Правовое регулирование публично-правового договора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 22:43, реферат

Краткое описание

В настоящее время в праве наблюдается особый интерес к договорным отношениям. Проблематика договорного регулирования особо актуальна в последние десятилетия. Договор недавно стал актуален среди средств публичного права. Однако в публичном праве Российской Федерации на протяжении многолетней практики не был отработан механизм заключения договоров и соглашений, не определено место в публичном праве, не были детально урегулированы вопросы ответственности за их неисполнение. Разнообразие мнений на предмет договора повлекло и многообразие их разновидностей: о разграничении полномочий, о разграничении предметов ведения и полномочий, о передаче осуществления части полномочий, о делегировании полномочий. Границы между соглашениями носят условный характер.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие публично правового - договора, его сущность и значение……….5
2. Виды публично-правовых договоров………………………………………..9
3.Правовое регулирование публично-правового договора…………………..24
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованной литературы………………………………………..….31

Вложенные файлы: 1 файл

План.docx

— 57.17 Кб (Скачать файл)

План………………………………………………………………………………2

Введение………………………………………………………………………….3

1.Понятие публично правового  - договора, его сущность и значение……….5

2. Виды публично-правовых  договоров………………………………………..9

3.Правовое регулирование  публично-правового договора…………………..24

Заключение………………………………………………………………………29

Список использованной литературы………………………………………..….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    В настоящее  время в праве наблюдается  особый интерес к договорным  отношениям. Проблематика договорного  регулирования особо актуальна  в последние десятилетия. Договор  недавно стал актуален среди средств публичного права. Однако в публичном праве Российской Федерации на протяжении многолетней практики не был отработан механизм заключения договоров и соглашений, не определено место в публичном праве, не были детально урегулированы вопросы ответственности за их неисполнение. Разнообразие мнений на предмет договора повлекло и многообразие их разновидностей: о разграничении полномочий, о разграничении предметов ведения и полномочий, о передаче осуществления части полномочий, о делегировании полномочий. Границы между соглашениями носят условный характер. При рассмотрении  практики договорного регулирования выявлены значимые вопросы правовой теории и практики: сущность, содержание, порядок заключения и реализации публично-правового договора. В связи с этим, актуален обсуждения и принятие отдельных постановлений Конституционно Суда Российской Федерации, в связи со спорными вопросами по поводу трактовки договорного регулирования между субъектами публичного права.

    Актуальность  курсовой работы заключается  в теоритическом исследовании  сущности, значение и правовое  регулирование публично-правового  договора.

    Объектом изучения является публично-правовой договор, как правовое явление, правовые средства, участвующее в правовом регулировании договорных отношений.

    Предметом исследования  является закономерности возникновения, функционировании и развития публично-правового договора, а также закономерности действия всего механизма правового регулирования и судебная практика, связанная с договорным регулированием.

 

     Цели и задачи  курсовой работы. Исходя из актуальности  обозначенной темы и недостаточного  изученности данной  работы, основной  целью является изучение, сбор, и определение сущности основных понятий публично-договорного регулирования, а также теоритических и практических проблем договорного регулирования..

     Для достижения  поставленной цели были реализованы следующие задачи, показать роли и значение публично-правового договора, исследовать правовую практику, сформулировать понятие публично-правового договора, исследовать квалификацию договоров, и правовое их обеспечение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие, сущность, признаки  публично-правового договора.

     Публично-правовой  договор является общепринятым  средством регулирования в отраслях  частного права. Он относится к публично-правовому праву. В договоре используют преимущественно методы нормативной ориентации и императивных предписаний. В Федеральных законах и подзаконных актах выражается властное-управленческое воздействие на волю юридических и физических лиц, которое заставляет их действовать в пользу своих целей и удовлетворения публично-правовых интересов.

      В публично-правовых  договорах используют договорное начало как самостоятельный способ договорного регулирования и включает в «правовую цепь» в качестве элемента регулирования. В истории на этот факт было обращено внимание учеными-юристами еще в XIX – начале XX в., Г. Еллинек и другие германские ученые различали договоры, выполняющие распределительную функцию для взаимного удовлетворения интересов и предоставления услуг. В связи с этим они выделяли соглашения с их конститутивной функцией по отношению к третьим лицам. Соглашения определяют их права и обязанности. С этой точки зрения соглашения рассматривались в широком смысле, как все государственные акты, требующие для своей силы согласования и воли нескольких лиц.

      В России административист  А.И .Елистратов, поддерживал точку зрения и объяснял развитие договоров в административном праве потребностью учитывать интерес политического самопознания масс. Он предполагал, что для всех категорий рабочих, в особенности публичных служб, необходимо более внимательно учитывать свои жизненные и профессиональные интересы. Единоначалие, не считающее с волей народа, постепенно теряет свою силу.  В середине XX в. Наблюдается расширение сферы договорных отношений, договор становится регулятором в экономических отношениях и приобретает значение универсального регулятора. В связи с развитием договорной собственности прошли преобразования в отношениях собственности, отменой всеохватывающего планового распределения, отказом о системы административных предписаний по формированию условий договора, распространением договора на новые сферы. В это время наблюдаются увеличение развития договорного права.

     Благодаря  публично-правовым договорам возможно согласовать интересы, позиции и действия государств, властных структур, общественных организаций, наций и народностей, слоев общества. Возникает необходимость применять договора, в связи с нарастастающей сложной ситуацией в мире. В это время публично-правовой договор включает общественные и классические общепринятые нормы и способы регулирования общественных отношений.

     Публично-правовой  договор - есть соглашение сторон, выражающее их волю к установлению, изменению и прекращению их  прав и обязанностей, к совершению  либо воздержанию от совершения  юридических действий.  Договору  присущи следующие признаки:

1.добровольность заключения, т.е. свободное волеизъявление;

2.равенство сторон как  партнеров;

3.согласие сторон по  всем существенным аспектам договора;

4.эквивалентный, чаще  всего возмездный, характер;

5.взаимная ответственность  сторон за невыполнение или  ненадлежащее исполнение принятых  обязательств;

6.законодательное обеспечение  договоров, придающее им юридическую  силу.

      Уместно  в данной связи пояснить, как  воля сторон в договоре связана  со всеобщей государственной волей. Договор служит основанием возникновения субъективных прав и обязанностей сторон и конкретных правоотношений. Стороны связывает посредством субъективных прав и обязанностей не только их индивидуальная воля, но прежде всего воля в широком социальном смысле – государственная воля, возведенная в закон и принявшая всеобщую, правовую форму.

    В договорном правоотношении происходит своего рода персонификация государственной воли, когда общее проявляется в единичном. Под общую «правовую меру» как бы подводятся воля и деятельность сторон, опосредованные правом. Происходит преобразовательное воздействие на волю сторон и юридические факты, с которыми связывается заключение договоров.

       Данная позиция несет в себе отпечаток взглядов и правовых актов того времени, когда договор был тесно связан и даже «зависел» от планов. Основными является : Во-первых, закон признает договор как вид нормативной саморегуляции. Во-вторых, закон определяет «договорное поле», т.е. типологию сфер или вопросов, для регулирования которых используется договор В-третьих, закон устанавливает виды договоров и их формы. В-четвертых, закон вводит процедуры заключения и исполнения договоров, защиты прав и интересов партнеров, а также меры ответственности их за невыполнение договорных обязательств.

     Публично-правовой договор - это договор представляет собой особый тип договоров, так как он не регулирует какой-либо определенный вид деятельности, а охватывает различные виды гражданско - правовых  договоров.

    Для публично-правового договора характерны некоторые специфические признаки. Субъектом договора всегда является субъект публично-правовых отношений, и прежде всего обладающий властными полномочиями. Государство, его органы, должностные лица, местное самоуправление, официальные представители партий и иных общественных организаций, международные организации – таковы наиболее типичные субъекты публичных договоров. Другая же сторона может иметь иной статус, но в публично-правовой сфере быть носителем некоторых властно-регулирующих функций (государственные корпорации и т.п.) или выражать общественные интересы (территориальное, профессиональное и иное самоуправление). Субъектом договора всегда является субъект публично-правовых отношений обладающий, прежде всего, властными полномочиями (государственные и муниципальные органы, должностные лица местного самоуправления и т.д.);

   Публично-правовой договор отличается от других договоров своим предметом. Предметом публичного договора могут быть только такие обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые коммерческая организация должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Так, например, организация, осуществляющая гостиничное обслуживание, не вправе при наличии свободных мест отказать гражданину в предоставлении гостиничных услуг. Однако если эта же коммерческая организация выступает продавцом своего имущества в договоре купли - продажи, то такой договор уже не будет относиться с категории публичных.

     Своеобразны обязательства сторон публично-правовых договоров и способы их обеспеченности. Саморегуляция сторон здесь более жестко предопределена их конституционным статусом, но это не снижает объема их усмотрения и добровольности в определении предмета договоров. В них содержатся нормы-цели, нормы-намерения, нормы-координаторы, нормы-согласования, нормы-программы, нормы-действия, нормы-предостережения, нормы-воздержания. Обеспеченность выполнения обязательств государством и его органами, иными субъектами – более многообразная по своим средствам. Включает меры организационные, правовые, экономические, платежно-расчетные, изменения режимов и приоритетов и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

2. Классификация  публично-правовых договоров.

     Исходя из  указанных специфических признаков  публично-правовых договоров, их  субъектов и содержания и отмечая,  что договорные отношения в  сфере публичного права выражают  меру согласования деятельности  участников в рамках публично-правового  воздействия, Ю. А. Тихомиров  дает следующую классификацию  указанных договоров:

1. учредительные договоры;

2.компетенционно-разграничительные  соглашения;

3.соглашения о делегировании полномочий;

4.программно-политические  договоры о дружбе и сотрудничестве;

5.функционально-управленческие  соглашения;

6.договоры между государственными  и негосударственными структурами;

7.договоры о гражданском согласии;

8.международные договоры.

     Учредительные договоры посвящаются обычно институциональным вопросам – статусу государств, их объединений, взаимоотношениям субъектов федерации, статусу государственных органов и т.п.

     В сложных  государствах, образуемых путем  объединения ряда государств, договор  служит их юридической первоосновой. Вспомним об опыте Германии  XIX в., когда после победы Пруссии в австро-прусской войне (8 августа 1866 г.) был заключен договор о создании из 17 немецких государств Северо-Германского Союза. Следующий шаг – заключение «вечного союза для защиты союзной территории и применяемого на ее протяжении права». Этот союз именуется Германской империей 16 апреля 1871 г. Конституция Германии зафиксировала создание «союзной территории», состоящей из ряда государств. Ее раздел XIII «Устав о конфликтах и наказаниях» был посвящен процедуре разрешения конфликтов между государствами Союза.

   Обратимся к опыту нашей страны Договорный процесс между советскими республиками активно развивался до образования Союза ССР. Республики заключили между собой целый ряд соглашений по общим вопросам межгосударственного сотрудничества – политическим, военным, дипломатическим, экономическим. На их основе формировались новые взаимосвязи между государственными органами республик, заключались соглашения по конкретным предметам взаимодействия. Происходили те перемены в общественном сознании наций и народов, которые послужили социальной основой для более тесного объединения республики.

     В научно-исторической  литературе основательно исследован  данный процесс, равно как и  те правовые источники, которые  создавали необходимый юридический  фундамент.

     Сошлемся на  некоторые правовые акты. Это  Соглашение Центральной Советской  власти с Башкирским правительством  о Советской Автономии Башкирии (1919 г.), Договор Азербайджана и  России о военно-экономическом  союзе обеих республик (1920 г.). Союзный договор между РСФСР и Хорезмийской Советской Народной Республикой (1920 г), Союзный рабоче-крестьянский договор между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Украинской Социалистической Советской Республикой (1920 г), Союзный договор об образовании Федеративного Союза социалистических Советских республик Закавказья (1922 г.), Союзный рабоче-крестьянский договор между РСФСР и ССР Грузии (1922 г.), Соглашение между правительствами РСФСР и БССР по финансовым вопросам (1921 г) Завершением объединительного процесса стал Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик 30 декабря 1922 г. Объединение республик в одно союзное государство произошло на следующих основаниях. Во-первых, были закреплены предметы ведения Союза ССР в лице его верховных органов. Во-вторых, установлены системы союзных органов и порядок их образования В-третьих, определены виды актов, издаваемых союзными органами, и их соотношение между собой, а также порядок внесения соответствующих изменений в конституции республик. В-четвертых, введено единое гражданство. В-пятых, определено бюджетное устройство. В-шестых, утверждены символы Союза ССР. В-седьмых, за республиками сохранено право свободного выхода из Союза.

Информация о работе Правовое регулирование публично-правового договора