Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 00:06, курсовая работа
1. Общая характеристика земель сельскохозяйственных предприятий.
2. Основания возникновения у них прав на землю,
3. Формы и виды собственности на землю у крестьян (фермеров), кооперативов, обществ. Их законодательное закрепление.
4. Аренда земельных участков предприятиями.
5. Использование земли: права и обязанности пользователей.
6. Охрана окружающей природной среды в связи с использованием земли.
7. Возмещение вреда при загрязнении окружающей Среды и нерациональном использовании природных ресурсов: порядок и условия.
Под целевым назначением земель понимаются установленные законодательством порядок, условия, предел эксплуатации (использования) земель для конкретных целей в соответствии с категориями земли.
Кроме целевого назначения
земли, известного
Разрешенное использование земельного участка, которое определяется на основе градостроительной и землеустроительной документации, зонирования может содержать требования к: способам использования земель и запрещению тех из них, которые ведут к деградации почв, снижению их плодородия или ухудшению экологической и санитарной обстановки; плотности, высоте и глубине застройки в соответствии с градостроительной документацией и строительными нормами и правилами; размещению строений и сооружений в пределах земельного участка и иные требования.
Перечень требований, включаемых в разрешенное использование земельного участка, не зависит от вида прав на дачный участок и определяется соответствующими органами государственной власти или местного самоуправления при предоставлении земель. Разрешенное использование, самовольное изменение которого допускается, указывается в решениях компетентных органов о предоставлении (передаче) земельного участка или об установлении специальных режимов использования земель (например, природоохранного, рекрационного и иного назначения); документах государственного земельного кадастра; поземельной книге; в договорах по сделкам с землей и в документах, удостоверяющих право на землю.
Представляется важным с точки зрения рационального использования земель, улучшения их охраны именно на законодательном уровне определить как понятие целевого назначения земель так и понятие разрешенного использования земельных участков, закрепить порядок установления и изменения основного целевого назначения и вида разрешенного использования участка и т.д.
Все многочисленные права и обязанности, составляющие правомочие пользования, являющегося неотъемлемым элементом земельной правосубъектности сельскохозяйственных предприятий, подразделяются на общие права и обязанности и специальные. Общие права и обязанности распространяются на всех субъектов, и использующих землю, независимо от ее категории и целевого назначения участка. Короме того, права и обязанности могут быть установлены применительно к использованию земель, например сельскохозяйственного назначения или другой категории земельного фонда. Права и обязанности, зависящие от категории земель и целевого назначения участка, являются специальными. Объем и содержание права и обязанностей при временном пользовании и аренде земли могут зависеть от условий договора, заключаемого сторонами (например, право на последующий выкуп земельного участка при аренде; право на возведение для производственных целей строго перечисленных в договоре построек временного характера при договоре временного пользования землей и т.д.)
Среди общих права по использованию земель следует назвать: право самостоятельно хозяйствовать на земле; право использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, водные объекты; возводить производственные и иные строения и сооружения. К специальным правам субъектов, использующих земли сельскохозяйственного назначения, можно отнести: право собственности на посевы и насаждения; в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культуротехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранительными требованиями, участвовать в решении вопросов мелиорациях земель (ст. 52 ЗК РСФСР).
Законодательство запрещает
Законодательством предусмотрены определенные гарантии права сельскохозяйственных предприятий при изъятии у них земельных участков для государственных или муниципальных нужд (выкуп участка по договорной цене у собственника; строительство по желанию предприятия производственных или иных построек взамен изымаемых и т.д.); установлен запрет на изъятие особо ценных продуктивных земель и исключительный порядок изъятия сельхозугодий с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня и другие требования.
Все субъекты, имеющие землю, в том
числе и сельскохозяйственные
предприятия, обязаны (общие обязанности):
эффективно ее использовать в соответствии
с целевым назначением; применять природоохранные
технологии производства, не допускать
ухудшения экологической обстановки на
территории в результате своей хозяйственной
деятельности; осуществлять комплекс
мероприятий по охране земель; не нарушать
права других собственников земли, землепользователей,
землевладельцев и арендаторов, а также
порядок пользования лесными угодьями,
водными и другими природным объектами;
своевременно производить платежи по
земельному налогу и арендной плате; своевременно
представлять в установленном порядке
сведения о состоянии и использовании
земель; вести строительство в соответствии
с действующими строительными нормами
и правилами по согласованию с землеустроительными,
архитектурно-
Специальными обязанностями, присущими
именно субъектам, которые используют
земли сельскохозяйственного
В процессе производственной деятельности, человек может отрицательно влиять на природные объекты. В целях предупреждения такого влияния или уменьшения его последствий. Все чаще мы сталкиваемся неблагоприятной экологической обстановкой, которая негативно отражается на нашем здоровье и основном народном достоянии - земле. Говоря об этой теме, еще раз важно подчеркнуть ст. 36 Конституции РФ, которая, как уже сообщалось выше, упоминает о экологической этике (требования) при эксплуатации земель.
Эти требования закреплены в Земельном кодексе РСФСР, Закона “Об охране окружающей природной Среды”, а также ряде других нормативных актов, как например, постановление Правительства РФ от 13 октября 1995 года “О неотложных мерах по защите почв от ветровой и водной эрозии”. Этим постановлением определен целый ряд противоэрозионных мер для улучшения природного качества земель. “Согласно закону в случае невозможности в ближайшее время восстановить плодородие почв деградированных сельскохозяйственных угодий, земель, загрязненных химическими радиоактивными веществами свыше допустимой концентрации, а также карантинными вредителями и болезнями растений предусматривается консервация земель (т.е. прекращение на них всякой хозяйственной деятельности). (Учебник: Аграрное право. под. ред. Быстрова Г.Е. и Козыря М.И.- М.: Юристъ, 1996.).
Одной из актуальнейших проблем является то, что превышаются нормативы предельной концентрации вредных веществ. Пользователь часто превышает эти нормативы, что конечно негативно сказывается на экологической обстановке в данном регионе.
Вопросы охраны окружающей природной среды закреплены в нормах Земельного кодекса, в частности в ст. 103 определяется экологические и санитарно-гигиеничесакие требования к размещению, проектированию и вводу в эксплуатацию объектов, строений и сооружений, влияющих на состояние земли. По сути в этой статье определено в каких случаях, в каком порядке, и каково содержание санитарно-гигиенических и экологических требований.
В законе “Об охране окружающей природной среды” в статьях 25-34 раздела IV устанавливаются нормы, регламентирующие качество (состояние) окружающей Среды. Закон выдвигает одно из важных требований для таких нормативов - соответствие международным стандартам. (Конечно все мы знаем, что в настоящее время наша страна мало подготовлена для выполнения нормативов предельно допустимых выбросов принятых в мире. Поэтому, согласно ст. 54 выбросы, сбросы допускаются только на основе разрешения органов охраны окружающей природной Среды.) Нормы направлены на определение допустимых границ воздействия на окружающую природную среду и устанавливают механизмы, гарантирующие ее безопасность. Здесь законодатель вводит такие понятия, как оценка качества (состояния) окружающей природной Среды осуществляется путем установления предельно допустимых концентраций вредных веществ (ст. 26) - установлены для вредных химических веществ; предельно допустимых уровней вредных воздействий (ст. 28) - установлены для таких вредных воздействий, как шум, вибрации, радиация, магнитные поля и другие физические воздействия.
Закон об охране окружающей природной
Среды предусматривает
Необходимо также учитывать экологические требования при природопользовании (по существу они закреплены во всех статьях с 40 по 57 Закона об охране окружающей Среды”). Собственник не только должен не нарушать, но и предпринимать определенные меры для улучшения качества, повышения плодородия и т.п. По существу это означает экологизацию природопользования и всех его конкретных видов (землепользования, недропользования, лесопользования, водопользования, пользования атмосферным воздухом и животным миром).
Закон подходит к такому понятию, как экологизация природопользования, которое означает всемерное улучшение его охраны от различных вредных техногенных и антропогенных воздействий, приводящих к ухудшению окружающей природной Среды. Так, земли охраняются от эрозии и заражения, загрязнения, истощения и т.д. В то же время предусматриваются меры предупреждения вредного влияния природных явлений, ликвидации их последствий (селевых потоков, оползней и т.д.). Предусматриваются меры экономического механизма, экологической экспертизы, усиления экологического контроля, традиционной юридической ответственности, а также специальной эколого-правовой ответственности (прекращение права х землепользования и т.д.).
Эколоигизация природопользования означает усиление его охраны, вводит его в рамки рационального, научно обоснованного, безвредного или менее вредного для окружающей природной среды, включает в систему экологической безопасности.
Существуют также нормы
В целях обеспечения нормализации экологической обстановки законодательство предусматривает также и меры поощрения - экономическое стимулирование собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов за рациональное использование и охрану земель (ст. 105 Земельного кодекса РСФСР). Виды экономического стимулирования закреплены в ст. 106 ЗК РСФСР:
Так мера по выделению средств
Освобождение от платы за земельные участки, находящиеся на стадие сельскохозяйственного освоения, в период предусмотренный проектом производства работ - еще одна мера экономического стимулирования пользователя данным участком. Законодатель понимает, как трудно осваивать целинные земли. Сама мера направлена на стимулирование пользователя к использованию данного участка, что дает государству большую рационализацию использования ее территорий.
Закон также гарантирует частичную компенсацию из средств бюджета снижения дохода в результате временной консервации земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли. “Необходимость консервации земель возникает как в силу естественных причин (например, подтопление, оседание почвы и т.п.). Выбытие из эксплуатации части земельной площади вызывает у соответствующего хозяйства либо прямые убытки, либо наряду с ними упущенную выгоду. Закон предусматривает частичную их компенсацию за счет бюджета, видимо, в связи с тем, что если предприятия, организации и граждане, виновны в нарушении земель, то ущерб должны возмещать последние. Если же нарушение произошло в силу естественных причин, то здесь может иметь место страховой случай, и убытки должны возмещать страховые организации (если имеется договор о страховании)”(Учебник: Аграрное право. под. ред. Быстрова Г.Е. и Козыря М.И.- М.: Юристъ, 1996.). К вопросу о страховании я еще вернусь.
Информация о работе Правовой режим земель сельскохозяйственных коммерческих организаций