Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2015 в 18:01, курсовая работа
Актуальность темы. Конституция РФ определяет человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, закрепляя равенство всех перед законом и судом (статьи 2,19 Конституции РФ). При этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, на котором он разговаривает, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Возраст человека не назван в статье 19 Конституции РФ, однако гарантированное равенство прав и свобод не должно зависеть от любых обстоятельств, в том числе и возраста. В то же время, возраст человека во многом определяет его жизненную позицию как субъекта права – активного участника различных правоотношений и обладателя всевозможных прав.
Введение
Глава 1. Гражданско-правовое положение несовершеннолетних граждан Российской Федерации
1.1 Объемы и пределы дееспособности несовершеннолетних по российскому гражданскому законодательству
1.2 Механизмы изменения объема дееспособности несовершеннолетних
1.3 Ограничение и лишение дееспособности несовершеннолетних
Глава 2. Содержание и реализация имущественных прав несовершеннолетних
2.1 Право на содержание
2.2 Право собственности на имущество, принадлежащее родителям
2.3 Право на владение и пользование имуществом своих родителей
Глава 3. Актуальные проблемы правового статуса несовершеннолетних и современные тенденции развития гражданского законодательства
3.1 Проблемы правоспособности несовершеннолетних в сфере предпринимательской деятельности
3.2 Перспективы правовой защиты несовершеннолетних
Заключение
Список литературы
В 2009 году из 1725 выявленных и учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 807 детей (46,7%) были переданы на воспитание в семьи граждан: под опеку, попечительство (в том числе в приемные семьи), на усыновление, возвращены родителям; 792 ребенка (45,9% определены в организации (2008 г. – 919 детей (51,1%); в организации определено – 736 детей (40,1 %)).
На учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, на конец 2010 года состояло 3677 несовершеннолетних в возрасте от 0 до 18 лет (что на 1 % меньше, чем в 2009 году), проживающих в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обучающихся в системе профессионального образования, и не переданных на воспитание в семьи граждан.
В 2010 году снято с учета в региональном банке о детях, оставшихся без попечения родителей, 1071 несовершеннолетний, из них в связи с устройством детей в семьи граждан или выбытием в другой регион 709 детей, и 362 ребенка в связи с достижением совершеннолетия, поставлено на учет 1035 детей, оставшихся без попечения родителей.
На 01.01.2011 года на учете в комитете по делам опеки и попечительства правительства Хабаровского края состоит 8875 детей, оставшихся без попечения родителей (без усыновленных и оставшихся неустроенными на конец отчетного года). В базе по жилью, созданной каждым территориальным структурным подразделением, учтено 8824 несовершеннолетних, у 51 ребенка жилищный вопрос изучается (направлены запросы в юстицию, УФМС, жилищные органы).
Имеют жилье на праве собственности 827 детей, что составляет 9,3 % от общего количества детей, оставшихся без попечения родителей. Из общего количества жилья, находящегося в собственности детей, оставшихся без попечения родителей, 343 жилых помещения нуждается в косметическом ремонте, 45 - необходим капитальный ремонт, 3 жилых помещения- находится в аварийном состоянии.
Сохранено право пользования жилыми помещениями за 3831 ребенком, что составляет 43,4 % от общего количества детей, оставшихся без попечения родителей. Из общего количества жилья, в котором сохранено право пользования за детьми, оставшимися без попечения родителей, 1595 жилых помещений нуждается в косметическом ремонте, 338– необходим капитальный ремонт, 94– находится в аварийном состоянии.
4 166 детей, оставшихся без попечения родителей, не имеют жилья, что составляет 47,2 %. Из них 2084 детей (50 %), воспитываются в замещающих семьях, 1844 ребенка (44,2 %), находятся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 242 ребенка (5,8 %) обучаются в ПУ, ССУЗах, ВУЗах.
Итого по оценке
специалистов по опеке и
1938 (80,1 %) - косметический ремонт;
383 (15,8) – капитальный ремонт;
97 (4%) – находится в аварийном состоянии.
В соответствии с Семейным и Гражданским кодексами Российской Федерации органы опеки и попечительства выступают в судах в качестве третьего лица при защите прав и интересов несовершеннолетних. Так за 2010 год сотрудники территориальных структурных подразделений комитета приняли участие в 4976 судебных заседаниях по следующим вопросам:
усыновление/удочерение (в том числе отчимами, мачехами) – 490,
отмена усыновления/удочерения – 18,
осуществления родителем родительских прав, проживающим отдельно от ребенка – 241,
лишение родительских прав/ограничение в родительских правах – 1994,
восстановление в родительских правах – 111,
определение места жительства детей, при раздельном проживании родителей – 405,
препятствие к общению с ребенком его близких родственников- 131,
признание гражданина безвестно отсутствующим, умершим – 72,
защита прав несовершеннолетних в уголовных процессах – 353,
и др – 1161
Основными причинами утраты детьми родительского попечения в крае остаётся уклонение родителей от исполнения своих обязанностей, создание своими действиями или бездействием условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей, отказы родителей забирать детей из родильных домов, либо из иных учреждений, смерть и осуждение родителей, психические заболевания, алкоголизм и наркомания родителей, и как следствие - лишение либо ограничение их в родительских правах, признание недееспособными либо ограниченными в дееспособности.
За 2010 год были лишены родительских прав 885 родителей, в отношении 1050 детей, ограничены в родительских правах 101 родитель, в отношении 133 детей. В 2009 году были лишены родительских прав 1034 родителя в отношении 1177 детей, ограничены в родительских правах 93 родителя в отношении 120 детей (годовые показатели в 2008 г. – лишены 1028 родителей в отношении 1238, ограничены 87 чел в отношении 109 детей).
Следует учитывать, что лишение родительских прав это исключительная мера, поэтому увеличение родителей, ограниченных в родительских правах, в 2010 году, показывает профилактическую направленность данного процесса, так как продолжается работа всех служб профилактики.
Профилактика социального сиротства одно из основных направлений деятельности органов опеки и попечительства. Поэтому снижение численности родителей, лишенных в 2010 году родительских прав, это результат профилактической работы с семьей, оказавшейся в социально-опасном положении. С 1 января 2010 года вступило в действие постановление Правительства Хабаровского края от 14.08.2009 № 257-пр «О порядке признания ребенка нуждающимся в помощи государства», направленное на решение вопросов профилактики социального сиротства, сохранения семьи, защиты прав и интересов ребенка, находящегося в социально опасном положении и нуждающегося в помощи государства.
В целях реализации
данного постановления
Всего в 2010 году в органы опеки и попечительства комитета поступило 946 сообщений о детях, находящихся в социально-опасном положении. Было признано нуждающимися в помощи государства 172 ребенка, в результате работы служб системы профилактики 109 детей (63,3%), продолжают жить и воспитываться в кровных семьях, 49 детей (28,4%) определены в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 14 детей (8,1%) переданы на воспитание в семьи опекунов, попечителей.
Комитетом по делам опеки и попечительства Правительства Хабаровского края (далее комитет) проводится разъяснительная работа по недопущению жестокого обращения с детьми в замещающих семьях. Во всех районах края с апреля по июль 2010 года были проведены информационные встречи с опекунами (попечителями) и приемными родителями на которых, в том числе, обсуждались и вопросы недопущения жестокого обращения с детьми. По данной теме комитетом регулярно публикуются статьи в СМИ .
Комитетом совместно с уполномоченным по правам человека в Хабаровском крае с целью повышения уровня осведомленности граждан в сфере опеки и попечительства, разъяснению прав детей, оставшихся без попечения родителей, недопущения жестокого обращения с детьми разработано 5 информационных бюллетеней.
В ноябре 2010 года специалисты комитета приняли участие в конференции «Семья и детство без жестокости и насилия».
В 2010 году продолжалась работа по реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, находящихся под опекой (попечительством), в том числе в приёмных семьях, на получение денежных средств на содержание.
Согласно постановлению
Губернатора Хабаровского края
от 29.03.2010 № 47 «Об индексации в 2010
году ежемесячных выплат
За 2010 год произведено выплат денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся:
в семьях опекунов – 269 515 746,38 рублей
в приемных семьях – 62 544 541,98 рублей.
В 2010 году постановлением Губернатора Хабаровского края от 29.03.210 № 46 «Об индексации в 2010 году ежемесячных выплат вознаграждения опекунам или попечителям» также была произведена индексация ежемесячных денежных выплат вознаграждения опекунам (попечителям), исполняющим свои обязанности возмездно, с 01.04.2010 на 9 %. В результате сумма выплаты вознаграждения опекуну (попечителю) за воспитание одного ребёнка составляет от 3270 до 4360 рублей (с учетом районных коэффициентов).
За отчетный период произведено выплат вознаграждений опекунам (попечителям) на сумму 39 149 033,21 рублей.
Общая сумма выплаченных средств из краевого бюджета в 2010 году на данные цели составляет 371 млн. руб.
Итоги работы комитета в 2010 году показали что:
1. Повысилась ответственность органов власти всех уровней в решении проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же недееспособных совершеннолетних граждан, нуждающихся в помощи государства;
2. Устраняется дублирование межведомственных полномочий, обеспечивается консолидация усилий всех участников взаимодействия, осуществляется совместный поиск не решенных вопросов путем совместной работы и подписания соглашений как с отраслевыми министерствами и ведомствами, так и с главами районных, поселковых, сельских муниципальных образований о взаимодействии по вопросам защиты законных прав и интересов граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве;
Всего с целью обеспечения
такого взаимодействия
3. Организована деятельность территориальных органов комитета во всех муниципальных образованиях края;
разработаны и приняты
к исполнению единые
обеспечена единая правоприменительная практика по вопросам опеки и попечительства;
создано единое
4. Создана персональная
база данных детей-сирот и
5. Разработана система обучающих семинаров для руководителей и специалистов комитета, в том числе с привлечением специалистов смежных учреждений министерств и ведомств края;
6. Разработано и утверждено
4 регламента предоставления
Заключение
Из представленного в данной работе материала видно, что современное Российское законодательство, регулирующее гражданско-правовое положение несовершеннолетних, соответствует общепринятым международно-правовым нормам и позволяет обеспечить гарантии прав и свобод этой категории граждан.
Взаимодействие различных отраслей права при определение правового статуса несовершеннолетних в нормах различной правовой принадлежности создают предпосылки к созданию комплексных нормативных актов, посвященных правам несовершеннолетних.
Необходима конкретизация правовых предписаний, повышение качества действующих норм права, что должно снять имеющиеся в законодательстве противоречия в отношении гражданско-правового положения несовершеннолетних и таким образом способствовать совершенствованию практики их применения.
Так же, в ходе комплексного изучения действующего законодательства и практики его применения можно вывести следующее понятийное определение:
«Правовой статус несовершеннолетнего гражданина – это совокупность юридических прав и обязанностей граждан, не достигших полной дееспособности, обусловленных их возрастом, реализация которых обеспечивается экономическими, правовыми и организационными гарантиями со стороны государства и органов местного самоуправления».
Любое право и обязанность гражданина становится реальной социальной ценностью лишь при наличии достаточных правовых гарантий. А они возможны, прежде всего, при законодательном закреплении самого права. В существовании прав, обязанностей, ответственности ребенка никто не сомневается, но в едином законодательном акте правовой статус несовершеннолетних граждан России не зафиксирован.
В целях дальнейшего совершенствования правовой базы предлагаю:
1. С целью устранения создавшихся противоречий возможно изменить ч.1 п.1 ст. 27 ГК РФ следующим образом: «В исключительных случаях несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет и обладающий достаточной психической зрелостью, может быть признан полностью дееспособным по усмотрению органа опеки и попечительства либо суда. В частности, такое признание возможно, если лицо работает по трудовому договору, в том числе по контракту, либо намерено осуществлять предпринимательскую деятельность».