Правовой статус субъектов института опеки и попечительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 23:34, курсовая работа

Краткое описание

Граждане Республики Абхазия вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обязанности. Имеют возможность самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности при наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным. Дееспособный гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 111.08 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

   

Каждый гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, т. е. обладает правоспособностью. Но не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства. Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.

       Граждане Республики Абхазия вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обязанности. Имеют возможность самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности при наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным. Дееспособный гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни. Он несет самостоятельную ответственность за свои действия.

    Однако возможны ситуации, когда гражданин в силу своего малолетнего возраста или психического расстройства не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и защищать свои законные интересы. В этих случаях он нуждается в посторонней помощи, оказание которой и является целью установления опеки или попечительства.

  Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (п. 1 ст. 32 ГК). Сущность опеки состоит в том, что вместо ребенка, не достигшего 14 лет, либо вместо лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, все права и обязанности осуществляет специально назначенное лицо – опекун. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и полностью заменяют подопечных в имущественных отношениях. Опекуны совершают от имени подопечных и в их интересах все необходимые сделки, они выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия, на основании удостоверения, выданного органом опеки и попечительства, либо решения этого органа о назначении данного лица опекуном. 

    В литературе иногда высказывается мнение, что опека устанавливается над полностью недееспособными гражданами . Эта формулировка является неточной, поскольку ГК не считает детей в возрасте от 6 до 14 лет полностью недееспособными, а, напротив, определяет объем их частичной дееспособности.

    Попечительство отличается от опеки содержанием обязанностей, которые закон возлагает на опекунов и попечителей. Оно устанавливается над гражданами, которые частично дееспособны, – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (п. 1 ст. 33 ГК).

      Попечительство состоит в том, что специально назначенное лицо – попечитель помогает частично дееспособному либо ограниченно дееспособному лицу осуществлять принадлежащие им права и исполнять обязанности своими советами и дает либо не дает свое согласие на совершение такими лицами сделок и других юридических действий (кроме сделок, которые несовершеннолетний или ограниченно дееспособный вправе совершать самостоятельно). Попечитель, таким образом, не заменяет полностью лицо, над которым установлено попечительство, а лишь помогает ему принимать разумные решения, восполняя недостающий жизненный опыт несовершеннолетнего либо удерживая от неправильных действий гражданина, ограниченного в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Наряду с этим попечитель охраняет их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

        Данная работа посвящена институту опеки и попечительства в Республике Абхазия.

   В настоящее время проблемы института опеки и попечительства заслуживают внимания юридической науки еще и потому, что данный институт довольно долго и детально не исследовался. Среди ученых юристов стало традиционным отношение к нему как к незначительному. Между тем изменения, произошедшие в гражданском законодательстве и в цивилистической науке, обусловливают потребность в реформировании института опеки и попечительства. Изменилось предстваление о месте семейного права. Исходя из вышеперечисленного актуальность данной темы не вызывает сомнений, поскольку обеспечение интересов людей нуждающихся в опеке и попечительстве является основополагающей задачейй государства и всего общества. 

    Дети рассматриваются как самостоятельные личности, имеющие с момента рождения определенные права, право жить и воспитываться в семье, быть под опекой и иметь попечителей или приемную семью – закреплено в Семейном кодексе Республики Абхазия.

      Институт опеки и попечительства носит комплексный характер, поскольку он включает в себя нормы гражданского права, касающиеся законного представительства лиц, не имеющих дееспособности, либо ограниченных в ней, а также административно-правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие между опекунами и попечителями и органами опеки и попечительства. Что же касается семейного права, то оно регулирует отношения, возникающие между опекунами и попечителями и несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей.

     Семья - главное, что есть у ребенка. Дети, лишенные любви родителей и их заботы, не могут стать полноценными членами общества. Семья традиционно рассматривалась как оплот всего необходимого для ребенка - воспитания, содержания, заботы и защиты его самого и его прав. Забота о семье и воспитании детей всегда являлась одной из основных задач нашего государства. Опека (попечительство) представляет собою одну из форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения.

    Таким образом, целью опеки и попечительства над такими детьми является их содержание, воспитание и образование, а также защита их прав и интересов.

    Целями дипломного исследования являются:

- изучение опеки и попечительства как правого явления;

- предложение возможных путей восполнения законодательных и правоприменительных недостатков опеки и попечительства.

      Эти основные цели выражены в комплексе взаимосвязанных задач, теоретический поиск решения которых обусловил структуру и содержание дипломной работы.

     Исходя из названных целей, определены следующие основные задачи дипломного исследования:

- анализ  абхазского гражданского и семейного законодательства, а также практики применения норм об опеке и попечительстве;

- обобщение исторического материала по проблеме опеки и попечительства;

- комплексное изучение основных теоретических и практических вопросов механизма реализации норм об опеке и попечительстве;

- оценка законодательной конструкции статей с точки зрения социальной обоснованности ее содержания и соответствия современным задачам;

     Объектом исследования дипломной работы являются общественные отношения, возникающие в области обеспечения защиты законных прав и интересов граждан при применении норм об опеке и попечительстве.

     В прямой зависимости от объекта находится предмет исследования, который составляют:

  • нормы гражданского и семейного законодательства, предусматривающий опеку и попечительство;

  • практика реализации нормы, предусматривающей опеку и попечительство;

  • тенденции совершенствования гражданского и семейного законодательства.

    Структура дипломной работы предполагает последовательный переход от истории законодательства об опеки и попечительства к понятиям и общим условиям, специфике опеки и попечительства, а также судебной практики по делам об опеке и попечительстве.

    Предлагаемая работа не претендует на исчерпывающее изучение всего комплекса вопросов, связанных с опекой и попечительством. В ней лишь предпринимается попытка путем анализа законодательства, правоприменительной практики и литературы исследовать основные теоретические и практические проблемы этих правовых институтов.

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Генезис института опеки и попечительства.

 

1.1.Становление и развитие института опеки и попечительства.

 

     Общепризнанно, что римское право оказало существенное влияние на формирование доктрины и базовых принципов континентального права. В настоящее время можно утверждать о влиянии римского права и на нормы романской правовой системы, регулирующие семейные правоотношения в части установления опеки и попечительства.

    В связи с этим представляется необходимым провести анализ возникновения, становления и развития в римском праве института опеки и попечительства, для того чтобы выявить правовые признаки и установить сущность названного института.

   По мнению Д.О. Азаревича, подробно изучавшего институт опеки и попечительства в римском праве, появление понятия «опека» необходимо соотносить с возникновением римского государства.1

    На начальных этапах формирования римского государства одним из основных правовых источников являлись традиции и обычаи. В этот период семейные правоотношения регулировались исключительно родовыми обычаями и опека не «устанавливалась», но осуществлялась согласно правовому обычаю в процессе обыденной жизнедеятельности людей.

   Необходимо отметить, что потребность в установлении опеки над лицами определялась наличием у лица неполной дееспособности. Под неполной (ограниченной) дееспособностью в римском праве понималась неспособность лица к формированию воли, что связывалось с возрастом (несовершеннолетние) либо полом (женщины), или болезненным безумием. Именно в связи с этим ограниченно дееспособные лица ставились под опеку или надзор лица, обладающего полной дееспособностью.

   Установление правового покровительства одного лица в отношении других, которые в силу традиции или прямых требований закона признавались нуждающимися в опеке, или «охраняющем управлении» (tutela от tueri — охранять, соблюдать), происходило в разных формах, определяемых только качеством лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве.

 

     Исторически первым видом опеки была обязательная опека домовладыки в отношении всех членов своей семьи и всех подвластных, которая по своему содержанию ничем не отличалась от обычных в римской семье различий между положением подвластных родственников и домовладыки как persona sui juris.

  В дальнейшем получила развитие завещательная опека, которая устанавливалась по завещанию домовладыки в отношении наследника, если он не обладал необходимыми качествами, которые бы сделали его лицом «своего права».

  Еще позднее исторически возникает опека наставленная, когда опекун назначался по решению уполномоченного на то магистрата в отношении лиц, признанных в этом нуждающимися по своим правовым или социальным качествам. Опека в отношении других лиц была неотъемлемым свойством правового положения домовладыки в своей семье. Назначение опекуна во втором и в третьем видах образования опеки рассматривалось не только как право, но и развилось в своего рода общественную повинность (minus publicum).

  Нельзя было отказаться от принятия опеки иначе, как представив веские и признаваемые традицией уважительными причины для этого. Участие магистратов в установлении опеки обеспечивало известную долю подконтрольности отношений по поводу опеки и попечительства со стороны публичной власти.

   Формы «охраняющего управления» в главном различались по тому, в отношении кого устанавливались опека или попечительство.

  В постклассическую эпоху развивается тенденция к сближению институтов опеки и попечительства. Эффект сделок, заключенных опекуном, воплощается непосредственно на стороне подопечного, и утверждается принцип, по которому со снятием опеки бывший малолетний получает долю из таких сделок, а также отвечает по ним. При Юстиниане эти иски уже считаются прямыми (directa). Опекун должен утвердить сделку в устной форме во время ее заключения, тогда как куратор может дать согласие на акт задним числом и в письменной форме.2

  Права опекуна терпят дальнейшие ограничения. Уже в 195г. опекуну запрещалось отчуждать земли малолетнего, делая исключение для гипотезы уплаты долгов, когда сделка могла быть дозволена магистратом.

 

    В IV в. запрет распространяется и на движимые вещи, не подверженные тлению. Императорская канцелярия предусматривает особую заботу опекуна о сохранении имущества подопечного, предписывая, например, хранить драгоценные металлы в виде кладов, а оборотные средства вкладывать в недвижимость или отдавать в рост. Устанавливается ответственность опекуна за провинность, но по-прежнему налагается на опекуна только за умысел. Допускается устранение опекуна, вызывающего подозрение. С 314 г. ответственность опекуна гарантируется генеральной ипотекой подопечного на имущество опекуна.

Информация о работе Правовой статус субъектов института опеки и попечительства