  на мирные публичные мероприятия и на участие в управлении делами государства (только граждане РФ), право на информацию, необходимую оборону, на выбор места жительства и на свободу передвижения.

Таким образом, законодательство РФ предусматривает достаточно большой  объем возможностей самостоятельной защиты беженцами и вынужденными переселенцами своих прав и свобод, но их реализация во многом безосновательно ограничивается самим государством. Изменив свою политику в этом вопросе, разработав и реализовав соответствующий механизм, государство, возможно, разрешит одну из самых сложных, болезненных и насущных проблем России.

 

 

 

Заключение

Исходя из вышеизложенного, отмечу, что в целом правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ, определенный законодательством  РФ, позволяет лицам, обладающим или желающим обладать сведениям статусом, реализовать весь комплекс прав человека и гражданина, закрепленный в Конституции РФ и международных договорах РФ.

В последние годы в  России сложилась такая напряженная  ситуация, которая связана с массовым притоком вынужденных мигрантов, развивается на фоне сложной и неблагоприятной социально-экономической обстановки. Многие семьи беженцев и вынужденных переселенцев имеют несовершеннолетних детей, причем более 1/3 этих семей составляют неполные и многодетные семьи. Такие семьи, лишившиеся привычного образа жизни и воспитывающие детей в крайне стесненных финансовых и материальных условиях, при отсутствии постоянного жилья и работы, чрезвычайно уязвимы. Эти проблемы нашли отражение в Федеральной целевой программе «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев». Содержание этой программы соответствует общему смыслу государственной политики в интересах детей и согласуется с основными положениями Конвенции ООН о правах ребенка.

Такая программа предусматривает решение таких задач, как: 1) создание условий для оказания незамедлительной помощи детям семей беженцев и вынужденных переселенцев; 2) предупреждение социального сиротства; 3) охрана здоровья детей семей беженцев и вынужденных переселенцев; 4) оказание социально-психологической и педагогической помощи детям, внедрение новых педагогических технологий; 4) определение правовых гарантий детей, броня их прав на образование, воспитание в семье, имущественных, жилищных и других интересов.

Миграционное законодательство РФ является одним из самых передовых на сегодняшний день и несмотря на это, проблема беженцев и вынужденных переселенцев требует постоянного и пристального внимания и совершенствование законодательства по данной проблеме.

Россия, к сожалению, только на словах является правовым государством и обращение в суд за разрешением гражданских споров не стало пока нормой. Как, например, обращение в больницу в случае недомогания. Но нужно не забывать, что мигрант - такой же человек, как все россияне и, следовательно, на него распространяются положения Конституции РФ и других законов страны. Однако, некоторые из правовых актов непосредственно посвящены вынужденным мигрантам.

Информация о работе Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в РФ